Эколого-оздоровительный поход «Люблю я пышное природы увяданье...»

7
6
Материал опубликован 2 October 2018

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №5 «Ромашка» г. Белорецк

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД

«Люблю я пышное природы увяданье…»

(для дошкольников 6-7 лет)

Составитель: инструктор

по физической культуре

Михайлова М.В.

Белорецк 2018 г.

Цель: приобщать воспитанников к основам здорового образа жизни, закреплять знания о приметах осени, формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами, развивать навыки двигательной активности, продолжать учить технике дыхания при ходьбе, развивать внимание, наблюдательность, двигательную память, воспитывать любовь к родной природе.

Задачи, решаемые во время организации осеннего экологически-оздоровительного похода:

Оздоровительные задачи:

укрепление здоровья дошкольников и их родителей;

приобщение взрослых и детей к здоровому образу жизни;

развитие двигательной активности, ловкости, выносливости.

Познавательные задачи:

закрепление знаний детей об осеннем времени года;

закрепление примет, поговорок и пословиц об осени;

формирование представлений об уникальности каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, умения видеть красоту осенней природы.

Содержание похода включает в себя 3 блока:

1 блок «Укрепление здоровья»:

дыхательные упражнения;

релаксационные тренинги;

эмоционально-дидактические игры;

беседы о здоровом образе жизни.

2 блок «Развитие двигательной активности и укрепление физических качеств»:

подвижные игры;

игры-упражнения с высоким и низким уровнем двигательной активности;

народные игры;

игры-забавы;

спортивные эстафеты.

3 блок «Познавательное развитие»:

экологические игры;

словесные игры;

информация для проведения наблюдения;

задания для развития творческих способностей;

фольклорный материал (считалки, поговорки, приметы, пословицы);

художественная литература.

Осваиваемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Средства реализации: флажки, эмблемы дерева, кустарника, цветка, конусы-ориентиры (3 шт.), мячи (3 шт.).

Участники похода: воспитатели подготовительных групп, младшие воспитатели групп, родители, дети подготовительных групп, инструктор по физической культуре.

Длительность похода: 2-2,5 часа (первая половина дня).

Результативность.

Эколого-оздоровительные походы способствуют не только оздоровлению и закаливанию, но и обогащению ума впечатлениями, а души – красотой.

По результатам реализации эколого-оздоровительных походов у детей:

- укрепляется физическое здоровье;

- усовершенствуются психофизические качества (быстрота, выносливость, ловкость);

- повышается мотивация к освоению основ здорового образа жизни;

- развиваются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками во время различных видов детской деятельности;

- усовершенствуются навыки природосообразного поведения.

По результатам реализации эколого-оздоровительных походов у родителей воспитанников:

- укрепляется физическое здоровье;

- повышается мотивация к соблюдению ЗОЖ;

- повышается уровень компетенции в построении тесного взаимодействия с детьми;

- налаживается психоэмоциональный контакт с сотрудниками детского сада в процессе развития и воспитания дошкольников.

Организация эколого-оздоровительного похода

Подготовка к походу.

Воспитатель проводит беседы в соответствии с порядком организации и сезоном.

Организация похода.

Инструктор по физической культуре осуществляет действия в соответствии с алгоритмом организации похода.

Содержание эколого-оздоровительного похода.

Инструктор по физической культуре ведет участников похода на лесную полянку (возле городского стадиона), предлагая детям различные виды ходьбы:

  1. Обычная ходьба в умеренном темпе;

    Ходьба на носочках;

    Ходьба широким шагом;

    Ходьба в полуприседе.

Остановка на тротуаре, напротив компьютерной школы (берёзовая аллея).

Воспитатель: Сейчас октябрь, месяц хмурый, мокрый. Его еще называют «листопадом». «В октябре – семь погод во дворе». Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, то первые снежинки запорхают.

Все приметы осени были когда-то подмечены народом в результате постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы: поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме; сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду, если с дерева лист чисто упадет – будет холодная зима, чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если береза желтеет с верхушки – весна будет ранняя, снизу – поздняя.

Инструктор по физической культуре проводит динамическое упражнение «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(Руки на поясе)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(Плавное покачивание руками над головой)

И на землю тихо сели.

(Присед)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Бег на месте)

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(Плавное покачивание руками над головой, присед)

Поход продолжается, следующая остановка – полянка возле Стадиона.

Интеллектуальная игра «Знатоки растений»

Ход игры: участники делятся на три команды (3 группы): деревья, кустарники, цветы и травы. Каждая команда подходит к своему растению. Каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ, дается 1 балл.

Вопросы команде «Деревья»

Вопросы команде «Кустарники»

Вопросы команде

«Цветы и травы»

1. Какие деревья вы знаете?

(Клен, береза, липа, тополь, дуб, осина, сосна, ель и т.д)

1. Какие кустарники вы знаете? Перечислите.

(Сирень, акация, боярышник, жасмин)

1. Какие садовые цветы вы знаете? Перечислите те цветы, которые зацветают ближе к осени. (астры, гладиолусы, георгины, шафраны, цинния и т.д.)

2. По каким признакам хвойные деревья отличаются от лиственных? (На лиственных деревьях мы можем наблюдать листья, а на хвойных иголочки – хвою)

2. Чем отличается кустарник от дерева? (Высотой, тем, что у кустарника нет единого ствола, корнями – у деревьев очень большой, мощный корень)

2. Какие целебные травы вы знаете? Перечислите. (душица, зверобой, мята, кипрей (Иван-чай).

Как люди используют целебные травы? (Эти травы можно заваривать в чай, они очень полезны для здоровья)

3. Что общего у всех деревьев? (Один ствол)

3. Бывают ли хвойные кустарники? (можжевельник, туя)

3. Чем цветы и травы отличаются от деревьев и кустарников? (Корневой системой, высотой, тем, что у цветов и трав нет ствола и веток)

Блицопрос:

Каким одним словом можно назвать и деревья, и кусты, и цветы с травами? (Растения)

Какие части растений расположены под землёй? (Корень)

Какие части растений расположены над землёй? (Ростки, ствол, крона)

Какие части есть у всех растений? (Корни)

5. Что нужно деревьям, кустарникам и цветам, чтобы они росли сильными, сочными и не увядали? (Дождик).

Инструктор по физической культуре проводит динамическое упражнение «Дождик»

Капля раз

(Ходьба на месте, правую руку вытягиваем вперед)

Капля два

Очень медленно сперва.

(Ходьба на месте, левую руку вытягиваем вперед)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Медленный бег на месте)

Мы зонты свои раскрыли

(Остановиться на месте, руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом над головой)

Поход продолжается через лес, следующая остановка – под соснами.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Давайте вспомним: какие периоды бывают у осени? (Ранняя осень «Бабье лето» (Листочки на деревьях только, только начинают желтеть и краснеть), Золотая осень (Вся листва жёлто, красно, оранжевая), Поздняя осень (листвы на деревьях нет, появляется первый снег).

Воспитатель загадывает детям загадки:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я ……. (осень).

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора.

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает? (Осенью).

Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья).

Летом вырастают, а осенью падают. (Листья).

Дети рассказывают стихи про осень, поют песенки на осеннюю тематику.

Поход продолжается через лес, следующая остановка – баскетбольная площадка возле городского пруда (городской пляж).

Инструктор по физической культуре проводит с детьми подвижные игры и эстафеты.

Подвижная игра «Цветные салки»

Ход игры: игровая площадка делится на 3 части, в одной части «домик» игроков, в центре водящий, в другой части площадки «город». Водящий встаёт к игрокам спиной и громко называет любой цвет. Дети внимательно осматривают свою одежду, тот, кто находит названный цвет в своей одежде спокойно проходит в «город» мимо водящего, держась за цветную деталь в одежде, тем, у кого нет в одежде названного цвета, должен пробежать из «домика» в «город» оставшись не засаленным водящим.

Эстафета «Передай мяч»

Дети делятся на 3 команды (в нашем случае – 3 группы). Цель каждого игрока – пропрыгать с мячом, зажатым между ног до ориентира, взять мяч в руки, добежать до своей команды и передать мяч следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой закончит испытания.

Подвижная игра «Птица без гнезда»

Ход игры: играющие располагаются по кругу парами в два ряда лицом к центру. Игроки наружного круга – «гнёзда», а игроки внутреннего круга – «птицы». В центре – водящий («птица без гнезда»). По сигналу все «птицы» бегают врассыпную внутри круга, вместе с водящим, «гнёзда» остаются стоять на месте в кругу. По команде «Птицы, в гнёзда!» «птицы» бегут к «гнёздам», каждый находит себе «гнездо», встаёт сзади него и кладёт руки ему на плечи – это означает, что «гнездо» занято. Птица, оставшаяся без «гнезда» становится водящим.

Малоподвижная игра «Капкан»

Ход игры: дети делятся на 2 команды: одна команда – капкан, они строятся в круг и держаться за руки, вторая команда – птицы. Ведущий даёт сигнал, и «капкан» открывается: дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем «птичкам» можно ходить, бегать и прыгать в «капкане». Издаётся следующий сигнал и «капкан» закрывается. Все, кто не успели выбежать из «капкана», оказываются в ловушке. В следующий кон игроки меняются ролями. В этой игре нет победителей, здесь главное – веселье и смех!

После двигательной активности проводится «Ням-ням-пауза» - небольшая обеденная трапеза в виде сухого пойка на лоне природы, совместно с родителями.

Возвращение в детский сад по тому же маршруту.

Подведение итогов похода.

Беседа по вопросам.

- Понравился ли вам поход?

- Что запомнилось больше всего?

- Что интересного вы увидели?

Детям и родителям предлагается отобразить свои впечатления о походе в совместной творческой деятельности дома.

Список используемой литературы

Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах/авт.-сост. И.А. Холодова, Г.С. Александрова, А.В. Корнеева. – Волгоград: Учитель, 2016.-180 с.;

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. –Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой в конкурсе, Мария! Очень хорошая профессиональная разработка. Вы - умничка!!!

7 December 2018

Спасибо большое, очень приятно!!!!!

8 December 2018

Спасибо!!! Умничка!!!!

10 December 2018

Пожалуйста, очень приятно!!!

11 December 2018

Поздравляю с Победой в конкурсе!!! Так держать!!! УРА!!!

17 December 2018

Огромное спасибо!!!

18 December 2018