Урок биологии в 7 классе «Эволюция кровеносной системы. Кровь»
Эволюция кровеносной системы. Кровь.
Цель:
Проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих;
Выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции;
Изучить состав крови и ее функции.
Задачи:
Образовательная:
Учащиеся должны знать состав и функции крови;
Иметь представления об усложнении кровеносной системы в процессе эволюции;
Понимать взаимосвязь строения и функций кровеносной системы.
Развивающая:
Развитие логического мышления о ходе эволюции кровеносной системы;
Умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, систематизировать знания о взаимосвязи строения и функций сердца;
Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке.
Воспитательная:
Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;
Умение выражать свою мысль;
Применять свои знания на практике;
Формирование правильного восприятия окружающей природы
Оборудование: таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных.
Учитель: Какую общую тему мы изучаем?
Ученик: Эволюция строение и функций органов и их систем
Учитель: Что такое эволюция?
Учащиеся: Эволюция – это историческое развитие органического мира.
Учитель: При изучении многообразия животного мира, перед нами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов
Слайд №1 -родословная животного мира
Учитель: Эволюцию, каких органов и систем органов мы изучили?
Ученики: Покровы тела, опроно-двигательная система, способы передвижения, органы дыхания, органы пищеварения)
Учитель: Какую функцию выполняет дыхательная система?
Ученик: доставка кислорода клеткам, газообмен.
Ученик: Какую функцию выполняет пищеварительная система?
Ученик: поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии
Учитель: Знаете ли вы как доставляется питательные вещества и кислород к тканям и клеткам?
Ученики: с помощью кровеносной системы, крови
Учитель: Вот это и будет предметом нашего с вами разговора на данном уроке.
(Сообщение темы урока.)
Слайд №2- Эволюция кровеносной системы. Кровь.
Давайте определим цель нашего урока.
Слайд№3- Цель урока
Учитель: Все ли организмы имеют кровеносную систему?
Простейшие, губки, кишечнополостные черви с диаметром тела до 1 мм КС не имеют. Процессы жизнеобеспечения (газообмен, питание и выделение) каждая клетка осуществляет самостоятельно.
Рассмотрите предложенные иллюстрации животных в печатной тетради и вспомните, у кого впервые в процессе эволюции появилась кровеносная система? Назовите систематическую группу этих животных
Ученики: У кольчатых червей.
Учитель: Учащиеся класса разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовила сообщение об отдельных этапах эволюции кровеносной системы
Слайд 4 – кровеносная система дождевых червей, Моллюсков, Членистоногих
Выступление учащихся 1 группы – Эволюция кровеносной системы кольчатых червей и Моллюсков и Членистоногих
Впервые кровеносная система в примитивном виде появляется у кольчатых червей Она образована спинным и брюшным кровеносными сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному - к хвостовому. Кровь постоянно находится в кровеносных сосудах и не изливается в полость. Такая кровеносная система называется замкнутой.
Кровеносная система моллюсков и членистоногих незамкнутая. Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы, а затем снова собирается в сосуды.
Учитель: проанализируем КС кольчатых червей
Она у них замкнутого типа, т. е кровь движется только по сосудам и не выливается в полость тела, и состоит из спинного и брюшного сосудов, соединенных между собой кольцевыми сосудами.
Капилляры – самые мельчайшие кровеносные сосуды.
Учитель: Для моллюсков, членистоногих характерна незамкнутая КС. Что это значит?
Ученики: Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды.
Учитель: Назовите основные органы, образующие кровеносную систему Моллюсков и Членистоногих.
Учении: сосуды и сердце
Учитель: Сердце – специальный орган, обеспечивающий движение крови.
Учитель: Какие типы КС вам известны?
Ученики: Замкнутая и незамкнутая
Вывод: Какая КС у простейших и беспозвоночных животных?
Увеличение размеров тела приводит к изоляции центральных клеток от стенок тела, поэтому необходима кровеносная система как транспорт. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы
Учитель: У позвоночных животных, к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану и характеризуется дальнейшим усложнением строения
Слайд №5 Кровеносная система Ланцетника и рыб
Выступление учащихся 2 группы – Эволюция кровеносной системы Ланцетника и Рыб
Учитель: Давайте проследим, каким образом изменялась кровеносная. система хордовых с усложнением организма.
Ланцетник.
У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует. Кровь движется благодаря сокращению стенок переднего отдела брюшного кровеносного сосуда.
Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов,
Образует один круг кровообращения
Сердце рыб двухкамерное.
Учитель: Что изменилось в кровеносной системе у рыб?
- 1 круг кровообращения;
- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.
В какой части тела расположено сердце?
-Передней части тела на брюшной стороне.
Артерии – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца.
Вены - это сосуды, по которым кровь течёт к сердцу.
Капилляры - тонкие трубочки со стенками из одного слоя клеток.
От желудочка сердца отходит крупный кровеносный сосуд – аорта, которая разветвляется на артерии, по которым кровь течёт к жабрам, где происходит газообмен.
Что происходит с кровью по ходу движения?
Венозная кровь превращается в артериальную, по артериям направляется к органам. В органах также происходит газообмен, в результате артериальная кровь возвращается по венам в предсердие сердца. В сердце у рыб кровь венозная
Артериальная кровь - кровь, насыщенная кислородом.
Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом
Учитель: На схемах и рисунках, артериальную кровь обозначают красным цветом, а венозную - голубым. Но это не значит, что венозная кровь голубого цвета. На самом деле, она тоже красная, но темнее артериальной.
Вывод по КС рыб
- 1 круг кровообращения;
- сердце, состоящее из 2-х камер: предсердие и желудочек.
Слайд№ 6 Кровеносная система Земноводных и Пресмыкающихся
Выступление учащихся 3 группы
Земноводные
-У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземным образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый.
Большой круг кровообращения связан со всеми внутренними органами, от которых кровь венозная поступает в правое предсердие .
Малый круг кровообращения связан с легкими. В них кровь обогащается кислородом и становится артериальной. От легких артериальная кровь поступает в левое предсердие. Сокращение предсердий выталкивает кровь в желудочек, где артериальная и венозная кровь частично смешиваются.
Учитель:Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца?
Ученик: Смешанная
Учитель:Как называется круг кровообращения, который связан с легкими?
Ученик:малый
Учитель:Что происходит с кровью в легких?
Ученик:отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной
Пресмыкающиеся.
Учитель: В чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
Ученик : В желудочке сердца появляется неполная перегородка, которая не полностью делит эго две половинки. Благодаря ей кровь, поступающая в желудочек, меньше смешивается у крокодилов в желудочке сердца перегородка полностью делит его на две камеры, и сердце становится четырехкамерным.
Вывод по КС земноводных и пресмыкающихся.
У Земноводных и Пресмыкающихся сердце трехкамерное.
У Пресмыкающихся появляется неполная перегородка в желудочке сердца
Выступление учащихся 4 группы – эволюция кровеносная система Птиц и Млекопитающих
Слайд№7 Кровеносная система Птиц и Млекопитающих
Птицы и млекопитающие.
У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения. Сердце четырёхкамерное: два предсердия два желудочка.
Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения.
От левого желудочка сердца отходит аорта, разветвляющая на артерии. По ним течет артериальная кровь по всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. В капиллярах большого круга кровообращения, кровь осуществляет газообмен- отдает тканям кислород и уносит от них углекислый газ. Так же происходит и с веществами, поступающими из пищеварительной системы: они доставляются к клеткам, а от них забираются ненужные продукты обмена. Кровь переносит также вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма. Кровеносные сосуды малого круга кровообращения начинаются от правого желудочка и сообщаются с легкими. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие.
Учитель: В чём преимущества замкнутой КС?
Ученики: Замкнутая кровеносная система более прогрессивная в эволюционном плане. Она обеспечивает высокую скорость метаболизма, быстро доставляя кислород и питательные вещества к клеткам.
Учитель: Существует деление живых организмов на холоднокровных и теплокровных. Это деление связано со строением кровеносной системы организмов.
Учитель:В чем причина теплокровности?
Ученики: Причина теплокровности связана со строением сердца. У организмов с четырехкамерным сердцем - кровь не смешивается, поэтому ткани и органы получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом, а это приводит к более интенсивному обмену веществ, результатом которого является выделение большого количества энергии, которой хватает не только на процессы жизнедеятельности, но и на поддержание постоянной температуры тела.
Учитель: Вот поэтому, мы можем назвать еще одну функцию, которую выполняет кровь - регуляторная - поддержание температуры тела.
Мы проследили ход усложнения кровеносной системы у позвоночных животных в процессе эволюции. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Наибольшего развития достигла КС у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую КС.
Артериальная и венозная кровь не смешивается
эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути
1) увеличения числа камер сердца
2) образования 3-х видов сосудов
3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма.
К р о в ь
Учитель: Кровь — это удивительная ткань. И именно ее, философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. И по настоящее время существует выражение «Кровь-носительница жизни»
Учитель:почему же кровь носительница жизни?
Учитель: Почему так важно присутствие крови в организме? Какого ее строение, состав, какие функции она выполняет?
Слайд № 8 Состав крови
Работа с учебником стр 218.
Изучение СТРОЕНИЯ КРОВИ И ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМЫ.(стр.112 р.т №12)
Учитель: Что же такое кровь?
Ученик: Кровь –это жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе.
Учитель: В процессе эволюции изменялся состав и функции крови.У кольчатых червей и моллюсков кровь близка по составу к морской воде и в ней мало лейкоцитов и эритроцитов. То у животных, освоивших наземный образ жизни, увеличивается число этих клеток, развиваются дополнительные функции.
Учитель: Глядя на составленную схему мы можем выделить основные функции крови. Давайте сделаем вывод какие функции выполняет кровь?
Слайд № 9
Функции крови:
Транспортная:
перенос кислорода
доставка питательных веществ, витаминов к клеткам тела
удаление из тканей конечных продуктов обмена
2. Защитная
защита организма от инфекций и чужеродных тел
защита от кровопотери
Регуляторная– регуляция температуры тела.
Вывод по крови
В связи с наземным образом жизни изменяется и состав крови, развиваются дополнительные функции.
Учитель: Мы весь урок произносили очень интересное слово «ЭВОЛЮЦИЯ», так, что же оно означает? (Эволюция - историческое развитие органического мира)
Слайд № 10 Закрепление.
Д/з §41
Источники
http://www.myshared.ru/slide/427773/
https://urok.1sept.ru/статьи/533882/
https://pandia.ru/text/80/115/37040.php
https://mylektsii.ru/11-75746.html
Надежда Алексеевна Паршукова