12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Корнеева25
0

ФГОС: как обучать по-новому

Практика показывает, что далеко не все педагоги и родители осознают сегодня значимость перехода на ФГОС для нашего общего будущего. Слишком много общих слов, требований, непонятных терминов. Не достает главного – понимания механизмов достижения требуемых результатов, того, как учить по-новому? Ведь, очевидно, что если не изменится метод обучения, то и новые результаты не появятся сами собой – независимо от того, по каким учебникам и методикам работать.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

·  в умении работать с информацией;

·  в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

·  в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Зачем нашим ученикам необходимо учить информатику? Наверное, ни одна мама на свете не ответит на этот вопрос словами: «Хочу, чтобы мой ребенок умел выполнять арифметические действия в разных системах счисления». Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять действия с системами счисления, но те знания, которые ученик получит на уроках помогут  развить его мышление, логику, трудолюбие, то есть сформировать те метапредметные умения и способности, которые «остаются, когда все изученное забыто».  Вот именно эту цель и ставят новые стандарты. И сегодня ФГОС касается каждого – не только потому, что это вопрос успешности ученика в жизни, что, естественно, очень важно. Но это еще и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие ее процветания и мирного развития.

Новый Стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

·         изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

·         изменение способа оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

·         изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся).

Возникают вопросы: как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?

Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть «деятельностным»: дети должны получать не готовое знание, а сами «добывать» его в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них эффективно формируются требуемые общеучебные умения и способности: умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, рефлексировать и т. д., или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации).

В ФГОС ООО прописано, что системно-деятельностный подход обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в преподавательской практике является «учебная деятельность».

Учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), — с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать.

Среди технологий, методов и приёмов развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям:

·        Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.

·        Комплексный подход к планированию результатов урока.

·        Обновление форм организации учебных занятий.

·        Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.

·        Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения.

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов — о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.