Статья «Двуполушарный подход к обучению: практическая реализация при изучении лингвистический понятий»

4
1
Материал опубликован 1 November 2018 в группе

Развивающее дошкольное и начальное общее образование

как стратегия подготовки компетентного выпускника

Ефремова Наталья Владимировна,

учитель-методист начальных классов Донецкой специализированной физико-математической школы№17

ДВУПОЛУШАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ: ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Аннотация. Статья посвящена особенностям организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе с применением адаптивной технологии обучения. В основе разработки и использования данной технологии лежит учёт межполушарного взаимодействия и функциональная специализация полушарий на примере работы учителя начальных классов Ефремовой Н.В.

Ключевые слова: адаптивная технология, двуполушарный подход, деятельностный подход, обучение, начальная школа, эйдетика, мнемотехника.

Главная идея Государственного образовательного стандарта начального общего образования основана сегодня на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. При данном подходе к обучению приоритетным становится освоение учащимися новых видов деятельности: учебно-исследовательской, проблемно-поисковой, творческой и др. Это то, что необходимо выполнить с помощью средств логического, теоретического или эмпирического мышления (сравнение, классификация, конкретизация). Но, как показывает практика, далеко не каждый ребёнок легко и активно расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивая определённые действия.

Решение проблемы кроется в знании мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. Одна из особенностей мозга человека – так называемая функциональная специализация полушарий. [2] Учёные доказали, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции и управляют разными видами деятельности. Возьмём, к примеру, детей индиго. Их удивительные способности поражают учёных. Им пророчат блестящее будущее и новые открытия. Разгадка их уникальности кроется в сбалансированной и совершенно равноценной работе обоих полушарий головного мозга. Логика и рационализм таких людей не уступают интуиции и вдохновению. А что же у остальных людей? Дело в том, что у одних доминирует левая часть головы с её эмоциями, чувствами и фантазией, а у других правая – рациональная и прагматичная.

    К моменту рождения правое полушарие больше по отношению к левому. Для детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. [3]

С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать.

В процессе обучения в школе асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, а правое полушарие — в образных. Как показывает практика, обучение в школе носит традиционный левополушарный характер: замена освоения учащимися практических навыков накоплением теоретических, повышение уровня абстрактности изложения учебного материала, редкое использование наглядных, образных, эмоциональных методов в обучении. [1]

Но полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий. Таким образом, развитие межполушарного взаимодействия – это основа интеллектуального развития ребенка.

Одним из примеров такого сбалансированного подхода в обучении является применение адаптивной технологии обучения Соболевой О.Л.

Эффективность обучения достигается  во многом благодаря принципиально новому подходу к развитию речи, новой концепции работы с орфографическим правилом, использованию ассоциативного алгоритма запоминания, специальной системе заданий по развитию.[4] Русский язык как школьный предмет - благодатнейшее поле для действия этого принципа. Что может быть логичнее и одновременно образнее, чем две основные единицы языка - слово и предложение?

Предлагаю своё видение применения адаптивной технологии на примере приёмов обучения из личного опыта.

1. СУРДОПЕРЕВОД - комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они формируют пространственную ориентировку, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация.

Разрешив проблемную ситуацию, дети выполняют определённые умозаключения и выводят правило. Чтобы осуществить упомянутое ранее межполушарное взаимодействие, учитель «накладывает» на каждую фразу правила определённые действия руками - чёткие, ритмичные и повторяющиеся. Одновременное выполнение движений с повторением правила хором вызывает интерес своей необычностью, повышает общий эмоциональный фон, снимает физическую напряжённость, облегчает процесс запоминания.

2. АССОЦИАЦИИ - смысловое запоминание, резко улучшает процесс памяти: объем запоминаемого материала возрастает (в 5—8 и 10 раз).

Приёмы работы

«

Аббревиатуры»
- создание таблиц, состоящих только из первых букв правил, например, при изучении частей слов: «ОЧРС» – общая часть родственных слов, «ИЧС» – изменяемая часть слова.

Ученик на уроке русского языка легко запомнил виды предложений по цели высказывания и интонации, используя буквы согласных звуков своего имени и фамилии.

«Смысловые цепочки» - запоминание словарных слов путём объединения их в сюжетную линию.

Здравствуй, моя прелестная Фиона!

Признаюсь честно, этой звёздной ночью в незнакомой местности моё сердце разрывается от чувств. Я страстно тебя люблю. С тобой так радостно, а без тебя грустно. Я не забуду чудесных мгновений и интересных встреч. Это ужасно, но пока нам опасно встречаться. Верю, что рано или поздно я найду мою прекрасную Фиону.

Не волнуйся напрасно! Твой Шрек.

«Тематические словарики» - группировка слов одной орфограммы по определённой теме. Осень: листья, деревья, сучья, льют дожди, осенью. Зима: вьюга, хлопья, комья. Весна: соловьи, муравьи, ручьи, веселье.

«Рисунки-зацепки». Учитель быстро диктует 10 слов определённой орфограммы. Ребята на отдельном листе выполняют зарисовки слов в виде кружков, капелек, сердечек в зависимости от ассоциации, которую вызвало слово. Затем самостоятельно «превращают» рисунки-зацепки в слова и записывают их в тетрадь.

(Улыбка, кружка, будка, ложка, сказка, лавка, снег, дождь, скользко, низко).

3. ЭЙДОТЕХНИКА. До появления в свет книги Лурия А. Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приемы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику и эйдотехнику (“эйдос” греч. – образ). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать.

Приёмы работы

«Оживление». Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают, что чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Йенш (немецкий психолог) утверждал, что эйдетизм – закономерная стадия детского развития и, что пик развития воображения приходится на 11-16 лет

Когда ребенок знакомится с новым словом, в его воображении возникает образ, потому при изучении новых лингвистических понятий предлагаю создать и нарисовать в Тетрадь-подсказку образ правил.

А этот приём интересен и на уроках математики. Например, чтобы облегчить процесс осознания детьми сложения и вычитания с переходом через десяток, мы создали „семью” цифр, которая отображает состав числа 10. Время на запоминание – меньше минуты. Результат превзошёл ожидания. Дети легко рассказывали дома состав числа 10, удивляя родителей быстротой и точностью.

«Вхождение». Название метода подсказывает действие – войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. “Вхождение” легко усваивается детьми с развитым воображением. Так у доски может появиться, например, «оживший» глагол и рассказать о себе всё, что должны усвоить дети. Хорошо получается и у «разделительного мягкого знака» выстраивать вокруг себя согласные с одной стороны и гласные – с другой.

«Лингвистическая сказка». Чтобы активизировать различные анализаторы, смысловую ассоциацию, смысловую память, развивать речь детей, используем работу с лингвистической сказкой:

- составляем начало сказки и предлагаем закончить ее;

- даём задание каждому создать собственную книжку, записать туда свою сказку;

- создаем сказку в группе с последующим инсценированием и т.д.

«Рисуем правило» - приём образного запоминания. Один из вариантов: ребята самостоятельно подписывают вопросы, названия членов предложения, располагают по вагончикам части речи, раскрашивают вагончики по ассоциации.

«Рифмуем правило» Ребятам предлагается зарифмовать правило.

В предложении, друзья,

Не являюсь главным я.

Но вопросов у меня

очень-очень много,

Я слежу, чтобы на них

отвечали строго:

Вижу что? Даю кому?

Чем горжусь? Кого ищу?

В нашем предложении

Я буду дополнением.

Кузьменко Кирилл, 3 класс.

При таком подходе на уроках русского языка понятия выражаются и передаются детям различными способами и в разных формах: в логическом формулировании, в вербальном образе (в сказке, в стихотворении), в графическом образе (в картинке), символе, таблице, ещё одной картинке, и ещё в сказке. Процесс восприятия и переработки учебной информации детьми качественно меняется, информация осмысливается гораздо более глубоко и запоминается очень прочно.

Идеи развивающего обучения приобретают новую жизнь. Они ориентируют ребенка на интенсивное творчество, интеллектуальное и речевое, формируют свободное, продуктивное мышление, создают предпосылки для создания ребенком в процессе учебной деятельности новых образов и новых идей, предупреждают возникновение инерции мышления. Новые психологические основания, положенные в основу данной методики, позволяют осуществить разгрузку учащихся не за счет примитивизации содержания курса, а за счет оптимальной с психологической точки зрения формы предъявления учебного материала, т.е. за счет метода. При этом на первом плане оказывается и функция сохранения здоровья ребенка. [3]

Ярко иллюстрирует данный подход в обучении цитата из книги Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Бонара, академика»: «Учиться можно, только забавляясь. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Литература

Безуглова И.Ю. Двуполушарный подход к обучению детей. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/02/16/dvupolusharnyy-podkhod-k-obucheniyu-detey (дата обращения 09.11.2014)

Деглин В. Функциональная асимметрия – уникальная способность деятельности мозга. [Электронный ресурс] http://www.socionics.your-wave.com/chik/r111/other/mental.htm (дата обращения 18.10.15)

Санкина О.Ю. Учебники, которые мы выбираем [Электронный ресурс] http://fsu-karelia.ucoz.ru/publ/ sankina_oju_uchebniki_kotorye_my_vybiraem/1-1-0-11 (дата обращения 18.10.15)

Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. [Электронный ресурс] http://www.komi.com/baby/psychologist/ literature/sirotuk/01.htm (дата обращения 18.10.15)

Соболева О.Л. Русский язык: Методические рекомендации к экспериментальному учебнику для начальной школы - 2ъе изд. - СПб. Петербургская Новая школа, 1999. - 164 с.

Ротенберг В. С. Мозг. Стратегия полушарий. [Электронный ресурс] http://www.socionics.your-wave.com/chik/r111/other/mental.htm (дата обращения 18.10.15)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа! Беру в избранное!

31 July 2019

Похожие публикации