ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Сидоренко Юлия Сергеевна278
Ростовская обл., Матвеев Курган
0

Физико-географическое положение Антарктиды. Открытие и исследования материка.

Конспект урока

Тема урока: Физико-географическое положение Антарктиды. Открытие и исследования материка.

Цель:

  • образовательная – сформировать представление о физико-географическом положении Антарктиды, познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта;
  • развивающая – продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления, развивать умение делать выводы;
  • воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.

Оборудование: карта Антарктиды, атласы, книги.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: стандартная.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.

ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке ми познакомимся с самым холодным материком на планете – это Антарктида, так же рассмотрим физико-географическое положение Антарктиды, познакомимся с историей открытия материка русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта. Рассмотрим современные исследования Антарктиды и познакомимся с украинской станцией «Академик Вернадский».

ІІІ. Изучение нового материала.

Антарктида – единственный и необычайный по своей природе материк. Полярные исследователи называли его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. На Южном полюсе восходом и закатом Солнца можно любоваться только один раз в год. Почти сплошь покрытый ледником, этот материк самый высокий и самый холодный на нашей планете. Здесь самые сильные ветры на Земле. На материке нет постоянного населения.

Дети, давайте вспомним план характеристики материка.

План

Конфигурация и площадь материка, его место по величине.

Расположение материка относительно экватора, тропиков, полярных кругов.

Крайние точки материка.

Океаны и моря омывающие материк.

Расчлененность береговой линии.

Особенности тектонического строения.

Расположение в климатических поясах.

Поверхностные воды.

Природные зоны.

Распределения населения по материку.

 

Материк расположен в Южном полушарии, почти целиком в области, ограниченной Южным полярным кругом. Антарктида удалена от других материков. Самый ближайший материк – Южная Америка – отделен от нее проливом Дрейка шириной около 1000 км.

Северную полярную область Земли называют Арктикой (от греческого "арктос" – "медведь"), а противоположную – Антарктикой (анти-Арктикой). Она включает Антарктиду и омывающие ее океаны и острова до 50-60° ю.ш.

Берега континента почти на всем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, с которых лед стекает в воду и лежит на шельфе. Берега материка изрезаны слабо, материк омывают несколько морей, которые носят имена мореплавателей-исследователей: Уэдделла, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена. Крайняя северная точка материка – мыс Сифре, 63° ю.ш. - расположена на Антарктическом полуострове.

Площадь матарика – 14 млн.км2.

Населения – нет постоянного.

Высочайшая точка над уровнем моря – массив Винсон (5140 м.)

Средняя мощность ледового покрова – 2000 м.

Самый крупный остров – Беркнер.

Самая низкая температура -930 была зарегистрирована в ноябре 2013 года.

Количество государств, имеющих научно-исследовательские станции, - 18.

Количество постоянных научно-исследовательских станций – 34 и почти столько же сезонных.

Теперь, давайте перейдем к открытию материка, и в ходе моего рассказа будем заполнять таблицу.

Период исследования

Дата

Путешественники

1 период

1774 – 1775 гг.

Дж. Кук

2 период

1818 – 1821 гг.

Ф.Беллинсгаузен М.Лазарев

3 период

1882 – 1883 гг.

 

4 период

1898 – 1912 гг.

К.Борхгревинка, Р.Скотт, Р.Амундсен

Открытие Антарктиды

Гипотеза о существовании Антарктиды связана с именем древнегреческого географа и астронома К. Птолемея, жившего в I-II вв. нашей эры. Тогда родилось предположение, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном полушариях должно быть примерно одинаковым. На протяжении многих веков эта гипотеза не находила подтверждения.

В 1774-1775 гг. Английский мореплаватель Джеймс Кук, совершая кругосветную экспедицию, проник в антарктические воды гораздо южнее своих предшественников. Но пробиться сквозь холод и льды к материку так и не смог. Путешествием Дж. Кука окончился первый период истории открытия и исследования Антарктиды - период предположений о существовании Антарктиды.

Второй период завершился открытием Антарктиды. Честь открытия континента принадлежит русским морякам - первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 гг. На шлюпах “Восток” и “Мирный” под командованием Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева. Непосредственное открытие побережья Антарктиды произошло 28 января 1820 года.

Третий период начинается с изучения антарктических вод и побережий. В течение многих десятилетий к берегам Антарктиды отправляются корабли исследователей ряда стран. В 1882-1883 гг. впервые были проведены исследования Антарктиды по согласованной программе первого Международного полярного года.

Четвертый период изучения Антарктиды начинается с первой зимовки на материке норвежца К.Борхгревинка в 1898 г. на берегу залива Робертсон у мыса Адэр. Этот этап завершился покорением Южного полюса в 1911-1912 гг. Экспедиция англичанина Роберта Скотта пошла к полюсу от западного края моря Росса - от залива Мак-Мердо - на шотландских пони и лыжах. Экспедиция, руководимая опытным полярным исследователем Руалом Амундсеном, отправилась на собачьих упряжках от восточного края моря Росса - от Китовой бухты.

Норвежская экспедиция первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года, и ее участники успешно вернулись на побережье и отплыли на Родину. Р.Скотт пришел к Южному полюсу с четырьмя товарищами на лыжах спустя 35 дней - 16 января 1912 г. На обратном пути Р.Скотт и его спутники погибли от истощения и холода... История особым образом помирила соперников в трагической гонке к Южному полюсу: там сейчас постоянно работает американская научная станция “Амундсен-Скотт”.

Среди исследователей Антарктики следует упомянуть также австралийца Д. Моусона и англичанина Э. Шелктона, а также американские экспедиции 1928-1930, 1933-1936, 1939-1941 гг. под руководством Р. Бэрда. После второй мировой войны начинается современный этап исследований Антарктиды в рамках программы Международного геофизического года (1957-1958 гг.). По этой программе нашей стране отводилось исследование Восточной Антарктиды - самой труднодоступной и неисследованной части материка. Первая комплексная антарктическая экспедиция СССР (1955-1956 гг.), возглавляемая М.Сомовым, вышла на дизель-электроходе “Обь” из Калининградского порта и основала на берегу Антарктиды научную станцию “Мирный”. В последующие годы были созданы и другие станции внутри континента и в прибрежных районах: “Восток”, “Полюс недоступности”, “Пионерская” и другие. Центр советских антарктических исследований был перенесен на станцию “Молодежная”, где природные условия менее суровы, чем в районе Мирного.

В 1959 г. 12 государств, в том числе Аргентина, Австралия, СССР, США, Япония и другие, заключили Международный договор об Антарктиде, по которому запрещается использовать континент в военных целях, предусматривается свобода научных исследований и обмен информацией о результатах работ научных станций и экспедиций. До сих пор этот Договор соблюдается, и Антарктиду образно называют “материком науки и мира”.

Станция «Академик Вернадский»

Академик Вернадский (укр. Акаде́мік Верна́дський) - украинская антарктическая станция. Основана в феврале 1996 года, когда станция «Фарадей» была передана Украине Британской Антарктической службой (БАС) и переименована в «Академик Вернадский».

Досталась станция Украине в наследство не от СССР, а от Великобритании, которая решила продвигаться в глубь шестого континента и содержать еще одну станцию не имела возможности. Бывшая станция «Фарадей» на острове Галиндез (Аргентинские острова) была передана Украине 6 февраля 1996 года всего за один фунт стерлингов и переименована по требованию британцев в «Академика Вернадского» (для распределения этапов научных исследований). Ценность станции — геофизические исследования, продолжающиеся на станции беспрерывно с 30-х годов прошлого века. Поэтому одним из главных условий передачи было их продолжение.

Пока геофизическая обсерватория, каковой является «Академик Вернадский», исследует твердую землю (сейсмические, гравитационные изменения магнитного поля), океан (гидрология, биология), нижнюю и верхнюю атмосферы. Украинские ученые ежегодно присылают отчеты во всемирную метеорологическую организацию, Британскую антарктическую службу.

ІV. Закрепление изученного материала.

А сейчас зная некоторые сведенья о материке, давайте ответим на такие вопросы.

Блицопрос

1.Какова площадь Антарктиды?

2.Какой материк ближе всего расположен к Антарктиде?

3.Какая самая большая температура была зафиксирована? В каком году?

4.Назовите имена путешественников, стремящимися покорить Южный полюс?

5.Сравните географическое положение Южной Америки и Антарктиды. Приведите как можно больше отличий.

 

V. Обобщение и систематизация урока.

Сейчас девайте составим таблицу.

Какие государства проводят научные исследования в Антарктиде.

Таблица 1.

Название станции

Страна

Арктовски

Польша

Ротера

Великобритания

   
   
   

Чем занимается Станция «Академик Вернадский»?

Как вы думаете. для чего были созданы антарктические научно-исследовательские станции?

Пользуясь учебником, по картосхеме (рис.126) на ст.176 §32, нанесите на контурную карту научные станции, которые есть на материке.

VI. Итог урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с самым холодным материком на планете. Рассмотрели открытие и исследования Антарктиды и ознакомились с украинской станцией «Академик Вернадский».

VII. Домашнее задание.

§ 32. Сообщение на тему: «Современные исследования Антарктиды».

«Интересные факты об Антарктиде»

Опубликовано


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.