Дополнительная образовательной общеразвивающая программа «Школа подготовки вожатых»

2
0
Материал опубликован 3 April 2019 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Горизонт»

 

 

Принята на педагогическом совете

Протокол №______

от «____»_____________2017года

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор «МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт»

_________Е.В.Рыкова

Приказ №__________

от «_______»______________2017года

 

 

ДОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ»

 

 

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Автор-составитель:

Виль Олеся Михайловна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

 

 

г. Александровск, 2017

Паспорт дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Полное название программы

Дополнительная образовательной общеразвивающая программа «Школа подготовки вожатых»

Ф.И.О. педагога(ов), реализующего(их) программу, должность, квалификационная категория

Виль Олеся Михайловна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории. Общий педагогический стаж работы – 17 лет.

Адрес и наименование образовательной организации

618320 Пермский край г. Александровск,

ул. Мехоношина, 21  

МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Горизонт»

Контакты

Телефон-факс: 8(34274)3-71-73,  

e-mail: gorizont.dyuts@yandex.ru

Год разработки программы

2017 г.

Нормативно-правовая база

Программа разработана в соответствии с:

Уставом МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт»

Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройсву, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и науки Россйской Федерации (Минобнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Направленность

Социально-педагогическая

Профиль программы

Школа актива

Тип программы

Модифицированная

Срок реализации программы

3 года

Общее количество часов по программе

494 часа:

1 год обучения – 154 часа,

2 год обучения - 170 часов,

3 год обучения – 170 часов.

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 академических часа

Стажировка в летнем лагере с дневным пребыванием.

Возраст обучающихся

13-16 лет

На какие существующие программы опирались при составлении данной программы

При составлении программы использованы материалы программы центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа); курс “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел); «Школа вожатого» (г. Липецк); «Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.)

Новизна (особенности программы)

Обучение подростков для работы в лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений, а также в комплексном подходе к обучению вожатых для работы с младшими школьниками и сверстниками.

Ранняя профориентация при подготовке педкадров.

Актуальность программы

К сожалению, профессия педагога сейчас относится к малоперспективным и не престижным, хотя для нашей страны это чрезвычайно важная область деятельности и для нее требуются талантливые, умные, педагогически грамотные люди, способные сделать жизнь детей полноценней и радостней. Общество ждет, что педагоги начнут воспитывать новых граждан с яркой индивидуальностью, граждан со своей собственной позицией, граждан, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей.

Цель программы

Подготовка вожатых для работы с детьми во временном детском коллективе

Задачи программы

приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях сезонного лагеря с дневным пребыванием;

овладение содержанием, различными формами и методами организационной и воспитательной работы с детьми в сезонных лагерях;

развитие социально-коммуникативных навыков;

развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.

Ожидаемые результаты

Получение теоретических и практических знаний и умений по управлению детским и молодежным коллективом;

Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

Совершенствование лидерских качеств и личностный рост;

Раскрытие творческого потенциала обучающихся;

Наличие перспектив профессиональной деятельности;

Способность принимать решение и брать на себя ответственность при возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри коллектива.

Формы занятий

Практические и теоретические занятия

 

 

Пояснительная записка

В молодежной среде в последние годы, по данным социально-психологических исследований, особую престижность имеют такие специальности: юрист, экономист, дизайнер, переводчик, автомеханик, парикмахер. К сожалению, профессия педагога сейчас относится к малоперспективным и не престижным, хотя для нашей страны это чрезвычайно важная область деятельности и для нее требуются талантливые, умные, педагогически грамотные люди, способные сделать жизнь детей полноценней и радостней. Общество ждет, что педагоги начнут воспитывать новых граждан с яркой индивидуальностью, граждан со своей собственной позицией, граждан, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей.

Таким образом, было решено создать новое направление для работы с подростками - подготовка кадров для работы в сезонных лагерях дневного пребывания на базе муниципальных образовательных учреждениях.

Существующие программы школ вожатых (Е.Г. Кузьменкова «Школа вожатого – новичка», Г.З. Романова «Школа вожатого», Е. М. Егорычев «Школа подготовки вожатых») предназначены для подготовки вожатых для загородных лагерей и рассчитаны на студентов педагогических ВУЗов.

Новизна данной программы в том, что она предполагает обучение подростков, работающих в сезонных лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений, а также в комплексном подходе к обучению вожатых для работы с младшими школьниками и сверстниками. Теоретические и практические занятия проводятся по направлениям: функции вожатого, психология детей, детский коллектив, организация детского досуга, игровая деятельность.

Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной и разработана на основе программ:

центра подготовки вожатых “Перспектива” (г. Уфа);

курса “Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков” (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел);

«Школа вожатого» (г. Липецк);

«Вожатый – старт в профессию» (сост. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.);

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что старший подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.

Прогностичность данной программы заключается в том, что знания, умения и навыки, которые обучающиеся приобретут во время обучения и практики, – это знания, умения и навыки, которые пригодятся им в дальнейшем и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, организация мероприятий, публичные выступления и т.д.

Цель: подготовка вожатых для работы с детьми во временном детстком коллективе.

Задачи:

приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях сезонного лагеря с дневным пребыванием;

овладение содержанием, различными формами и методами организационной и воспитательной работы с детьми в сезонных лагерях;

развитие социально-коммуникативных навыков;

развитие ответственного и творческого отношения к воспитательной работе с детьми.

Возраст учащихся – 13-16 лет (обучающиеся 7-9 классов). По программе занимается группа 15 человек.

Срок реализации программы три года. Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю (4 часа), общий объем часов по программе составляет 494 часа (1 год обучения – 154 часа, 2 и 3 год обучения – по 170 часов). Программа носит практико-ориентированный характер.

Формы занятий в составе курса:

- теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы организации досуга детей, особенности детской психологии, детского коллектива;

- практические занятия, цель которых применение полученных теоретических знаний на практике, проявление лидерских качеств, творческих способностей.

Особенности организации образовательного процесса

Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности обучающихся под руководством педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и обучающегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения требует от обучающегося высокой активности.

Ожидаемые результаты

Получение теоретических и практических знаний и умений по управлению детским и молодежным коллективом;

Приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

Совершенствование лидерских качеств и личностный рост;

Раскрытие творческого потенциала обучающихся;

Наличие перспектив профессиональной деятельности;

Способность принимать решение и брать на себя ответственность при возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри коллектива.

По прохождении полного курса программы обучающимся выдается Сертификат участника программы «Школа подготовки вожатого» (см. Приложение №1).

Учебный план первого года обучения

Тема

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение.

2

2

 

I Раздел

Здравствуй, лагерь!

8

4

4

1

Что такое лагерь?

4

2

2

2

Каким должен быть вожатый.

4

2

2

II Раздел

Планирование и организация деятельности вожатого в лагере

28

16

16

1

Логика развития лагерной смены

4

2

2

2

Организационный период смены

8

4

4

3

Основной период смены

12

6

6

4

Заключительный период смены

4

2

2

III Раздел

Развитие коллектива в условиях детского лагеря

38

24

14

1

Воспитательные возможности коллектива

6

6

-

2

Организация самоуправления во временном детском коллективе

6

4

2

3

Развитие лидерских позиций детей в условиях лагеря

6

2

4

4

Конфликтные ситуации в лагере. Роль восстановительных технологий в решении конфликта

16

8

6

5

Взаимоотношения дети-вожатые. Как добиться авторитета у ребят...

4

2

2

IV Раздел

Возрастные физиологические и психологические особенности детей

24

18

6

1

Формы и методы работы с младшими школьниками (8-9 лет)

8

6

2

2

Формы и методы работы с работы c детьми среднего звена (10-12 лет)

8

6

2

3

Диагностические методики в системе деятельности вожатого

8

6

2

V Раздел

Планирование работы

42

24

18

1

Классификация игр

8

2

6

2

Тематические дни

6

2

4

3

Отрядный огонек

6

2

4

4

Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов

6

2

4

5

Полезные советы, необходимые для работы вожатого

16

16

 

 

Итоговое занятие

2

2

 

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием

10

 

10

Итого

154

61

93

 

 

 

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

Тема

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

 

2.

Здравствуй, лагерь!

8

4

4

2.1

Особенности лагеря с дневным пребыванием детей.

2

2

-

2.2

Особенности организации летнего отдыха в Александровском районе.

2

2

-

2.2

Игра на знакомство “Великолепная Валерия”.

2

-

2

2.3

Составление карты достопримечательностей

2

-

2

3.

Каким должен быть вожатый.

4

2

2

3.1

Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Обязанности вожатого.

2

2

-

3.2

Составление карты достопримечательностей

2

-

2

4.

Планирование и организация деятельности вожатого в лагере

28

16

16

4.1

Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря. Виды планов.

2

2

-

4.2

Конкурс “Ромашка”.

2

-

2

4.3

Организационный период смены. Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики. Отрядный круг

2

2

2

4.4

Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж.

2

2

-

4.5

Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.

2

2

-

4.6

Игра “Снежный ком”. Газета “Здравствуйте”. “Огонек знакомства”.

2

-

2

4.7

Основной период смены. Как провести творческий конкурс? “Шляпное сражение”

2

1

1

4.8

Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? “Светский разговор”.

2

1

1

4.9

Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета.

2

1

1

4.10

Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра “Муха”. Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой).

2

1

1

4.11

Как провести экскурсию? Конкурс гидов.

2

1

1

4.12

Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.

2

1

1

4.13

Заключительный период смены. Подведение итогов смены. Газета “Эх было дело…”, “Мне бы хотелось вам сказать…”.

2

1

1

4.14

Закрытие смены. Награждение. Операция “Нас здесь не было”.

2

1

1

5

Развитие коллектива в условиях детского лагеря

38

24

14

5.1

Воспитательные возможности коллектива.

Понятие о временном детском коллективе (ВДК). Его психологические особенности.

2

2

-

5.2

Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом.

2

2

-

5.3

Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми.

2

2

-

5.4

Организация самоуправления во временном детском коллективе. Понятие «временный детский коллектив». Принципы формирования и стадии развития временного детского коллектива.

2

2

-

5.5

Самоуправление, стадии развития самоуправления. Понятие дежурный командир, обязанности дежурного командира.

2

2

-

5.6

Защита доклада по теме ВДК

2

-

2

5.7

Развитие лидерских позиций детей в условиях лагеря. Лидер. Стили лидерства. Позиция вожатого.

2

2

-

5.8

Игра “Квадрат”

2

-

2

5.9

Тренинги по лидерству.

2

-

2

5.10

Конфликтные ситуации в лагере. Роль восстановительных технологий в решении конфликта.

2

2

--

5.11

Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива.

2

2

-

5.12

Конфликты и пути их решения

2

2

-

5.13

Конфликты и пути их решения. Разбор примеров.

2

-

2

5.14

Восстановительные технологии

2

2

-

 

5.15

Алгоритм восстановительных технологий.

2

2

--

5.16

Разбор ситуаций с использованием алгоритма ВТ

2

 

-

2

5.17

Защита практической работы

 

2

-

2

5.18

Взаимоотношения дети-вожатые. Как добиться авторитета у ребят... Категории вожатых: лидер, серый кардинал, творец, менеджер… Советы-правила.

 

2

2

-

5.19

Просмотр и обсуждение фильма «Каникулы строго режима»

2

-

2

6.

Возрастные физиологические и психологические особенности детей

24

12

12

6.1

Формы и методы работы с младшими школьниками (8-9 лет. Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста.)

2

2

-

6.2

Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков.

2

2

-

6.3

Методические подходы к работе с детьми разного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

2

2

-

6.4

Защита доклада по данной теме

2

-

2

6.5

Формы и методы работы с работы c детьми среднего звена (10-12 лет). Психологические особенности подростка.

2

2

-

6.6

Особенности взаимоотношений детей и взрослых на разных этапах развития личности ребенка.

2

2

-

6.7

Восприятие людьми друг друга.

2

2

-

6.8

Составление методических рекомендаций «Азбука детовождения»

2

-

2

6.9

Диагностические методики в системе деятельности вожатого. Понятие «педагогическая диагностика».

2

2

-

6.10

Методы диагностики.

2

2

-

6.11

Виды диагностики. Как составить анкету?

2

2

-

 

6.12

Составление разных видов анкет

2

-

2

7.

Планирование работы

42

24

18

7.1

Классификация игр. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры.

2

2

-

7.2

Поиск интересных игр в сети интернет.

2

-

2

7.3

Создание “Банка игр”

2

-

2

7.4

Тематические дни.

2

2

-

7.5

Разработка тематического дня

2

-

2

7.6

Проведение тематического дня

2

-

2

7.7

Отрядный огонек. Формы поощрения

2

2

-

7.8

Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений.

2

-

2

7.9

Прощальные костры, «огоньки».

2

-

2

7.10

Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов. Деятельность кружков, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.

2

2

-

7.11

Экскурсия в краеведческий музей

2

-

2

7.12

Экскурсия в учреждения дополнительного образования, спортивную школу.

2

-

2

7.13

Полезные советы, необходимые для работы вожатого. Быть идеальным вожатым - это, как? Вещи вожатых

2

2

-

7.14

Взаимоотношения дети-вожатые. Вожатый и отряд - Правила первых дней.

2

2

-

7.15

Вопросы и ответы на все случаи жизни и работы вожатого в лагере... Десять полезных советов.

2

2

-

7.16

Записки под подушки. И ещё о том, как добиться авторитета у ребят...

2

2

-

7.17

Как быстро и весело пересчитать детей? Как заслужить авторитет? Как научиться сохранять положительный настрой в любых ситуациях? Как оформить выход за территорию?

2

2

-

7.18

Как познакомить детей с лагерем? Как привлечь внимание к событию?

2

2

-

7.19

Как рождается дисциплина в отряде? Как сделать, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого?

2

2

-

7.20

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

2

2

-

8

Итоговое занятие

2

2

 

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием

10

 

10

Итого

154

61

93

 

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Цели и задачи курса. Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии. Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности.

Раздел I. Здравствуй, лагерь!

Что такое лагерь? (4 часа)

Теория: Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Особенности организации отдыха в Александровском районе.

Практика: Игра на знакомство “Великолепная Валерия”. Составление карты достопримечательностей.

Каким должен быть вожатый? (2 часа)

Теория: Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Обязанности вожатого.

Практика: Игра “Мой идеал”.

Раздел II. Планирование и организация деятельности вожатого в лагере

Логика развития лагерной смены (4 часа)

Теория: Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Что такое оргпериод. Источники планирования. Календарь лета. Виды планов. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня.

Практика: Конкурс “Ромашка”.

Организационный период смены (8 часа)

Теория: Как понравиться детям? Как быстро запомнить имена детей? Бейджики. Отрядный круг. Как обращаться к детям? Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря. Инструктаж. Соглашение. Ожидание. Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Как придумать название отряду. Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.

Практика: Игра “Снежный ком”. Газета “Здравствуйте”. “Огонек знакомства”.

Основной период смены лагеря (12 часов)

Теория, практика: Как провести творческий конкурс? “Шляпное сражение”. Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру? “Светский разговор”. Как организовать спортивную эстафету? Сказочная эстафета. Как организовать уборку территории? “БУНТ” – большая уборка на территории. Что делать, если идет дождь? Игры за столом. Игра “Муха”. Что делать в жаркий день? Игры на пляже (с водой). Что делать, если в вашем отряде у кого-то день рождения? Чем занять детей во время поездки в автобусе? Игра “Кто? С кем? Куда? Зачем?”. Как провести экскурсию? Конкурс гидов. Правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения. Что такое тематический день? Логика и алгоритм построения тематического дня.

Заключительный период смены лагеря (4 часов)

Теория, практика: Подведение итогов смены. Газета “Эх было дело…”, “Мне бы хотелось вам сказать…”. Закрытие смены. Награждение. Операция “Нас здесь не было”.

Раздел III. Развитие коллектива в условиях детского лагеря.

Воспитательные возможности коллектива (6 часов)

Теория: Понятие о временном детском коллективе (ВДК). Его психологические особенности: сборность, автономность, динамизм внутриколлективных отношений, интенсивность общения, особые темп и ритм жизни. Цикличность в формировании и развитии. Особенности формирования и работы с временным детским коллективом. Организация детского самоуправления и принципы взаимодействия органов самоуправления со взрослыми. Самоуправление. Нестандартные, творческие формы организации детского самоуправления.

Организация самоуправления в ВДК (6 часов)

Теория: Понятие «временный детский коллектив». Принципы формирования временного детского коллектива. Стадии развития временного детского коллектива. Самоуправление, стадии развития самоуправления. Понятие дежурный командир, обязанности дежурного командира. Организация работа центров и секторов.

Практика: Защита доклада по данной теме

Развитие лидерских позиций детей в условиях лагеря (6 часа)

Теория: Лидер. Стили лидерства. Позиция вожатого.

Практика: Игра “Квадрат”. Тренинги по лидерству.

Конфликтные ситуации в лагере (16 часов)

Теория: Методики изучения психолого-социальных способностей и качеств личности, критерии оценки уровня сформированности детского коллектива. Конфликты и пути их решения. Восстановительные технологии.

Практика: Алгоритм восстановительных технологий.

Взаимоотношения дети-вожатые. Как добиться авторитета у детей (4 часа)

Теория: С чего же все начинается? С опыта? С детей? С твоего отношения к детям? С желания работать с детьми? Категории вожатых: лидер, серый кардинал, творец, менеджер… Советы-правила.

Практика: Просмотр и обсуждение фильма «Каникулы строго режима»

IV Раздел Возрастные физиологические и психологические особенности детей

Формы и методы работы с младшими школьниками (8-9 лет) (8 часов)

Теория: Выбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми младшего, среднего подросткового и старшего школьного возраста. Учет психовозрастных и половозрастных особенностей детей, девочек и мальчиков. Методические подходы к работе с детьми разного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Практика: Защита доклада по данной теме

Формы и методы работы с детьми среднего звена (10-12 лет) (8 часов)

Теория: Психологические особенности подростка. Особенности взаимоотношений детей и взрослых на разных этапах развития личности ребенка. Восприятие людьми друг друга.

Практика: Составление методических рекомендаций «Азбука детовождения»

Диагностические методики в системе деятельности вожатого (8 часов)

Теория: Понятие «педагогическая диагностика». Методы диагностики. Виды диагностики. Как составить анкету?

Практика: Составление разных видов анкет

V Раздел Планирование работы

Классификация игр (8 часов)

Теория: Игра, как основная форма работы с детьми в условиях лагеря. Виды игр. Типология игр. Этапы организации игры.

Практика: Создание “Банка игр”

Тематические дни (6 часа)

Теория: Содержание работы оздоровительного лагеря в разнообразной коллективной творческой деятельности с учетом интересов и возможностей детей и подростков, во взаимодействии с социальным и природным окружением, в сочетании массовых, отрядных и индивидуальных форм работы. Создание и развитие традиций.

Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков. Создание мастер­ских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг.

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона.

Практика: Разработка и проведение тематического дня.

Отрядный огонек (6 часа)

Теория: Организация деятельности отрядов и лагеря по подведению итогов жизни и работы за смену. Формы поощрения.

Практика: Использование творческих форм отчета, смотров знаний, умений. Прощальные костры, «огоньки».

Организация и содержание работы творческих объединений, клубов, профильных отрядов. (6 часа)

Теория: Физкультурно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность. Создание условий для художественного творчества детей, эстетики быта, развития эстетического вкуса, культуры поведения и взаимоотношений.

Деятельность кружков, секций по развитию интересов, способностей к творчеству у ребят.

Практика: Экскурсия в краеведческий музей, в учреждения дополнительного образования, спортивную школу.

Полезные советы, необходимые для работы вожатого (16 часов)

Теория: Быть идеальным вожатым - это, как? Вещи вожатых. Взаимоотношения дети-вожатые. Вожатый и отряд - Правила первых дней. Вопросы и ответы на все случаи жизни и работы вожатого в лагере... Десять полезных советов. Записки под подушки. И ещё о том, как добиться авторитета у ребят... Как быстро и весело пересчитать детей? Как заслужить авторитет? Как научиться сохранять положительный настрой в любых ситуациях? Как оформить выход за территорию? Как познакомить детей с лагерем? Как привлечь внимание к событию? Как рождается дисциплина в отряде? Как сделать, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы за год, распределение по отрядам на летнюю практику в лагере с дневным пребыванием.

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием (10 часов)

Отрядное дело. Игры. Отрядный уголок

 

Учебный план второго года обучения

Тема

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение.

2

2

 

I Раздел

Вожатская наука

38

14

22

1

Названия и девизы. Мастерская девизов.

2

 

2

2

Речевки и кричалки

2

 

2

3

Отрядный огонек

4

2

2

4

Отрядный уголок

6

2

4

5

КТД в отряде

8

2

6

6

Отрядные дела

6

2

4

7

Дружинные дела

8

2

6

8

Важные моменты

2

2

 

II Раздел

Вожатская игротека

104

26

78

1

Игры с отрядом

8

2

6

2

Игры в помещении

8

2

6

3

Игры на воздухе

8

2

6

4

Игры с залом

8

2

6

5

Игры на знакомство

8

2

6

6

Игры на сплочение

8

2

6

7

Игры на выявление лидеров

8

2

6

8

Игры на внимание

8

2

6

9

Развивающие игры

8

2

6

10

Общелагерные игры

8

2

6

11

Игры для малышей

8

2

6

12

Шуточные игры

8

2

6

13

Игры на дискотеке

8

2

6

 

Итоговое занятие:

2

2

 

Стажировка в лагере с дневным пребыванием

26

 

26

Итого:

170

48

122

 

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

Тема

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

 

2

Вожатская наука

38

14

22

2.1

Названия и девизы. Мастерская девизов.

2

-

2

2.2

Речевки и кричалки

2

-

2

2.3

Отрядный огонек

2

2

-

2.4

Проведение отрядного огонька

2

-

2

2.5

Отрядный уголок

2

2

-

2.6

Оформление отрядного уголка

2

-

2

2.7

Конкурс на лучший отрядный уголок

2

-

2

2.8

КТД в отряде

2

2

-

2.9

Составление заданий для КТД

2

-

2

2.10

Проведение игры по станциям «Знакомство с лагерем»

2

-

2

2.11

Проведение КТД

2

-

2

2.12

Отрядные дела

2

2

-

2.13

Разработка отрядного дела

2

-

2

2.14

Проведение отрядного дела

2

 

2

2.15

Дружинные дела

2

2

-

2.16

Разработка сценария конкурса театрального мастерства.

2

-

2

2.17

Разработка сценария «Мисс звездочка»

2

-

2

2.18

Разработка сценария «Стартинейджер»

2

-

2

2.19

Важные моменты

2

2

-

3.

Вожатская игротека

104

26

78

3.1

Игры с отрядом

2

2

-

3.2

Разработка сценариев игр с отрядом

2

-

2

3.3

Конкурс игр с отрядом

2

-

2

3.4

Составление банка игр с отрядом

2

-

2

3.5

Игры в помещении

2

2

-

3.6

Разработка сценариев игр в помещении

2

-

2

3.7

Конкурс на лучшую игру в помещении

2

--

2

3.8

Составление банка игр с отрядом

2

-

2

3.9

Игры на воздухе

2

2

-

3.10

Разработка сценариев игр на воздухе

2

-

2

3.11

Конкурс на лучшую игру на воздухе

2

-

2

3.12

Составление банка игр на воздухе

2

-

2

3.13

Игры с залом

2

2

-

3.14

Поиск лучших игр с залом

2

-

2

3.15

Проведение игр с залом

2

-

2

3.16

Составление банка игр с залом

2

-

2

3.17

Игры на знакомство

2

2

-

3.18

Поиск лучших игр на знакомство

2

-

2

3.19

Проведение игр на знакомство

2

-

2

3.20

Составление банка игр на знакомство

2

-

2

3.21

Игры на сплочение

2

2

-

3.22

Поиск игр на сплочение

2

-

2

3.23

Проведение игр на сплочение

2

-

2

3.24

Составление банка игр на сплочение

2

-

2

3.25

Игры на выявление лидеров

2

2

-

3.26

Поиск игр на выявление лидера

2

-

2

3.27

Проведение игр на выявление лидера

2

-

2

3.28

Составление банка игр на выявление лидера

2

-

2

3.29

Игры на внимание

2

2

-

3.30

Поиск игр на внимание

2

-

2

3.31

Проведение игр на внимание

2

-

2

3.32

Составление банка игр на внимание

2

-

2

3.33

Развивающие игры

2

2

-

3.34

Поиск игр развивающих

2

-

2

3.35

Проведение развивающих игр

2

-

2

3.36

Составление банка развивающих игр

2

-

2

3.37

Общелагерные игры

2

2

-

3.38

Поиск общелагерных игр

2

-

2

3.39

Проведение общелагерных игр

2

-

2

3.40

Составление банка общелагерных

2

-

2

3.41

Игры для малышей

2

2

-

3.42

Поиск игр для малышей

2

-

2

3.43

Проведение игр для малышей

2

-

2

3.44

Составление банка игр для малышей

2

-

2

3.45

Шуточные игры

2

2

-

3.46

Поиск шуточных игр

2

-

2

3.47

Проведение шуточных игр

2

-

2

3.48

Составление банка шуточных игр

2

-

2

3.49

Игры на дискотеке

2

2

-

3.50

Поиск игр для дискотеки

2

-

2

3.51

Проведение игр на дискотеке

2

-

2

3.52

Составление банка игр для дискотеки

2

-

2

 

Итоговое занятие:

2

2

 

Стажировка в лагере с дневным пребыванием

26

 

26

Итого:

170

48

122

 

 

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Цели и задачи курса. Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии. Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности.

Раздел I. Вожатская наука

Названия и девизы. Мастерская девизов (2 часа)

Теория: Варианты названий и девизов для младших отрядов. Варианты названий и девизов для средних отрядов. Варианты названий и девизов для старших отрядов. Названия и девизы для команд - как придумать девиз? Названия и девизы для отрядов. Примеры девизов.

Речевки и кричалки (2 часа)

Теория: Варианты речевок и кричалок: День отшумел. Дождевая. Зарядная. Киношная. Мы отрядная душа. Мы проголодались страшно. Приветная. Спасибо нашим поварам. Спортивная.

Отрядный огонек (4 часа)

Теория: Виды отрядных огоньков и условия, необходимые для их проведения. Несколько советов по проведению огонька для начинающих вожатых. Огонёк - анализ дня... Огонек знакомств... Огонек оргпериода. Огоньки анализа - Свободный микрофон.

Огоньки знакомства - Пакет откровений.

Практика: проведение отрядного огонька

Отрядный уголок (6 часов)

Теория: Оформление отрядного уголка. Образцы отрядных уголков. Отрядные уголки - мнения.

Практика: Конкурс на лучшее оформление отрядного уголка

КТД в отряде (8 часов)

Теория: Как провести КТД? КТД оргпериода - Знакомимся с лагерем - Экскурсия. КТД оргпериода - Знакомство с лагерем - Игра по станциям. КТД основного периода. Пример каркаса заданий для КТД.

Практика: Проведение КТД

Отрядные дела (6 часов)

Теория: Автопортрет. Ассоциации. Великолепная шапочка. Конкурс юных актеров. Фильм-фильм-фильм. Ромашка для отряда старшего возраста.

Практика: Разработка и проведение отрядного дела.

Дружинные дела (8 часов)

Теория: Водное шоу "Штормовская каналья". Конкурс театрального мастерства. Милая-милая... или А ну-ка, девушки. Мисс «Звёздочка». Парадиз-коктейль. Стартинейджер. Что? Где? Когда? Шип - шип - шоу

Практика: Проведение дружинного дела (по выбору)

Важные моменты вожатской науки (2 часа)

Теория: Вожатому на заметку. Вожатские заповеди. Где игра, там всегда весело и интересно... Законы жизнедеятельности.

Заметки для ленивых вожатых, нормальных вожатых и вожатых с фантазией. Кризисные моменты и ситуации. О вожатском имидже... Основы медицины и техники безопасности.

II Раздел. Вожатская игротека

Игры с отрядом (8 часов)

Теория: Весёлые эстафеты. ЧТП - как игра, работа и система... Игры-аттракционы для двух соперников

Практика: Составление банка игр с отрядом.

Игры в помещении (8 часов)

Теория: Больная кошка. Буйволы в загоне. Глухие телефонисты. Зоопарк. Канатоходцы. Лев и коза. Ловись, рыбка. Поезда. Раз - коленка, два - коленка. Рыбалка. Рыбы, птицы, звери. Статуя любви. Сторож. Тараканьи бега. Тише - громче. Тяни за голову. Шпионы - игра в стиле разгадок Шерлока Холмса.

Практика: Составление банка игр в помещении

Игры на воздухе (8 часов)

Теория: Бездомный заяц. Белки. Белки-шишки-орехи. Борьба за мяч. Борьба за флажок. Бредень. Верхом на клюшке. Взрыв железной дороги. Волки и козы. Вьюны и т.д.

Практика: Составление банка игр на воздухе.

Игры с залом (8 часов)

Теория: Праздничный салют. Салями. Сказка. Титаник и т.д.

Практика: Составление банка игр с залом.

Игры на знакомство (8 часов)

Теория: А я еду, а я тоже, а я заяц... Бинго - Мой лохматый серый пёсик... Великолепная Валерия. Визитки. Водяной. Граница. Дрозд. Здравствуй локоть. Идём в поход. Молекула. Одеяло. Паровозик. Платочек. Расскажи про соседа. Рукопожатие. Снежный ком. Суета сует. Те, кого я знаю т.д.

Практика: Составление банка игр на знакомство.

Игры на сплочение (8 часов)

Теория: Анюта-Ванюта. Аррам-шим-шим. Аэропорт. Бурундуки. Веревочный курс. Гражданская оборона. Джойстик. Дирижёр и оркестр. Дочки-матери. Инопланетяне. Картина. Квадрат. Кис-брысь-мяу. Коллективный счет - игра на выявление уровня сплочённости. Кораблекрушение. Лампочка и т.д.

Практика: Составление банка игр на сплочение

Игры на выявление лидера (8 часов)

Теория: Верёвочка. Делай раз, делай два.. День рождения. Индикатор. Карабас. Тшшшшшшшшш

Практика: Составление банка игр на выявление лидера

Игры на внимание (8 часов)

Теория: Балтени. Брито - стрижено. Вытащи платок. Игра со словами. Играем в прятки. Из-за леса, из-за гор... Искра. Молотилка. Найди платок. Один в круге. Одинаковый рисунок. Охотник. Повторяшки. Пожарная команда. Салки по кругу. Статуя. Хромая уточка. Шарик.

Практика: Составление банка игр на внимание

Развивающие игры (8 часов)

Теория: Винегрет. Грани различия. Диалог. Дождик. Иностранцы. Как чихает слон? Круг. Кто есть кто... Маска я тебя знаю. Метафора. Он и Она - или словесные супружеские пары. Сколько?. Слепые фигуры. Спортивное мероприятие "веселые старты". Учреждение. Фоторобот. Цветовая перцепция. Я - знаменитость!

Практика: Составление банка развивающих игр.

Общелагерные игры (8 часов)

Теория: Газета. Гномы. Зарничка. Игра по станциям. Круги. Поиск клада. Экскурсия по лагерю и его окрестностям и т.д.

Практика: Составление банка общелагерных игр

Игры для малышей (8 часов)

Теория: Конкурс «Кто лучше умеет считать», Конкурс «Художник, или как курица лапой», Конкурс «Крокодил», Конкурс «Поварята», В поиске сокровищ, Портрет и т.д.

Практика: Составление банка игр для малышей.

Шуточные игры (8 часов)

Теория: Пароход, Бразильская бабушка, Веселуха, Луноходы, Отгадай сказку и т.д.

Практика: Составление банка шуточных игр

Игры на дискотеке (8 часов)

Теория: Платочек, Стеночка, Ручеек, Танцующая кепка, Костюмированная дискотека, В шляпах не танцуют, Танцы народов мира, Парад звезд, дискотека в стиле Хеллоуин т.д.

Практика: Составление банка игр на дискотеке

Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы за год, распределение по отрядам на летнюю практику в лагере с дневным пребыванием.

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием (26 часов)

Отрядное дело. Игры. Дружинное мероприятие. Песни + Танцы + Актерское мастерство. Оформление отрядного уголка. Психологические тренинг. Огоньки. Вожатский танец.

Учебный план третьего года обучения

Тема

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение.

2

2

 

I Раздел

Современные формы работы вожатого

54

14

40

1

Организация работы творческих площадок

8

4

4

2

Технология проведения мастер-классов

6

2

4

3

Проведение современных командных игр

8

2

6

4

Танцевальные интерактивы

12

2

10

5

Социальное проектирование

20

4

16

II Раздел

Основы актерского мастерства

38

 

38

1

Методика организации и режиссура массовых мероприятий

12

4

8

2

Театральные жанры

4

2

2

3

Выступление на публике

8

2

6

4

Постановка речевого голоса

4

 

4

5

Художественная постановка

10

2

8

III Раздел

Самостоятельные шаги начинающего вожатого

34

6

28

1

Разработка и презентация творческого проекта

10

2

8

2

Разработка и презентация акции экологической направленности

10

2

8

3

Разработка и презентация акции социальной направленности

10

2

8

4

Круглый стол «Ты- мне, я – тебе»

4

 

4

IV Раздел

Я лидер

14

6

8

1

Лидерство, как понятие. Роль лидерства в современной жизни

4

2

2

3

Правила успешного лидера 

2

2

 

4

Разбуди в себе лидера!

2

 

2

5

Стили работы лидера

4

2

2

7

Итоговое занятие

2

 

2

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием.

26

 

26

 

Итого:

170

28

142

 

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

Тема

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение.

2

2

 

I Раздел

Современные формы работы вожатого

54

14

40

1.1

Организация работы творческих площадок

2

2

-

1.2

Подготовка раздаточных материалов.

2

2

-

1.3

Способы привлечения внимания к работе творческой площадки.

2

2

-

1.4

Работа творческой площадки «Наши таланты».

2

-

2

1.5

Технология проведения мастер-классов. История. Понятие. Разновидности МК

2

2

-

1.6

Подбор тематики МК. Подбор материалов МК. Подготовка к проведению МК.

2

-

2

1.7

Проведение МК «Покормите птиц зимой».

2

-

2

1.8

Проведение современных командных игр. Понятие командной игры. История возникновения

2

2

-

1.9

Современные виды командных игр. Пейнтбол

2

2

-

1.10

Разработка сценария квест игры

2

-

2

1.11

Разработка сценария квест игры

2

-

2

1.12

Танцевальные интерактивы. Понятие танцевальный интерактив. Задача проведения ТИ.

2

2

-

1.13

Дистанционная подготовка к ТИ с помощью социальной сети ВКонтакте.

2

-

2

1.14

Разучивание ТИ «Друзья».

2

-

2

1.15

Разучивание ТИ «Друзья».

2

-

2

1.16

Разучивание ТИ «Новое поколение».

2

-

2

1.17

Разучивание ТИ «Новое поколение».

2

-

2

1.18

Социальное проектирование. Определение. Суть социального проектирования.

2

2

16

1.19

Субъекты социального проектирования. Типы проектов. По характеру. По направлению деятельности. По особенностям финансирования.

2

2

-

1.20

Выбор темы направления проекта. Технология проведения акций. Технология проведения операций.

2

-

-

1.21

Оформление материалов социального проекта.

2

-

2

1.22

Оформление материалов социального проекта.

2

-

2

1.23

Оформление материалов социального проекта.

2

-

2

1.24

Реализация проекта «Мир не без добрых людей».

2

-

2

1.25

Реализация проекта «Мир не без добрых людей».

2

-

2

1.26

Реализация проекта «Мир не без добрых людей».

2

-

2

1.27

Реализация проекта «Мир не без добрых людей».

2

-

2

II Раздел

Основы актерского мастерства

38

 

38

2.1

Методика организации и режиссура массовых мероприятий. Актерское мастерство вожатого.

2

2

-

2.2

Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми.

2

2

-

2.3

Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. д.

2

-

2

2.4

Разработка сценария. Нетрадиционные праздники в лагере.

2

-

2

2.5

Разработка сценария. Нетрадиционные праздники в лагере.

2

-

2

2.6

Игра «Крокодил», «Угадай кто».

2

-

2

2.7

Театральные жанры. Использования приемов театральных жанров в деятельности вожатого.

2

2

-

2.8

Исполнение этюдов.

2

-

2

2.9

Выступление на публике. Взаимодействие с аудиторией в форме – Диалог и монолог.

2

2

-

2.10

Упражнение «Печатная машинка». Упражнение «Кто во что горазд». Упражнение «Путаница». 

2

-

2

2.11

Упражнение «Студент». Упражнение «Слепые котята»

2

-

2

2.12

Тест «Конструктивный рисунок человека». Рефлексия.

2

-

2

2.13

Постановка речевого голоса

2

2

-

2.14

Постановка дыхания

2

-

2

2.15

Художественная постановка. Освоение ступеней ведущих к перевоплощению.

2

2

-

2.16

Постановка этюда «Жизнь нашего объединения».

2

-

2

2.17

Постановка этюда «Жизнь нашего объединения».

2

-

2

2.18

Постановка этюда «Жизнь нашего объединения».

2

-

2

2.19

Постановка этюда «Жизнь нашего объединения».

2

-

2

III Раздел

Самостоятельные шаги начинающего вожатого

34

6

28

3.1

Разработка и презентация творческого проекта. Работа творческих площадок по разработке тематик проектов.

2

2

-

3.2

Разработка проекта

2

-

2

3.3

Разработка проекта

2

-

2

3.4

Реализация основных пунктов проекта.

2

-

2

3.5

Реализация основных пунктов проекта.

2

-

2

3.6

Разработка и презентация акции экологической направленности

2

2

-

3.7

Подготовка к акции: разработка раздаточных материалов. Выбор местности для проведения акции. Привлечение общественности к проблемам района.

2

-

2

3.8

Реализация акции «Чистые мысли – чистый район».

2

-

2

3.9

Акция «Чистый парк».

2

-

2

3.10

Акция «Чистый парк».

2

-

2

3.11

Разработка и презентация акции социальной направленности

2

2

-

3.12

Подготовка к акции: разработка раздаточных материалов. Выбор местности для проведения акции. Привлечение общественности к проблемам района.

2

-

2

3.13

Реализация акции «Спасибо на добром слове».

2

-

2

3.14

Реализация акции «Спасибо на добром слове».

2

-

2

3.15

Реализация акции «Спасибо на добром слове».

2

-

2

3.16

Обобщение полученных знаний в ходе 1 года обучения. Методика проведения круглого стола.

2

2

-

3.17

Работа в командах. МК по обмену опытом.

2

-

2

IV Раздел

Я лидер

14

6

8

4.1

Лидерство, как понятие. Роль лидерства в современной жизни

2

2

-

4.2

Отработка умения разрешать конфликты в процессе групповой работы.

2

-

2

4.3

Правила успешного лидера 

2

2

 

4.4

Разбуди в себе лидера!

2

 

2

4.5

Стили работы лидера

2

2

-

4.6

Тренинг «На шаг впереди»

2

-

2

4.7

Итоговое занятие

2

 

2

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием.

26

 

26

 

Итого:

170

28

142

 

Содержание программы третьего года обучения

Вводное занятие (2 часа)

Цели и задачи курса. Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии. Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности.

I Раздел. Современные формы работы вожатого

Организация работы творческих площадок (8 часов)

Теория: Определение. Способы организации работы творческих площадок. Участники площадок. Временные рамки работы площадки. Подготовка раздаточных материалов. Способы привлечения внимания к работе творческой площадки.

Практика: Работа творческой площадки «Наши таланты».

Технология проведения мастер-классов (6 часов)

Теория: История. Понятие. Разновидности МК. Участники МК. Время проведения. Подбор тематики МК. Подбор материалов МК. Подготовка к проведению МК.

Практика: Работа в группах. Проведение МК «Покормите птиц зимой».

Проведение современных командных игр (8 часов)

Теория: Понятие командной игры. История возникновения. Задачи проведения. командных игр. Современные виды командных игр. Пейнтбол. ТБ при игре в пейнтбол. Суть игры. Проведение квест игры. История возникновения.

Практика: Разработка сценария квест игр. Работа в командах. Ответственность всех членов команды.

Танцевальные интерактивы (12 часов)

Теория: Понятие танцевальный интерактив. Задача проведения ТИ. История возникновения. Разновидности ТИ. Участники ТИ. Дистанционная подготовка к ТИ с помощью социальной сети ВКонтакте.

Практика: Разучивание ТИ «Друзья». Разучивание ТИ «Новое поколение». Участие в мероприятиях.

Социальное проектирование (20 часов)

Теория: Определение. Суть социального проектирования. Субъекты социального проектирования. Типы проектов. По характеру. По направлению деятельности. По особенностям финансирования. По сроках реализации. Выбор темы направления проекта. Технология проведения акций. Технология проведения операций.

Практика: Реализация проекта «Мир не без добрых людей». Оформление материалов социального проекта.

II Раздел. Основы актерского мастерства.

Методика организации и режиссура массовых мероприятий (12 часов)

Теория: Актерское мастерство вожатого. Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий с детьми. Режиссура массовых мероприятий. Советы и правила по организации и проведению детских праздников, шоу, конкурсов, фестивалей, концертов и т. д.

Практика: Нетрадиционные праздники в лагере. Игра «Крокодил», «Угадай кто».

Театральные жанры (4 часа)

Теория: Использования приемов театральных жанров в деятельности вожатого.

Практика: Драма. Водевиль. Комедия. Мелодрама. Монодрама. Мистерия. Мюзикл. Пародия. Трагедия. Трагикомедия. Фарс. Исполнение этюдов.

Выступление на публике (8 часов)

Теория: Взаимодействие с аудиторией в форме – Диалог и монолог. Активизировать зрителя, вовлекать в свои выступления.

Практика: Упражнение «Печатная машинка». Упражнение «Кто во что горазд». Упражнение «Путаница». Упражнение «Студент». Упражнение «Слепые котята». Тест «Конструктивный рисунок человека». Рефлексия.

Постановка речевого голоса (4 часа)

Практика: Постановка дыхания. Умение красиво говорить (звучать). Избавиться от дефектов речи (тьсяканье дзяканье, шипящие, свистящие). Владение правильным дыханием. Умение слушать и слышать собеседника (партнёра)

Художественная постановка (10 часов)

Теория: Презентовать себя и быть в центре внимания. Освоение ступеней ведущих к перевоплощению. Уметь создавать настроение вашим собеседникам.

Практика: Постановка этюда «Жизнь нашего объединения».

III Раздел. Самостоятельные шаги начинающего вожатого.

Разработка и презентация творческого проекта (10 часов)

Теория: Работа творческих площадок по разработки тематик проектов. Способ сбора информации с населения. Проведение социологического опроса группами. Работа дискуссионного клуба «Придумываем сами».

Практика: Разработка проекта. Реализация основных пунктов проекта. Способы подведения итогов.

Реализация акций экологической направленности (10 часов).

Теория: Особенности реализации акций, операций экологической направленности. Подготовка к акции: разработка раздаточных материалов. Выбор местности для проведения акции. Привлечение общественности к проблемам района.

Практика: Реализация акции «Чистые мысли – чистый район». Акция «Чистый парк».

Реализация акций социальной направленности (10 часов).

Теория: Особенности реализации акций социальной направленности. Подготовка к акции: разработка раздаточных материалов. Выбор местности для проведения акции. Привлечение общественности к проблемам района.

Практика: Реализация акции «Спасибо на добром слове».

Круглый стол «Ты – мне, я – тебе» (4 часа)

Практика: Обобщение полученных знаний в ходе 1 года обучения. Методика проведения круглого стола. Проверка базовых знаний за учебный год. Работа в командах. МК по обмену опытом.

IV Раздел. Я – лидер.

Лидерство, как понятие. Роль лидерства в современной жизни (4 часа)

Теория: Определение. «Лидер как эффективный коммуникатор». Развитие коммуникативных навыков. Активный стиль общения в группе, отношения партнерства; определение четких и ясных целей деятельности; совершенствовать лидерские умения управлять группой; риторика – наука убеждать. Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты. Умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации; мобилизация внимания участников на партнере и включенности их в решение групповой задачи.

Практика: Отработка умения разрешать конфликты в процессе групповой работы.

Правила успешного лидера (2 часа)

Теория: Основные правила успешного лидера.

«Разбуди в себе лидера!» (2 часа)

Практика: Мобилизация группы на совместное решение задачи. Важность каждого игрока в решении групповой задачи, потренироваться в слаженной групповой работе. Усиление сплоченности группы. Социометрия «Лидер ли ты?»

«Стили работы лидера» (4 часа)

Теория: Классификация А.Н. Лутошкина. стили работы лидера. «Разящие стрелы». «Возвращающийся бумеранг». «Снующий челнок». «Плывущий плот». Авторитарный стиль руководства. Либеральный стиль руководства. Демократический стиль руководства. Теория управления. Основные функции: планирование; организация; мотивация; руководство; контроль.

Практика: Тренинг «На шаг впереди»

Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы за год, распределение по отрядам на летнюю практику в лагере с дневным пребыванием.

Зачет. Стажировка в лагере с дневным пребыванием (26 часов)

Творческая площадка. Танцевальный интерактив. Организация и режиссура массового мероприятия. Художественная постановка. Акция.

Вручение сертификатов.

 

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое педагогической деятельности и субъекта (объекта) на который эта деятельность направлена.

Система оценивания

Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Стартовое оценивание - направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущее оценивание - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Тематическое оценивание - осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям.

Промежуточное оценивание - выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.

Итоговое оценивание - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

В детских объединениях МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» функционирует трехбалльная система оценивания результатов обучающихся:

1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы;

2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы;

3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы.

Если соотнести количество баллов с уровнями успешности, то получится следующее:

1 балл – Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

2 балла – Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

3 балла – Максимальный уровень (творческий) решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Проведение мониторинга обученности по дополнительной образовательной программе возможно при использовании следующих методов:

Тестирование обученности – совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований, они должны быть:

относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

относительно краткими, требующими сжатых ответов;

информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:

 

 

где Ку – коэффициент усвоения учебного материала;

N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании;

К – общее количество правильных ответов в тесте.

Оценивание результатов:

Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.

Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:

Ку

0 – 0,49

0,5 – 0,79

0,8 - 1

Балл

1 балл

2 балла

3 балла

Собеседование – метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Опрос — незаменимый прием получения информации. Это почти универсальный метод. Искусство его использования состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Анализ продуктов деятельности (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это всестороннее анализирование, тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных данных. Педагог разрабатывает ряд критериев, по которым оценивается продукт деятельности (публикация, фотоснимок, работа по прикладному творчеству, презентация и др.)

Упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило, упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося.

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа есть высшая работа учебной деятельности детей и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Контрольные задания в занимательной форме – один из методов диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме (викторины, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий обучающихся.

Терминологический диктант – особый метод диагностирования знаний обучающихся, направленный на выявление уровня понимания детей о том или ином понятии (термине).

Совместное решение задач (в группе) – метод диагностирования умений обучающихся коллективной работы, поиск решения проблемной ситуации в паре (группе). Такое диагностирование даёт возможность поиска наиболее эффективных способов решения проблемных ситуаций. Возможно использование проблемно-эвристических заданий.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Рейтинговая система оценивания

Подсчёт числа побед в конкурсах (рейтинговая система оценивания) - метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых достижений, т.е. рейтинг обучающего составляет сумма баллов, набранная за участие и количество побед в конкурсной деятельности разного уровня.

Зачёт по теме – метод диагностирования ряда универсальных учебных действий обучающихся по одной теме, по конкретному разделу и т.п.

Формой подведения итогов по окончанию каждого года обучения является стажировка в лагере с дневным пребыванием, которая включает в себя проверку теоретических и практических знаний по всем разделам и темам учебного года.

 

Оценка готовности вожатых определяется по зачетной системе:

1 год обучения

Предмет

Зачетное требование

 

Отрядные дела

(2 часа)

1. Приготовить отрядное дело заданной направленности (по результатам жеребьевки), на проведение мероприятия отводится 40 минут чистого времени.

2. Необходимо приготовить рекламу своего мероприятия – листок формата А4, который содержит краткую аннотацию дела.

 

Игры (4 часа)

1. Подвижная игра на знакомство должна быть оригинальной. Время проведения – 5 минут. Проводится на открытом воздухе.

2. Игра с эстрады. Должна быть оригинальной. Проводится в актовом зале.

3. Викторины на заданные темы. Время проведения – 20 минут

 

Отрядный огонек

(4 часа)

1. Подготовка и проведение отрядного огонька в соответствии с тематикой лагеря.

Итого

10 часов

 

 

2 год обучения

Предмет

Зачетное требование

 

Отрядные дела

(4 часа)

1. Подготовка и проведение 1 отрядного дела в соответствии с тематикой лагеря.

 

Игры

(4 часа)

  1. Организация и проведение игр в соответствии с планом лагеря (2 - 3 игры разной направленности)

    Организация и проведение общелагерной игры

    Проведение игры на дискотеке

 

Дружинное мероприятие

(4 часа)

1. Подготовка и проведение дружинного мероприятия в соответствии с планом-сеткой лагеря (включает разбиение на команды, оформление, подведение итогов и прочее). Мероприятие выбирается путем жеребьевки.

 

Песни + Танцы + Актерское мастерство (2 часа)

1. Номер на вожатский концерт

 

Оформление отрядного уголка

(2 часа)

1. Эскиз отрядного уголка на заданную тему. Формат – лист ватмана. Параметры – информативность, эстетичность, творческий подход

 

Психологический тренинг

(2 часа)

1. Станция для тропы (игра на доверие). Название и суть указать в заявке.

 

Огоньки

(4 часа)

1. Огонек знакомств

Один-два человека от группы проводят огонек знакомства для вожатых.

2. Конкурс на лучшее подведение анализа дня

Один-два человека от группы проводят огонек анализа дня для вожатых.

 

Танцы (общий зачет) (2 часа)

1. Вожатский танец. Массовость. Синхронность

Итого

26 часов

 

 

3 год обучения

Предмет

Зачетное требование

 

Творческая площадка (4 часа)

1. подготовка, организация и проведение творческой площадки (на заданную тему)

 

Танцевальный интерактив

(6 часов)

1. подготовка, организация и проведение танцевального интерактива (на заданную тему)

 

Организация и режиссура массового мероприятия

(6 часов)

1. участие в организации, режиссуре и проведении массового мероприятия лагеря

 

Художественная постановка

(6 часов)

1. участие в организации, режиссуре и проведении художественной постановки лагеря

 

Акция (4 часа)

1. подготовка, организация и проведение акции (экологической или социальной направленности) (по жеребьевке)

Итого

26 часов

 

 

Прогнозируемый уровень освоения программы

По прохождению полного курса программы воспитанники должны обладать определенным набором знаний, умений и компетентностей. Вожатый должен:

Знать:

обязанности вожатого;

возрастные физиологические и психологические особенности детей;

особенности временного детского коллектива;

способы профилактики и решения конфликтов;

правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

методику разработки, подготовки и проведения отрядного дела;

правила оформления отрядных уголков.

Уметь:

организовывать подвижные и интеллектуальные игры, тематические дни, творческие площадки, мастер-классы, танцевальные интерактивы;

оформлять отрядный уголок;

применять разные роли в коллективе;

разрабатывать, организовывать и проводить отрядные дела;

предупреждать конфликтные ситуации или решать их.

Владеть:

социальной компетентность: навыками работы в группе; навыками организатора группы;

коммуникативной компетентностью: умение предъявлять себя окружающим; умение отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других; убеждать и отстаивать собственную точку зрения.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

1. Кадровое обеспечение

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический процесс осуществляют педагог-организатор. Педагог-организатор проводит обучение по всем темам.

В качестве консультантов приглашается заместитель директора по учебной работе, художник-оформитель.

Педагоги организуют образовательно-воспитательную работу, отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в практических занятиях.

2. Методическое обеспечение программы

Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:

технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач;

сократовский развивающее - вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос;

метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации;

игровой метод. Используется как ведущий метод познания;

практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.

3. Материально-техническое обеспечение программы

Реализация программы не требует особых материальных затрат. Для занятий необходим кабинет, оснащенный учебной мебелью. Изучение тем, связанных с оформлением отрядного уголка, проведением КТД требует наличия ватмана, цветной бумаги, маркеров, карандашей, клея.

Некоторые темы предполагают наличие компьютера, проектора, экрана.

 

Список источников для педагога

Конституция Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка.

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599.

Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».

«Программа развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении».

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36).

Волохов А.В. Внимание, каникулы!: Методическое пособие / А.В. Волохов, И.И. Фришман. - М.: ЦГЛ, 2005.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - М., 1997.

Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен / авт.- сост. А.П. Гузенко и др. - Волгоград: Учитель, 2006.

Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / под ред. Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.

Профильный лагерь: от идеи до воплощения: Опыт работы учреждений системы образования Нижегородской области / Министерство образования. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.

 

Список источников для обучающихся.

1. Командные игры- испытания. сборник игр. - М.: Пед .общество «Россия», 2003.

2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач - М.:ТЕРРА, 1996.

3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин / К.А. Боровик. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

4. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений / Л. Бушуева. - М.: РИПОЛ классик, 2005.

5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий / И.М. Ганжина. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

7. Григорьева С.А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. - М.: Вена, 2001.

8. Гридина В.Т. Читай, рассуждай, отгадывай / В.Т. Гридина, О.В. Завязкин. - М.: БАО-ПРЕСС, 2005.

9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

11. Ильин М., Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи / М.Ильин, Е.Сегал. - М.: Детская литература, 1956.

12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М.: Слово, 1994.

13. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

Приложение №1

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детско-юношеский «Горизонт»

 

 

СЕРТИФИКАТ

 

участника программы «Школа подготовки вожатого»

 

 

Выдан ____________________________________________________

_____________________________________________________

 

 

Удостоверяет, что он(а) пронимал(а) участие в курсовой подготовке по программе «Школа вожатого». Объем курсовой подготовки – 144 часа.

 

 


 

 

Директор Е.В.Рыкова

 

Александровск, 2015

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации