12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Александровна Токарева293
Педагог ДО. Руководитель объединения "Лукошко","ЮИД".
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Педагог дополнительного образования 1КК

Анастасия Александровна Токарева

Введение:

Дети в любом возрасте в разной степени способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Как сказал Б.Т.Лихачёв, эстетическое воспитание, это целенаправленный процесс формирования творческой личности способной воспринимать и чувствовать, оценивать и создавать художественные ценности.

Дополнительное образование – необходимое звено в многогранном воспитании личности, в ее образовании и профессиональной ориентации. Дополнительное образование помогают детям удовлетворять интересы, развивают интеллектуально; способствует реализации сил и знаний, которые дети получают в школе. Доминантой дополнительного образования является развитие и воспитание, а главной ценностью воспитательной деятельности педагога дополнительного образования является личность и индивидуальность ребенка.

Основная часть:

Одной из важных сторон педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности. Итоговой целью эстетического воспитания в дополнительном образовании выступает становление эстетической культуры личности.

В процессе занятий художественным товрчеством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности.

Участие детей и подростков в системе дополнительного образо­вания открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школь­никами, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творче­скую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эсте­тической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Художественно-эстетическое воспитание является одним из главных условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.


Участвуя в творческой работе, педагогу допол­нительного образования следует помнить, что:


- все виды эстетической художественной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей и подростков, формирование их художественных вкусов и интересов;

- должны способствовать развитию художественного вообра­жения и творческих способностей;

- воспитывать у учащихся стремление пропагандировать художественную деятельность в разных ее аспектах.


Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:


- дополнительное образование является добровольным, и посещение детьми образовательных учреждений дополнительного образования, основывается на индивидуальных особенностях детьми;

- процесс воспитания и образования реализуется на основе способностей, интересов и потребностей каждого ребенка;

- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между воспитанниками и педагогом»;

- дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса.

Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, то его основная цель заключается не в воспитании музыканта, танцора, художника и т. д., а воспитание гармоничной личности в целом, осуществляемое средствами искусства.

Педагог дополнительного образования, является профессионалом в определенном виде искусства, включая детей в сферу деятельности, создавая наиболее благоприятные условия для обогащения и познания их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования нравственных и духовных качеств каждого ребёнка.

Творческие занятия различных направлений художественно-эстетической деятельности проводятся совместно с педагогом, что является очень эффективным для развития личности ребёнка.

Значение художественно-эстетического воспитания детей в дополнительном образовании во многом возрастает тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере осуществить возможность художественно-эстетического воспитания детей.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в дополнительном образовании, решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их досуга, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Дополнительное образование даёт детям более обширные, возможности для самоопределения. Дети сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе, где они могут проявить свои способности в полной мере.

Когда дополнительное образование не выполняет профессионально-ориентирующей функции в какой-либо области искусства, оно учит детей культуре проведения досуга. Организация свободного времени – один из элементов культурного наследия, который передается из поколения в поколение в образовательной практике. При выборе учащихся своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств. Поэтому «культурно-досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни: детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания духовных, нравственных, эстетических ценностей различных видов культуры».

Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует свою образовательную среду. Образовательная среда в дополнительном образовании является сообществом единомышленников. Главным фактором является личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер.


Важнейшей содержательной стороной дополнительного образо­вания является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков.


Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обуче­нии школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поко­ления учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уваже­ния к историческому и культурному наследию народов России и все­го мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой худо­жественной культуре – таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Система дополнительного образования детей вместе с художественно-эстетическим воспитанием находится под особым вниманием государственной власти: Министерства образования и науки и Министерства культуры.

Вывод:

Таким образом, сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, рассматривается как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как целенаправленную организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к деятельному, осознанному общению, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.


Список литературы:

Аристотель. Соч.: В 4 т. /Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысли, 1975. Т.1. 550с.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. 344с.

Городецкая Ю.А. Эстетическое воспитание школьников в дополнительном образовании общеобразовательных учреждении. //Известия Самарского научного центра Российской академии наук//. 2012. Т.14. № 2-2. С.509-515.

Переверзева Э.В. Красота окружающего мира и эстетическое воспитание. //Начальная школа//. 2013. № %. С. 66-72.

Калацкая Н.Н. Теория обучения и воспитания: Краткий конспект лекций / Каз. федер. ун-т. – Казань, 2014. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php ?id=1191

Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ubo.ru

Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.-115с.

Чикота И. Методические подходы к эстетическому воспитанию детей.//Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2011.№ 5.С.217-220.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.