12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново

Тема: Экологическое образование учащихся.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

( Ягодин Г.А.) Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности. 2013 год - Год окружающей среды, объявленный Указом Президента России, все мы должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края.

В нашей школе сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Задачи экологического образования школы:

обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

Вовлечение социума к решению экологических проблем;

Формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

(модель выпускника) Результат экологического образования и воспитания – воплощение модели выпускника МОУ "Кувшиновкая средняя общеобразовательная школа №2", обладающего экологической культурой.

В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

К сожалению, в школах России сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Экология изучается в интегрированном варианте. В нашей школе экологическое образование строится по принципу спирали, когда на каждом следующем витке происходит обобщение предыдущего. Поэтому оно начинается в начальной школе и заканчивается в 11 классе.

С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), Природоведение. Введение в биологию и экологию в 5 классе, экология растений в разделе «ботаника» 6 класса, экология животных в разделе «животные» 7 класса в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.

(нач. шк). Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями.

Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея всё связано со всем как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность. Следует отметить наиболее высокую экологическую направленность программы А.А. Вахрушева «Мир и человек» по сравнению с другими.

Работая с младшими школьниками, учителя начальных классов используют разнообразные формы и методы: это - циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в разное время года; экологические беседы – 15 - минутки на уроках окружающего мира по темам: «Раненая земля», «Ядовитые дожди и тающие льды», «Разноцветная речка», «Сказка о «нефтяной рыбке» и другие.

(5 кл.) В 5 классе на уроках природоведения продолжается закладывание основ экологической культуры подрастающего поколения, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности.

(фрагмент фильма). В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению

(учителя). Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

Так, на уроках биологии особое внимание уделяется биосфере, биоценозу, даётся представление о ключевых экологических понятиях: «среда», «экологические факторы». Учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.

На уроках географии Ельчанина Вера Фёдоровна анализирует природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования.

Учителя химии помогают учащимся узнать о химических составах воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

На уроках физики Кустов Александр Владимирович сосредотачивает внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.

Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

Особое внимание вопросам экологии уделяется на уроках ОБЖ Егоровым Владимиром Олеговичем в 6-х классах при изучении темы «Автономное существование в природе», «нарушение экологического равновесия в местах проживания» в 8-х классах, в 9-11 классах затрагиваются вопросы грамотного экологического поведения в разделе «Здоровый образ жизни и его компоненты».

В практике экологического образования наши учителя используют широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Учащиеся нашей школы под руководством учителей выполнили более 30 исследовательских и проектных работ, представляя их на различных конференциях и конкурсах. Приведу тематику работ, которые были отмечены дипломами, положительными отзывами, в региональных сборниках:

«Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной», «Нутриенты и рациональное питание», «Определение нитратов в растительной продукции», «Компьютер и здоровье школьников» и другие.

Я уверена, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Экологическое образование учащихся продолжается и во внеклассной работе, представляющей более широкую возможность для творчества. Традиционными стали такие формы внеклассной работы, как классные часы и беседы по темам: «Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт?», «Эта хрупкая планета», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Красная книга Тверской области», «Экологический кризис: шанс на спасение», «Вредные привычки», «Будьте здоровы».

А также природоохранительные акции. Так, например учащиеся начальных классов приняли участие в таких акциях, как «Пернатые друзья», «Зелёная красавица».

Учащиеся среднего и старшего звена активно участвовали в операциях «От чистого двора – к чистой планете», Сл.14. «Листопад», в трудовых десантах, в работе по благоустройству школы и её территории.

Классные руководители нашей школы проводят с учащимися экскурсии по родному краю: Прямухинский парк, выставка плетение из бересты, на страусиную ферму, в музей природы Селигерского края, на Исток Волги. Интересными и познавательными были экскурсии в музей Дарвина и палеонтологический музей в г.Москве. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

Школьная жизнь наших учащихся наполняется не только интересными и познавательными экскурсиями, но и творческими, ролевыми играми. В младших классах «Почемучкина поляна», «Загадки природы», «Осторожно, их мало!», в 5-6 классах «Путешествие в мир природы», «Лесная аптека», «Знатоки природы», экологический КВН в 8-х классах.

Серьёзное внимание в экологическом воспитании уделяется охране здоровья учащихся. Интересно был организован и проведён школьный конкурс агитбригад с учащимися 5-7 классов «Детство – территория свободная от курения», в котором школьники показали примеры здорового образа жизни и последствия вредных привычек.

На протяжении нескольких лет для учащихся 5-7 классов на базе школьного оздоровительного лагеря работает летний экологический отряд «Зелёная грядка. Целью, которого является изучение растений, условий произрастания, озеленение территории школы.

В экологическом воспитании и образовании учащихся большую роль играют школьный информационный центр и школьная библиотека. Учителя совместно с руководителем центра Голубевой Н.С. и библиотекарем Колотухиной И.А. подбирают материал, разрабатывают сценарии праздников, конкурсов. Библиотекарь проводит обзоры новой литературы по экологии окружающей среды, делает книжные выставки: «Редкие растения Тверского края», «Береги природу родного края» и другие.

В нашей школе систематически проводятся радиопередачи творческого объединения «Среда» по темам «Экология питания», «Человек и окружающая среда», «Азбука здоровья», «Проблемы экологической безопасности и другие.

На протяжении нескольких лет коллектив учащихся 8-11 классов занимался в кружке «Юный эколог» на базе областной станции юных натуралистов. В основу работы по программе кружка были положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчётов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

На базе ТГСХА пос. Сахарово была организована областная школа комплексных исследований природной среды. Преподаватели Тверских ВУЗов проводили с учащимися теоретические и практические занятия по темам: «Определение гидрохимических показателей водных проб в лабораторных условиях», «Сорная растительность Тверской области», «Факторы и процессы почвообразования», «Закладка и описание почвенных разрезов», «Использование современных методов для проведения экологических исследований» и другие.

В конце учебного года каждый класс совершает туристический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы учебно-воспитательного процесса, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и знает, как это делать. Конечно, большое значение в экологическом образовании и воспитании учащихся играет семья.

Мы прекрасно понимаем, что без родителей решить задачи экологического образования невозможно. От родителей в первую очередь зависит, каким будет их ребёнок. От того, кто и как будет с ребёнком в детстве, в период формирования нравственного поведения, зависит то, как человек будет себя вести в этом огромном социуме, каково будет его поведение, отношение ко всему, что его окружает, какими будут его решения и переживания, кем он ощутит себя в жизни.

Но, к сожалению, формы работы с семьёй не всегда активно включают родителей в эти проблемы. Родители не проявляют интереса, остаются безучастными, и сами, к сожалению, являются отрицательным примером для подражания. Заинтересовать родителей, просветить их, вовлечь в экологическую работу – вот наша задача.

Для решения этой задачи учителя нашей школы используют самые различные средства: экологический всеобуч по темам: «Как воспитать любовь к природе», «Мой экодом», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Родительские собрания на темы: «Домашняя экология», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Вредные вещества в окружающей среде и проблемы здоровья». Походы выходного дня.

Перспективные планы воспитательной работы, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями. Всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

Результатами работы по экологическому образованию стали следующие достижения:

В 2009 – 2010 уч.году.

* Наша школа заняла 2 место в областном заочном смотре образовательных учреждений на лучшую постановку работы по дополнительному эколого-биологическому образованию и воспитанию учащихся.

* Стали победителем (1 место) регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос». Номинации «Публицистика в защиту природу и культуры», «Эколого-краеведческие путеводители».

* Команда учащихся 10кл. заняла 1 место в районном слёте «Юный эколог».

* Стали призёром (2 место) в областном слёте юных экологов в номинации «зоология».

* Занили 2 место в областной выставке «Зеркало природы».

В 2010 -2011 уч.году.

* Стали призёром (2 место) Регионального этапа Всероссийского конкурса юные исследователи окружающей среды в номинации «Зоокультура и ветеринария».

* Победителем регионального заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию для образовательных учреждений Тверской области.

* Победителями регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в номинации «Лес в литературном творчестве» и «Экология лесных животных».

В 2011 – 2012 уч.году

* Участники районной конференции «Юные исследователи» и региональной конференции школьников «твоё здоровье в твоих руках»

* Заняли 3 место в практическом туре Областного слёта юных экологов (раздел «Ботаника»).

* Победители (1 место) регионального заочного этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2012» в номинации «Жизнь леса и судьбы людей».

* Участники Х Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2012» литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также о людях, посвятивших свою жизнь охране природы.

В 2012 - 2013 уч.году

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

* Учащиеся 9 классов заняли 2 и 3 место в Интернет - конкурсе «Земля – наш общий дом».

* Лауреаты конкурса «Учебный проект» общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».

* Участники международного конкурса исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды».

* Участвовали в областном проекте «Время добрых дел».

В 2013-2014

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

Учащиеся 10 классов заняли 1 место в Интернет - конкурсе «Земля – наш общий дом».


Заключение

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Спасибо за внимание! Сл.28.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.