12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дудаева Ольга Николаевна111 Россия, Ставропольский край |
Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время
Районный фестиваль педагогического мастерства
«Золотые россыпи»
Номинация «Педагогическая мастерская»
учитель биологии
Дудаева Ольга Николаевна
В настоящее время ФГОС устанавливает требования, где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»;
метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации.
20 лет работы в школе позволили мне определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы, способных выявлять и решать экологические проблемы.
Добиваться этого позволяет внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм и методов обучения. На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Образовательный процесс на уроке предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы. Так, в 8 кл, на уроке по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды», чтобы донести до сознания учащихся понятие о гипотоническом, гипертоническом, изотоническом растворах, индивидуально 2-м учащимся было дано задание исследовательского характера.
Ι опыт - кусочки картофеля и моркови в дистиллированной воде выдерживались сутки. Они разбухли, стали плотными, т.к. молекулы воды из раствора проникли в клетки.
ΙΙ опыт - кусочки были помещены в концентрированный раствор (хлорида натрия) NaCI. Они сморщились, молекулы воды из клеток устремились в раствор. Учащиеся вспомнили законы физики, нарисовали клетки обоих случаев, и затем нетрудно было понять, почему больным переливают физиологический раствор, все лекарства для внутреннего введения готовят на физрастворе.
Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, их возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений.
Практика показала, что наиболее значимыми из них являются: наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функций организма; опытно – практическая работа на пришкольном участке; изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе; фенологические наблюдения; изготовление наглядных пособий по различным разделам; разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
Важнейшим условием применения этого метода для формирования экологической культуры личности считаю необходимость его использования на всех этапах урока.
Так в 5 классе на уроке по теме «Многообразие животного мира» на этапе восприятия учебного материала использую проблемный вопрос:
- Ребята, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и тигра – кто победит?
По теме «Экологическая сукцессия» 11 класс анализируем высказывания известных людей:
- Почему географ Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?
На этапе раскрытия содержания материала в 6 классе « Основные экологические факторы и их влияния на растения», «Среда обитания организмов и ее факторы» в 11 классе применяю прием семантизации - возбуждение интереса благодаря смысловому значению слова:
- Всем известно растение первоцвет весенний. Такому названию он благодарен в связи с тем, что цветет одним из первых ранней весной. Такие растения называют эфемерами. А с чем связано столь раннее цветение таких растений?
Изучая тему «Профилактика инфекционных заболеваний» в 8 классе на этапе закрепления организую дискуссию вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся:
-Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?
Таким образом, метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий.
На моих уроках посредством групповой работы учащиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы участники группы учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать свою точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе групповой работы происходит формирование всех УУД, то данная форма работы является более эффективной.
Я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы уроков в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания.
Это такие уроки, как:
урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Антропогенное воздействие на биосферу» или «Спасет человеческий разум планету или погубит её?»;
урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Экологические факторы. Условия среды», «Эволюция Биосферы», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;
урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я провожу урок-семинар. При подготовке к семинару, даю исследовательские задания малым группам: одни - изучают грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучает влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья группа проводит социологический опрос на тему «Курение - это зло?». А все вместе, на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы и принимают решение посадить в около школы деревья для улучшения его атмосферы, выпустить стенгазету «Курить - это не современно!»
проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема. Например, в 6 классе на уроке «Внутреннее строение листа» ставится проблема « Что случилось бы на Земле, если бы не было растений?» Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы. В 7 классе в теме « Млекопитающие» ставится проблема: К чему приведет, истребление одного из звена цепи питания? Докажите, что все живые организмы взаимосвязаны, друг с другом. Дети работают в парах, в группах выдвигают различные гипотезы. В 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», я даю ученикам посмотреть видео, на котором школьник на приеме у врача жалуется на проблемы здоровья, перечисляет симптомы, рассказывает о своем рационе и режиме питании. Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».
Для формирования экологического сознания на уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, таблицы, диаграммы, тесты экологического содержания, экологические сказки.
В 7 классе в теме « Класс Млекопитающие», рассматривая вопрос «Охрана животных», учащимся предлагалось написать письмо от лица животного, определяя проблемы и их решения в жизни млекопитающего или от лица растения.
Я считаю, что такие методы, формы и приемы обучения будут:
стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).
способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся).
обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания.
вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).
Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Считаю, что результатов в экологическом воспитании можно достичь с подключением чувственно- эмоциональной сферы, вовлечением учащихся в активные формы работы, превращением ребят из пассивных слушателей в соучастников учебного процесса.
Как это сделать? Одним из основных средств активизации познавательной деятельности использование на уроках различных наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков).
Я, как учитель, лишь регулирую процесс и занимаюсь его общей организацией, создаю необходимые условия для проявления ученической
инициативы. Поскольку акцент сделан не на индивидуальную, а на групповую работу обучающихся, то в качестве результата коммуникации и сотрудничества можно рассматривать создание проектов, как в рамках урока, так и внеурочной деятельности.
Проекты учащихся имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.
Опытническая работа довольно разнообразна и интересна для учащихся. Ребята проводят исследования «Изучение УОУ как экосистемы», «Синьор – помидор: в чем его польза?», а затем применяют полученные знания на практике. Я считаю, что именно научно- исследовательская работа дает возможность одаренным ученикам проявить себя, я не ограничиваю в выборе темы исследования, выявляю одаренных учащихся, их таланты.
Моя цель- подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы. Поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии. Выпускник приобретает знания навыки, которые пригодятся всю жизнь, в какой отрасли он бы не работал: это самостоятельность суждений, умения концентрироваться постоянно, обогащать свой запас знаний, умение целенаправленно и вдумчиво работать. Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, я способствую формированию экологически грамотного и воспитанного ученика
Результативность:
Растет количество участников желающих участвовать в олимпиадах по экологии, олимпиадах по УПБ в аграрном университете г. Ставрополь; в конференциях «Юность. Наука. Культура», «Шаг в науку». В этом году у меня 1выпускник, желающий поступить в аграрный университет на эколога.
.