12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Германовна Дружинина66
Материал размещён в группе «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС»

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Перми

Экологический проект

«Неизведанное – рядом»

для детей старшего дошкольного возраста

Авторы проекта: воспитатели группы Е. Г. Дружинина, О. В. Кашина

Участники проекта: дети, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный, средней продолжительности.

Сроки проекта: февраль-май

Цели проекта:

1. Формирование у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развитие чувства ответственности за порученное дело.

2. Активное сотрудничество родителей и детей в процесс реализации проекта.

3. Обогащение зелёного уголка в группе детского сада, озеленение и создание цветочных композиций на участке детского сада.

Задачи проекта:

Образовательные

Воспитательные

Материальные

- способствовать расширению знании детей о растениях;

- способствовать формированию представления о значимости растений;

- развивать практические навыки детей по уходу за растениями.

- воспитание любви к природе родного края,

- воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;

- способствовать формированию экологической культуры.

- улучшение экологической среды группы,

- объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы и участка


Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать?

1. Растения очищают воздух, они живые.

2. Многообразие растительного мира (цветы, деревья, водоросли)

3. Растениям нужен свет и вода, почва, тепло

1. Как правильно садить и ухаживать.

2. Больше узнать о своём любимом растении.

3. Как размножаются

1. В энциклопедии.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4. В сети Интернет.

Формы и методы работы

Мир книги

подобрать детские книги и энциклопедии о растениях,

оформить альбом «Растения – мои друзья!» с участием родителей.

Мир науки

1. февраль-март: посадка луковиц в ящик с почвой и одну луковицу в прозрачную ёмкость с водой для наблюдения роста корешков и для сравнения роста луковиц в разных условиях;

2. февраль: внести веточки вербы в группу и поместить их в ёмкость с водой;

3. март (1-2 неделя): черенкование комнатного растения бальзамина и в дальнейшем посадка ростков комнатных растений в горшки.

4. апрель: посадка семян цветов для клумбы (выращивание рассады).

Мир движения

Игры: «Чьи детки?», «Найди такой же», «Угадай по описанию», «Чего не стало?», «Найди растение по названию», «Опиши, я отгадаю».

Мир искусства 

– выставка творческих работ детей;

фотовыставка.

Актуальность

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные в НОД, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы и участка позволит детям и родителям под руководством педагогов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. Привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

Условия эффективной реализации проекта

1. Предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.

2. Ребята узнают много интересного из жизни растений (исследуют опытным путём условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, на участке детского сада - рыхление, полив, прополка).

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности;

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта:

1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

2. Уголки природы в группе.

3. Опытнические зоны в группе.

4. Высокий профессиональный уровень педагога по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.

Риски

1. Низкая заинтересованность родителей.

2. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объёма изучаемого материала

Предупреждение рисков

1. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе консультацию по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Неизведанное - рядом», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Сроки: февраль 

2 этап. Собственно-исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Сроки: февраль-май 

1. Использование дополнительных средств источников (энциклопедии, интернет-информация).

2. Посадка и уход за луком.

3. Посадка и уход за цветами в группе детского сада (черенкование растения).

4. Посадка и уход за растениями для посадки на участке детского сада из семян.

5. Конкурс детских творческих работ «Моё любимое растение».

6. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) о растении.

7. Фотовыставка. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

3 этап. Обобщающий

1. Оформление алгоритма роста растений;

2. Создание алгоритма посадки растения и условий его роста;

3. Создание модели – схемы «Как размножаются растения».


Результаты проектной деятельности

1 этап работы проекта.

Во время пребывания детей в детском саду воспитатель обращает внимание детей на то, что растения растут, меняются. После этого воспитатель объясняет задачи проекта:

- А есть что-нибудь «растущее» в окружающем нас мире? Как узнать, что они растут? (выслушивает предположения детей). А как вырастают растения и как это происходит? Именно об этом нам и предстоит узнать, и в этом нам будут помогать родители. Мы с вами проведём очень интересные исследования, посадим любимые цветы и будем наблюдать.

Может быть, уже кто-то выращивал цветы и может поделиться своим опытом?

Создание лаборатории.

Воспитатель вместе с детьми решают, где лучше разместить лабораторию.

Дети приносят из дома луковицы для посадки, ростки цветков для посадки, семена овощей и цветов. В группе создаётся коллекция семян растений, которая включает в себя семена овощей, фруктов, деревьев Прикамья.

2 этап работы проекта.

Была найдена дополнительная информация по интересующим детей вопросам (просмотр энциклопедии, интернет-сайтов).

Вместе с детьми посадили лук, ухаживали и наблюдали за ним.

Осуществили посадку и уход за цветами в группе детского сада методом черенкования.

Осуществили посадку, уход и наблюдение за цветами (из семян), выращенными для посадки на участке детского сада.

Конкурс детских творческих работ «Моё любимое растение».

Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) о растении.

Фотовыставка «Наши растения». Были привлечены родители к участию в фотовыставке.

Воспитатели в группе, родители дома обсуждали с детьми, что необходимо для посадки растений. Дети называли материал и оборудование.

Воспитатели рассказали секреты посадки растений. В процессе ухаживания за посаженными растениями в группе были проведены мастер-классы по посадке растений и экспериментальные опыты по выращиванию семян.

3 этап работы проекта.

На данном этапе на основе проведённых мероприятий дети с помощью воспитателя подвели итоги своей работы. Дети вместе с воспитателем презентовали сборник «Загадки растений» для родителей.

Интересная дополнительная информация

Загадки, рассказы, которые сочинили сами дети в ходе проекта.

Перспектива развития проекта

1. Подбор пословиц о растениях.

2. Викторина между детьми группы «Лучший знаток растений».

         Литература

В.И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.

В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.

Интернет-сайты

М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

Н.А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

О.В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,1973г.

С.Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.



Опубликовано в группе «Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС»


Комментарии (4)

Нина Ивановна, 15.11.20 в 22:05 2Ответить Пожаловаться
Елена Германовна, спасибо за размещение полезного для воспитателей ресурса. Проектная деятельность, мотивирующая детей и родителей на создание определенного продукта, всегда интересна для детей.
Елена Германовна Дружинина, 16.11.20 в 14:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Ивановна, за ваш отзыв о нашем проекте!
Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.20 в 09:17 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс! Актуально!
Елена Германовна Дружинина, 16.11.20 в 14:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за отклик!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.