12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобкова Наталия Георгиевна6663
Работаю в МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ" с 2010 г. - кандидат филологических наук; - эксперт ЕГЭ по французскому языку с 2012 - 2015 гг.; - заместитель председателя республиканской предметной комиссии ЕГЭ по французскому языку.
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ


 Внеурочное занятие для обучающихся 8 м класса «Духовно – нравственное воспитание».

Всё, что прекрасно – нравственно

Гюстав Флобер, французский прозаик – реалист XIX в.


Цель занятия: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми; формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации.

Комплект материалов:

- сценарий,

- видеоролик «Притча о маленьком чуде».

- презентационные материалы.

Оформление: «Правила духовно – нравственных ориентиров человека»; музыкальные композиции.

Плакаты: «Наши добрые дела», «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б. Паскаль).

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово учителя. Беседа о роли духовно – нравственных ценностей в жизни человека.

Часть 2. Основная: беседа и выполнение заданий.

Демонстрация видеоролика о маленьком чуде.

Часть 3. Заключение: рефлексия.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Часть 1. Мотивационная.

Учитель: Ребята! Наш сегодняшний разговор посвящен духовно – нравственным ценностям в жизни человека. Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Ответы обучающихся.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова «нравственность» - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым)  полностью зависит от личного выбора каждого.

Часть 2. Просмотр фильма о маленьком чуде. https://www.youtube.com/watch ?v=PynjpciZzzk


Вопросы для обсуждения с обучающимися

Учитель.

- Какие чувства вызвал у вас просмотр этого видеоролика?

- Правильно ли поступили девочки, подарив свою игрушку незнакомому ребенку в парке?

- О чем этот фильм?

-Какой поступок совершили девочки?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Например, профессор МДА Осипов А.И. учит: «Мы получаем сами точно то, что делаем или желаем другому человеку. Не хотите себе зла? Удержите не только свой язык, свой ум удержите, чтобы не подумать плохое в отношении другого человека. Любой мой акт добра по отношению к другому человеку – это благо мне. Любой мой акт неприязни к другому человеку – это рана, которую я сам себе делаю. Основной закон жизни человека – это Любовь».

Ребята, вспомните, какие добрые дела мы с вами успели сделать? Давайте составим список наших добрых дел:

Ответы ребят: «Участие в акции «Красная гвоздика», сбор «Шкатулки добра» для детей, больных онкологией, посадка елей на пришкольном участке.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

-в озлоблении людей;

-в разобщении по политическим и идейным мотивам;

-в эгоизме (каждый сам по себе);

-в росте преступности;

-в исчезновении элементарной культуры поведения;

-в утрате идеологической и ценностной ориентации;

-в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

-украсть что-то у соседа по парте;

-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

-подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;

-написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного? Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Групповое задание.

Все участники становятся в круг и берутся за руки. Предлагается по очереди (по часовой стрелке) сказать соседу о том, что он делает лучше всех, какой он добрый, умный… («Ты умеешь», «Ты лучше всех делаешь»… и др.)

Индивидуальные задания микроколлективам.

 Ребята, давайте создадим «Правила духовно-нравственных ориентиров человека», где вы напишите главные ценности, необходимые вам для счастливой жизни. «Правила духовно – нравственных ориентиров человека»: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

t1675855363aa.jpg

Демонстрация презентации.

Заключение. Учитель. Ребята, в заключении сделаем вывод. «Духовно – нравственные ценности» - основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.



















Приложение 1

t1675855363ab.jpg

Акция «Красная гвоздика»





t1675855363ac.jpg

Посадка елей на пришкольном участке







t1675855363ad.jpg

Шкатулка добра



























Приложение 2

Плакаты

«Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б. Паскаль).





t1675855363ae.jpg











t1675855363af.jpg


ПрезентацияPPTX / 579.16 Кб
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (4)

Галина Владимировна, 08.02.23 в 16:51 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную новинку!
Бобкова Наталия Георгиевна, 09.02.23 в 03:00 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Галина Владимировна за внимание к работе и положительный отзыв. Рада, что работа будет полезна!
Кучумова Ирина Викторовна, 08.05.23 в 16:34 1Ответить Пожаловаться
Очень содержательная, полезная работа. Большое спасибо!
Бобкова Наталия Георгиевна, 09.05.23 в 04:59 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Ирина Викторовна за положительную оценку работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.