Экологический эко-квест «Знакомимся со свойствами металла и пластмассы и сортируем мусор грамотно»
Цель: знакомство со свойствами металла и пластика, способами утилизации и переработки отходов из этих материалов.
Задачи:
1.Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства.
2.Продолжать знакомить детей с тем, как используются свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
3. Формировать умение сортировать мусор.
4. Формирование желания жить в чистой окружающей среде и заботится о нашей планете.
Материалы и оборудование: лэпбук с заданиями, сказками и загадками для педагога, лэпбуки детские с заданиями и кармашками-контейнерами для сортировки мусора, материалы для проведения опытов по определению различий и сходства свойств металла и пластмассы, карточки с временными периодами разложения мусора.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
2. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
3. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая (квест-технология).
Используемые приемы: приемы технологии развития критического мышления.
Занятие по технологии ТРКМ состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии, каждый из которых имеет свои цели и задачи, направленные сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов» - активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Прием «Верные и неверные утверждения» - дидактическая игра «Верите ли вы, что…».
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная исследовательская деятельность. Прием «Кубик» - дидактическая игра «Из чего сделан предмет». (приложение 1)
Проведение экспериментальной деятельности.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе формируется личностное отношение к проблеме и фиксируется в схеме, высказывается мнение участников по проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Приемы «Опорные сигналы» для заполнения результатов исследования и проведения дидактической игры «Сортируем мусор грамотно» (приложение 3), прием «Верные и неверные утверждения» для определения педагогом уровня усвоения материала участниками мероприятия.
Ход квест-игры
Воспитатель. Ольга Викторовна попросила купить два конструктора: металлический и пластмассовый. Поможете мне оформить заказ в интернет – магазине? (ответы детей)
Воспитатель. Я тоже уверена, что вы сможете мне помочь! Проходите, пожалуйста, в научный отдел к ноутбуку. (работа в научном отделе)
Нужная страница уже открыта. Что будет в заказе?
Дети. Металлический и пластмассовый конструкторы.
Воспитатель. Прежде чем оформить заказ, мы должны выполнить несколько условий интернет-магазина. Нам необходимо правильно указать свойства металла и пластмассы. (показываю схему, приклеенную на цветной картон - планшет)
Заказ в интернет- магазине
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ | ПЛАСТМАССОВЫЙ | |||
ИЗДАЕТ ЗВОН | ИЗДАЕТ ЗВОН | |||
ЛЕГКИЙ | ЛЕГКИЙ | |||
ПРИТЯГИВАЕТСЯ К МАГНИТУ | ПРИТЯГИВАЕТСЯ К МАГНИТУ | |||
ГОРИТ | ГОРИТ |
Если мы ошибемся, заказ не будет выполнен. Вы хотите сразу заполнить бланк заказа или сначала мы проверим эти свойства опытным путем? (ответы детей)
Воспитатель. Подойдите к рабочему столу, мы выдвинем с вами предположения. Возьмите зеленый карандаш. Я буду читать утверждения, а вы, если оно верное - ставите плюс в таблице, если не верное – минус. (прием стадии вызова «Верите ли вы, что…» )
Утверждение педагога | Стадия вызова (ответ ребенка) | Стадия «рефлексия» (ответ ребенка) |
1. | - | |
2. | + | |
3. | - | |
4. | + | |
5. и т.д. | + |
1. Металл имеет свойство издавать звон.
2. Металлические предметы бывают прозрачными.
3. Металл - легкий материал.
4. Предметы из металла притягиваются к магниту.
5. Пластмассовые изделия издают красивый звон.
6. Пластмасса не бывает прозрачной..
7. Пластмассовые предметы тонут в воде.
8. Пластмасса при горении выделяет приятный и невредный запах.
9. Металлические предметы прочные.
10. Отходы из пластмассы лучше перерабатываются, если их закопать в землю.
Воспитатель. Свойство «Издает звон» к какому материалу подходит, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель. Дети, я вижу, кто-то свойство «лёгкий» отнесли к пластмассе, а кто-то к металлу. И у меня возникли сомнения, а вдруг пластмассовые предметы издают звон и тяжелее металлических? Чтобы нам не ошибиться, надо проверить и доказать, какой материал издает звонкий звук, а какой глухой, что тяжелее металл или пластмасса, узнать, что происходит с пластмассой при горении. Давайте ненадолго покинем научный отдел и пройдём в лабораторию. (Участники проходят в лабораторию и садятся за столы с оборудованием для экспериментирования).
Воспитатель. Мы с вами в научной лаборатории и должны проверить наши предположения.
Опыт №1. Послушайте, какой звук издает металлический предмет, если я постучу по нему указкой. Что вы слышите? (звон). Значит, металл что делает при касании с предметом? (издаёт звон, звенит). Теперь я постучу по пластмассовому изделию, что вы слышите? (глухой стук).
Вывод. Металл имеет свойство «звонкий», а пластмасса - нет.
Опыт №2. У вас на столах лежат предметы из металла и пластмассы. Скажите, они прозрачные? Из них можно сделать окна?
Это ещё одно свойство предметов: металл и пластмасса - непрозрачные материалы.
Опыт №3. - Опустите в воду металлический предмет? Что произошло? (металл утонул, потому что он тяжелый). Теперь опустите в воду пластмассовую деталь.- Что вы видите? (она не утонула – плавает) Почему?. (пластмасса легкая, она не тонет).
Вывод. Металл- тяжелый материал, а пластмасса - легкая.
Опыт №4. У вас два контейнера. В одном из них металлические изделия, в другом -пластмассовые. Как, не открывая, с помощью магнита, можно определить: где пластмасса, а где металл? (варианты ответов).
Вывод. Оказывается, даже через пластмассу металл притягивается к магниту.
Опыт №5. Над горящей свечой я держу кусок пластмассы. Что происходит? (пластмасса горит, пахнет плохо и дымит). Как вы думаете, это вредит природе и людям? (ответы детей).
Вывод. Пластмасса горит и опасна для окружающей среды.
Воспитатель. А сейчас мы отправимся в музей металлических и пластмассовых изделий. У нас в музее есть волшебный лэпбук. (рассматриваем лэпбук, читаем названия разделов).
Давайте поиграем в игру «Из чего сделан предмет» (описание предмета по схеме с помощью приема ТКРМ «Кубик»- приложение 2). Дети описывают несколько предметов из металла и пластмассы.
Воспитатель. Так что же делают из пластмассы и металла?
Дети. Из пластмассы делают разные предметы, которые нужны людям.
Воспитатель. Молодцы! Но все когда-то ломается, выходит из строя. Если наши конструкторы из пластмассы и металла сломаются, что с ними мы сделаем?
Дети. Выбросим.
Воспитатель. Задумывались ли вы, куда мусор попадает после того, как мы выбросили его в контейнер? Что с ним происходит? Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите на эту схему разложения отходов. в природе они по-разному разлагаются. Определите за какой срок природа сможет переработать пищевые отходы (ответы детей), а из пластмассы и металла? (ответы детей).
Воспитатель. Послушайте одну историю. Люди поехали на природу и взяли с собой посуду. Какую удобно им взять с собой? (пластиковую). Хорошо отдохнули, за собой убрали весь мусор - сложили под дерево и уехали. Под деревом у нас организовалась свалка. Хорошо это или плохо? (мнение детей).
Воспитатель. А теперь каждый из вас возьмет лэпбук «Юный исследователь». Откройте, посмотрите, под деревом изображена свалка – кармашек с различными предметами - отходами.
Достаньте карточки, рассортируйте мусор из металла и пластмассы по контейнерам. Расскажите, как вы это делаете? (ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Очень важно правильно классифицировать отходы. Возвращаемся в научный отдел.
Воспитатель. У нас в городе появились контейнеры оранжевого цвета для использованных пластиковых предметов, они поступают на переработку. Рассмотрим схему в лэпбуке. Давайте с вами придумаем маленький рассказ «Путешествие одной бутылки». (дети придумывают истории с хорошим концом.)
Молодцы, все правильно, наша задача - не загрязнять окружающую среду пластиковыми отходами, а найти им полезное применение: проявить при этом свою фантазию! Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, о чём говорили, что нового узнали. (ответы детей)
Воспитатель. Возьмите планшеты и проверьте ваши записи, правильно ли вы отметили свойства и качества предметов. Я буду читать утверждения, а вы синим карандашом опять укажите свойства металла и пластмассы. Изменились ли результаты у вас теперь?
Утверждение педагога | Стадия вызова (ответ ребенка) | Стадия «рефлексия» (ответ ребенка) |
1. | - | + |
2. | + | - |
3. | - | - |
4. | + | + |
5. …10 | + | - |
Опытным путем вы определили свойства материалов. Молодцы!
Воспитатель. Нам осталось заполнить наш заказ.
Поставьте галочке, там где она нужна.
Бланк для оформления заказа в интернет- магазине (приклеен на цветной картон)
Теперь мы можем смело отправлять свой заказ. И так, в правом нижнем углу планшета есть кнопка “да”. Чтобы заказ отправился нужно обвести эту кнопку фломастером и нажать на нее пальцем.
Максакова Наталья Михайловна
Панов Егор Игоревич
Пинчук Лилия Валентиновна
Марьясова Ирина Евгеньевна
Пинчук Лилия Валентиновна
Ефимова Алла Ивановна