ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Михеева Лариса Александровна562
ПОБЕДИТЕЛЬ ПНПО 2014 г. ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ 2015 Г. Высшая квалификационная категория, стаж 21 год. МОЙ САЙТ: http://miheeva.edu.tomsk.ru/
Томская обл., Северск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 196

ЗАТО СЕВЕРСК, ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ФЛОРЕНЦИЯ - КОЛЫБЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

(10 класс)

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МХК НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО»

СЕВЕРСК, 2016

Автор

Михеева Лариса Александровна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ № 196» г. Северск, Томской области

Предмет

МХК

Класс

10 класс

Тема

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель

Раскрыть гуманистический идеал эпохи Возрождения на основе изучения жизнедеятельности итальянской мастеров

Задачи

Образовательный аспект:

    усвоение новых знаний по теме «Возрождение» в рамках предмета «МХК »;

    закрепление первичных знаний через презентацию групповых проектов

Развивающий аспект:

    развитие творческих способностей в поисково-исследовательских видах деятельности;

    развитие коммуникативных компетенций;

    развитие навыков рефлексии.

Воспитательный аспект:

    воспитание культуры презентации и публичного выступления;

    воспитание художественного и эстетического вкуса

Планируемые результаты

Предметные: овладение понятийным аппаратом по предмету; формирование навыков анализа и синтеза; умений оценивать произведения живописи и архитектуры; совершенствование навыков работы с иллюстративными материалами, источниками;

Личностные: способность к оценке своей деятельности, и деятельности своих одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета, выбирать успешные стратегии в учебных ситуациях, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, сформированность основ эстетического образования.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.

Формирование навыков сотрудничества со сверстниками в проектно- исследовательской деятельности .

Формы организации учебной деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методологические подходы

Личностно-ориентированный, системно-деятельностный.

Основные термины, понятия

Возрождение, гуманизм

Основные источники

Данилова Г.А. Мировая художественная культура. Учебник М.: Дрофа, 2011.

Л.Любимов Искусство Западной Европы. Сред. Века. Возрождение в Италии.- М.: Просвещение , 1982. - 320

Вачьянц А.М. Ренессанс «Вариации прекрасного». – М., Айрис пресс, 2004.

М. Эстон ренессанс – «Белый город», 1997, - 367

«Художники» жизнь и творчество. 50 знаменитых живописцев

Персоналии

Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, проектор,16 нэтбуков.

Время реализации:

90 минут

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Время (минуты)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Орг. момент

3

Подготовка класса к уроку.

Деление на группы учащихся учителем.

- Ребята, сегодня я хочу вам предложить групповую форму работы. Сейчас вам будет нужно разделиться на четыре группы.

Деление на группы будет необычное, цветовое. У меня в руках цветные лепестки. Пусть каждый из вас выберет тот цвет, который соответствует вашему сегодняшнему настроению, а затем сядет за закрепленный за этим цветом стол. (предлагаются 4 цвета лепестков). Каждая команда должна распределить обязанности в группе

Подготовка к работе. Учащиеся выбирают цвета и рассаживаются по группам, распределяют обязанности в группе . всего 4 группы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество, совместно определяют поставленную задачу.

2.Мотивация к учебной деятельности:

актуализация опорных знаний, определение темы урока

4

5

Определение темы, работа с понятиями

Выполнение задания

Читает стихи И. Бунина

Настали строки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

Из дряхлой Византии в жизнь – весна

Вошла, напомнив о любви, о теле;

В своих созданиях Винчи, Раэфали

Блеск бытия исчерпали до дна.

- О каком эпохе идет речь? Что лежит в основе эпохи Возрождения?

Сегодня первый урок по данной теме и посвящен он прекрасному городу, который считают культурной провинцией Италии –Флоренции, о которой поэт 19 века Петр Андреевич Вяземский выразил свои впечатления о городе в стихотворении «Флоренция»:

Край чудный! Он цветет и блещет

Красой природы и искусств,

там мрамор мыслит и трепещет,

В картине дышит пламень чувств

Формулирует задание.

-У вас на столах лежат листы с текстом (см. Приложение 1)

Используя текст учебника и интернет – ресурсы, определите, о ком идет в тесте речь?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Слушают стихи

Отвечают: Возрождение

Ответы: гуманизм

Отвечают о ком идет речь в тексте: Ф. Брунеллески, Донателло, Мазаччо

С. Боттичелли.

Определяют тему урока

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Коммуникативные:

вступают в коллективное сотрудничество, совместно определяют решение поставленной задачи, формулируют собственное мнение и позиции.

Познавательные: читают и слушают текст, извлекая нужную информацию, определяют тему урока.

3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

3

Постановка цели урока

Вопросы учителя:

-Итак, что нам неизвестно?

-Что мы должны узнать?

-Какая цель будет нашего урока?

Отвечают на вопросы. Определяют цель урока.

Регулятивные:

планируют цель урока с ожидаемым результатом

Познавательные: отвечают на вопросы учителя

4. Изучение нового материала

30

Выполнение задания

Теперь вам предстоит поработать в группах. Каждая группа работает по плану

1-ая группа -Ф. Брунеллески,

2-ая группа - Донателло,

3-ая группа- Мазаччо

4-ая группа - С. Боттичелли

Работают в группах по плану в соответствии с распределенными обязанностями (приложение 2. Памятка).

Личностные: сохраняют устойчивый познавательный интерес.

Коммуникативные:

планируют способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия друг с другом;

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивают правильность выполненного задания.

Познавательные: работают с различными источниками

информации, включая интернет.

5. Обобщение и систематизация знаний

20

8

Представление результатов работы, заполнение таблицы

Работа на интерактивной доске с иллюстративным материалом   на основе сетевого сервиса LearningApps.org  

Вот и настало время представить результаты своей деятельности, так как каждая группа работала только по изучению творчества одного по ходу урока, каждый должен заполнить таблицу (приложение 3)

Слово представляется:

1-ой группе;

2-ой группе;

3-ей группе

4-ой группе

Соотнесите изображение с именем мастера (интерактивное изображение на основе сетевого сервиса LearningApps.org )

Каждая группа представляет результаты своей работы: презентация и устные выступления (5 минут каждой группе). По ходу выступления заполняют информационную таблицу (приложение 3)

Соотносят изображение с мастером.

Личностные:

выражать свое отношение к произведениям искусства.

Регулятивные: Отрабатывают навык выполнения письменных заданий

Познавательные:

Структурирование знаний. Построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Рефлексия.

15

Обобщающая беседа

- Что дало данное занятие?

- Полезно ли оно было для вас?

- Что было новым для вас?

-А что было сложным?

-Совпала ли цель нашего урока с результатом?

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимооценку и самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

(Приложение 4)

4.1 Обучающие заполняют карточку учета работы группа (самооценка и оценка группы)

4.2 Мишень заполняется каждой группой и на доске общий вывод (формулируется учащимися)

4.3 Оценивают работу каждой группы и своей (Приложение 4.3)

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность и деятельность членов группы

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

Познавательные: формулируют выводы

7.Домашнее задание

2

Глава 22. Анализ произведения живописи или архитектуры, скульптуры (на выбор)

Формулирование домашней работы

Записывают домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листы с текстом (Приложение №1)

ТЕКСТ 1

Символ Флоренции — собор Санта-Мария дель Фьоре. В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Жители Флорен­ции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диа­метр купола в основании составлял 42 м!). В течение нескольких де­сятков лет собор простоял с отверстием в центре крыши. Сложность заключалась не только в величине пролета, но и в относительно не­большой толщине стен барабана, которые вряд ли могли выдержать тяжесть купола вместе со строительными лесами. Тогда было при­нято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества пред­ставленных рисунков и моделей выделялся фантастический проект Существует легенда, согласно которой от автора потребо­вали, чтобы он раскрыл свои технические секреты. Архитектор ска­зал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной до­ске, и возводит купол». Многие мастера безуспешно пытались сде­лать это. Тогда архитектор, ударив яйцо о мраморную доску, заставил его стоять. Все зашумели, считая, что могли бы повторить то же самое. Смеясь, ответил, что и купол они построят, если увидят его чертежи и модель. Так он получил заказ на его воз­ведение. О ком идет речь?

ТЕКСТ 2

С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера. Его скульптурные произведения и сегодня украшают самые знаменитые площади и собо­ры Италии, но главные его творения находятся в родном городе Флоренции. По его модели был отлит флорентийский герб с изобра­жением льва, стоящего со щитом на страже города. Собору Сан-та-Мария дель Фьоре он посвятил статуи пророков и не обманул ожидания своих сограждан. Из-под его резца рождались произве­дения, способные удивить и восхитить современников. Рельеф «Пир Ирода» был заказан для баптистерия города Си­ены. В Евангелии рассказывается о том, как однажды на пиру могу­щественный и властный Ирод обещал в награду за танец исполнить любую просьбу своей падчерицы Саломеи. Та попро­сила голову Иоанна Крестителя, и правитель Гали­леи не смог отказаться от данного слова.

Именно ему принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения. Памятник кон­дотьеру Гаттамелате в Падуе — самое совершенное произведение скульптора. Кондотьер в одеждах рим­ского императора величественно восседает на боевом коне. О ком идет речь?

ТЕКСТ 3

Менее десяти лет творчества были отпущены судьбой этому замеча­тельному художнику. Но и за это короткое время ему удалось совершить, по оценке современников, «настоя­щий переворот в живописи». Во Флоренции он расписал два круп­нейших собора — церковь Санта-Мария Новелла и капеллу Бран-каччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. Люди часами в восхи­щении простаивали перед фресками, украшающими стены храмов. Здесь часто собирались художники: они беседовали, спорили и ссо­рились, учились мастерству и снимали копии. Здесь совершалось великое таинство — рождалась новая живопись....

Ис­кусствовед А. К. Дживелегов отмечал новаторский характер его творчества:

«Живопись до него и живопись после него — две совер­шенно различные вещи, две разные эпохи. Он открыл тай­ну передачи ощущений человека и толпы, научил изо­бражать человека и природу... Он совсем освободился от стили­зации…» Главными сюжетами росписей были жизнь и деяния апостолов, Иисуса Христа, сцены сотворения мира. Обратимся к од­ной из ранних картин «Мадонна с младенцем и ангелами». Она была задумана как центральная часть большого алтаря для церкви Санта-Мария дель Кармине. На высоком троне, помещенном в глубокой нише, воссе­дает Мария с младенцем на руках. О ком идет речь?

ТЕКСТ 4

С Флоренцией связано творчество замечательного художника работавшего рядом с величайшими мастерами итальянского Возрождения. Одно из его лучших творений — картина «Благовеще­ние». Картина была заказана в качестве алтарного образа для капел­лы одной из церквей Флоренции.

Значительное место в его творчестве занимают произведения, посвященные античной мифологии. Особенно известны его прославленные шедевры «Весна» и «Рождение Вене­ры».

В историю мировой живописи художник вошел и как блестя­щий мастер портрета, запечатлевший облик своих современников. «Портрет мужчины с медалью, изображающей Козимо Меди­чи» — одна из самых совершенных работ автора. Художник отказывается от принятого в эпоху Раннего Возрождения профиль­ного погрудного портрета на нейтральном фоне. Спокойный пейзаж за спиной мужчины созвучен образу, он придает ему особую значи­тельность и величие. Природа как будто вторит чувствам и настро­ениям человека. Изрезанные берега отдаленной реки четко повторя­ют очертания фигуры портретируемого. Триста лет никто не вспоминал великого мастера. И все же этому замечательному художнику не суждено было забвение. В ис­тории мирового искусства его творчество занимает одно из самых почетных мест. О ком идет речь?

Источники: Данилова Г.А. Мировая художественная культура. Учебник М.: Дрофа, 2011.

Л.Любимов Искусство Западной европы. Сред. Века. Возрождение в Италии.- М.: Просвещение , 1982. - 320

Памятка (Приложение 2)

Каждой группе предстоит за 30 минут подготовить презентационный материал с публичным выступлением о жизнедеятельности мастера эпохи Возрождения (того, кто о ком шла речь в тексте – приложение 1) . Для этого вы должны распределить обязанности в группе.

Основные роли

Количество

Функционал

    Руководитель

1

Руководит работой группы, следит за лимитом времени, разрабатывает макет и содержание презентации совместно с компьютерщиком, распределяет порядок выступления. Отвечает за качество представленной информации. Формулирует выводы.

    Биограф

2

Работая с различными источниками информации, включая и интернет источники подготовить короткую информацию о жизни мастера для презентации (передать для оформления слайдов) и подготовить устное сообщение.

    Искусствовед

2

На основе различных источников познакомиться с лучшими работами автора, найти иллюстративный материал (передать компьютерщику).

Подготовить устное сообщение по анализу двух лучших произведений автора.

    Компьютерщик

1

Разрабатывает макет презентации, (изображение мастера эпохи Возрождения). Готовит презентацию на основе материала, предоставленного биографами и искусствоведами. Осуществляет техническое сопровождение во время выступления группы.

Время на выступление группы 6 минут, плюс вопросы. Презентация имеет структуру: 1. Слайд, на котором представлено имя мастера эпохи возрождение и его изображение. 2-3. Основные этапы жизненного пути. 4-6. Основные работы мастера. 7. Выводы. (7 слайдов - минимальное количество слайдов в презентации)

* Структура презентации может быть вами изменена, с условием, что должна отражаться основная информация по жизнедеятельности маcтера. Особое внимание при подготовке выступления обратите на Ваше восприятие произведений мастеров (какие чувства вызывает, что вас удивило, что вам понравилось…?.)

Таблица «Мастера Флоренции» (Приложение 3)

Имя мастера

Вид искусства

Произведения

Приложение 4 (рефлексия)

      Карточка учета работы группы

Фамилия, имя

Поиск информации

Работа над презентацией

Выступление

Итоговая

оценка

Самооценка

Оценка группы

Самооценка

Оценка группы

Самооценка

Оценка группы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

      Оценка успешности занятия «Мишень»

4.3 Оцените работу другой группы по 5 –ти балльной системы. Укажите замечания, рекомендации или отметьте особые успехи. Оцените работу своей группы, указав, что удалось, а что не получилось и почему?

Группа

Презентация

Устное выступление

Замечания, находки

Брунеллески

Донателло

Мазаччо

Боттичелли

Методическое описание урока

На уроках МХК большое значение имеет применение системно – деятельностного подхода в обучении. Учитель выступает лишь в роли организатора, а ученики самостоятельно не только формулируют цель и задачи уроки, но и самостоятельно их достигают. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».

На уроке обучающиеся работают по группам (4 группы), на каждом столе находится 4 нэтбука, подключенных к сети Интернет.

Мотивационная часть. С первых минут урока ребята попадают в проблемные ситуации, нужно выбрать цвет, соответствующий твоему настроению, и по короткому тексту понять, о каком мастере эпохи Возрождения идет речь (можно использовать не только учебник и имеющиеся на парте книги, но и ресурсы Интернет), определяют цели урока и распределяют обязанности.

Основная часть. 1. Ученики начинают активное освоение учебного материала, в соответствии с распределением ролей в группе, но и возможностью взаимопомощи готовят учебные проекты. Проект включает: основные события из жизни мастера, его произведения, презентацию и устное выступление. Особое внимание обращается именно на восприятие работ мастера, что удивило, что понравилось, что особенного, что отличает от других подобных произведений……. Представление учебных проектов проходит в течение 5 минут для каждой группы, другие участники заполняют в это время таблицу (приложение 3), так как каждая группа работала по жизнедеятельности одного мастера. 2. Для закрепления визуального восприятия по теме организуется работа на интерактивной доске с иллюстративным материалом   на основе сетевого сервиса LearningApps.org   (соотнесите изображение с именем мастера)

Рефлексия. На данном этапе урока обучающиеся осуществляют взаимооценку и самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия на нескольких уровнях:

    самооценка и оценка группы на основе карточки учета группы;

    «Мишень» на групповом уровне и в целом класса позволяет дать общую оценку занятия;

    оценка представления работы каждой группы и своей (Приложение 4)

Описание используемых современных технологий и методов.

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам школы. И сегодня задача учителя состоит в том, чтобы выпускники школы соответствовали этим требованиям.

На уроке «Флоренция – колыбель итальянского Возрождения » используются:

    Проектно-исследовательская технология;

    Информационно- коммуникационная технология (ИКТ);

    Интерактивные методы обучения;

    Здоровьесберегающая технология.

    Методика «Рейтинговая система оценивания знаний»

Проектно-исследовательская технология побуждает обучающихся проявлять свои интеллектуальные способности, развивает коммуникативные и метапредметные компетенции, формирует умения планировать и осуществлять исследовательскую деятельность, обучает групповому взаимодействию. Организация проектной деятельности на уроке помогает учащимся приобрести эти умения. Каждая группа создает мини – проект за отведенное учебное время.

При обучении с применением ИКТ появилась возможность существенно увеличить количество и виды заданий на уроках. Использование информационно-коммуникационной технологии на уроках МХК способствует повышению мотивации учащихся, эффективному усвоению учебного материала, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Использовать дополнительный материал при изучении нового материала.

При создании упражнений в режиме интерактивной доски, работа на проведенном уроке организуется таким образом, чтобы действовал принцип самостоятельного получения знаний. Такие виды заданий повышают мотивацию к изучению предмета, а также способствуют улучшению качества обучения, т.к. приводят к самостоятельному получению знаний.

Интерактивные методы обучения позволяют повышать уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом на уроке. На уроке применялись интерактивные методы: ученик в роли учителя (именно обучающиеся готовят на уроке и выступают с новым материалом), мозаика (позволяет за короткий временной промежуток достигнуть поставленных целей).

Здоровьесберегающая технология проявляется в создании комфортных условий для работы, доброжелательной атмосферы, в чередовании различных видов деятельности в ходе урока. Кроме этого соблюдается правильный режим работы интерактивной доски (8 минут, с презентацией нового материала не более 20 минут).

Методика «Рейтинговая система оценивания знаний» реализует системно-деятельностный подход в обучении с помощью самооценки и взаимооценки, что является отличной мотивацией их участия в процессе обучения. Учащиеся наглядно видят и оценивают свою работу и работу одноклассников в конце урока. Эта система помогает учащимся предвидеть итоги своей работы на уроке и анализировать их. Методика улучшает мотивацию к изучению предмета; формирует умение оценивания своей деятельности; улучшает концентрацию внимания на заданиях урока.

Опубликовано


Поблагодарить автора 4 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.