12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через урочную и внеурочную деятельность

Согласно ФГОС «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • активное использование речевых средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

По результатам психолого-педагогической диагностики уровень сформированности коммуникативной компетенции наших ребят при поступлении в школу не достаточен для адаптации в классном коллективе, у большинства наблюдаются проблемы коммуникативного характера. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможностей получать опыт от других сверстников, который есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Отсутствие элементарных навыков общения создает конфликты в коллективе при совместной деятельности. Все это может иметь серьезные последствия. Одним из важнейших направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации, что представляет целенаправленную, последовательную и систематическую работу над формированием средств коммуникации и умений использовать их в активных для ребенка жизненных ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

Цель: на основе создания атмосферы комфортности, совместной деятельности содействовать развитию коммуникативной компетенции детей.

Задачи:

● формирование коммуникативной культуры ребенка;

● развитие социально-коммуникативного опыта младших школьников;

● осуществление коррекции поведения и развития детей.

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, по-новому определяются отношения с взрослыми и сверстниками, создаются условия для формирования коммуникативных способностей.

В урочной деятельности я использую технологию проблемно-диалогического обучения. Она обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Методы постановки проблемы следующие:

1) побуждающий от проблемной ситуации диалог (вопросы стимулируют обучающихся к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы)

2) подводящий к теме диалог (посильные вопросы и задания, которые шаг за шагом подводят к осознанию темы урока)

3) сообщение темы с мотивирующим приемом (любой материал, способный заинтересовать и захватить внимание)

В результате дети приобретают умения принимать проблемную ситуацию, использовать предложенный алгоритм действий, участвовать в групповом обсуждении, высказывать свою точку зрения, делать соответствующие выводы. Вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, воображение, умение самостоятельно решать проблемы.

Развитию коммуникативной компетенции помогает также метод проектов. Преимущество метода проектов перед другими очевидно: каждый обучающийся вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. В ходе учебной деятельности я использую индивидуальные и коллективные проекты. С некоторыми из них ребята выступают на конференциях и участвуют в конкурсах.

Внеклассная работа у нас проходит через реализацию воспитательной программы «Вместе весело шагать», которая содержит шесть блоков: «Наша дружная семья», «Здоровье всего дороже», «В добрый путь», «Как прекрасен этот мир», «Край наш северный», «Умей быть умней». Эта работа может проводиться в стенах школы и за ее пределами, но организуется и проводится учителями.

Разнообразие форм внеклассной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач. Это - «Огонек», «Круглый стол», КВН, «Что? Где? Когда?». Нельзя не сказать про использование информационно-коммуникативных технологий: Интернет-ресурсы, электронные игры, энциклопедии, обучающие и развлекательные программы, игры-тренинги, игры-путешествия. Дети должны общаться между собой, уметь договариваться, выслушивать других, обосновывать свое мнение, выбирать и принимать коллективное решение. Всё это способствует развитию не только коммуникативной компетенции, но и интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

Семья.

При проведении воспитательных мероприятий моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие отношение ребенка. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, усваивают социальный опыт. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность: социальный работник – психолог – учитель – ребенок – родитель. Присутствие на мероприятиях близкого человека повышает безопасность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. Родители же знакомятся с тем, как и чем занимаются с ребенком, со способами взаимодействия с ним, получают необходимую консультацию специалистов.

Взрослые.

При планировании воспитательного мероприятия я продумываю вовлечение в совместную деятельность разных специалистов и педагогов: преподаватели музыкальной школы, педагог-хореограф, студенты Архангельского педагогического колледжа института педагогики и психологии САФУ, педагоги дополнительного образования Центра и Ломоносовского центра технического творчества, работники библиотек, музеев города, специалисты ЛФК и психологи Центра. Такое взаимодействие способствует развитию у наших воспитанников коммуникативных возможностей, а так же социальной адаптации в обществе.

Педагоги.

В педагоге для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье. Только учитель, оценивая ребенка, создает условия для социализации его поведения. В начальной школе обучающиеся приобретают навыки того, как выразить себя, как общаться между собой и заботиться друг о друге. Для этого необходимы следующие психолого-педагогические условия: следует поощрять обучающихся к высказываниям и стремиться обсуждать их вместе с ребятами; важно подчеркивать уважительное отношение к тем, кто высказывает противоречивое мнение; следует задавать вопросы, которые будут способствовать активизации обсуждения; необходимо поощрять высказывания собственных идей; помогать детям самим принимать решения. Коммуникативная компетенция младших школьников формируется в основном в игре, влияет на учебную успешность, на процесс адаптации ребенка в школе, эмоциональное благополучие в классном коллективе, развивает умения сотрудничать в паре и команде, ориентирует на достижение успеха.

Предполагаемые результаты:

  • приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций;
  • проявление сознательного интереса и активного участия в совместных делах;
  • создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива;
  • развитие ученического самоуправления;
  • активное участие родителей в жизни класса и в решении его проблем;
  • сопротивление негативному влиянию;
  • умение находить выход из трудных ситуаций;
  • коррекция поведения и развития детей.

Литература

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»: практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.

2. Сайт учителя начальных классов Неверовой Ольги Ивановны http://oineverova.ucoz.ru/load/metodicheskaja_rabota/vystuplenija_na_konferencijakh/formirovanie_kljuchevykh_kompetencij_u_mladshikh_shkolnikov_kak_odnogo_iz_napravlenij_modernizacii_rossijskogo_obrazovanija/16-1-0-46

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.