12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошелева Елена Юрьевна444
Россия, Самарская обл., Тольятти

5CkS3wh9Rh

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9 «А»

Учитель

Кошелева Е.Ю.

Тип урока

урок открытия нового знания

   

Место проведения

МБУ «Школа№5»

Тема

«Электронная таблица  Excel. Встроенные функции»

Цель

Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах и их практическое использование

Задачи

Образовательные:

Закрепить знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.

Развивающие:

Развивать навыки индивидуальной практической работы, способности логически рассуждать и делать эвристические выводы.

Воспитательные:

Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.

Методы и приёмы

информационно-коммуникативный, наглядный, частично- поисковый, индивидуальная работа с компьютерами

Оборудование

компьютерная мультимедийная презентация, https://znanio.ru /, https://videouroki.net/blog/, компьютеры, интернет, Учебник для 9 класса.  "Информатика и ИКТ". Угринович Н.Д. 2013г. Москва

Используемые технологии

здоровьесберегающая технология, технология использования ЭОР http://www.yaklass.ru /, использование дистанционного обучения, ИКТ-технология.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Орг. момент

1) Приветствие. Проверка готовности к уроку

Проверяют наличие тетрадей, дневников

Постановка учебной проблемы

1 .Что это за программа? ( слайд 1)

На прошлом уроке мы говорили с вами, что в этой программе можно 2. Что мы уже знаем можно сделать в этой программе?

ответ учащегося - MS EXCEL

- строить таблицы, делать диаграммы и выполнять вычисления.

Актуализация знаний

Мы с вами рассмотрели правила построения таблиц и способы построения диаграмм , а не изучена тема выполнение вычислений с помощью программы. Вот мы с вами вместе и сформулировали тему нашего урока

Учитель формулирует тему урока опираясь на высказывания учащихся " Электронная таблица  Excel. Встроенные функции"

Предположения учащихся по теме урока

"Электронная таблица  Excel. Вычисления в таблице "

Обучающиеся формулируют цель урока.

Организация восприятия и осмысления новой информации

Напомните пожалуйста, а что такое формула ?

На сегодняшний день Excel является самой мощной программой, предназначенной для работы с электронными таблицами. Excel используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике - для различных расчетов, т.е. там, где необходима обработка числовых данных.

Формулы могут содержать:

Числа

Математические операторы

Ссылки на ячейки

Функции

Категории формул:

Математические

Логические

Что такое Функция? С этим термином вы встречались на математике

Формула обладает множеством функций, которые окажут вам существенную помощь в повседневной работе. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции.

Знак равенства (=) начинается любая формула. Если знак равенства отсутствует, Excel интерпретирует данные не как формулу, а как ввод данных в ячейку.

Значение или ссылка на ячейки, с которыми выполняются расчеты. (А1, В4, $G65)

Операторы (это условное обозначение, определяющее действия со значениями)

Ввод данных («Enter» )

В Microsoft Excel включено четыре вида операторов:

Арифметические операторы – служат для выполнения арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и т.д. результатом операций являются числа.

Операторы сравнения – используются для сравнения двух значений. Результатом сравнения является логическое значение: либо ИСТИНА, либо ЛОЖЬ

Текстовый оператор «амперсанд» – используется для объединения нескольких текстовых строк в одну строку. Результат выполнения выражения «Информационные» & «системы» будет строковое значение «Информационные системы»

Операторы ссылок используются для определения диапазонов, участвующих в вычислениях.

Двоеточие, формирует обращение к блоку ячеек. (например A1:D7)

Точка с запятой – оператор объединения. Он объединяет не менее двух ссылок на несмежные ячейки или диапазоны (например D8;E11 или A17:D17;E15:L15)

Пробел – оператор пересечения, которая ссылается на общие ячейки диапазонов (например D2:D13 C12:H12 ссылаются на D12 так как она общая для этих двух диапазонов)

Порядок вводы формулы:

Формулу можно вводить непосредственно в ячейку или строку формул, как текст или число. При создании формул действуют стандартные правила математических вычислений. Чтобы создать формулу надо:

Выделить ячейку, где будет находится формула

Ввести в данную ячейку знак « = »

После знака «=» ввести нужные значения (или ссылки на ячейки) и операторы

После создания формулы нажать клавишу «Enter» (для перехода вниз по столбцу) или клавишу «Tab» (для перехода вправо по строке)

Ввод функции:

1.Выделяем ячейку, где будет располагаться функция

2.Открывает меню Вставка на строке меню

3.В списке команд выбираем пункт Функция

В окне Мастер функций – Шаг 1 из 2

Откроется окно Аргументы функции (для каждой функции – собственного вида), в котором в соответствующие графы вводим нужные аргументы для вычисления

Вводим нужные значения и адреса ячеек с строки аргументов выбранной функции

Закрываем окно кнопкой Ok

Функции бывают :

Математические

Название и обозначение функции

Имя функции

Пример записи фунции

Примечание

Синус – sin(x)

SIN(…)

SIN(А5)

Содержимое ячеек А5 в радианах

Косинус – cos(x)

COS(…)

COS(B2)

Содержимое ячейки В2 в радианах

Тангенс - tan

TAN(…)

TAN(B5)

Cодержимое ячейки В5 в радианах

Квадратный корень - корень

КОРЕНЬ (…)

КОРЕНЬ(D12)

Содержимое ячейки D12>0

Преобразует радианы в градусы - градусы

ГРАДУСЫ (…)

ГРАДУСЫ (С8)

Содержимое ячейки С8 в градусах

Сумма - сумм

СУММ(…)

СУММ(А1;В9)

Сложение двух чисел, содержащихся в ячейках А1 и В9

 

 

СУММ(А1:А20)

Сложение всех чисел, содержащихся в диапазоне ячеек от А1 до А20

Число  - Пи

ПИ ()

ПИ()

Функция не содержит аргументов

Статистические

Максимальное значение - макс

МАКС(…)

МАКС(А1:А9)

Поиск максимального среди аргументов

Минимальное значение - мин

МИН(…)

МИН(С1:С23)

Поиск минимального среди аргументов

Среднее значение - срзнач

СРЗНАЧ(…)

СРЗНАЧ(А1:В5)

Находит среднее арифметическое значение среди чисел, содержащихся в диапазоне ячеек от А1 до В5

Текстовые

Название и обозначение функции

Имя функции

Пример записи функции

Примечание

Объединяет несколько текстовых элементов в один - сцепить

СЦЕПИТЬ(…)

СЦЕПИТЬ(В11;В14)

Чтобы добавить пробел между сцепленными словами, в аргументе указать пробел в кавычках, например

СЦЕПИТЬ(В11;” “;В14)

Повторяет текст заданное число раз - повтор

ПОВТОР(…)

ПОВТОР(В4;5)

Повторяет текст, содержащийся в ячейке В4 пять раз

Находит крайние левые символы строки - левсимв

ЛЕВСИМВ(…)

ЛЕВСИМВ(А1;1)

Отображает только первую букву текста, содержащегося в ячейке А1.

Делает все буквы в тексте строчными - строчн

СТРОЧН(…)

СТРОЧН(А2:А9)

Все слова, содержащиеся в диапазоне ячеек от А2 до А9 будут написаны строчными (маленькими буквами)

Ошибки, возникающие при использовании формул

#### – ширина ячейки не позволяет отобразить число в заданном формате;

#ИМЯ? – Microsoft Excel не смог распознать имя, использованное в формуле;

#ДЕЛ/0! – в формуле делается попытка деления на нуль;

#ЧИСЛО! – нарушены правила задания операторов, принятые в математике;

#Н/Д – такое сообщение может появиться, если в качестве аргумента задана ссылка на пустую ячейку;

#ПУСТО! – неверно указано пересечение двух областей, которые не имеют общих ячеек;

#ССЫЛКА! – в формуле задана ссылка на несуществующую ячейку;

#ЗНАЧ! – использован недопустимый тип аргумента

Формула - выражение, по которым выполняют вычисления

Функции – это заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам и в указанном порядке

Запись алгоритма ввода формул и функции.

Пошаговый алгоритм ввода повторяется самими обучающимися.

Ознакомление с возможными вариантами ввода функции

Ознакомление учащихся с кодами возможных ошибок, при написании формул и функции. Наглядная демонстрация ошибок.

Физкульт

минутка

Физкультминутка для глаз

Выполнения зарядки

Практическая работа:

Сегодня на уроке мы с вами произведем вычисления стоимости путевок с применением формул и функции.

1. Открываем файл на своих компьютерам и выполняем практическую работу по созданию таблицы и вставке формул. В работе используется функция ( Мин, Мах) Вычисление среднего значения отметок учеников для выставления четвертных отметок.( отметки предлагаются взять со своего дневника) С применением функции (Средзнач). После выполнения практической работы отправляют на электронный адрес учителя выполненные задания.

Выполняют задание по заданному алгоритму. Результат учащиеся сохраняют в своих документах

Закрепление нового материала

– Какие формулы бывают?


– Какая функции для работы мы использовали в практической работе? ?


–– Правила ввода формулы?

Ответ учащихся (математические, логические)

Ответ учащихся (Статистические)

Ответ учащихся( Ввести в данную ячейку знак « = » После знака «=» ввести нужные значения (или ссылки на ячейки) и операторы

После создания формулы нажать клавишу «Enter»)

Домашнее задание

В «Я классе» выполняем домашнее задание по закреплению темы урока «Электронная таблица. Встроенные функции» применяя свой профиль. Задания высланы учащимся.

http://www.yaklass.ru/p/informatika#program-9-klass

Рефлексия учебной деятельности

Сейчас каждый из вас проверит, свои знания полученные на этом уроке. Тест находится в папке ученика на компьютере в электронном виде (тест создан в программе Excel). После ответа на вопросы на следующем листе формируется отметка.

Электронная таблица - это:

1. прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

2. прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

3. устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

4. системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

Вариант ответа:

Укажите правильный адрес ячейки:

1. А12С

2. В1256

3. 123С

4. В1А

Вариант ответа:

Укажите неправильную формулу:

1. А2+В4

2. =А1/С453

3. =С245*М67

4. =М89-К89

Вариант ответа:

Для того чтобы найти сумму,какой формулой необходимо воспользоваться?

1. ПРОИЗВЕД

2. СРЗНАЧ

3. СУММ

4. АВТОСУММ

Вариант ответа:

Как выглядит формула для нахождения минимального значения диапазона?

1. МИНИМАЛЬНОЕ

2. МИНИМУМ

3. MIN

4. МИН

Вариант ответа:

 

Смотрим результат на следующем листе

 

Учащиеся открывают в своих компьютерах папки с тестом. И выполняют его.

После выполнения и получения

Данные говорят о усвоении учащимися знаний полученных на уроке.

Заключение

Отметки за урок выставлю, после проверки выполнения практической работы .

СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЕ

Учащиеся на электронный адрес учителя высылают практическую работу выполненную на уроке.

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.