12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Светлана Владимировна156
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

(МАДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА –

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Маленькие фантазеры»

направленность «Художественная»

 

 

Возраст детей – 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

Составители программы:

педагог

Полякова Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2022 год

 

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка

3

 

Учебный план

7

 

Содержание программы

8

 

Методическое обеспечение; требования к образовательным результатам

12

 

Литература

14

Приложения к программе

16

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дошкольное детство –  это  период развития не только физических качеств ребенка, но и  его психологических особенностей, это важный этап в формирования чувства любви,  доброты, заботы, сострадания ко всему живому.

Мир животных, близких и далеких, привлекает детей с раннего детства. Они видят  животных  в своих первых книжках, знакомятся в окружающей жизни, испытывают потребность в общении с различными живыми объектами,  на улице, в домашних условиях и в  дошкольном учреждении. Рекомендации педагогов и психологов по использованию   в  процессе   обучения изобразительной   деятельности   анималистических  тем   подтверждают  необходимость с   детства   прививать детям   любовь   к   животному,  обращать   внимание   ребенка   на   красоту   животного,   на  его   пользу,  на  материнскую   заботу   о   детенышах,  на   то   чувство   привязанности,   которым   оно   отвечает   на   всякое   доброе   отношение.

Знакомство   детей   дошкольного  возраста  с   анималистическим   жанром   позволяет  решать   как   познавательные (внешние   облик,  повадки  и  поведение   животных,  их   характер),  так   и   воспитательные   задачи  (любовь   и   внимание,   чуткое  отношение   к  животному   миру,  желание   защищать,  сберечь  природу).

Рисование   животных -  очень   интересный   и  в  то   же  время   сложный  процесс. Использование   при   изображении   животных  различных   техник  и  приемов  рисования   позволяет  создавать выразительные образы,    способствует  развитию   воображения  и   фантазии. В ходе этой деятельности у дошкольников развивается    мелкая   моторика   рук  тактильное  и зрительное  восприятие,  внимание, усидчивость,   пространственная    ориентировка   на   листе   бумаги,  формируется  глазомер   и координация.  Происходит совершенствование    изобразительных  умений,   наблюдательности,   эстетического   восприятия,   эмоциональной   отзывчивости,    навыков   самоконтроля   и   контроля.

Методические  разработки в  этой  области   можно  найти  у  таких  педагогов  как: Т. С.  Комарова,  И. А.  Лыкова, Н. П. Сакулина, Е.  А. Флерина    и  др.

Необходимость обучения детей рисованию животных обусловлена  тем,   что    процесс изображения не   только   развивает   творческую   активность   ребенка,  но  и   способствует  познанию   окружающего   мира, воспитывает  гуманистическое   отношение     ко   всему живому.

 

Актуальность. Непосредственно  образовательная   деятельность   по  программе   дополнительного  образования  позволяет  развивать у детей не только художественные способности и коммуникативные навыки в процессе рисования,  но  и  привить  гуманные  чувства   к  животному   миру.

 

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

 

Цель: Создать условия для формирования всех психических процессов, развития художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира детей через различные способы рисования.

Задачи:

Обучающая: 

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

Развивающая: 

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Воспитательная: 

формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

 

Планируемые результаты

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- знать средства художественной выразительности (линия, штрих, пятно, цвет, форма, объем);

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков, например, красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, различать их образную специфику;

- давать оценку своей и чужой деятельности;

- выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, сангина, пастель, глина, пластилин, бумага для коллажа.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- работать в следующих видах искусства: графике, живописи, скульптуре;

- пользоваться различными художественными материалами: акварель, гуашь, мелки, тушь, пастель, сангина, бумага, глина, пластилин;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм, структура кожного покрова животного);

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы, структуры кожного покрова животного;

- изображать животных, их строение, пропорции, характерные особенности, окрас;

- проявлять фантазию, воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности.

 

Формы подведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

 

 

 

Год обучения

Количество человек

Возраст детей

1

12 человек

5-6 лет


 

Сроки реализации программы.

Программа дополнительное   образование «Маленькие фантазеры» реализуется в течении 1 года. Данная   программа предусматривает посещение детей старшей группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечернее время. Продолжительность занятия 25 минут

 

Учебный план


 

п/п

Разделы программы

Количество часов

Вид контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие “Как стать художником?

1

0,5

0,5

Первичный

2

В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

3

1

2

 

3

Город мастеров” - работа в технике граттаж.

3

1

2

 

4

Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

4

1,5

2,5

 

5

Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.

5

2

3

 

6

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

0,5

1,5

 

7

Использование карандашей в рисовании цветов.

4

0,5

3,5

 

8

Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

3

0,5

2,5

 

9

Рисование по - сырому. Пейзаж.

5

1,5

3,5

 

10

Многослойная живопись на тему: “Африка”.

4

1

3

 

11

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

 

1

 

12

Кляксография трубочкой.

1

 

1

 

13

Техника рисования “Свеча + акварель”.

3

1

2

 

14

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

 

1

 

15

Техника рисования “Пуантилизм”

4

1,5

2,5

 

16

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

4

1,5

2,5

 

17

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

4

2

2

 

18

Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

5

2

3

 

19

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

4

1

3

 

20

Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

0,5

1,5

 

25

Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

1

0,5

0,5

Итоговый.

Выставка

 

Итого:

64

20

44

 

 

 

Содержание программы

 

Вводное занятие “Как стать художником?”

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

7. Использование карандашей в рисовании цветов

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

9. Рисование по - сырому. Пейзаж

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

10. Многослойная живопись на тему “Африка”

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная”

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой”

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

13. Техника рисования “Свеча + акварель”

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14. Рисование пальчиками (творческая работа).

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

15. Техника рисования “Пуантилизм”

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

 

Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

Образовательная область

Интеграция образовательных областей по направлению «Изобразительная деятельность»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представления об изобразительной культуре и искусстве;

Развитие свободного общения, беседы об искусстве с взрослыми и сверстниками;

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах изобразительной деятельности. 

 «Познавательное развитие»

Расширение художественного кругозора детей;

Моделирование композиций;

Развитие художественного творчества через дидактические игры. Формирование целостной картины мира средствами художественного искусства, творчества.

 «Речевое развитие»

Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики изобразительного искусства;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря».

 «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие детского творчества;

Приобщение к различным видам искусства;

Использование художественных произведений для обогащения содержания изобразительных примеров;

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

 «Физическое развитие»

Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

Содержание учебного предмета в Программе реализуется через следующие разделы: графика, живопись, изображение растительного и животного мира, изображение человека. Для каждой возрастной категории детей предусмотрен свой учебно-тематический план, соответствующий мотивационным потребностям и физиологическим особенностям различного возраста. Основные разделы Программы и система художественно-творческих занятий имеют концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

системности - занятия проводят  в системе в течение всего учебного процесса;

последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;

принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для   воспитания и развития творческих способностей детей;

принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;

принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов

и способов изображения, разнообразие материала.

 

Методы и приёмы:

1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 2.Словесный: чтение, рассказ,  беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: сангиной, углем, акварелью, камнями, песком, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.


 

 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

В непосредственно образовательной  деятельности  используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу.  Использование  художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ».

Для непосредственно  образовательной   деятельности по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На различных   мероприятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Непосредственно  образовательная   деятельность по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».

Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

 

Этапы педагогического контроля.

Контроль знаний по программе проводится 2 раза в год: в октябре (входящий) и в мае (итоговый).

Входящий контроль:

Цель: проверить начальный уровень подготовки обучающихся.

Задание: учащимся предлагается нарисовать осеннее дерево.

Результаты диагностики заносятся в таблицу.

По каждому критерию ставится 1 балл

 

Ф.И. обучающегося

Критерии

Итоговый балл

Уровень начальной подготовки

Степень самостоятельности

Аккуратность

 

Итоговый контроль:

Цель: проверить уровень подготовки обучающихся по программе «Маленькие фантазеры»

Задание: учащимся предлагается нарисовать божью коровку.

Результаты диагностики заносятся в таблицу.

По каждому критерию ставится 1 балл

 

Ф.И. обучающегося

Критерии

Итоговый балл

Уровень начальной подготовки

Степень самостоятельности

Аккуратность

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Игнатьев  Е. И.  Психология  изобразительной  деятельности  детей. - М.:  Просвещение.,  1961 г. – 35с.

Казакова  Р. Г.   Рисование  с  детьми  дошкольного  возраста.- М.:  Творческий  Центр  Сфера,  2007 г.

Комарова  Т.  С.   Методика  обучения   изобразительной   деятельности  и                   конструированию. - М.:   Просвещение,  1991.  -  256 с.

Комарова  Т. С. Обучение   детей   технике   рисования. -  М.:  Просвещение,      1976.- 157с.

Комарова   Т. С. Обучение   детей  технике   рисования. Изд.  3-е,  переработанное  и   дополненное. Учебное   пособие – М.: Педагогическое    общество  России, 2005. – 176 с.

Комарова Т.  С. Формирование   графических  навыков  у  дошкольника. - М.: Просвещение, 1970. – 151 с.

Косминская  В. Б  и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду, - М., Просвещение, 1977 г.- 200с.

Костерин  Н. П. Учебное  рисование. - М.: Просвещение, 1980. - 270 с.

Кудрявцева   Л.  С.  Художники  детской   литературы.  М.,  Академия , 1998. – 205 с.

Лыкова  И. А. Изобразительная   деятельность  в  детском  саду. -  М.:  Сфера, 2011.  -  200 с.

Маршак  Б.  М. Рисование  дошкольника  на   основе   наблюдений   окружающего. – Минск:  Народная   Асвета,  1964.

Никитина  А. В.   Нетрадиционные   техники  рисования  в  детском  саду. -  Санкт- Петербург,  КАРО, 2010. -  100с.

Парафеева  С. В.  Обучение  детей  рисованию.  - М.:Просвещение ,1972 . -    85 с.

Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005.

«Радуга» : программа и  руководство  для  воспитателей второй  младшей  группы  детского  сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993. – 224с.

«Радуга» : программа и  руководство  для  воспитателей средней  группы  детского  сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208с.

«Радуга» : программа и  методическое  руководство  по  воспитанию,  развитию  и  образованию  детей 5-6 лет  в детском саду/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик .; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997. – 271с.

Сакулина   Н. П.  Методика  обучения   рисованию,  лепке  и  аппликации  в  детском   саду. -   М.: Просвещение, 1966 . – 266с.

Сакулина  Н. П.  Рисование  в  дошкольном  детстве.-  М.:  Просвящение,  1965 . - 215с.

Смирнова  М.  Г.  Изобразительная  деятельность  старших

дошкольников ; рекомендации, занятия,  дидактические   игры. -  Волгоград: Учитель, 2009. – 270с.

Флерина  Е. А.  Эстетическое  воспитание  дошкольника. -  М.: Просвещение,  1961 г.  – 181с.

Шайдурова  Н.  В.   Методика  обучения  рисованию   детей  дошкольного  возраста. - М.: Сфера,  2008.-  160 с.

Шайдурова  Н.  В.  Обучение   детей   дошкольного  возраста   рисованию   животных   по  алгоритмическим  схемам. -  М.: Детство- пресс, 2010. – 68 с.

 

Интернет ресурсы:

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

 

Литература для детей:

1. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – М: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7

лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –

Дидактика», 2006. – 108с.

4. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.:

ACADEMIA, - 1999. – 96с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Учебно – тематический план

 

Месяц

Тема

Кол-во  

часов

Теория

Практика

Форма

контроля

1

 

Вводное занятие “Как стать художником?

1

 

 

 

1.1

Октябрь

«Как стать художником?»

1

0,5

0,5

Входящий

2

В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

3

 

 

 

2.1

«Жар-птица»

1

0,5

0,5

 

2.2

«Тараканище»

1

 

1

 

2.3

«Нарисуй картину про  какую  хочешь  сказку»

1

 

1

 

3

Город мастеров” - работа в технике граттаж.

3

 

 

 

3.1

«Корабли   пустыни»

1

0,5

0,5

 

3.2

«Полосатые лошади»

1

0,5

0,5

 

3.3

«Слон»

1

 

1

 

4

Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

4

 

 

 

4.1

«Матрешка»

1

0,5

0,5

 

4.2

Ноябрь

«Чудо-матрешка»

1

 

1

 

4.3

«Чудо-матрешка»

1

0,5

0,5

 

4.4

«Чудо-матрешка»

1

 

1

 

5.

Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования

5

 

 

 

5.1

«Золотая осень»

1

0,5

0,5

 

5.2

«Осенние листья»

1

 

1

 

5.3

«Осенняя сказка»

1

0,5

0,5

 

5.4

«Пейзажи родной земли»

1

 

1

 

5.5

Декабрь

«Красивые   бабочки»

1

0,5

0,5

 

6.

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

 

 

 

6.1

«Лебеди на озере»

1

0,5

0,5

 

6.2

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

1

0,5

0,5

 

7.

Использование карандашей в рисовании цветов.

4

 

 

 

7.1

«Чудесный букет»

1

0,5

0,5

 

7.2

«Расцвели чудесные цветы»

1

0,5

0,5

 

7.3

«Морозный узор»

1

 

1

 

7.4

«Звездное небо»

1

0,5

0,5

 

8.

Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

3

 

 

 

8.1

«Небесные просторы»

1

0,5

0,5

 

8.2

Январь

«Солнечный День»

1

 

1

 

8.3

«На закате»

1

 

1

 

9.

Рисование по - сырому. Пейзаж.

5

 

 

 

9.1

«Расстелила зимушка-зима свои ковры »

1

0,5

0,5

 

9.2

«Морозный узор»

1

0,5

0,5

 

9.3

«Елочка»

1

0,5

0,5

 

9.4

«Зима»

1

 

1

 

9.5

«Деревья в снегу»

1

 

1

 

10.

Многослойная живопись на тему: “Африка

4

 

 

 

10.1

«Животные жарких стран»

1

0,5

0,5

 

10.2

Февраль

«Лев»

1

0,5

0,5

 

10.3

«Пушистые детеныши животных»

1

0,5

0,5

 

10.4

«Жираф»

1

 

1

 

11.

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

 

 

 

11.1

«Рисуй, фантазируй»

1

0,5

0,5

 

12.

Кляксография трубочкой.

1

 

 

 

12.1

«Дерево»

1

0,5

0,5

 

13.

Техника рисования “Свеча + акварель”.

3

 

 

 

13.1

«Ночной город»

1

0,5

0,5

 

13.2

«Вот моя деревня»

1

0,5

0,5

 

13.3

«Подснежники»

1

 

1

 

14.

 

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

 

 

 

14.1

Март

«Букет для мамы»

1

0,5

0,5

 

15.

Техника рисования “Пуантилизм”

4

 

 

 

15.1

«Ваза с фруктами»

1

0,5

0,5

 

15.2

«Полярный медведь»

1

0,5

0,5

 

15.3

«Зачем  ежу   колючки»

1

 

1

 

15.4

«Узор на миске»

1

0,5

0,5

 

16.

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

4

 

 

 

16.1

«Весенний парк»

1

0,5

0,5

 

16.2

«Первые цветы»

1

0,5

0,5

 

16.3

«Мой город»

1

 

1

 

16.4

Апрель

«Половодье в лесу»

1

 

1

 

17.

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

4

 

 

 

17.1

«Искусство хохломских мастеров»

1

0,5

0,5

 

17.2

«Золотая хохлома»

1

 

1

 

17.3

«Посуда к праздничному столу»

1

0,5

0,5

 

17.4

«Любимый узор»

1

 

1

 

18.

Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

5

 

 

 

18.1

«Подводный мир»

1

0,5

0,5

 

18.2

«Аквариум»

1

 

1

 

18.3

«Медуза-балерина»

1

0,5

0,5

 

18.4

Май

«Крошки-осминожки»

1

0,5

0,5

 

18.5

«Веселая семья пингвинов»

1

 

1

 

19.

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

4

 

 

 

19.1

«Филин»

1

0,5

0,5

 

19.2

«Мой портрет»

1

0,5

0,5

 

19.3

«Петушок красный гребешок»

1

 

1

 

19.4

«Яблоневая ветка»

1

 

1

 

20.

Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

 

 

 

20.1

«Яблоневая ветка»

1

0,5

0,5

 

20.2

«Совушка»

1

 

1

 

21.

Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

1

 

 

 

64

«Я – юный художник»

1

0,5

0,5

Итоговый контроль

 

 

 

64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

Календарный учебный график

Пояснительная записка к календарному учебному графику

 

Календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательной деятельности в учебном году по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объеме образовательной нагрузки 2 часа в неделю, 64 часа в год.

Календарный учебный график разработан с соответствующими нормативно-образовательными документами по реализации образовательного процесса.

Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Календарный учебный график обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» до начала учебного года. Все изменения, вносимые в календарный учебный график, утверждаются приказом директора, и доводится до всех участников образовательных отношений.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

 

Продолжительность учебного года

 

с 19 по 30 сентября

организационные дни, предполагающие набор обучающихся

с 3 октября по 30 мая

- образовательный процесс.

 

I полугодие

Образовательный процесс

Праздничные дни

II полугодие

Образовательный процесс

Праздничные дни

 

Всего в год

03.10.- 30.12.

2022 г.

13 недель

4 ноября – День народного единства

 

09.01- 21.05.2023 г.

21 неделя

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы

34 недели

 

 

2. Регламентирование образовательного процесса на учебный год

 

Этапы образовательного процесса

 

Содержание и режим деятельности

1

Организационные дни, предполагающие набор обучающихся, составление расписания

с 19 по 30 сентября

2

Комплектование учебных групп

Допустимо до 30 октября

3

Начало образовательного процесса

Не позднее 03 октября

4

Продолжительность учебного года

 

Начало учебного года с 03.10.2022 г.

Окончание учебного года 30.05.2023 г.

5

Продолжительность учебного периода

34 учебных недель

6

Количество учебных часов

64 часа

7

Объем образовательной нагрузки в неделю

Занятие составляет 25 минут (один час);

второе – 25 минут (один час),

что в сумме составляет 2 академических часа в неделю

8

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

9

Режим работы

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАДОУ

10

Продолжительность учебной недели

Понедельник – пятница

11

Продолжительность учебного часа (учебных занятий)

25 минут

12

Продолжительность перемен для отдыха и проветривания

10 минут

13

Входной контроль

октябрь

14

Текущая контроль

май

15

Дополнительный приём

В течение учебного периода согласно заявлениям

(при наличии свободных мест)

 

 

 

Приложение №3

 

Материально-технического обеспечения программы.

 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Помещение для занятий: методический кабинет

Уголок художественного творчества;

Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал

 

Инструменты и приспособления:

акварельные краски, гуашь;

восковые мелки, свеча; ватные палочки;

поролоновые печатки;

зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания;

коктейльные трубочки;

салфетки; природный и бросовый материал;

стаканы для воды;

подставки под кисти;

кисти;

маркеры;

фломастеры.

 

Расходный материал: ватман, формат А4 - 30 листов; точилка; цветной, белый картон.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

 

Образовательные области

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Вид помещений

Художественно-эстетическое

СD диски музыкальное сопровождение

Серия картин: «Мир в картинках».

программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,

 пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Метод. кабинет

 

 

 

21

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.