12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Николаевна Колтышева674
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Элективный курс «Правовой ликбез».

Разработчик:

Колтышева Елена Николаевна,

учитель истории и обществознания

 МБОУ СОШ № 4 г. Сургута

Пояснительная записка.

В современном российском обществе произошли большие перемены, вызванные становлением правового государства и гражданского общества. Школьное образование в современное время должно решить новые задачи, исходя из основных направлений Программы развития образования в ХМАО на 2014-2020 гг. по созданию условий для успешной социализации детей и молодежи через гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, поэтому необходимо переосмыслить цели и результаты образования. Согласно ФГОС ООО одними из ключевых позиций в описании портрета выпускника основной школы являются социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. В рамках перехода основной общей ступени образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты данная программа элективного курса способствует достижению результатов Образовательной программы МБОУ СОШ № 4 и ориентирована на портрет выпускника основной школы.

Для человека в современном обществе становится важным знание законов государства, поэтому школьники должны изучать курс права в средней школе для того, чтобы иметь навыки практических умений в области правовых отношений.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами, которые касаются широких слоев населения, и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, что позволит увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Цель курса: формирование правовой культуры и гражданской ответственности у учащихся в ходе изучения правовых норм необходимых для решения жизненных ситуаций.

Задачи курса:

изучить основные правовые нормы, знание которых необходимо человеку в обыденной жизни;

развивать умения, необходимых для решения практических задач;

воспитывать гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.

Одним из направлений решений этих задач является деятельностный подход к обучению, позволяющий научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Изучение элективного курса создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления потенциала учащегося, способствует их самореализации, самообразованию.

В основе реализации программы – деятельностный подход, ориентированный на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.

Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет применения технологии критического мышления, кейс-технологии, игровой технологии, активных методов обучения, чередования парной, индивидуальной, групповой работы, проведение ролевых игр по праву, работы с источниками, выполнения творческих проектов, проведения мозгового штурма.

Программа курса рассчитана на 17 часов и реализуется в рамках одного полугодия. Курс предназначен для учащихся 9х классов МБОУ СОШ №4. Результатом изучения курса «Правовой ликбез» является защита одного персонального или коллективного проекта и оценка (самооценка, взаимооценка) проекта. В рамках изучения курса планируется проведение встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних, а также проведение экскурсии в правоохранительные органы г. Сургута, которые являются социальными партнерами МБОУ СОШ №4.

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

правильно употреблять основные правовые понятия и категории;

характеризовать: порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, порядок призыва на военную службу;

объяснять: условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Предметные результаты образовательной деятельности:

1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

2) сформированность представлений о правонарушениях и юридической ответственности;

3) сформированность представлений о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

4)  ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

5) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Метапредметные результаты изучения выпускниками проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• способности анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Отметка в конце изучения элективного курса выставляется на основе следующей рейтинговой системы:

посещаемость

1балл

Отметка «5»- 53- 48 баллов.

Отметка «4» - 47-40 баллов.

Отметка «3»- 32-39

баллов.

устный опрос

1-3 балла

решение правовых задач

1-3 балла

подготовка презентации

5 баллов

участие в дискуссии

1-3 баллов

доклад, сообщение

5-10 баллов

творческий проект

10 баллов

написание эссе

5 баллов

выступление на семинаре

5 баллов

умение составлять документы

1-3 баллов

участие в ролевой игре

5 баллов

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Основные

понятия

Оборудование

Формы и методы

работы

1

Роль права в жизни человека.

1

1 Понятие права

2 Правовая ответственность

3Правонарушение

правонарушение,

право

кейсы с жизненными ситуациями и заданиями.

групповая работа

2

Как зарождалось право?

1

1Особенности древнего права.

2 Взгляды мыслителей

о том, как зарождалось право

право

исторические тексты, карточки с заданиями

групповая работа

3

Я - гражданин РФ.

1

1Человек и гражданин:

в чем разница?

2 Как стать гражданином России?

3 Права и обязанности

гражданина

4 Можно ли изменить гражданство?

гражданин,

гражданство

паспорт, статьи

Конституции о гражданстве

лекция с элементами практической работы,

анализ ситуаций с применением Попс-формулы

4

Преступление и наказание.

1

1 Виды правонарушений

2 Уголовная ответственность несовершенно-

летних

юридическая ответственность

статьи из

Уголовного

кодекса РФ,

кейсы с жизненными ситуациями и заданиями

дискуссия

5

Право на образование.

1

1 Понятие образование

2 Роль образования для личности и общества

3 Право на доступ к культурным ценностям

образование

анкета,

закон РФ об образовании

лекция с элементами практикума

6

Права детей в семье.

1

1 Права детей в семье.

2 Родительские права

и обязанности

3 Сиротство

брак, семья

Семейный кодекс, кейсы с жизненными ситуациями

групповая работа

7

Что нужно знать, устраиваясь на работу?

1

1 Устройство на работу

2 Трудовой договор

3 Споры между участниками трудовых отношений

трудовой договор

Трудовой кодекс, кейсы с жизненными ситуациями и заданиями

урок с элементами ролевой игры

8

Воинская обязанность

гражданина РФ.

1

1 Воинская обязанность

2 Военная служба по контракту

3Альтернатив-

ная гражданская служба

воинская обязанность альтернативная служба, служба по контракту

кейсы с жизненными ситуациями и заданиями

лекция с элементами практикума

9

Защита прав несовершенно-летних

при совершении сделок с жильем.

1

1 Законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

2 Защита прав несовершеннолетних

при совершении сделок с жильем

приватизация, жилищные правоотношения

закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»

лекция с элементами практикума

10

11

Судопроизводство в РФ.

2

1Виды судов в РФ.

2 Исковое заявление

3 Судебное разбирательство дела

суд

образец искового заявления,

атрибуты для проведения ролевой игры

1урок-лекция,

2 урок- игра «Суд».

12

Ты - будущий избиратель!

1

1 Принципы выборов.

2 Правила проведения выборов.

выборы,

избирательное право, избиратель, кандидат

кейсы с жизненными ситуациями и заданиями

лекция

13

Игра «Выборы»

1

1 Принципы выборов.

2 Правила проведения выборов.

выборы,

избирательное право, избиратель, кандидат

атрибуты для проведения ролевой игры

ролевая игра

14

Умеем ли мы заполнять документы?

1

1 Правила заполнения документов.

2 Правила подачи апелляции.

заявление,

договор

образцы документов

практическая работа

15

16

Юридические профессии.

2

1 Хочу быть юристом!

2Адвокат на страже закона.

3 Прокурор на страже закона.

4Деятельность нотариуса в мире права.

5Тайны следственной профессии.

6 Судья на страже закона

юрист, судья, адвокат, прокурор, нотариус,

следователь,

частный детектив

кейсы с жизненными ситуациями и заданиями

семинар

17

Итоговое занятие

«Правовой марафон»

1

1Представление команд.

2 Конкурсы.

3 Подведение итогов.

все термины

задания для станций

интеллектуальная игра

Список литературы.

Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учебник для 8-9 кл./ ВолодинаС.И., Полиевктова А. М., Спасская В.В. и др. – М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. Пособие для 8-9 кл.: Пособие для учителя.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002

Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» 8-9 кл.: Пособие для учителя.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002

Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. – М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.: Владос, 2001.

Певцова Е. А. Право.- М.: РС, 2001.

Певцова Е. А. Книга учителю обществознания.- М.: РС 2002.

Теоретические и методические основы преподавания права в школе.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.

Комментарии к Гражданскому кодексу РФ.- М., 2002.

Комментарии к Трудовому кодексу.- М., 2002.

Комментарии к Уголовному кодексу РФ.- М., 2002.

Комментарии к Административному кодексу РФ.- М., 2002.

Комментарии к Семейному кодексу РФ.- М., 2002.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.