12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Киселева Надежда Владимировна581 Россия, Костромская обл., п.Талица Вохомского района |
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ФИЗИКА вокруг нас»
Для учащихся 7 класса
Составитель: Киселёва Надежда Владимировна,
учитель физики, математики и информатики
МОУ Талицкой СОШ.
Пояснительная записка.
Программа кружка « Физика вокруг нас » согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.
Ведущая идея программы – стремление к пониманию процессов, происходящих в природе, что является залогом бережного отношения к ней.
Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрению учащихся.
Задачи программы
- расширение знани й учащихся по физике;
- приобретение практических информационных,
- коммуникативных умений учащихся;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- в процессе решения задач, выполнения опытов,
- подготовки творческих работ;
- экологическое воспитание школьников.
Для решения поставленных задач используется технология личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской (ситуация успеха, возможность выбора, атмосфера сотрудничества, рефлексия) и межпредметных связей.
Занятия кружка предполагают не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения.
На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.
Ведущие формы проведения занятий: беседы, практические работы, решение задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы, при этом активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.
Ожидаемый результат. К концу занятий кружка учащиеся должны уметь объяснять природные явления, рассматриваемые в курсах биологии и географии, соответствующими физическими законами и явлениями, пользоваться дополнительными источниками информации, приобретать навыки работы с приборами общего назначения: весами, барометром, термометром, ареометром, анемометром и другими.
Принимать участие в викторине, подготовить доклады и проект.
Итоги подводятся путем проведения олимпиады и защиты проектов.
Содержание изучаемого курса.
тема по физике. | тема занятия. | |
Организационное занятие. | 1. | Взаимосвязь физики и природных процессов. Связь физики, биологии и географии |
Измерение физических величин. | 2. | Растения «хронометры». Цветочные часы. Определение ширины реки. |
Первоначальные сведения о строении вещества. | 3. | Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде. Маринады и компоты - результат диффузии. |
4. | Распространение загрязняющих веществ в водоемах. | |
Взаимодействие тел. | 5. | Использование в технике принципов движения живых существ. |
6. | Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека». | |
7. | Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе». | |
8. | Практическая работа «Определение плотности природных материалов». | |
9. | Определение запаса влаги на участке | |
10. | Сила тяжести на других планетах. | |
11. | Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев. | |
12. | Изменение веса при ускоренном движении | |
13. | Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера». | |
14. | Роль трения в природе. Трение полезное и вредное | |
15. | Способы уменьшения и увеличения трения | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 16. | Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. |
17. | Техника для труднопроходимых мест. Как лось ходит по болотам. | |
18. | Роль атмосферного давления в природе. | |
19. | Атмосферное давление и погода. | |
20. | Атмосферное давление в жизни человека. | |
21. | Атмосферное давление и медицина. | |
22. | Кровяное давление. Практическая работа «Определение давления крови у человека». | |
23. | Давление жидкостей. | |
24. | Глубоководные животные и их приспособленность. Водные растения | |
25. | Подводные мастера. | |
Работа и энергия. | 26. | Полезные приспособления для совершения работы. |
27. | Рычаги в природе. | |
28. | Использование рычагов в технике. | |
29. | Мощность бытовых приборов. | |
30. | Познай себя «Определение моей максимальной мощности». | |
31. | Энергия рек и ветра. | |
32. | Конференция « Физика служит людям» | |
33. | Защита проектов «Физика дома» | |
34. | Экскурсия «Физика у водоема». | |
35. | Итоговое занятие. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№ п/п | тема занятия | форма проведения | приемы и методы организации учебного процесса | методический и дидактический МаТЕРИАЛ. | ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ | ФоРМА подведения итогов |
1 | Организационное занятие. Знакомство с планом работы. Взаимосвязь физики и природных процессов. Связь физики, биологии и географии Что читать по физике и биологии. | Беда. Обзор периодических изданий. | Анкетирование. Выявление интересов, желаний, возможностей. Собеседование. | План работы. Выставка журналов и книг. | ПК с Интернет | Выбор старосты кружка. |
2 | Для чего нужны часы живым организмам? Цветочные часы. Растения «хронометры». | Диалоговое взаимодействие. | Создание проблемной ситуации, иллюстративная беседа. | Гербарий, набор открыток. | Песочные и маятниковые часы. | Рефлексия. |
3 | Роль диффузии в природе Растворение удобрений в воде. Маринады и компоты - результат диффузии | Эвристическая беседа. | диффузия в жидкостях. Анализ. | Учебник «Физика 7». | Проекционная аппаратура. Оборудование для демонстрации опытов. | Составление схемы. |
4 | Роль диффузии в загрязнении атмосферы и водоёмов. | Чтение с пометками. | Индивидуальная работа с дополнительной литературой. | А.П. Рыженков «Физика, человек, окружающая среда.» стр.13-14. | Выставка книг | Тезисы. |
5 | Использование в технике принципов движения живых существ. | Самостоятельная работа по моделированию движения. | Парная и групповая работа. | Кинематические схемы движения. Учебные таблицы. | диафильм | Просмотр схем. |
6 | «Измерение быстроты реакции человека» | Практическая работа «Измерение быстроты реакции человека» | Парная работа. Психологический тренинг. | Инструкция по выполнению работы. | Линейка, секундомер. | Оценка результата работы. |
7 | Конкурс творческих проектов «О скорости, массе и силе». | Проектная деятельность | Групповая работа по определению: 1) скорости движения крови в сосудистой системе человека. 2) скорости ветра. 3) скорости движения животных. | Справочники по физике, рекомендации по составлению задач. | Мультимедийный проектор | Сборник задач. |
8 | Определение плотности природных материалов. | Практическая работа. | Парная работа частично-поискового характера. | Инструкция по выполнению | Весы, разновесы, набор материалов. | Результаты работы. |
9 | Определение запаса влаги на выбранном участке. | Практическая работа. | Групповая работа | Инструкция по выполнению работы. | Плотномер, рулетка. | Обсуждение результатов. |
10 | Сила тяжести на других планетах. | Эвристическая беседа. | Установление причинно-следственных связей. Работа со справочными таблицами. Межпредметные связи. | Справочные таблицы по астрономии. | ПК, электронные справочники и таблицы | Таблица результатов анализа. |
11 | Сила тяжести и размеры млекопитающих, рост деревьев. | Выдвижение гипотез. | Межпредметные связи. | Учебные таблицы по биологии. Слайды. | Мультимедийный проектор. | Общий вывод. |
12 | Изменение веса при ускоренном движении | Исследовательская лабораторная работа | Групповая работа | Инструкция по выполнению. | Набор грузов, динамометр., секундомер | Таблица результатов исследования. Анализ полученных результатов. |
13 | «Познай себя» | Практическая работа «Измерение мышечных усилий человека» | Парная работа | Инструкция по выполнению. | силометр | Таблица измерений. Мониторинг выявления самого сильного уч-ся. |
14 | Роль трения в природе. Трение полезное и вредное | Доклады учащихся. | Творческое общение всех участников. | Рисунки учащихся. | Поверхности разной шероховатости, брусок, динамометр | Общий вывод. |
15 | Способы уменьшения и увеличения трения | беседа | групповая | презентация | Различные смазки | Общий вывод. |
16 | Режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. | Семинар | Творческое общение всех участников. | Учебные таблицы по биологии. | План выступления. Памятка выступающему. | Общий вывод. |
17 | Техника для труднопроходимых мест. Как лось ходит по болотам. | семинар | Творческое общение всех участников. | Учебные таблицы по физике и биологии | План выступления. Памятка выступающему. | Общий вывод. |
18 | Роль атмосферного давления в природе. Присоски, рыба прилипала. | Выступления учащихся. | Наглядность, интересный фактический материал. | Учебные таблицы. | Присоска. | Выпуск бюллетеня «Удивительное рядом». |
19 | Атмосферное давление и погода. | Пресс-конференция (вопросы учащихся – учителю) | Межпредметные связи с географией. | Учебные таблицы по географии. | Барометр-анероид. | Дневник наблюдений. |
20 | Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? | Интегрированное занятие (учитель физики и биологии). | Межпредметные связи. Демонстрация опытов. | Учебные таблицы по биологии. Макет сустава. | Оборудование для опытов. | Рекомендации здорового образа жизни. |
21 | Атмосферное давление в медицине. «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей. | Ролевая игра. | Занимательность, практическая направленность, наглядность, игра. | Описание опытов. | Шприц, пипетка, медицинская банка. | Работа с инструментами. |
22 | Манометры. Кровяное давление у человека. Пульс. | Практическая работа «Измерение давления у людей» | Парная работа. | Инструкции использования прибора для измерения давления человека | Тонометр, манометры. | Рекомендации здорового образа жизни. |
23 | Давление жидкостей. | Практическая работа «определение воды на дно и стенки аквариума» | Парная работа | Инструкции для выполнения лабораторной работы | Линейка, динамометр. Вода , аквариум, таблица плотности жидкостей. | выводы |
24 | Глубоководные животные и их приспособляемость. | Подготовка проектов | Групповая работа. | Список литературы с указанием параграфа. | Мультимедийный проектор. | Выводы о том, как приспосабливаются глубоководные рыбы к большому давлению на дно и стенки аквариума |
25 | Подводные мастера. Паук –«изобретатель» водолазного колокола. | Защита проектов | Групповая работа | Таблицы по биологии | Мультимедийный проектор | Общий вывод. |
26 | Полезные приспособления для совершения работы. | беседа | Групповая работа | Таблицы по физике | Блок, рычаг, ворот, наклонная плоскость | Вывод о необходимости применения простых механизмов для совершения работы |
27 | Рычаги в природе. | Беседа с элементами семинара. | Групповая работа | Вопросы к семинару. Памятки выступающим. | проектор | Вывод о том, что животные и люди также в составе организма имеют рычаги |
28 | Использование рычагов в технике. | беседа | Групповая работа | рисунки | Рычаг, плоскогубцы, ножницы, секаторы | Вывод о возможных применениях рычагов |
29 | Мощность бытовых приборов. | Практическая работа «Определение мощностей пылесоса, микроволновки электроплитки | Парная работа | Паспорта приборов | проектор | Рекомендации при использовании мощных приборов |
30 | «Познай себя». | Практическая работа «Определение моей максимальной мощности». | Парная работа. | инструкции | Секундомер. | Рекомендации здорового образа жизни. |
31. | Энергия рек и ветра. | Видеопросмотр материалов по теме | Групповая работа | Схема ветряного двигателя | ПК, мультимедийный проектор | Применение энергии ветра и рек для получения электрической энергии |
32 | Конференция « Физика служит людям» | Защита рефератов | Групповая работа | План-вопросник. | ПК, проектор | Общий вывод |
33 | Защита проектов «Физика дома» | Защита проектов | Групповая работа | План проведения занятия | ПК, проектор | Вывод о связи физики с домашними бытовыми приборами и домашними делами |
34. | Физика у водоема. | Экскурсия. | Групповая работа | План-вопросник. | Альбом с водными растениями | Обсуждение увиденного по плану- вопроснику |
35 | Итоговое занятие. | анкетирование | Групповая работа | анкета | Рефлексия |