12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чуманова Елена Александровна18









Рабочая программа элективного курса «Микробиология»

Уровень образования: среднее общее

Класс: 11

Уровень изучения предмета – профильный

Срок реализации - 1 год

,










АННОТАЦИЯ

Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования.

Цель курса: Формирование научного мировоззрения, современных взглядов о месте микроорганизмов в системе живого и роли в окружающей среды.

Задачи:

- Расширить и углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строении их клеток, физиологии, генетике, обмене веществ.

- Расширить знания о роли микроорганизмов в жизнедеятельности человека, об использовании человеком микроорганизмов и вреде, наносимом микроорганизмами.

- Познакомить учащихся с основными методами микробиологии (микроскопия, культивирование, физиолого-биохимические и молекулярно-биологические методы исследования).

Программа элективного курса «Микробиология» адресована учащимся 11 классов (профильный уровень). Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира. Помимо теоретических занятий, в курсе предполагается проведение лабораторных работ с непатогенными микроорганизмами.

Рабочая программа составлена на основании нормативно - правовых документов:

Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

Авторская программа «Микробиология» Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы (профильное обучение), входит в перечень программ, реализующих компонент образовательного учреждения вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения (Челябинская область, управление образования администрации г. Магнитогорска, центр повышения квалификации и информационно-методической работы).















Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Курс

Класс

Кол-во часов

Примерная программа

Учебники, учебные пособия



Клетки и ткани

11

33

В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. «Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение». / авт.-сост.– М.: Дрофа

Панина Г.Н. , Шапиро Я.С.Микробиология:10-11классы: методическое пособие.- М.: Вентана Граф

Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Я.С. Шапиро.- М.: Вентана Граф


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса ученик должен

знать /понимать:

- устройство светового и электронного микроскопа;

- строение клеток прокариотических и эукариотических организмов;

- основные компоненты и органоиды клеток; особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов;

- основные способы получения микроорганизмами энергии и вещества; роль микроорганизмов в природных процессах и основных круговоротах элементов на Земле; важнейшие подходы к изучению микроорганизмов

уметь:

- пользоваться биологической терминологией и символикой;

- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

- готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты для микроскопических исследований; характеризовать основные группы микроорганизмов

- применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

- выявлять (при микроскопировании) и описать микроорганизмы в природной среде или культуре.

Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации учащихся осуществляется в форме устных  и письменных опросов, выполнении учащимися тестовых проверочных и лабораторных работ при изучении основных тем и разделов. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами, рисунками. Периодичность промежуточного и текущего контроля отражена в календарно-тематическом планировании.


Раздел 2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований. Вирусы (9 час)

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни. Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов

Вирусы - паразиты бактерий (бактериофаги). Вирусы растений и вызываемые ими болезни

Защита растений от вирусов

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Вирусы человека и вызываемые ими болезни

Практическая работа

Диагностика вирусных болезней растений

Раздел 2. Бактерии (10 час)

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах.

Фотосинтезирующие бактерии

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

Бактериальные болезни животных и человека

Молочнокислое брожение. Использование бактерий в биотехнологии

Практические работы

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

Бактериальные болезни растений

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения

Раздел 3. Грибы (10 час)

Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов

Бесполое размножение грибов

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

Взаимоотношения грибов и растений

Использование грибов в биотехнологии

Практические работы

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

Симбиоз грибов и растений

Раздел 4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 час)

Биологические основы и направления использования микроорганизмов в генетической инженерии

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине


Раздел 3. Тематическое планирование


Раздел/Темы занятий

Количество часов

Форма контроля

1

Вирусы


10


1.1.

Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

1

Тестовая проверочная работа


1.2.

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

9

Практическая работа «Диагностика вирусных болезней растений»


2

Бактерии


10


2.1.

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов


7

Практические работы

«Азотфиксируюшие симбиотические бактерии»

«Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения»


2.2.

Бактериальные болезни животных и растений


3

Практическая работа «Бактериальные болезни растений»


3

Грибы


10

Практические работы

«Грибница плесневых (мицелиальных) грибов»

«Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами»

«Симбиоз грибов и растений»

4.

Роль микроорганизмов в генетической инженерии


3

Тестовая проверочная работа






Календарно-тематический план (2018-19 уч. г.)

урока

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание (коррекция)

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований



2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни



3

Взаимоотношения вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов



4

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)



5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни



6

ПР №1 Диагностика вирусных болезней растений



7

Защита растений от вирусов



8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни



9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни



10

Итоговое занятие по теме «Вирусы»



11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов



12

Обмен веществ и энергии у бактерий, их роль в экосистемах



13

ПР №2 Азотфиксируюшие симбиотические бактерии



14

Фотосинтезирующие бактерии



15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека



16

ПР №3 Бактериальные болезни растений



17

Бактериальные болезни животных и человека



18

Молочнокислое брожение



19

ПР №4 Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения



20

Использование бактерий в биотехнологии



21

Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов



22

ПР №5 Грибница плесневых (мицелиальных) грибов



23

Бесполое размножение грибов



24

Классификация и важнейшие систематические группы грибов



25

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах



26

ПР №7. Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами



27

Взаимоотношения грибов и растений



28

ПР №8 Симбиоз грибов и растений



29

Использование грибов в биотехнологии



30

Итоговое занятие по теме «Грибы»



31

Биологические основы и направления использования

микроорганизмов в генетической инженерии



32

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине



33

Итоговое занятие по теме «Роль микроорганизмов в генетической инженерии»




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.