Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» (10–14 лет)

2
0
Материал опубликован 24 November 2015 в группе

Пояснительная записка

 

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

·  Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

·  Добавлен раздел изучения особенностей природы Республики Коми (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность)

     Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

     Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

     Курс, рассчитанный на 72 часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организованы, экскурсии.

     Для популяризации науки о  живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Изучение родного природы – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Учащиеся получат умения и навыки  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что, во-первых, работа по изучению природы привлекает внимание к проблемам района, края, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли; во-вторых, материалы по природе родного края можно использовать при написании исследовательских работ и создании творческих проектов.

Программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к биологической науке.

В ходе работы детского объединения могут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Занятия будут проходить на базе МОУ Тимшерская СОШ.

 

Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

 

Задачи:

Образовательные

·  Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека

·  Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний

·  Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе

Развивающие

·  Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, а так же навыки работы с микроскопом.

·  Развитие навыков общение и коммуникации.

·  Развитие творческих способностей ребенка.

·  Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

·  Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

·  Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

·  Воспитывать интерес к миру живых существ.

·  Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

 

Характеристика программы

Вид – модифицированная. (разработана на основе программы «Юные экологи-краеведы» - Сборник программ).

Направленность – социально-педагогическая

Тип – дополнительная

Классификация

по признаку:  общеразвивающая – направлена на формирование общей культуры учащихся;

по цели и характеру деятельности: познавательная - развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяет кругозор;

по масштабу действия: учрежденческая;

по возрасту:  разновозрастная;

по срокам реализации: 1 год.

 

Организационно-педагогические основы обучения

Основанием для составления программы являются «Санитарно-эпидемиологические  требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные 01.04.2003 года.

1)   Состав учащихся: 10 учащихся - количество учащихся в группе согласно нормативным документам СанПин;

2)   Возрастная группа: 10-14 лет;

3)   Условия набора учащихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей);

4)   Учёт индивидуальных особенностей учащихся: хорошее здоровье, любовь к природе и активному отдыху, желание заниматься краеведческой и исследовательской работой.

5)   Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения. 1 раз в неделю,  2 часа с перерывом в 10 минут между занятиями.

6)   Режим занятий:

Количество часов в неделю

Количество недель в учебном году

Всего часов в год

2

36

72

7)   Формы проведения занятий: индивидуальные (исследовательская работа, тесты), групповые и по подгруппам (викторины, конкурсы), коллективные (экскурсии).

 

Ожидаемые результаты

В завершение учебного года учащиеся должны знать:

-  Особенности природы родного края;

-  Многообразие растительного и животного мира;

-  Правила поведения в природе;

-  Методику работу с микропрепаратами;

-  Особенности природоохранной работы;

-  Секреты здоровья.

должны уметь:

-  Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-  Пользоваться  современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

-  Грамотно находить и собирать материал по исследовательской работе;

-  Оказывать первую доврачебную помощь;

-  Проводить работу по ведению здорового образа жизни

-  Уметь выступать перед аудиторией.

 

Формами подведения итогов реализации программы являются: составление, оформление и защита доклада, оформление стенда и альбомов.

 

Учебно-тематический план

 

Раздел / Тема

Количество часов

Приме-

чания

Теория

Практика

Всего

1.     

Вводное занятие

1

-

1

 

2.     

Край, в котором мы живём

5

3

8

 

3.     

Природа под микроскопом

2

4

6

 

4.     

Природа под охраной

7

1

8

 

5.     

Здоровье человека и окружающая среда

5

3

8

 

6.     

Я - исследователь

5

2

7

 

7.     

Воспитательная работа

11

21

32

 

7.1. Путешествие в Лесное царство

-

1

 

 

7.2. Экскурсия в осенний лес. Осенние явления в природе

-

2

 

 

7.3. Жизнь леса -  глазами художника

-

1

 

 

7.4. Звездный час «Знатоки природы»

-

1

 

 

7.5. Фотоконкурс «Удивительный мир живой природы»

-

1

 

 

7.6. Путешествие по национальному парку «ЮгыдВа», посвященное к 20-летию парка – показ презентации

1

-

 

 

7.7. Своя игра «Природа России»

1

-

 

 

7.8. Подготовка и показ экологической сказки

6

1

 

 

7.9.В гостях у Кота Котофеевича» -(выставка кошек)

1

2

 

 

7.10. Проба пера «Мир живой природы»

1

1

 

 

7.11. Царство ребусов, кроссвордов, анаграмм и др.

1

1

 

 

7.12. Конкурс чтецов «Я люблю свою природу»

-

1

 

 

7.13. Праздник здоровья «В здоровом теле - здоровый дух»

-

2

 

 

7.14.«Букет добрых дел» ко дню Победы

-

2

 

 

7.15. Операция «Чистый поселок»

-

2

 

 

7.16. Озеленение палисадника пришкольного  двора

-

2

 

 

7.17. Экскурсия «Экосистемы окрестностей поселка Тимшер»

-

1

 

 

7.18. Природа – бесценный дар глазами художника

-

1

 

 

7.19. Уход за комнатными растениями

-

в течение года

 

 

8.     

Итоговое занятие

-

2

2

 

Итого:

36

36

72

 

 

Содержание

 

Тема 1. Вводное занятие (1ч)

Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы.

Практика: Игры на знакомство.

 

Тема 2. Край, в котором мы живём (8ч)

Теория:

2.1. Растения родного края.

2.2. Животный мир нашего края.

2.3. Экосистемы Республики, района, поселка.

2.4. Клещ – опасный враг.

2.5. Достопримечательности Усть-Куломского района.

Практика: Растения родного края. Правила поведения в лесу. Викторина по теме: «Многообразие природы родного края».   Оформление стенда.

 

Тема 3. Природа под микроскопом  (6 ч)

Теория:

3.1. Увеличительные приборы.

3.2. Биологическая микролаборатория.

Практика: Работа с увеличительными приборами. Работа с биологической микролабораторией. Микропрепараты. Подготовка микропрепаратов. Приготовление микропрепарата. Оформление стенда.

 

Тема 4. Природа под охраной (8ч)

Теория:

4.1. Экологический час «Редкие и охраняемые растения своей местности»

4.2. Экологический час «Красная книга Республики Коми»

4.3. Экологический час «Животные нашего края»

4.4. Экологический час «Лекарственные растения»

4.5. Устами младенца «Не спешите выбрасывать отходы».

4.6. Антропогенное воздействие человека на окружающую среду

4.7. Экологический урок "Свалка по имени Земля".

Практика: Устный журнал «Наша чистая планета».  Оформление стенда.

 

Тема 5. Здоровье человека и окружающая среда (8ч)

Теория:

5.1. Доктора Здоровья.

5.2. Секреты здоровья.

5.3. Доврачебная помощь пострадавшему.

5.4. Биологические сенсации человека.

5.5. Лечебное воздействие звука.

Практика: Доврачебная помощь пострадавшему.  Релаксация - лечебное воздействие звука. Итоговое занятие: Путешествие «Поезд Здоровья».  Оформление стенда.

 

Тема 6. Я - исследователь (7ч)

Теория: Индивидуальная работа с учащимися по выбранной теме (консультации). Составление и оформление проектов, исследовательских работ.

Практика: Защита проектов, исследовательских работ.

 

Тема 7. Воспитательная работа (32ч)

Практика: Проведение акций. Организация и проведение воспитательных мероприятий, согласно учебно-тематическому плану.

 

Тема 8.  Итоговое занятие (2ч)

Практика: Создание презентации «Юный натуралист». Оформление стенда.

 

Методическое обеспечение программы

 

Формы и методы организации занятий.

При проведении занятий по данной программе используются словесные (лекция, беседа, объяснения), наглядные (показ видео- и графических материалов, наблюдение) и практические (практикумы,  экскурсии, работа с бумагой, бросовым материалом, рисование, изготовление поделок.) методы обучения.

Формы проведения занятий по программе: игра, экологический урок, акция, экскурсия.

Программой предусмотрено самостоятельное выполнение учащимися различных заданий и работ (чтение литературы, сбор информации, составление рассказов, сказок и другое), проведение массовых мероприятий (конкурсов, викторин, праздников). Сочетание таких разных видов и форм проведения занятий тематически и психологически оправдано, сближая обучение с увлечением и развлечением.

 

Материально-технические средства программы:

Наименование

Количество

Примечания

1.     

Помещение

1

 

2.     

Парта

5 шт.

 

3.     

Стул

10 шт.

 

4.     

Доска магнитная

1 шт.

 

5.     

Доска железная

1 шт.

 

6.     

Ноутбук

1 шт.

 

7.     

Проектор мультимедиа

1 шт.

 

8.     

Стенд для оформления

1 шт.

 

9.     

Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски  и др.)

По мере необходимости

 

10. 

Учебно-методическая литература (книги, журналы)

 

 

 

Для определения результативности обучения по данной программе в конце каждого тематического раздела и в конце учебного года проводятся контрольные опросы: викторины, тестирование, письменные или устные опросы. При изложении оценки педагог отмечает недостатки выполненной работы, но основной акцент делает на её достоинства, чтобы у учащегося сложилось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков.

Расходы на оформление исследовательских работ учащихся, проведение экскурсий несут родители.

 

Здоровьесбережение

Главное условие программы – обучение без нанесения вреда здоровью детей.

Для сохранения здоровья учащихся в объединении учебно-воспитательный процесс организован с соблюдением расписания занятий.

Согласно санитарным нормам во время занятий помещение должно иметь естественное освещение и условия воздушной среды в помещении должны соответствовать нормам.

Большое внимание уделяется правилам безопасности.

1)   Систематически, два раза в год, проводятся инструктажи по технике пожарной безопасности;

2)   Проводятся правила поведения на улице;

3)   Текущие инструктажи – на каждом занятии.

В деятельности коллектива применяются методы по здоровьесбережению:

- метод формирования сознания по здоровьесбережению, который включает такие формы работы, как беседа, объяснение, демонстрация, внушение, приведение положительных примеров здорового образа жизни, экскурсии;

- метод разумной организации деятельности с предвидением результатов;

- методы стимулирования должного поведения (поощрение, одобрение, похвала, осуждение).

 

Система оценивания детей (десятибалльная)

«8-10» - хорошо знает природу родного края; умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе. Активно участвует в массовых мероприятиях.

 «5-7» - знает природу родного края; умеет выступать перед сверстниками,  делать проектные работы. Ориентируется в различных источниках информации. Умеет оказать первую доврачебную помощь, правильно использует правила поведения на природе.

«3-4» - слабо знает природу родного края. Ориентируется в различных источниках информации с помощью руководителя. Неуверенно выступает перед сверстниками. Умеет оказать первую доврачебную помощь, знает правила поведения на природе.

 

Этапы педагогического контроля

 

Вид контроля

Цель, задачи

Содержание

Форма

Критерии

Текущий / «Край, в котором мы живём»

Проверить уровень полученных знаний

Мероприятие «Многообразие природы родного края»

Викторина

Знает природу родного края

Текущий / «Природа под микроскопом »

Проверить уровень полученных знаний

Вопросы по изученной теме

Приготовление микропрепарата

Знает основы микробиологии

Текущий / «Природа под охраной»

Проверить уровень полученных знаний

«Наша чистая планета»

Устный журнал

Знает, как охранять природу

Текущий / Здоровье человека и окружающая среда

Проверить уровень полученных знаний

«Поезд Здоровья»

Игра - путешествие

Знает секреты здоровья

Текущий / «Я – исследователь»

Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельной работы с  источниками

Составление и оформление доклада. Защита творческого проекта

Защита творческого проекта

Умеет выступать перед сверстниками, отстаивать свое мнение, делать проектные работы. Свободно ориентируется в различных источниках информации

Итоговый

Проверить уровень полученных знаний, умений.

Создание презентации «Юный натуралист»

Создание и показ презентации

Активно участвует в массовых мероприятиях

 

 

 

 

Список литературы

Литература для педагога

1.    Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие, Москва, «Творческий центр», 2005;

2.    Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. - Москва, Новая школа, 1997;

3.    Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся, - Волгоград, издательство «Учитель», 2008 год

4.    Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - Москва, Просвещение, 1991;

5.    Парфилова Л.Д.  Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. - Москва, «Творческий центр», 2002;

6.    Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации. - Волгоград, издательство «Учитель», 2009;

7.    Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. - Волгоград, издательство «Учитель», 2005.

 

Литература для учащихся

1.    Наш край родной. Книга для чтения по природе и истории родного края. Сост. В.И. Трошева. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988;

2.    Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - Москва, Просвещение, 1991;

3.    Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. – Москва, ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003;

4.    Туркин А.И. Топонимический словарь Коми АССР. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1986;

5.    Усов А.И. Фотоальбом. Коми - край мой северный. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1970;

6.    Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, Москва, Издательство «Глобус», 2008;

7.    Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - Москва, ООО «Издательство АСТ», 2003.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации