12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарко Ирина Анатольевна1898
Мне бы хотелось, чтобы мои дети обладали изящным, пытливым умом, были востребованы временем, чтобы каждый из них нашел себя и свое место в жизни, был ответственен и самостоятелен. Мне бы хотелось, чтобы дети выросли милосердными и сострадательными.
Россия, Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное


Экологический квест

«Моя Родина»

t1609844103aa.jpg


Подготовила:

учитель начальных классов

Шарко Ирина Анатольевна


Экологический квест «Моя Родина».

Квест предназначен для учащихся начальных классов, проводится в форме соревнования между классами по параллелям. Экоквест включает в себя несколько этапов, каждый из которых связан с одной из экосистем, находящихся в Апанасенковском районе Ставропольского края. Виртуально посещая эти места, дети выполняют разноплановые задания, зарабатывают баллы и получают артефакты (тематические стикеры-картинки, которые необходимо наклеить на основу – игровое поле). Количество баллов в конечном итоге игры определяют команду-победителя.

Цель: воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение к природе и совершаемые поступки по отношению к ней.

Задачи:

обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

закрепить знания детей о растениях и животных;

развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

закрепить знания и навыки поведения в природе;

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Оборудование: мультимедийная установка, электронная презентация, аудиозаписи.

Ход квеста:

1 этап. Вводный (актуализация, мотивация, целеполагание)

Цель: выведение темы мероприятия, привлечение детей к проблемам экологии, формирование представления о их значимости.

Задачи:

помочь учащимся настроиться на результативную работу;

в ненавязчивой форме подвести к осознанию проблем окружающей среды;

создать условия для воспитания патриотичного отношения к малой Родине.

Формы, приемы, методы деятельности: частично-поисковый, наглядный, иллюстративный метод.

Предполагаемые результаты: предполагается, что каждый ученик проникнется чувством гордости за свою малую Родину, осознает важность бережного отношения к природе и захочет проверить свои знания об экологии родного края.

Звучит звуки природы «Шум плеска речной волны». (на экране слайды с изображением природы озера Маныч, ученик читает стих Забусова Олега)

Не могу никак я наглядеться

На степей бескрайних высоту,

И летит, как птица, моё сердце

В небо набирая высоту.

А внизу – дороги, скирды, пашни,

И камыш пожухлый у реки,

А левей водонапорной башни,

Словно солнышки, желтеют бузляки.

И смотрю я, как заворожённый,

И пытаюсь до конца понять,

Почему весь мир такой огромный

Одним взором я могу объять?

Ведущий: Здравствуйте, ребята! 5 января Президент России В. В. Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Мы живём в районе богатом степями, лесополосами, реками и озёрами.

1-й ученик: Апанасенковский район славится своим озером Маныч!

2-й ученик: Растительный мир Апанасенковья довольно своеобразен и необычен. Здесь растут как привычные всем людям растения, так и виды, малоизученные человеком. Здесь можно увидеть степную и луговую растительность.

3-й ученик: Побережье озера Маныч приютило на своих просторах немало разных видов животных. Из млекопитающих здесь водятся: джунгарские хомяки, зяйцы-русаки, полевки, длиннохвостые суслики, кроты. Здесь можно встретить и множество редких птиц, занесённых в Красную книгу. Постоянными обитателями этих мест являются: степная пеструшка, узкочерепная полевка, землеройка и суслики. Также обитателями этих мест являются лисицы, волки, дикие лошади – мустанги!

4-й ученик: Мир пернатых достоин особого внимая. Каждая природная зона нашего края приютила в себе различные виды птиц. Здесь водятся: перепел, бородатая куропатка, черноголовый чекан, цапля, пеликан. Около водоемов можно увидеть болотную сову, журавля-красавку, крякву, шилохвост и серую утку, черные лебеди. В степных районах встречаются чибисы, желтые трясогузки. Представителями степного мира птиц являются и красноухие овсянки и жаворонки.

5-й ученик: Водный мир Маныча не обделен наличием обитателей. Воды степных территорий богаты карпом, судаком. Рыбами-аборигенами являются: окунь, щука, карась, плотва, вобла.

Ведущий: У нас очень красивая природа. Мы должны гордиться тем,что живём в таком прекрасном месте. Наша задача сохранить эту красоту для следующих поколений.


2-й этап: Основной (организация деятельностидля достижения результата).

Цель: развитие и повышение познавательного интереса детей. Закрепление и расширение знаний о природе Апанасенковья.

Задачи:

помочь учащимся задуматься о необходимости беречь и охранять природу

создать условия для интеллектуального развития учащихся и создать условия для развития навыков работы в команде.

Формы, приемы, методы деятельности: Интерактивный (выполнение разноплановых заданий квеста, работая в группах), наглядные, практические (активные), частично-поисковый, методы мотивирования активности учащихся в ходе игры (похвала, отличительные знаки «артефакты»).

Предполагаемые результаты: Предполагается, что группы (команды) учащихся будут активно выполнять задания этапов квеста, проявят смекалку и покажут эрудированность, узнают и запомнят новую информацию из области экологии, окружающему миру, краеведения)

Детям предлагается разделиться на команды, придумать и огласить названия и девизы команд.

Ведущий:

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Итак, наш праздник начинается с экологических «приветствий».

(Команды приветствуют друг друга).

Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.

Вопросы экологического теста:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:

а) чтобы лучше слышать;

б) для торможения на повороте;

в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

Варианты ответов:

а) от страха;

б) разыскивает пищу;

в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);

в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов:

а) боится кошки;

б) проветривает шкурку;

в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:

а) чтобы греться;

б) для красоты;

в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

Ход квеста:

1. Станция – лес.

Раздел «Деревья»

1. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна— светолюбивое дерево.)

2. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

3. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

4. Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)

5. Назови хвойное дерево с мягкими иголками, опадающими на зиму.... 

Раздел «Животный мир»

1. Какое насекомое летает быстрее всех? (стрекоза)

2. Какое животное, в буквальном смысле слова, вылезает из кожи? (змея)

3. Какое животное пьет ногой? (Лягушка)

4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

5.  Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

Раздел «Растения»

1. Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (валерианка)

2. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб.)

3. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (крапива)

4. Цветение какого кустарника оповещает об окончании весны? (сирень)

Раздел «Птицы»

1. Самая длиннохвостая птица наших лесов? (сорока)

2. Самая зоркая птица? (сокол)

3. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

4. Самая быстрая птица? (стриж)

5. Птица – символ мира? (голубь)

6. Какую птицу называют «летающей кошкой»? (сова)

7. Какие птицы едят грибы? (глухари)

2. Станция – деревья.

Викторина

- Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?

Ответ: сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных почвах, ель растёт на влажных и богатых почвах.

- Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

Ответ: ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.

- О каком дереве идёт речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз - сахару принес.

Ответ: рябина.

- У какого дерева древесина со временем становится только прочней, как бы каменеет?
Ответ: у лиственницы
- Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.

- Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?

Ответ: черёмуха.

- Деревья, выросшие в густом лесу или на открытом пространстве, отличаются более густой и раскидистой кроной?

Ответ: На открытом пространстве.

- Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха от пыли?
Ответ: тополь.
- Какие лиственные деревья часто растут около елей?
 
Ответ: осина и берёза.

3. Станция – загадочная.

Учащиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, глухарь, журавль - красавка, тетерев, рябчик, сова, коростель).

Загадки:

1. Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

2. Стоит на полянке

В красном платье Татьянка,

Вся в белых крапинках (Мухомор).

3. На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

4.Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

5. Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто,

Камешками набито (Ягода шиповника).

6. Маленький мужичок-

Костяная шубка (Орех).

7. Губа белена,

А маковка зелена (Берёза).

8. На горе шумит, А под горой молчит (Лес).

9. Не птичка, а с крыльями (Бабочка).

10. Сидит бык

У него шесть ног – и все без копыт (Жук).

11. Серовата, зубовата –

Днём спит, а ночью летает

И прохожих пугает (Сова).

12. На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

13. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке — летом. (Заяц)

14. Лесом катится клубок, у него колючий бок.

Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

15. Летом ходит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

4. Станция - речное русло

Учащиеся выполняют следующие задания:

- определить правый и левый берег реки;

- определить ширину реки;

- определить скорость течения;

- назвать животных, обитающих в реке.

5. Станция – муравейник.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

- назвать жителей муравейника;

- какого типа ротовой аппарат у муравья? (лижуще-грызущий).

- где у муравья находится жало? (в хвостовой части тела)

- где зимуют муравьи? ( в муравейнике)

- какую пользу приносят муравьи? (Польза: поедают гусениц, червей, слизней, которые наносят непоправимый вред растениям, рыхлят землю)

6. Станция – грибы.

Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.

7. Игра «Показуха» на тему «Лесные жители»

Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает жителя – ей засчитывается 1 балл, если не угадывает – балл получает группа, загадавшая слово. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.

8. Театрализованная игра «Кто живёт в лесу?»

Учащиеся наугад вытягивают заготовленные заранее бумажки с ролями, ведущий или учитель читает текст сказки – участники «спектакля» разыгрывают действия.

9. Песенный марафон «Поём о лесе»

Вспомнить как можно больше песен о лесе/лесных растениях/ животных.


3 этап. Заключительный. (рефлексия).

Цель: способствование воспитанию нового поколения жителей Земли, главная цель которых, сохранить планету "здоровой".

Задачи:

выяснить степень осознанности и усвоения материала мероприятия;

создать условия для самостоятельных выводов каждого ученика;

обобщить полученные результаты.

Формы, приемы, методы деятельности: наглядный, иллюстративный метод (создание коллажей по теме), метод самооценивания.

Предполагаемые результаты: предполагается, что дети создадут коллажи «Правила поведения в лесу», получат навыки самооценивания, сделают соответствующие выводы о важности бережного отношения к природе родной земли.

В заключение мероприятия происходит подсчет баллов, награждение победителей; в качестве рефлексии – презентация и обсуждение созданных в процессе мероприятия коллажей. Подводятся итоги мероприятия и делается главный вывод о том, что нужно защищать и беречь природу окрестностей нашей Республики, которая столь щедро окружает нас красотой и приносит немалую пользу.

Мероприятие заканчивается чтением стихотворения заранее подготовленным учеником.

Приманычские степи (автор Олег Забусов)

Отцвели деревья белым цветом,

Май вступил в законные права.

По земле, теплом весны согретой,

Стелется зеленая трава.

Степь пестрит цветами полевыми,

Пляшут в небе синем облака.

И столбы стоят как часовые,

И на все взирают с высока.

Лесополосы, одетые листвою,

Тянут ветви к солнечным лучам.

Красота такая лишь весною

Гостьей дорогой приходит к нам.

На ветру ковыль во всю резвится,

И блестит на солнце серебром.

А по небу пролетают птицы,

И лениво машут нам крылом.

Мы в ответ им радостно помашем,

Убеждаясь в правоте своей –

Во всем крае Ставропольском нашем,

Лучше нет Приманычских степей!

Список использованной литературы:

1.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс. М.: ВАКО,2004.-320с.- ( Мастерская учителя).

2. Галактионова, А. Ф.О временах года//Книжки, нотки и игрушки. - 2012. -№1.-С.41-43.

3. http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/u_prirodi_net_plohoj_pogodi_223328.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.