12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Субботина Светлана Львовна5447
Учитель высшей квалификационной категории. Работаю в МАОУ СОШ №22 п.Билимбай г.Первоуральска Свердловской области учителем русского языка и литературы. В этом учебном году являюсь классным руководителем 5 класса. Педагогический стаж 32 года.
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Имидж учителя»
13

Эссе на тему "Миссия сельского учителя"

       Сельский учитель… Вспоминаются старые фильмы: «Учитель», «Сельская учительница», «Уроки французского»… Образ человека из памяти: будто на пьедестале, с прямой спиной, твёрдым и смелым, но непременно понимающим и добрым взглядом… К нему (или к ней – какая разница?!) идут за правдой, советом, состраданием… Так что же такое «сельский учитель» и почему речь идёт о его «миссии»? Толковый словарь так объясняет значение слова «миссия»: «Предназначение к чему-нибудь важному, высокому, ответственная роль кого-либо». Вот именно так! Сразу поднимаешься в своих глазах, хочется работать лучше и обязательно чего-то важного достичь… Но учитель-то СЕЛЬСКИЙ! Термин какой-то особенный… Ну как давно исчезнувшее ископаемое! Динозавр! И что же может подвигать его ещё и на сложную миссионерскую роль и желание высоких достижений?

       Моё детство и отрочество прошли в военных гарнизонах, где служил папа, – по три-четыре года в каждом. По сути, жизнь в них не отличалась от сельских условий, тем более что с нами вместе часто учились ребята из окрестных деревень. Воспоминание из пятого класса: вечер, техничка моет пол в кабинете после уроков, а мы, несколько девчонок, стоим вокруг стола любимой учительницы русского языка, которая проверяет наши тетрадки. Я не помню, как звали эту учительницу… Но не с того ли первого впечатления спокойствия всей ситуации, понимания педагогом каждой детской судьбы, представленной в классных или домашних записях, осознания необходимости и ценности работы учительницы родилось моё желание связать свою жизнь с педагогикой? Затем другое: я старше и уже разделяю учителей на очень нравящихся и «так себе», умных и «дур» (да, именно так – обидно!), любимых и нелюбимых… И возникает другое лицо – но опять учительницы РУССКОГО ЯЗЫКА! Как важно в подростковом возрасте найти человека – взрослого, мудрого, который тебя понимает и представляет собой воплощение интеллигентности в самом высоком смысле этого слова! Именно её заслуга в том, что я, заболев, не бездельничала дома целую неделю, а выучила полностью «Железную дорогу» Некрасова – просто чтобы «убить» этим всех одноклассников! И в голову не могло прийти, что для учительницы (теперь-то я знаю точно!) это было высшей наградой за нелёгкий труд – желание ученика в ЕЁ предмете достичь (хотя бы на уровне класса) совершенства!

       Когда я закончила педагогический институт, меня направили для «педагогической деятельности» по распределению в рабочий посёлок Билимбай. Восприняла это спокойно. Сейчас (тогда как-то не думалось об этом) считаю, что именно мои детство и отрочество предопределили душевную тягу к небольшому поселению, небольшой школе. Что такое рабочий посёлок (а сейчас сельское территориальное управление) Билимбай? Растянутый на несколько километров частный сектор, благоустроенные пятиэтажки – по пальцам пересчитать! – школа, поликлиника, несколько магазинов… Всё! И как будто дети здесь рождаются сразу взрослыми. Нет дворовых клубов, Дома культуры, спортивного центра – вместо него школьный стадион и зимний каток, который заливают родители. Любого городского человека это шокирует. Но я видела такое с детства, поэтому и считала нормальным.

       Те дети, которые жили и живут в нашем посёлке, – на первый взгляд, обычные, как и везде. Но это только на первый. Вспоминаю детство своей дочери. Как ей хотелось учиться в художественной школе! Но было далеко ездить в город, зимой – вообще сложно… Не смогли мы, родители, помочь ей в своей ежедневной суете… А в посёлке не было возможности научиться правильно и красиво рисовать. Затем была у неё другая мечта: как мама,  играть на пианино. Ездили в нашу школу городские педагоги, но недолго всё было, надоело им… И мечта опять рассыпалась, как карточный домик. Одно она всё-таки смогла: получить неплохие уроки по вокалу, да и подросла к тому времени. Было участие и в городских конкурсах, и в региональных. Да, удалось мне дочь хоть в каком-то плане развить, ведь известно, что все дети талантливы с детства, главное – помочь этому таланту не зачахнуть, а наоборот – дать развиться. Но далеко не все родители в посёлке имеют возможность (а подчас и желание!) куда-то возить детей или самостоятельно их развивать в  дополнительном образовании, в настоящее время ещё и не у всех хватает на это средств. Ведь что  негативно отличает нашу сельскую местность от города? Отсутствие достаточного количества рабочих мест… Родители или работают на низкоквалифицированных, малооплачиваемых должностях, или вынуждены ездить на работу в города – Первоуральск, Ревду, Екатеринбург. И как при таком положении найти время для поездок с ребёнком на занятия в кружки или секции? Вот и получается, что наши ребята вовсе и не такие, как все. Обделённые…

       Кто-то скажет: ну это раньше так было, а сейчас ведь интернет, телефоны, возможностей по общению и образованию больше. Да, с этим трудно не согласиться. Только кто-нибудь задумывается о том, как к нам проводят интернет? Сегодня проводят, а завтра и в последующие полгода – «Нет возможности». Здорово, что сейчас введены электронные дневники и журналы. Но что делать тем родителям, которые не имеют дома ни компьютера, ни интернета (а таких у нас достаточное количество)? Толку-то от наших современных технологий. Не село - деревня!

      Именно – ДЕРЕВНЯ! Какая она – сельская, а буквально - деревенская учительница? У неё корова, куры – с утра уже работа, до уроков. Ещё интересный момент: это где-то там (в каких таких современных сёлах?!), возможно, очень далеко, и газ проведён, и вода в домах. А у нас всё по-простому, по образцу ещё девятнадцатого века (!): печи топим дровами, за водой – на колонку. А лето? Это в городе учителя (у меня много таких знакомых) ездят в отпуск отдыхать за границу, а наши отдыхают, в лучшем случае, загорая на собственном огороде. Да и долго не позагораешь. Кто посадками, прополкой и сбором урожая заниматься будет? Кто-то скажет: а зачем? Но ведь мы живём на СЕЛЕ! Здесь люди всегда землёй занимались, кормилица она! И вот после всего этого «яркого» описания  вы приезжайте к нам в гости – в нашу сельскую школу! Мы ведь ни чем (внешне) не отличаемся от городских. И это без салонов красоты и безграничного выбора нарядов в магазинах. Да потому, что учителя – это те, на кого привыкли с детства смотреть с уважением, на кого похожими быть хотели. Пусть и для современных детей образ учителя остаётся безукоризненным! Но нельзя забыть и другое. Ведь не внешностью мы детей на уроках завлекаем. Надо развиваться, идти в ногу со временем, надо интересным человеком быть и для детей, и для родителей. И аттестацию мы на общих основаниях проходим – что-то никто нам скидку как сельским учителям не делает… Я не думаю, что моя высшая категория не соответствует себе – присваивали-то её с помощью квалифицированных экспертов специалисты из Министерства образования! Значит, держим мы уровень! Можем! Далеко не последние учителя обучают детей на селе.

       Если задуматься: а что определяет развитие ребёнка в небольшом посёлке? – понимаешь, что во многом важна роль, а вернее – именно МИССИЯ учителя. На первый взгляд, в жизни всё прозаичнее. Нашим детям некуда, а подчас и не к кому (такой уж социум!) пойти после школы. И сколько часов потрачено – не зря! – на разговоры с ребятами, советы, просто выслушивание. (А не забудьте: дома-то хозяйство, и печь не топлена, и вода не ношена…) Но… Вот тут-то и начинается она, МИССИЯ! Обычный труд становится действительно важным, необходимым, крайне ответственным. Я всегда своим ученикам говорю, что только один предмет в школе воспитывает в человеке нравственность – «Литература». Каким бы замечательным воспитателем родитель ни был, далеко не всегда ему хватит знаний, чтобы воспитать в ребёнке моральные качества. Так я решила вести в нашей школе вечера в «Литературной гостиной» –  по сути, задушевные беседы с детьми об их проблемах, печалях и радостях, мечтах… Потом было ведение предмета "Основы этики" для десятиклассников. Неформальное общение объединяет детей, даёт им чувство защищённости от негативных факторов жизни, ведь на таких занятиях с тобой целый маленький коллектив, который часто понимает тебя лучше других: лучше друзей и даже родителей.

       Так что же это такое – «миссия сельского учителя»? Я думаю, это, действительно, призвание, предназначение к важному делу воспитания детей, лишённых многих благ, которые имеют дети городские. Огромная ответственность за то, чтобы ни один наш (поселковый) ребёнок не чувствовал свою ущемлённость, обделённость в чём-либо. Чтобы дети могли легко устроить в будущем свою жизнь и не отличаться в уровне образованности и воспитанности от любого другого своего ровесника. И тогда не будут теряться поселковые ребята в жизни, не будут уходить в пьянство, разгул от безысходности и незанятости. Именно они отстроят, украсят свой посёлок, вдохнут в него новую жизнь. И, возможно, тогда и исчезнет такое понятие – «сельский учитель», как исчезли когда-то динозавры. А будет просто Учитель!

Опубликовано в группе «Имидж учителя»


Комментарии (4)

Олег Мамаев, 02.12.15 в 15:51 2Ответить Пожаловаться
Автор: "Я всегда своим ученикам говорю, что только один предмет в школе воспитывает в человеке нравственность – «Литература»".

Не могу с вами согласиться. Бесспорно, что классическая художественная литература способствует воспитанию в детях эстетических, моральных и гражданских свойств личности. Но только ли она? История в не меньшей степени способствует формированию названных качеств. Еще в Древней Греции и Риме дети учили историю своих предков, чтобы на их примерах постигать значение мужества и личной ответственности за судьбу отечества. В наше время именно вокруг учебников истории разворачиваются самые ожесточенные споры: знание о прошлом оказывается непосредственно связанно с нравственной социализацией подрастающего поколения, его гражданской зрелостью. История и литература решают в школе во многим общие задачи и должны взаимодействовать друг с другом для наибольшей продуктивности обучения.
Субботина Светлана Львовна, 02.12.15 в 18:24 1Ответить Пожаловаться
Вы, Олег, бесспорно, правы. Я не стану отрицать того, что Вы высказали. Моё мнение в эссе было о воспитании не "эстетических, моральных и гражданских свойств личности". Я сказала о воспитании НРАВСТВЕННОСТИ. Это немного другое. Это воспитание чувств любви, дружбы, сострадания, взаимоподдержки.... Всего не перчислить... А это - только в художественной литературе.
Олег Мамаев, 02.12.15 в 22:11 1Ответить Пожаловаться
Художественная литература помогает осмыслить исторические события с нравственной точки зрения. Взять хотя бы тему Великой Отечественной войны. Учебник истории сообщает учащимся сумму определенных фактов, а литература (художественная, мемуарная, публицистика, стихи и т. д.) дает им возможность прочувствовать те или иные события на эмоциональном личностном уровне. Кстати, первое известное историческое сочинение ("История" Геродота) было одновременно и первым произведением художественной прозы (в Древней Греции). Одно дополняет другое.
Субботина Светлана Львовна, 03.12.15 в 09:07 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий. Вы повторили мою мысль и дополнили её.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.