12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шестеркина Алёна Владимировна123
Саранск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Программа «Природа и фантазия» является модифицированной и разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов образовательных школ России. Обучаясь по данной программе, обучающиеся приобретают углубленные знания по данным видам творчества. Развитие детского творчества во многом зависит от умения обучающихся работать с различными материалами.

Данная модифицированная программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом ФГОС второго поколения, Концепции дополнительного образования детей в РФ, основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом ФГОС второго поколения, программы дополнительного образования «Декоративно прикладное творчество», автор-составитель Е.А.Гурбина, издательство «Учитель» Волгоград 2010г,  программы дополнительного образования «Декоративно прикладное творчество», автор-составитель О.Н., Маркелова, издательство «Учитель» Волгоград 2011г..

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. общеобразовательной программы «Природа и фантазия» заключается в практической направленности. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития обучающегося, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Работая с природным и бросовым материалом, дети учатся бережно относиться к окружающей среде, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит о настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией.

Новизна программы достигается с помощью большого разнообразия работ, где кроме традиционных видов работы с бумагой (аппликация, оригами и др.) в программе разработаны разделы нового направления – это изготовление живописных панно и картин с использованием разнообразного материала (бисера, пайеток, блеска и др.), тестопластика, поделки из бросового материала.

Цель программы: создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся через овладение техникой работы с разнообразным материалом.

Задачи программы:

формирование знаний и умений по сбору, обработке, хранению и переработке природного и бросового материала;

приобретение специальных знаний по технике работы с природным, бросовым и другими традиционными материалами;

формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения, творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности;

воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;

воспитание экологической культуры, бережного отношения к используемым материалам.

Отличительные особенности программы

Особенностью программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный и разнообразный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Данная программа состоит из трех больших блоков, плавно вытекающих один из другого. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: обучающиеся, создавая каждое свое изделие, вместе составляют общую композицию. При создании коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться, учитывать интересы друг друга, действовать согласованно.

Поделки, изготовленные руками обучающихся, могут стать хорошим подарком и принести радость друзьям, родным и самому ребенку.

Часто работы обучающихся используются к определенным праздникам, для оформления выставок, украшения кабинета.

Срок освоения программы: 3 года обучения.

Программа рассчитана на три года обучения.

Первый год обучения – программа, предусматривает общекультурный уровень освоения материала, обогащение навыками общения, совместной деятельности.

Второй год и последующие годы обучения – предусматривает углубленный уровень освоения программы и предполагает практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Обучающиеся изготавливают более сложные и объемные работы, требующие большего внимания.

Приведенные ниже тематические планы является примерными для обучающихся разных по возрасту групп. Они только указывают основные направления работы, которые могут изменяться ежегодно, исключать темы и добавлять их в зависимости от интереса обучающихся и их подготовленности. Количество часов может добавляться или сокращаться за счет другого содержания, в зависимости от задач которые педагог корректирует в течение учебного года

Возраст обучающихся. Согласно устава ЦДОД «ЮНИТЭР» в группе 1 года обучения должны заниматься 12-15 человек, 2 года обучения 10-12 человек, 3 и выше годов обучения 8-10 человек. Содержание программы рассчитано на возможности детей 6-16 лет без предъявления особых требований. В группе занимаются одновременно мальчики и девочки. Формы занятий – групповые. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями обучающихся.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два учебных часа с группой первого года обучения, и 2 раза в неделю по три учебных часа или 3 раза в неделю по два учебных часа с группами второго, третьего и четвертого годов обучения.

Объем программы составляет 144 часа для обучающихся первого года обучения и 216 часов для второго и последующих годов обучения. Занятия проводятся на базе образовательных учреждений.

Формы обучения. Распространенными формами обучения являются фронтальные, групповые, индивидуальные, рассказы, беседы, практикумы, проектная деятельность.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два учебных часа с группой первого года обучения, и 2 раза в неделю по три учебных часа или 3 раза в неделю по два учебных часа с группами второго и третьего годов обучения.

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны

Знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

правила планирования и организации труда;

способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Уметь:

правильно использовать инструменты в работе;

строго соблюдать правила безопасности труда;

самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

экономно и рационально расходовать материалы;

контролировать правильность выполнения работы.

приобретенными навыками изготовления поделок из разных видов материала;

активно участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне;

использовать поделки в качестве подарков, сувениров; оформления кабинета, зала для проведения мероприятий и др.

применять знания и умения при выполнении исследовательских проектов

Метапредметные результаты

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и результатом учения, ради чего она осуществляется;

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

-ценностно-смысловая ориентация учащихся в знании моральных норм, умении соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, в умении выделять нравственный аспект поведения;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Программой предусмотрен мониторинг образовательных результатов:

На входе – позволяет определить наличие способностей;

В процессе обучения – позволяет определить успешность овладения детьми умениями, навыками и теоретическими понятиями по текущим результатам работы в объединении в течение года и опирается на критерии по каждому разделу программы;

На выходе – итоговая диагностика.

Формы промежуточной и итоговой диагностики деятельности воспитанников: устные зачеты в форме вопросников и собеседования; занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы); занятия-конкурсы на повторение практических умений; творческие самостоятельные задания и работы; наблюдение за воспитанниками в течение учебного года; тематические выставки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, смотрах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теорети-

ческих

практи-ческих

 

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности при работе на занятиях, правила поведения.

2

2

-

 

Чудеса из бумаги.

     

2.1

Материалы и инструменты, приемы работы с бумагой

1

1

-

2.2

Аппликации

8

2

6

2.3

Торцевание.

8

2

6

2.4

Квиллинг,

10

3

7

2.5

Бумагопластика

14

5

9

2.6

Оригами

14

5

9

 

Мягкая игрушка

16

4

12

 

Лепка из теста и пластилина

16

4

12

 

Изготовление поделок из различных материалов и в разной технике (закрепление полученных навыков)

16

4

12

 

Изготовление подарков к праздникам.

16

4

12

 

Игры, конкурсы, викторины.

10

3

7

 

Открытые занятия и мероприятия. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники.

12

3

9

 

Заключительное занятие

1

-

1

 

Итого:

144

42

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-го года обучения

1. Вводное занятие

Знакомство с планом работы, цель и задачи работы творческого объединения. Правила техники безопасности при работе на занятиях.

Правила поведения. Оборудование и организация рабочего места и рабочего времени.

2. Чудеса из бумаги:

2.1 Материалы и инструменты, приемы работы с бумагой

2.2 Аппликация

Из истории возникновения аппликации. Правила сбора природного материала. Использование природного материала в народном творчестве.

Практическая работа.

Разработка эскиза. Перевод деталей с эскиза на бумагу нужного цвета с помощью копировальной бумаги. Вырезание. Наклеивание готовых деталей. Изготовление поделок из различных природных материалов. Объемная аппликация. Аппликация из фантиков. Аппликация полосками бумаги. Творческие работы.

2.3 Изготовление поделок в технике торцевания

Техника торцевания. Материалы и инструменты. Объемное торцевание.

Практическая работа.

Изготовление цветов в технике торцевания. «Валентинка». Весенние цветы. «Зайка» или другие звери по выбору обучающихся.

2.4 Изготовление поделок в технике квиллинга

Что такое квиллинг. История возникновения техники бумагокручения. Необходимые материалы и инструменты. Техника квиллинга.

Практическая работа.

Квиллинг: изготовление базовых форм. Цветы в технике квиллинга. Изготовление панно «Цветочная поляна».

2.5 Бумагопластика. Поделки из кругов

Что такое бумагопластика и что можно из него изготовить.

Практическая работа.

Изготовление поделок из кругов. Поделки из кругов: Сова, Медвежонок, цветы и др.

2.6 Оригами

О технике оригами. Модульное оригами. Материалы и инструменты.

Практическая работа.

Изготовление различных поделок: лягушка, тюльпан, водяная бомба и др. Модульное оригами: Дед Мороз, Снеговик и др.

3. Мягкая игрушка

Что нужно знать: какие бывают игрушки, материалы и инструменты, набивка, виды швов. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами.

Практическая работа.

Игольница. Изготовление игольниц (поросенок, лягушонок, пингвинчик и т.д.) Практические указания к началу работы. Зарисовка, раскрой и пошив. Мягкая игрушка «Мышка». Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскладка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Просмотр и анализ готовых изделий. Игрушка «Цыпленок». Заготовка выкроек-лекал. Подбор тканей. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и анализ готовой игрушки.

Мягкая игрушка «Зайчик». Беседа о зайцах. Зарисовка модели. Заготовка выкроек-лекал. Подбор тканей, меха. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Просмотр и анализ готовой игрушки.

4. Лепка из теста и пластилина

Познакомить с историей возникновения соленого теста, рецептами приготовления соленого теста. Материалы и инструменты. Методы работы. Пластилин и что можно из него слепить.

Практическая часть.

Изготовление игрушек при помощи формочек, объемных игрушек животных, фруктов, рыбок и др. Панно из пластилина «Котик» и объемные игрушки «Собачка», «Петушок» и др.

5. Изготовление поделок из различных материалов и в различной технике

Какие материалы можно использовать для изготовления поделок.

Практическая работа.

Закрепление полученных знаний и навыков работы. Изготовление поделок по желанию воспитанников.

6. Изготовление подарков к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, День защитника отчества, 8 Марта, День Победы и др.

7. Игры, конкурсы, викторины, беседы

8. Открытые занятия и мероприятие. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники. Выставки

9. Подведение итогов работы творческого объединения

Награждение обучающихся с вручением дипломов.

Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

название и назначение материалов – бумага, соленое тесто, бросовый материал, кожа;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, шило, иголка и др.;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

Уметь:

анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, сшивать детали, лепить по эскизу.

Владеть/применять на практике:

знания и умения при изготовлении подарков, сувениров, открыток к праздникам и на выставки.

УЧЕБО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го года обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе:

теорети-

ческих

практи-ческих

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности при работе на занятиях, правила поведения.

2

2

-

2.

Чудеса из бумаги:

     

2.1

Аппликация.

16

4

12

2.2

Торцевание.

18

5

13

2.3

Квиллинг,

18

5

13

2.4

Бумагопластика.

16

4

12

2.5

Цветы из салфеток и креповой бумаги.

16

4

12

2.6

Оригами.

20

6

14

2.7

Конструирование игрушек из цветной бумаги

6

2

4

3.

Мягкая игрушка

18

5

13

4.

Лепка из теста и пластилина

18

5

13

5.

Изготовление поделок из различных материалов и в разной технике (закрепление полученных навыков)

18

5

13

6.

Изготовление подарков к праздникам.

18

5

13

7.

Игры, конкурсы, викторины.

14

4

10

8.

Открытые занятия и мероприятие. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники.

16

4

12

9.

Заключительное занятие

2

-

2

 

Итого:

216

60

156

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-го года обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы, цель и задачи работы творческого объединения. Правила техники безопасности при работе на занятиях.

Правила поведения. Оборудование и организация рабочего места и рабочего времени.

2. Чудеса из бумаги:

2.1 Аппликации из различных материалов (цветной песок, бумага, природный материал).

Материалы. Инструменты. Клей.

Аппликации из природных материалов. Правила сбора природного материала. Использование природного материала в народном творчестве.

Объемная аппликация. Аппликация из фантиков. Аппликация полосками бумаги. Творческие работы

Практическая работа.

Перенос рисунка на картон, оформление контура рисунка. Раскраска рисунка. Оформление фона и рамки. Творческая работа над картиной. Просмотр и оценка готовых работ.

2.2 Изготовление поделок в технике торцевания.

Техника торцевания. Материалы и инструменты.

Практическая работа.

Изготовление цветов в технике торцевания «Ромашка», «Гиацинты» и др. «Валентинка».

2.3 Изготовление поделок в технике квиллинга

Что такое квиллинг. История возникновения техники бумагокручения. Необходимые материалы и инструменты. Техника квиллинга.

Практическая работа

Изготовление базовых форм. Цветы в технике квиллинга. Изготовление панно «Цветочная поляна». Объемные поделки: «Попугай», «Букет». Топиарий «Розовое дерево» и др.

2.4 Бумагопластика.

Что такое бумагопластика и что можно из него изготовить.

Практическая работа.

Изготовление поделок из кругов: Божья коровка, Утенок, Котенок, цветы и др.

2.5 Цветы из салфеток и креповой бумаги.

Салфетки, какие они бывают. Методы изготовления цветов. Виды креповой бумаги, техника изготовления поделок. Материалы и инструменты.

Практическая часть.

«Розы» из салфеток, топиарий из салфеток. Панно «Одуванчики» и другие поделки. Цветы из креповой бумаги: «Тюльпан», «Гвоздика», «Пион» и др.

2.6 Оригами.

О технике оригами. Модульное оригами. Материалы и инструменты.

Практическая работа.

Изготовление различных поделок: лягушка, тюльпан, водяная бомба и др. Модульное оригами: Ваза, цветы, Китенок и др.

2.7 Конструирование игрушек из цветной бумаги.

История возникновения. Материалы и инструменты.

Практическая часть.

Изготовление развертки конуса, с добавлением необходимых деталей. Соединение деталей между собой при помощи клея. Изготовление простейших игрушек и поделок объемной формы «Шар», «Дед Мороз и Снегурочка» и др.

3. Мягкая игрушка.

Как оборудовать рабочее место. Виды швов. Изменение масштаба выкройки. Техника безопасности.

Практическая работа.

Игрушка «Собачка Такса». Беседа о породах собак. Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Просмотр и анализ готовых изделий. Кошелек –сумочка «Собачка». Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Оформление модели. Просмотр и анализ готовых изделий. Игрушка «Пузырь». Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Просмотр и анализ готовых изделий. Игрушка «Мышка Бусинка». Беседа о грызунах.

Зарисовка образца игрушки. Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскладка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Просмотр и анализ готовых изделий.

4. Лепка из теста и пластилина

Познакомить с историей возникновения соленого теста, рецептами приготовления соленого теста. Материалы и инструменты. Методы работы.

Практическая часть.

Изготовление объемных игрушек «Ангелок», «Котенок», «Щенок» и др. Панно «Водное царство» и других по выбору детей. Рисование пластилином.

5. Изготовление поделок из различных материалов и в различной технике.

Какие материалы можно использовать для изготовления поделок.

Практическая работа.

Закрепление полученных знаний и навыков работы. Изготовление поделок по желанию воспитанников.

6. Изготовление подарков к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, День защитника отчества, 8 Марта, День Победы и др.

7. Игры, конкурсы, викторины, беседы.

8. Открытые занятия и мероприятие. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники. Выставки.

9. Подведение итогов работы творческого объединения.

Награждение обучающихся с вручением дипломов.

Планируемые результаты освоения программы 2-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

Знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Владеть/Применять на практике:

- приобретенные навыки изготовления поделок из разных видов материала;

- активно участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне;

- использовать поделки в качестве подарков, сувениров; оформления кабинета, зала для проведения мероприятий и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-го год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теорети-ческих

практи-ческих

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Техника безопасности при работе на занятиях, правила поведения.

2

2

-

2.

Чудеса из бумаги:

     

2.1

Аппликация.

16

4

12

2.2

Торцевание.

18

5

13

2.3

Квиллинг,

18

5

13

2.4

Бумагопластика.

16

4

12

2.5

Цветы из салфеток и креповой бумаги.

16

4

12

2.6

Оригами.

20

6

14

2.7

Конструирование игрушек из цветной бумаги

6

2

4

3.

Мягкая игрушка

18

5

13

4.

Лепка из теста и пластилина

18

5

13

5.

Изготовление поделок из различных материалов и в разной технике (закрепление полученных навыков)

18

5

13

6.

Изготовление подарков к праздникам.

18

5

13

7.

Игры, конкурсы, викторины.

14

4

10

8.

Открытые занятия и мероприятие. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники.

16

4

12

9.

Заключительное занятие

2

-

2

 

Итого:

216

60

156

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-го года обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы, цель и задачи работы творческого объединения. Правила техники безопасности при работе на занятиях.

Правила поведения. Оборудование и организация рабочего места и рабочего времени.

2. Чудеса из бумаги:

2.1 Аппликации из различных материалов (цветной песок, бумага, природный материал).

Материалы. Инструменты. Клей.

Аппликации из природных материалов. Правила сбора природного материала. Использование природного материала в народном творчестве.

Объемная аппликация.

Аппликация из фантиков. Аппликация полосками бумаги. Творческие работы

Практическая работа.

Перенос рисунка на картон, оформление контура рисунка. Раскраска рисунка. Оформление фона и рамки. Творческая работа над картиной. Просмотр и оценка готовых работ.

  1. Изготовление поделок в технике торцевания.

Техника торцевания. Подготовка рабочего места. Секреты мастерства.

Практическая работа.

Выбор поделки. Перевод на картон через копировальную бумагу. Подбор и нарезание креповой бумаги, оформление контура, основная работа. Цветы и животные. Панно «Подводное царство» и др.

  1. Изготовление поделок в технике квиллинга.

Что такое квиллинг? Азы квиллинга. Основные элементы. Материалы и принадлежности.

Практическая работа.

Изготовление основных базовых форм. Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление панно. Объемные фигурки.

2.4 Бумагопластика. Поделки из кругов.

Что такое бумагопластика и что можно из него изготовить.

Практическая работа.

Изготовление поделок из кругов: Медвежонок, слоник, Бабочка и др.

2.5 Цветы из салфеток и креповой бумаги.

Материалы и инструменты. Подбор бумаги. Вырезание деталей. Сборка цветка. Вырезание листьев, изготовление стебля. Творческая работа.

Практическая часть.

Цветы из салфеток: «Одуванчик», панно «Розочки» и др.

Цветы из креповой бумаги: «Гвоздика», «Роза», «Тюльпаны» и др.

2.6 Оригами.

О технике оригами. Материалы и инструменты.

Практическая работа.

Изготовление различных поделок: лягушка, журавлик, тюльпан, водяная бомба и др.

2.7 Конструирование игрушек из цветной бумаги.

Используемые материалы и инструменты. Как сделать трафарет.

Практическая работа.

Выбор поделки. Подбор бумаги. Вырезание трафаретов. Изготовление поделки. Домик, Морская звезда, стрекоза и др.

3. Мягкая игрушка.

Процесс выполнения мягкой игрушки. Оформление. Крепления и каркасы. Техника безопасности.

Практическая работа

Игрушка «Щенок Фомка». Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Прихватка Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Игрушка «Белочка». Беседа о белках. Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели. Игрушка «Котенок Гришка». «Что мы знаем о кошках?» Выполнение чертежа выкройки. Заготовка лекал. Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей. Набивка и оформление модели.

4. Лепка из теста и пластилина

Что такое тестопластика? Рецепты замеса соленого теста. Окрашивание и сушка. «Секреты» технологии. Пластилин, материалы и инструменты. Советы для творчества.

Практическая часть.

Сувениры и подарки из соленого теста: «Зайка», рамка для фотографий и др. Картина из пластилина «Букет роз», пластилиновые фигурки животных.

5. Изготовление поделок из различных материалов и в различной технике.

Какие материалы можно использовать для изготовления поделок.

Практическая работа.

Закрепление полученных знаний и навыков работы. Изготовление поделок по желанию воспитанников.

6. Изготовление подарков к праздникам: Новый год, День Святого Валентина, День защитника отчества, 8 Марта, День Победы и др.

7. Игры, конкурсы, викторины, беседы.

8. Открытые занятия и мероприятие. Экскурсии, тематические вечера, встречи, праздники. Выставки.

9. Подведение итогов работы творческого объединения.

Награждение обучающихся с вручением дипломов.

Планируемые результаты освоения программы 3-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

Знать:

название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

Уметь:

правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

Владеть/применять на практике:

- приобретенными навыками изготовления поделок из разных видов материала;

- активно участвовать в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне;

- использовать поделки в качестве подарков, сувениров; оформления кабинета, зала для проведения мероприятий и др.

Методическое обеспечение программы

Основные формы и методы организации учебного процесса

Занятия включают в себя и теоретическую и практическую части.

Теоретические сведения (30% от общего количества) даются на соответствующих занятиях перед новыми видами деятельности обучающихся. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы как: беседы о целях и задачах творческого объединения, раскрытие тем и заданий на ближайший период. Так же даются сведения о свойствах используемых материалов, о специальных инструментах и приспособлениях; сведения о закономерности формообразования и конструировании изделий, о приемах художественной обработки и отделки изделии, организации рабочего места и технике безопасности.

Так же теоретическая часть представлена в виде экскурсий, выставок, которые могут сопровождаться объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнения, а также при помощи бесед и диспутов. Практические работы – включают изготовление, разметку, перевод на картон через копировальную бумагу, вырезание и оформление поделок, дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления аппликаций, поделок из соленого теста, поделок в технике оригами, квиллинга, торцевания, бумагопластики, ткани и меха и др.

Практические работы могут включать в себя коллективную работу, развивающую у обучающегося чувство взаимопомощи и самостоятельную работу над изделием, по которой можно судить о том, насколько хорошо усвоена теория.

От теории к практике:

- словесные (объяснение, беседа, сравнение, обобщение)

- наглядные (объяснительно- иллюстрированный)

- проблемные (исследовательский, поисковый)

- практические (самостоятельная работа)

Также используются такие методы работы как: викторины, различные игры, используются здоровье сберегающие технологии это - игры на свежем воздухе, физкультминутки, игры и занятия в спортивном зале.

Для наилучшего результата в процессе обучения методы постоянно чередуются, в зависимости от сложности темы или ситуации.

При организации учебного процесса планируется применение компьютерных технологий (иллюстративный и справочный материал), помощь обучающимся в доступе к дополнительным источникам знаний, ресурсам интернета, возможность интерактивной формы работы. Для проверки знаний обучающихся предусмотрен контроль в форме фронтальной проверки и индивидуальной беседы. Контроль может быть проведен по темам, полугодовой и итоговый.

Материально-техническое обеспечение программы:

- методические пособия для учреждений дополнительного образования;

- литература по аппликации, соленому тесту, вышивке ленточками, квилингу, изготовлению цветов из салфеток и креповой бумаги и др.;

- разработанные сценарии массовых мероприятий;

- специальная и художественная литература по изготовлению поделок из бумаги, ткани, меха и др.;

- образцы поделок.

Список источников

ОБЩИЙ:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

А. Быстрицкая Бумажная филигрань МОСКВА АЙРИС ПРЕСС 2012г.

Бойко Е.А. Квиллинг или бумажная филигрань, М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012г.

Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги, Москва, «Издательский дом МСП», 2011г.

Васина Н. Бумажная симфония, Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2012.

Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов, Москва, «Айрис Пресс», 2010г.

Наталия Волкова Разноцветный пластилин ЭКСМО МОСКВА 2012г.

Рябкова О.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность. Оригами. Волгоград: Учитель, 2012г.

Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи, Москва, «Айрис Пресс», 2009г.

Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. Москва, «Айрис Пресс», 2012г.

Юртакова А. Юртакова Л. Игрушки из бумаги. Москва, Эксмо, 2012г.

ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. Азбука рукоделия Пластилиновые фигурки животных, Москва ЭКСМО, 2014

2. Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов, Москва РИПОЛ КЛАССИК, 2011

3. Журнал Делаем сами, ООО Издательский дом Толока. 2010-2013 4. Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня 1-4 класс Издательство Учитель Волгоград, 2011 Максимова Т.Н.

5. Модульное оригами складываем объемные фигурки, Москва ЭКСМО, 2014

6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками, Ярославль, «Академия развития», 2010

7. Образцова Е. Модульное оригами забавные объемные фигурки, Москва ЭКСМО, 2014

8. Рябкова О.А. Дюрлюкова О.А. Художественно-творческая деятельность.

9. Оригами. Волгоград: Учитель, 2012Зайцева А.

10. Шевалье Мари Цветы из бумаги. Москва, Издательская группа Контэнт, 2010

11. ЮртаковаА, Юртакова Л. Квиллинг создаем композиции из бумажных лент, Москва, ЭКСМО, 2013

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ:

1. Белякова О.В. Изотова М.А. Лучшие поделки из бумаги Ярославль: Академия развития, 2010

2. Лыкова И.А. Художественный труд Экопластика, Москва, Издательский дом КАРАПУЗ, Творческий центр СФЕРА, 2011-12.

3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. Москва, «Айрис Пресс», 2011


 

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.