12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габидуллина Гульфия Камилевна79
Россия, Татарстан респ., Апастово

Учитель биологии  МБОУ «Апастовская

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов»  Габидуллина Г.К.

 

 

 «Экологизация в обучении биологии».

                                                                   

Введение

 

     Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.

     Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся к окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. При экологизации в обучении биологии необходимо решить следующие задачи:

·        понимание современных проблем окружающей среды;

·        развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

·        умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

     В решении этих задач можно опираться на основные принципы экологического образования:

1.     принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

2.     принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

3.     принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

4.     принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

5.     принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

     Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

 

Исторические предпосылки экологического воспитания

     Воспитание уважительного отношения людей к окружающей природе своими корнями уходит в глубь веков. На заре своей жизни, на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за существование, занимаясь собирательством и охотой. Масштаб влияния его на окружающую среду в это время был весьма незначительным, но тем не менее и в этих условиях добывание еды приводило к истощению запасов кормовых растений и наличия животных в местах обитания родовой общины. Позднее пассивная зависимость от сил природы все более уступает место активному влиянию человека на его окружение, развивается  земледелие и скотоводство. Масштаб влияния человека на природу значительно возрастает, и постепенно люди начинают познавать законы природы и изучать отдельные природные явления. Это появилось в период великих географических открытий, когда путешественники изучали новые материки и острова.  Они привозили с собой много новых сведений о природе, жизни людей, новых растения и животных. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук: ботаники, зоологии, зоогеографии и т.д. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе.

     Основополагающее значение в области экологических проблем имеют труды известных ученых  XIX – XX  вв. Э. В. Эверсмана,  К. Ф. Рулье,  К. Насыйри,  А. А. Першакова, В.А. Попова и др.  

 

Экологический потенциал предмета биологии

     Формирование ответственного отношения учащихся к природе достигается усвоением научных знаний, практической деятельностью и эмоционально – эстетическим развитием личности. Разработана система содержания экологического образования, охватывающая основные аспекты социальной экологии: естественно – научные, социально – экономические технические, правовые, нравственно – эстетические, которые включены в новые учебные планы.

     Анализ учебных программ по биологии показывает, что вопросам экологии уделено определенное внимание. Экологические понятия вводятся с 5 – го класса при ознакомлении учащихся с взаимосвязью растений с окружающей средой и углубляется в 7 – ом классе при изучении многообразия животных сообществ, дополняются в 8 –ом классе рассмотрением связей организма человека с факторами окружающей среды. 

     Программа представляет широкие возможности для экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов со средой обитания, строения и функционирования экологических систем, многообразия видов растений и животных и значения их в природе и жизни человека. Уделяется большое внимание вопросам охраны природы и мерам по охране и оздоровлению окружающей среды с целью сохранения здоровья человека.

     При анализе программы по биологии прослеживаются вопросы нравственного, эстетического, экологического, особенно эколого-нравственного воспитания учащихся. Осуществляется рассмотрение биологических явлений и объектов в свете требований эколого-нравственного воспитания, которое выражается в бережном отношении к природе, соблюдение правил поведения в повседневной жизни и, особенно при проведении экскурсий в природу и в выполнении гигиенических норм и т. д.

   

 В программах по биологии выдвигаются следующие задачи:

- обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

     В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 6- х классе сказано, что учащиеся должны знать о мероприятиях по охране и рациональному использованию растений, учащиеся должны уметь: ухаживать за растениями, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения на природе.

     В теме «Природные сообщества» вопросы экологии рассматриваются комплексно, здесь соблюдается междисциплинарный принцип экологического воспитания. Более   подробно предлагается изучать среду обитания организмов и основные экологические факторы среды.

     Особо выделяется взаимосвязь в природном сообществе и значение природных сообществ в жизни человека, влияние деятельности человека на окружающую природу, закон об охране природы.

     Можно сказать, что с 6-го класса ведется экологизация биологических дисциплин. Естественные предметы логически подводят к обобщенным эколого-нравственным выводам. Но, несмотря на это, при составлении программ необходимо включать лабораторные и практические работы с экологическим содержанием, а также учитывать вопросы охраны окружающей среды при проведении экскурсий в природу.

     В учебнике «Биология» для 6-ых классов под редакцией В.В. Пасечника вопросам охраны природы отводится значительное место. Так, при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» упоминается необходимость уяснения учащимся значения растения в природе и в жизни человека; так как ботаника также изучает взаимосвязь растения с окружающей природой.

     При освещении темы «Растения и окружающая среда» подробно говорится о значении абиотических факторах экологии. Далее рассматривается влияние деятельности человека на окружающую среду, которая может быть положительной и отрицательной. В конце темы имеются такие вопросы, как : Какое влияние оказывает на природу человек? Для чего создают лесные полосы? Такие вопросы заставляют учащихся думать и самостоятельно искать ответы. В теме «Охрана растений» обращается внимание на создание заповедников, заказников, национальных парков, подчеркивается ,что большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения, перечисляются законы по охране окружающей среды приняты в последние годы.

      В учебнике зоологии для 7-ых классов применяется экологических подход  изучения, особое внимание обращается на взаимосвязь организма с окружающей природной средой, на приспособленность животных и определенным факторам среды.

     Тему «Воздействие человека на природные существа» необходимо рассмотреть через призму нравственных аспектов, т. к. по мере совершенствования охотничьего оружья, сельскохозяйственных орудий и средств рыболовства влияние человека на природу растет, человек вторгается в природу, в основном не обдумывая будущих экологических последствий. Ученики узнают о роли «Красной книги», о государственных мерах, направлениях на увеличение численности хозяйственно ценных видов, акклиматизации и реакклиматизации, организации заповедников и заказников и других охраняемых территорий, в которых постоянно или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества.     

     В программе по анатомии, физиологии и гигиене человека вопросы эколого-нравственного воспитания рассматриваются в единстве с нравственно-гигиеническим воспитанием.

     При рассмотрении темы «Дыхание» изучаются вопросы гигиены органов дыхания, вредное влияние курения на органы дыхания и охрана воздушной среды, в теме «Кровь и кровообращение» обращается внимание на вредное влияние курения и употребление алкоголя на сердце и сосуды.

     Каждый раздел учебного предмета биологии способствуют формированию и развитию бережного отношения к природе.

     Экологическое образование не может вестись только в рамках биологической науки, оно должно охватить разные сферы знаний, законы живой природы, науки о внешней среде и социальной науки. Отсюда видно, что экологическое образование и воспитание имеет междисциплинарный характер, тесно оно связано с естественно научными дисциплинами.

 

 

Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе внеурочной работы

      Изучение вопросов охраны окружающей среды на уроках естественнонаучных дисциплин имеет большое значение. В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают объем знаний, лежащих в основе понимания задач и мер охраны природы.

     Вместе с тем приобретение учащимися на уроках знаний является лишь предварительным этапом, где учащиеся узнают эколого-нравственные основные понятия и представления которые должны лечь в основу их практической деятельности по эколого-нравственному воспитанию. Именно практическая деятельность подростков имеет огромное значение в эколого-нравственном воспитании, содействуя укреплению и конкретизации знаний, полученных при изучении разделов биологии, способствуя развитию интереса и любви к природе и бережного отношения к ней, выработке у учащихся практических навыков в деле охраны природы.

     Многообразны формы и методы экологического воспитания, учащихся во внеурочное время. Эта работа развертывается на основе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности подростков. Внеурочная работа является как бы логическим продолжением уроков с экологическим содержанием. В данном случае экологическое воспитание учащихся должно идти в единстве и во взаимосвязи с другими воспитательными задачами.

     В проводимых мероприятиях тематика внеурочных работ по экологии не должна быть навязана, а лишь подсказана учителем. Он должен способствовать проявлению инициативы и творчества учащихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности.

     При планировании и проведении внеурочной работы по предметам естествознания необходимо соблюдать следующие педагогические требования: экологическая направленность мероприятий, современность содержания и форм внеурочной работы, учет возрастных, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, краеведческую направленность, сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и инициативой учащихся, добровольность, системность и непрерывное развитие внеурочной работы и др.      

     При проведении ролевых игр важно, чтобы ученики участвовали в них  без принуждения, по желанию. Тем самым у ребят формируется интерес к изучаемым областям знаний и предметам. В ходе подготовки и проведения игр на экологические темы учащимся прививаются навыки поисковой работы, они приучаются к самостоятельности, у них расширяется кругозор, что способствует формированию экологической культуры. Проведение игр привлекает большое количество учащихся к природоохранительной работе и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственное отношение к окружающему миру. В ходе ролевых игр ученики приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни. 

     Изучая окружающую природу на внеурочных мероприятиях ученики на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И наоборот известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.

 

Заключение

     Формирование эколого-нравственного воспитание личности – важнейшая задача общества и непременное условие постепенного продвижения его вперед, поэтому экологическое воспитание рассматривается в педагогической науке как одно из магистральных направлений всей воспитательной работы.

     В результате анализа состояния теории и практики экологического воспитания можно сделать вывод о том, что в стране в целом в Республике Татарстан в частности накоплен ценный теоретический и практический опыт в области экологического образования и воспитания школьников.

     Выдвижение на первый план экологической проблемы оказалось вполне соединяемым с содержанием предметов биологии и химии не обедняло, а, напротив  обогащало анализ, придавая ему целенаправленность, позволив связать с реальной действительностью окружающей природы.

     В процессе  урочной и внеурочной природоохранной деятельности обнаружилась значительная разница в уровне сформированности экологических критериев между результатами первоначального и завершающего эксперимента.

     Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод, то что у подростков экологическая воспитанность  с возрастом будет меняться и усложняться, поэтому такую работу необходимо вести продуманно, системно, с учетом возрастных особенностей учащихся. 

    

Список использованной литературы

1.     Большая советская энциклопедия 2-ое издание, Т. 30. М., 1954

2.     Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Казань, 1996

3.     Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 2005

4.     Научно-методический журнал «Биология в школе» 7/2005, 6/2006

5.     Попов В.А. Проблемы охраны природы. Казань, 1979

6.     Попов В.А. Редкие и исчезающие виды животных Татарстана. Казань, 1979

7.     Программа по биологии для средней общеобразовательной школы. М. 2002

8.     Пасечник В.В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М., 2005

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.