12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Светлана Сергеевна560
Россия, Саратовская обл., с. Александров - Гай
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Тема урока: Физические явления.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о физических явлениях, способах очистки и разделения веществ.

Задачи урока:

Изучить способы разделения смесей, основанные на физических явлениях.

Развивать логическое мышление, внимательность, кругозор обучающихся, умения осуществлять анализ учебного материала, интерес к предмету и точным наукам, познавательный интерес; умение работать самостоятельно и в группах, планировать свою учебную деятельность. Развивать умения выделять признаки для классификации. Развивать речь обучающихся, сенсорную, двигательную и эмоциональную сферы. Развивать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, умения определять вещества с помощью качественных реакций.

Используя технологию личностно – ориентированного и деятельностного подхода, формировать у обучающихся критическое мышление. Формировать навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности. Формировать навыки выступления перед аудиторией. Формировать комплексные ключевые компетенции обучающихся, как необходимое условие качественного образования и воспитания.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Методы урока: исследовательские, поисковый, эвристический.

Формы: экспериментальные, письменные, устные.

Литература:

Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидакт. Материал для 8 кл.: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.

Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии/ Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина. – М.: Дрофа, 2013. – 96 с.: ил.

Научно-методические журналы «Химия в школе».

«Уроки химии» 10-11 класс «Кирилла и Мефодия» - электронные уроки.

Оборудование и реактивы:

На доске:

Знаки по технике безопасности.

Презентация к уроку.

Мультимедийное оборудование. Диск «Уроки химии» «Кирилла и Мефодия» - электронные уроки.

На столе учителя:

План-конспект.

На демонстрационном столе:

Лабораторный штативы (для выпаривания раствора соли (выпаривание провести заранее) и для демонстрации разделения веществ с помощью делительной воронки со смесью масла с водой), кристаллизатор, предметное стекло, спиртовка, спички, тигельные щипцы, стеклянная палочка, стеклянный стакан с раствором соли, алюминий (гранулы, пластины, фольга, стружка), спиртовка, штатив для пробирок, спиртовка, фильтровальная бумага, вода, делительная воронка, смесь растительного масла и воды, смесь песка с поваренной солью в воде, раствор поваренной соли, фарфоровые чашки, спиртовки, пробиркодержатели.

На столах обучающихся:

карточки с задачей для работы в группе;

воронка с фильтром, стеклянная палочка, стакан с водой, стакан, песок, смесь железа с серой, магнит, листок бумаги, коллекция «Нефть и продукты её переработки».

План урока:

Мотивация и актуализация (5 мин.)

Изучение нового материала (10 мин)

Первичное закрепление (20 мин.)

Этап проверки нового учебного материала (5 мин.)

Рефлексивно – оценочный (3 мин)

Домашнее задание (2 мин)

Ход урока.

Эпиграф: (слайд 1)

«Знания без применения – тучи без дождя»

Восточная мудрость

Организационный момент (введение к уроку, с помощью эпиграфа постановка задач урока и настраивание обучающихся на работу).

Раздача технологических карт. Проверка готовности урока.

Садитесь! Добрый день!

Сегодня день отличный,

И я, признаться, счастлива безгранично,

Что предоставила судьба мне шанс

Совместно с Вами попытаться осознать

Те тайные законы и процессы,

Что управляют миром повсеместно.

    Мотивация и актуализация (5 мин.):

Здравствуйте дети.

Слайд 1. Восточная мудрость гласит по этому поводу: «Знания без применения – тучи без дождя» Как вы это понимаете? Как вы думаете, зачем человеку знания? Знания сами по себе не столь ценны, как умение их применять, зачастую от этого умения зависит исход какого-либо дела, а в критических ситуациях – иногда даже помогает остаться в живых. (варианты ответов детей).

Начнем с того, что я предложу вам небольшой фрагмент из мультфильма. Ваша задача, просмотрев фрагмент выразить свои ассоциации и предположить тему урока. (учитель предлагает на интерактивной доске (презентация) просмотреть сюжет из мультфильма: « Просмотрев, скажите ребята, что вы увидели? Какие ассоциации у вас возникают? А вы можете предположить, чем мы с вами займемся на этом уроке. Какие величины изменяются при переходе из одного состояния в другое? К каким явлениям это относится?

Учитель: А, давайте вместе сформулируем нашу сегодняшнюю тему! Физические явления ! Молодцы, вам удалось сформулировать тему урока. А теперь давайте подумаем: А на какие вопросы мы должны ответить рассматривая данную тему? Как называется переход твердого состояния в жидкое? Записывает на доске тему урока и вопросы.

3. Изучение новой темы.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Физические явления ». Слайд 2.

Скажите пожалуйста, а на каких предметах вы ранее знакомились с физическими явлениями? Ребята, у вас, наверное, возник вопрос: почему на уроке химии мы изучаем физические явления? А ответ прост. Благодаря знанию физических свойств многие химические вещества находят свое применение. Кроме того, вы знаете, что на земле больше смесей, чем чистых веществ. А чтобы изучить свойства веществ, нужно получить чистые вещества. И вот именно химики, а не физики, разработали физические способы получения чистых веществ.

А кто может сформулировать цель нашего урока.

Слайд 3. Цель урока: Дать представление о физических явлениях, способах очистки и разделения веществ.

А давайте-ка вспомним, какие явления называются физическими? (Актуализация знаний обучающихся)

Слайд. 4 Предполагаемый ответ: Физическими называются такие явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

Например: испарение или замерзание воды, плавление стекла и другие

 

Слайд 5. Наблюдения. При нагревании парафина, он ________, переходит в ____________состояние.

Вывод: Это _____________явление.

Далее учитель демонстрирует обучающимся алюминевые фольгу, стружку, пластину, гранулы, отмечая разную форму тел, состоящих из одного и того же вещества. Состоят из одного и того же вещества, но имеют разную форму.

Мы наблюдали с вами изменение агрегатного состояния веществ, размера и формы тел. Такие явления называются физическими. Физический процесс не затрагивает молекул веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), агрегатное состояние (на примере воды и парафина), расстояние между молекулами вещества.

Явления, при которых состав вещества не изменяется, а меняются агрегатное состояние или форма, называются физическими.

Парами

Выполните задание на листочках. Если вы правильно выполните, у вас получится слово …… А какое вы мне потом скажите. явления

В 1. Испарение воды.

А 2. Скисание молока

Я 3. Испарение ртути

П 4. Образование ржавчины

Л 5. Образование тумана

М 6. Почернение серебряных изделий

Н 7. Плавление сливочного масла

Е 8. Замерзание воды

Б 9. Горение дров

И 10. Распространение запаха.

Я 11. Высыхание луж после дождя

Проверка выполнения задания.

Ключевое слово для 1 и 2 варианта – ЯВЛЕНИЯ.

Далее рассмотрим сюжет приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». Познакомимся вкратце с его содержанием. Слайд 6.

(Приложение 1):

«В поисках спасения герои повести покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Экипаж машины попытался профильтровать смесь, но способ оказался малопроизводительным. Помощь явно запаздывала…»(слайд 6) (варианты ответов детей).

Итак, представим, что эта ситуацию происходит в данный момент, а мы с вами – люди с материка, поддерживающие радиосвязь с экипажем снегохода. И именно от нас зависит, спасут полярную экспедицию или нет.

Что можно посоветовать экипажу снегохода, чтобы они смогли продолжить движение? Удастся ли полярникам выжить?

И нашим девизом будет та самая восточная мудрость «Знания без применения – тучи без дождя».

Кратко обрисуем проблему :

Наводящие вопросы:

Что такое бензин с сахаром (смесь или чистые вещества)?

Чем смеси отличаются от чистых (индивидуальных) веществ?

Не имеют постоянного состава

Их состав нельзя выразить одной формулой

Свойства веществ в составе смеси не изменяются

Какие бывают смеси?

Дайте определения и приведите примеры однородных и неоднородных смесей (по 2 чел.)

На доске вывесить слово СМЕСИ

Обучащиеся подходят и вывешивают далее ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ

Что необходимо сделать, чтобы топливо вновь можно было использовать? (очистить бензин от сахара)

Т.е. наша задача сводится к нахождению способа разделения смеси сахара и бензина.

Существует множество способов разделения смесей, но в основе их лежат, как правило, отличительные свойства веществ, входящих в состав смеси.

Предложите мне способы разделения смесей? Если вы затрудняетесь это сделать, то обратитесь к учебнику стр.129-133 и п.25

Запись в тетрадь «Способы разделения смесей».

Многие физические явления используют для получения чистых веществ. А теперь решаем УЭ-2. Какие способы или (физические явления) используют для получения чистых химических веществ?

Ответ: Для получения чистых химических веществ используют следующие физические явления:

Перегонка

Кристаллизация

Фильтрование

Возгонка (сублимация)

Отстаивание и др.

Называет различные способы разделения смесей и вывешивают на доске свои варианты.

 

Физминутка.

Физминутка для 8 класса : Очень химию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.  К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!

А сейчас вы разделитесь на команды. Перед вами стоят цифры , сейчас выходят ко мне все у кого цифра 1. Ваша команда красных. И т.д.

Класс разделен на 4 группы. У каждой группы отдельное задание.

Прежде чем приступить к выполнению задания, мы конечно же должны повторить правила Т.Б. Посмотрите какое оборудование у вас на столах и скажите ка с ним работать.

1 группа:

Цель: познакомиться с одним из способов получения чистых химических веществ.

Охарактеризуйте способ «отстаивание».

Поясните, на каких свойствах компонентов основан такой способ разделения смесей.

Приведите примеры разделения смесей таким способом

Проведите лабораторный опыт: разделите смесь глины и воды выше названным методом.(отстаиванием)

Работайте парами.

Дайте характеристику способа отстаивания.

Проведите лабораторный опыт:

В стакан насыпьте немного глины и добавьте воды, перемешайте все стеклянной палочкой. Поставьте отстаивать.

Определите для какого типа смесей подходит данный способ.

2 группа

Цель: познакомиться с одним из способов получения чистых химических веществ.

Охарактеризуйте способ «фильтрование».

Поясните, на каких свойствах компонентов основан такой способ разделения смесей.

Приведите примеры разделения смесей таким способом

Проведите лабораторный опыт: разделите смесь поваренной соли с песком выше названным методом.

Работайте парами.

Найдите по учебнику характеристику способа фильтрования.

Проведите лабораторный опыт и дайте характеристику методу фильтрования.

К смеси поваренной соли и песка добавьте воду, взбалтывайте, а затем смесь фильтруйте.

3 группа

Цель: познакомиться с одним из способов получения чистых химических веществ.

Охарактеризуйте способ «Выпаривание. Кристаллизация».

Поясните, на каких свойствах компонентов основан такой способ разделения смесей.

Приведите примеры разделения смесей таким способом

Проведите лабораторный опыт: выделите поваренную соль из водного раствора.

Работайте парами.

Найдите по учебнику характеристику способа выпаривания.

Проведите лабораторный опыт и дайте характеристику методу выпаривания.

Раствор поваренной соли вылейте в фарфоровую чашку и поставьте на кольцо штатива. Нагревайте в пламени, периодически перемешивая фильтрат до полного испарения воды.

4 группа

Цель: познакомиться с одним из способов получения чистых химических веществ.

Охарактеризуйте способ «Действие магнитом».

С какой целью используют это физическое явление в химии?

Приведите примеры.

Проведите лабораторный опыт: разделения смеси серы и железа.

Работайте парами.

Дайте характеристику этому способу.

Проведите лабораторный опыт и определите, для какого типа смесей подходит данный способ.

Смешайте порошок железа и серы. Через фильтровальную бумагу поднесите магнит и отделите железо от серы. В химическом стаканчике размешайте воду и порошок серы. Сделайте выводы.

Ну все я вижу, что все уже выполнили работу. А сейчас каждый проанализирует свою деятельность.

Ответите на вопросы:

- Какую цель ставили перед собой и достигли ли вы её?

- Для какого типа смесей подходит данный способ?

На доске прикрепите свой лист со способом очистки смеси.

Обучающиеся отвечают по очереди от группы по 2 человека. Прикрепите каждый предложенный способ на доске.

Итак, знаниями мы вооружились, теперь вернемся к нашим полярникам и попытаемся решить их проблему. Пробегите еще раз глазами текст. Как же разделить смесь бензина и сахара? Какой способ вы предложите нашим полярникам?

А как выдумаете из чего получают бензин?

Одним из таких способов разделяют природную нефть.(рассказывают по слайду строение ректификационной колонны)

Слайд 9: Нефть – это смесь углеводородов. Помня о том, что свойства веществ в составе смеси не изменяются, ученые нашли эффективный способ разделения нефти на отдельные нефтепродукты. (Клик)

При нагревании пары нефти попадают в ректификационную колонну. Чем выше температура кипения УВ, тем быстрее их пары конденсируются, не успевая долететь до верха колонны. И наоборот, чем температура кипения ниже, тем дольше УВ будут находится в газообразном состоянии, и следовательно, сконденсируются лишь только на самом верху колонны.

Так, используя температуры кипения УВ, получают бензин, керосин и другие нефтепродукты. Этот способ получил название дистилляция или перегонка.

Слайд 10: Как вы думаете, а как выглядит прибор для дистилляции в лаборатории. А давайте его соберем. У вас в конвертах есть части этого прибора, а вы должны как пазлы собрать этот прибор на цветных листах. А то что у вас получится мы прикрепляем на доску с помощью магнита.

Используя прибор для дистилляции, можно провести перегонку в лаборатории, таким способом, например, получают особо чистую воду (как она называется?) - дистиллированная вода.

А теперь опять вернемся к полярникам, ведь мы их еще не спасли. Смесь сахара и бензина – это однородная или неоднородная смесь? (Неоднородная, причем сахар частично растворяется в бензине.) Слайд 11

Можно ли использовать один способ? (Фильтрование – малоэффективно. См. схему в тетради) Попробуем это на практике. Перед вами смесь бензина и сахара. Попробуйте ваши методы

Проанализируем ваши предложенные способы очистки бензина. (Фильтрование – малоэффективно. См. схему в тетради)

Что остается неизменным у веществ при переходе в смесь? Слайд12

Общее обсуждение: слушаем мнения групп .

Молодцы! Теперь экспедиция будет спасена!

4. Проверка знаний, умений навыков по теме (презентация)-тест на интер. доске

Слайд13 Укажите способы разделения следующих смесей:

Спирт и вода

Способ очистки чайной заварки от чаинок

Бензин и вода

Ответы:

Перегонка;

Фильтрование;

Отстаивание.

Слайд14, Слайд 15

Творческие задания:

Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?

Помогите героине русской народной сказки “Василиса Прекрасная”. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить манку от гречки и мак от земли. Героине сказки помогли птицы. Мы же теперь можем разделить крупы, мак и землю различными научными методами. Опишите, как можно все это разделить?

 

Молодцы ребята вы смогли превратить наш урок в научную лабораторию.

Мы прошли с вами все этапы научного познания всего лишь на одном уроке.

Давайте вернемся к тем задачам и целям, которые вы поставили на уроке.

Рефлексвно-оценочный (3 мин).

Учитель: Ребята, ответьте пожалуйста на вопросы

1. Что вы узнали на уроке?

А что для вас явилось полезной информацией?

Ну а полезным навыком , что для тебя явилось……

И последнее, я предлагаю вам оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки. Возьмите его пожалуйста. На колесе самооценки есть 6 критериев по которым вы должны оценить себя и работу своей группы. Посоветовавшись и от 0 до 10. В течении 1 минуты оцените работу по данным критериям. Вам понятно как выполнять оценивание. В течении минуты поставьте точки.

Что вы можете сказать по критерию Работа ума и получения новых знаний?

Почему? Спасибо! Замечательно. Вторая группа, как вы оценили деятельность своей группы по критерию гармония отношений с коллегами.

И третья группа как вы оценили, себя по критерию у нас все получилось!

7. Задание на дом:

Задание на дом: п.25 стр. 134 №3 устно.

Домашняя работа: (слайд 21) Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железного порошка и гранул полиэтилена. Воспользуйтесь составленной таблицей и, если это будет необходимо, дополнительной информацией из Интернета. Ваши предположения можете присылать мне на сайт.

Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали, ответили на много вопросов, познакомились со способами разделения смесей, применили их на практике, достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.

Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».

 Спасибо за урок! (слайд 22)

Успехов вам в дальнейшем изучении химии!

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами!

Желаю вам в этой жизни накапливать только позитивную энергию и дарить ее окружающим во всем в учебе , в работе . в общении, в познании нашего мира. Спасибо вам большое!

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Чуева Людмила Владимировна, 08.02.16 в 20:37 0Ответить Пожаловаться
Урок очень интересный.
Но задание где учащиеся выполняют на листочках, под цифрой 1 должна быть буква Я, а под цифрой 3 - буква В. Иначе получается ВЯЛЕНИЕ, а не ЯВЛЕНИЕ
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.