12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токсанова Асемгуль Сериковна250
Казахстан, Павлодарская область, город Аксу
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
18

Урок-практикум в 8 классе с углубленным изучением биологии: «Движение крови по сосудам»

Тип урока:урок-практикум

Тема: Движение крови по сосудам. Практическая работа №10. Определение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа

Цель:Обеспечить усвоения учащимися знаний о причинах движения крови, изменении скорости крови в сосудах, поддержании постоянства артериального давления.
Задачи:

Образовательные: 
Сформировать представление о причине движения крови, изменении скорости крови в сосудах, распределение крови в организме.

Воспитательная:
Воспитание бережного отношения к своему организму, воспитание потребности здорового образа жизни.

Развивающие:
Развитие умений частично-познавательной поисковой деятельности, творчески подходить к решению разнообразных задач, умение работать в должном темпе.

Оборудование: таблицы по кровообращению, ТСО, компьютер с мультимедийным проектором. Приложение: "Движение крови по сосудам".
Ход урока
1. Проверка знаний учащихся.
Выполнение задания. Программированный контроль знаний.
Самоконтроль
2. Изучение нового материала.
Ввод в тему (эмоциональный настрой).

Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота 
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Что такое красота? Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье. 
Как мы можем красоту связать с темой нашего урока (называется тема урока).
Движение крови по сосудам
И что бы знать, как быть здоровым мы продолжаем изучать тайны нашего организма.
Блок-1
Назовите функции, которые в организме выполняет кровь?
При каких условиях эти функции могут быть выполнены?
 
Перед учащимися ставится проблема.
Почему кровь движется непрерывно тогда, как сердце работает толчками? Можно ли по пульсу судить о состоянии здоровья человека?
Самостоятельная работа учащихся
1-е задание Прочтите текст параграфа “Причина движения крови” Причина движения крови — работа сердца, которая создает разность давления между началом и концом сосудистого русла. Кровь, как и всякая жидкость, движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое — в нижней и верхней полых венах и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной.

Давление крови снижается постепенно, но не равномерно. В артериях оно самое высокое, в капиллярах — ниже, в венах оно падает еще больше, поскольку много энергии затрачивается на проталкивание крови через систему капилляров: при движении кровоток испытывает сопротивление, которое зависит от диаметра сосуда и вязкости крови.

Посмотрите кадр презентации. Подпишите величину кровяного давления в различных участках движения крови.

Сделайте вывод.
Причиной движения крови по организму является разное давление в сосудах.
На начало движения крови в артерии(120мм рт ст) и на конец движение крови в венах ( 10 мм рт. ст.)
Историческая справка. (Приложение, 
слайд 8)
Артериальное давление подростков.

Максимальное
(верхнее) 
систолическое
110–115 мм рт с

Минимальное
(нижнее)
диастолическое.
60–80 мм рт с

2-е задание. Работа в группах видеофрагмент заполнение таблицы


 

Сосуды

Сосуд

Особенности строения

Диаметр

Скорость крови

Давление

Артерия

 

 

 

 

Вена

 

 

 

 

Капилляр

 

 

 

 


Блок-2 
Артериальный пульс.

1. Найдите у себя пульс на лучевой кости около кисти.

2. Подсчитайте пульс в спокойном состоянии в течении 1 минуты.

3. Выполните дозированную нагрузку-низкие (глубокие) приседания в течении 30 секунд (20 раз). Снова подсчитайте пульс в течении 1 минуты.

 

III. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Практическая работа №10

Определение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа

Оборудование: секундомер

Цель:

Оборудование:секундомер

Ход работы:
1.    Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.
Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.

2.    После этого по формуле надо рассчитать скорость кровотока. Полученные данные сравним со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.

закрепление

Задача. “Наследие Дуремара”. Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония — болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство — надо было снизить давление.
Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?

Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.
Почему у человека бывает гипертония?

Ответ: У большинства животных Земли тело расположено горизонтально, то есть голова и сердце находятся практически на одном уровне. Поэтому у этих животных сердцу не требуются дополнительные усилия, чтобы эффективно снабжать мозг кровью. При неестественных для них позах сердце “горизонтальных” животных не способно долго снабжать кровью мозг. Если такое животное надолго оставить в вертикальном положении, то оно потеряет сознание.
Человека и жирафа можно считать “вертикальными” животными, у которых давление крови на уровне сердца и головы различно. Поэтому как человек, так и жираф, а также некоторые птицы являются гипертониками.

инф-я о д/з подготовить сообщение о заболеваниях кровеносной системы

выст.оценок

Рефлексия:

- Чему учились?

- Что получилось?

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.