Эколого-оздоровительный поход «Люблю я пышное природы увяданье...»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №5 «Ромашка» г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД
«Люблю я пышное природы увяданье…»
(для дошкольников 6-7 лет)
Составитель: инструктор
по физической культуре
Михайлова М.В.
Белорецк 2018 г.
Цель: приобщать воспитанников к основам здорового образа жизни, закреплять знания о приметах осени, формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами, развивать навыки двигательной активности, продолжать учить технике дыхания при ходьбе, развивать внимание, наблюдательность, двигательную память, воспитывать любовь к родной природе.
Задачи, решаемые во время организации осеннего экологически-оздоровительного похода:
Оздоровительные задачи:
укрепление здоровья дошкольников и их родителей;
приобщение взрослых и детей к здоровому образу жизни;
развитие двигательной активности, ловкости, выносливости.
Познавательные задачи:
закрепление знаний детей об осеннем времени года;
закрепление примет, поговорок и пословиц об осени;
формирование представлений об уникальности каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, умения видеть красоту осенней природы.
Содержание похода включает в себя 3 блока:
1 блок «Укрепление здоровья»:
дыхательные упражнения;
релаксационные тренинги;
эмоционально-дидактические игры;
беседы о здоровом образе жизни.
2 блок «Развитие двигательной активности и укрепление физических качеств»:
подвижные игры;
игры-упражнения с высоким и низким уровнем двигательной активности;
народные игры;
игры-забавы;
спортивные эстафеты.
3 блок «Познавательное развитие»:
экологические игры;
словесные игры;
информация для проведения наблюдения;
задания для развития творческих способностей;
фольклорный материал (считалки, поговорки, приметы, пословицы);
художественная литература.
Осваиваемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Средства реализации: флажки, эмблемы дерева, кустарника, цветка, конусы-ориентиры (3 шт.), мячи (3 шт.).
Участники похода: воспитатели подготовительных групп, младшие воспитатели групп, родители, дети подготовительных групп, инструктор по физической культуре.
Длительность похода: 2-2,5 часа (первая половина дня).
Результативность.
Эколого-оздоровительные походы способствуют не только оздоровлению и закаливанию, но и обогащению ума впечатлениями, а души – красотой.
По результатам реализации эколого-оздоровительных походов у детей:
- укрепляется физическое здоровье;
- усовершенствуются психофизические качества (быстрота, выносливость, ловкость);
- повышается мотивация к освоению основ здорового образа жизни;
- развиваются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками во время различных видов детской деятельности;
- усовершенствуются навыки природосообразного поведения.
По результатам реализации эколого-оздоровительных походов у родителей воспитанников:
- укрепляется физическое здоровье;
- повышается мотивация к соблюдению ЗОЖ;
- повышается уровень компетенции в построении тесного взаимодействия с детьми;
- налаживается психоэмоциональный контакт с сотрудниками детского сада в процессе развития и воспитания дошкольников.
Организация эколого-оздоровительного похода
Подготовка к походу.
Воспитатель проводит беседы в соответствии с порядком организации и сезоном.
Организация похода.
Инструктор по физической культуре осуществляет действия в соответствии с алгоритмом организации похода.
Содержание эколого-оздоровительного похода.
Инструктор по физической культуре ведет участников похода на лесную полянку (возле городского стадиона), предлагая детям различные виды ходьбы:
-
Обычная ходьба в умеренном темпе;
Ходьба на носочках;
Ходьба широким шагом;
Ходьба в полуприседе.
Остановка на тротуаре, напротив компьютерной школы (берёзовая аллея).
Воспитатель: Сейчас октябрь, месяц хмурый, мокрый. Его еще называют «листопадом». «В октябре – семь погод во дворе». Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, то первые снежинки запорхают.
Все приметы осени были когда-то подмечены народом в результате постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы: поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме; сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду, если с дерева лист чисто упадет – будет холодная зима, чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если береза желтеет с верхушки – весна будет ранняя, снизу – поздняя.
Инструктор по физической культуре проводит динамическое упражнение «Листочки»
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. |
(Руки на поясе) |
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели |
(Плавное покачивание руками над головой) |
И на землю тихо сели. |
(Присед) |
Ветер снова набежал И листочки все поднял. |
(Бег на месте) |
Закружились, полетели И на землю снова сели |
(Плавное покачивание руками над головой, присед) |
Поход продолжается, следующая остановка – полянка возле Стадиона.
Интеллектуальная игра «Знатоки растений»
Ход игры: участники делятся на три команды (3 группы): деревья, кустарники, цветы и травы. Каждая команда подходит к своему растению. Каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ, дается 1 балл.
Вопросы команде «Деревья» |
Вопросы команде «Кустарники» |
Вопросы команде «Цветы и травы» |
1. Какие деревья вы знаете? (Клен, береза, липа, тополь, дуб, осина, сосна, ель и т.д) |
1. Какие кустарники вы знаете? Перечислите. (Сирень, акация, боярышник, жасмин) |
1. Какие садовые цветы вы знаете? Перечислите те цветы, которые зацветают ближе к осени. (астры, гладиолусы, георгины, шафраны, цинния и т.д.) |
2. По каким признакам хвойные деревья отличаются от лиственных? (На лиственных деревьях мы можем наблюдать листья, а на хвойных иголочки – хвою) |
2. Чем отличается кустарник от дерева? (Высотой, тем, что у кустарника нет единого ствола, корнями – у деревьев очень большой, мощный корень) |
2. Какие целебные травы вы знаете? Перечислите. (душица, зверобой, мята, кипрей (Иван-чай). Как люди используют целебные травы? (Эти травы можно заваривать в чай, они очень полезны для здоровья) |
3. Что общего у всех деревьев? (Один ствол) |
3. Бывают ли хвойные кустарники? (можжевельник, туя) |
3. Чем цветы и травы отличаются от деревьев и кустарников? (Корневой системой, высотой, тем, что у цветов и трав нет ствола и веток) |
Блицопрос:
Каким одним словом можно назвать и деревья, и кусты, и цветы с травами? (Растения)
Какие части растений расположены под землёй? (Корень)
Какие части растений расположены над землёй? (Ростки, ствол, крона)
Какие части есть у всех растений? (Корни)
5. Что нужно деревьям, кустарникам и цветам, чтобы они росли сильными, сочными и не увядали? (Дождик).
Инструктор по физической культуре проводит динамическое упражнение «Дождик»
Капля раз |
(Ходьба на месте, правую руку вытягиваем вперед) |
Капля два Очень медленно сперва. |
(Ходьба на месте, левую руку вытягиваем вперед) |
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. |
(Медленный бег на месте) |
Мы зонты свои раскрыли |
(Остановиться на месте, руки в стороны) |
От дождя себя укрыли. |
(Руки полукругом над головой) |
Поход продолжается через лес, следующая остановка – под соснами.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Давайте вспомним: какие периоды бывают у осени? (Ранняя осень «Бабье лето» (Листочки на деревьях только, только начинают желтеть и краснеть), Золотая осень (Вся листва жёлто, красно, оранжевая), Поздняя осень (листвы на деревьях нет, появляется первый снег).
Воспитатель загадывает детям загадки:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я ……. (осень).
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора.
Громко ветер завывает.
Это всё когда бывает? (Осенью).
Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья).
Летом вырастают, а осенью падают. (Листья).
Дети рассказывают стихи про осень, поют песенки на осеннюю тематику.
Поход продолжается через лес, следующая остановка – баскетбольная площадка возле городского пруда (городской пляж).
Инструктор по физической культуре проводит с детьми подвижные игры и эстафеты.
Подвижная игра «Цветные салки»
Ход игры: игровая площадка делится на 3 части, в одной части «домик» игроков, в центре водящий, в другой части площадки «город». Водящий встаёт к игрокам спиной и громко называет любой цвет. Дети внимательно осматривают свою одежду, тот, кто находит названный цвет в своей одежде спокойно проходит в «город» мимо водящего, держась за цветную деталь в одежде, тем, у кого нет в одежде названного цвета, должен пробежать из «домика» в «город» оставшись не засаленным водящим.
Эстафета «Передай мяч»
Дети делятся на 3 команды (в нашем случае – 3 группы). Цель каждого игрока – пропрыгать с мячом, зажатым между ног до ориентира, взять мяч в руки, добежать до своей команды и передать мяч следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой закончит испытания.
Подвижная игра «Птица без гнезда»
Ход игры: играющие располагаются по кругу парами в два ряда лицом к центру. Игроки наружного круга – «гнёзда», а игроки внутреннего круга – «птицы». В центре – водящий («птица без гнезда»). По сигналу все «птицы» бегают врассыпную внутри круга, вместе с водящим, «гнёзда» остаются стоять на месте в кругу. По команде «Птицы, в гнёзда!» «птицы» бегут к «гнёздам», каждый находит себе «гнездо», встаёт сзади него и кладёт руки ему на плечи – это означает, что «гнездо» занято. Птица, оставшаяся без «гнезда» становится водящим.
Малоподвижная игра «Капкан»
Ход игры: дети делятся на 2 команды: одна команда – капкан, они строятся в круг и держаться за руки, вторая команда – птицы. Ведущий даёт сигнал, и «капкан» открывается: дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем «птичкам» можно ходить, бегать и прыгать в «капкане». Издаётся следующий сигнал и «капкан» закрывается. Все, кто не успели выбежать из «капкана», оказываются в ловушке. В следующий кон игроки меняются ролями. В этой игре нет победителей, здесь главное – веселье и смех!
После двигательной активности проводится «Ням-ням-пауза» - небольшая обеденная трапеза в виде сухого пойка на лоне природы, совместно с родителями.
Возвращение в детский сад по тому же маршруту.
Подведение итогов похода.
Беседа по вопросам.
- Понравился ли вам поход?
- Что запомнилось больше всего?
- Что интересного вы увидели?
Детям и родителям предлагается отобразить свои впечатления о походе в совместной творческой деятельности дома.
Список используемой литературы
Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах/авт.-сост. И.А. Холодова, Г.С. Александрова, А.В. Корнеева. – Волгоград: Учитель, 2016.-180 с.;
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. –Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-80 с.
Шарандина Валентина Владимировна
Мария Михайлова
Перминова Елена Федоровна
Мария Михайлова
Ватолина Светлана Анатольевна
Мария Михайлова