12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Круглова Дарья Петровна24
Учитель истории и обществознания
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
2

Реферат «Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Физико – математический лицей №38»

 

«Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету»


 

Работу выполнила:

Круглова Дарья Петровна,

учитель истории и обществознания

МАОУ г. Ульяновска

«Физико – математический

лицей №38»

Ульяновск

2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………...…………...стр3

2. Структура работы

Краткая аннотация работы  …………………………………. ………..……...стр3

Обоснование необходимости работы  ……………………………………..   стр 5

Цель и задачи работы …………………………………………………….…   стр 6

Основное содержание работы ……………………………………………..    стр7

Механизм реализации работы  ………………………………………….     стр 16

Ожидаемые результаты …... ……………………………………………...    стр 31

Результаты реализации проекта …………………………………………..  стр  32

Список использованных источников……….…………………………..….  стр34

Литература …………………..……………………………………………...  стр 50


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

Василий Сухомлинский

В настоящее время гражданское образование становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи гражданского образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

В концепции модернизации российского образования сказано:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 гг.», предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Современный образовательный процесс готовит обучающегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны.

При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм-это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» основана моя педагогическая деятельность.


 

СТРУКТУРА ИТОГОВОЙ РАБОТЫ


 

Краткая аннотация работы


 

Тип работы - практико-ориентированный

Форма проведения - Построение образовательного процесса для формирования гражданско-патриотической компетентности школьников посредством создания учебных проектов. Использование содержания программы по истории и внеурочной деятельности для развития на уроках гражданско-патриотической компетентности.

Цель работы – целью работы является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к  недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся  на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию: формирования понимания Родины на различных этапах развития России; формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны; формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации; формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; формирование специальных и исследовательских умений и навыков; использование полученных знаний, умений и навыков при участии в  гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; приобретение опыта проектной деятельности.

Задачи:

1. Усилить практико-ориентированную содержательную линию курса истории для 5 - 9 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект, что продиктовано современными тенденциями и требованиями к подготовке выпускников основной школы – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях, создавать авторские творческие продукты.

2. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.

Актуальность работы - актуальность работы в её практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной  деятельности школы.

Целесообразность работы - разработка и реализация профессионально- педагогической работы обусловлены изменением требований к подготовке выпускников школы и переориентацией технологий обучения, дополнение знаниевого подхода к обучению личностно - деятельностным и компетентностным подходами.

Данная работа даёт мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через развитие умений и навыков создания ученических проектов.


 

Обоснование необходимости данной работы


 

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Задачи гражданско-патриотического воспитания были определены в декабре 2015 года, когда Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 гг.». Это говорит о том, что проблемы выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» основана моя педагогическая деятельность.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели и задачи работы.

Целью работы является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

приобретение опыта проектной деятельности;


 


 


 


 


 


 


 


 

Основное содержание работы

Физико – математический лицей №38 г. Ульяновска является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением с профильным преподаванием предметов физико-математического и социально-экономического цикла в 10-11 классах. Я преподаю свой предмет на уровне основного общего образования. А именно в 5 – 9 классах. На изучение предмета учебным планом отводится 2 часа в 5-9 классах. К сожалению, это та минимальная норма изучения предмета истории, которая определена государством в этих классах. Но несмотря на это, я вычленила ряд и педагогических проблем, среди которых:

Первая проблема - деидеологизация  всех сфер общественной жизни. Следствием этого явилась ситуация духовного вакуума, который стал заполняться чуждыми российскому менталитету ценностями. Под лозунгом беспристрастности исторические исследования стали ориентировать молодое поколение на ценности и идеалы Запада, умаляя самобытность российской истории, героизм и самоотверженность наших предков. Этому в немалой степени способствовали учебники истории конца 20 века. И в 21 веке  учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач. Это потребовало от меня пересмотра рабочей программы в части увеличения числа практико-ориентированных  уроков с целью создания возможности для учеников  формировать императив гражданственности и патриотизма на основе усвоения значимости России в мировой истории, гордости за деяния соотечественников.

Вторая проблема заключается в том, что ни в одном из современных учебников по истории не указаны праздники России – государственные и воинской славы. Такие праздники во многих странах являются святыми днями, вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школах.

Считаю, что историческое наследие страны – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о его сохранении.

Поэтому, организованная проектная деятельность школьников призвана способствовать формированию патриотической компетенции на уроках истории России. Результатом освоения школьниками навыков проектной деятельности становится развитие у выпускников школы активной нравственной и жизненной позиции. Они могут оценивать события отечественной истории на основе личностной ценностной ориентации.

Третья проблема – в учебниках истории не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра 1, М. Сперанского, Александра II, Л.Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева,  Ж. Алферова  и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

Например: историк С.М. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) – всегда желали поражения России в войнах: Соловьев и Достоевский – в Крымскую 1853 – 1856гг., Ленин – в  Первую мировую 1914 – 1918гг. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?

Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они – истинные патриоты России. И Ф. Достоевский, и С.М.  Соловьев, и В.И. Ульянов (Ленин) любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по – разному. Считаю, что патриотическая компетенция включает в себя развитие толерантности, ответственности за свои поступки.


 

Нормативная база, используемая при подготовке работы:

Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273в котором определяется структура системы образования, определяется содержание образования – реализуются образовательные программы и форма получения образования на сегодняшний момент;

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (от 28.03.1998 г.)

ФГОС (ФЗ от 1 декабря 2007 г. – введено понятие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, согласно которому устанавливается приоритетная цель образования – формирование личности, способной к самореализации в различных видах деятельности);

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 гг.» (от 30 декабря 2015 г.), которая включает комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Методы исследования:

- Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования

- Эмпирические: анкетирование, беседы, тестирование, изучение, анализ и обобщение опыта работы педагогов-практиков.

Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Таким образом, проблема формирования гражданско-патриотической компетенции современного школьника предполагает  создание  основ  для становления социальной компетентности российского гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма.  Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся  обществе.

Разработка и реализация  данной работы обусловлены изменением требований к подготовке выпускников школы, и переориентацией технологий обучения, дополнение знаниевого подхода к обучению личностно - деятельностным и компетентностным подходами. Это даёт мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать комплекс современных условий для формирования патриотической компетенции через развитие умений и навыков создания ученических проектов.

Актуальность работы в её практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции. Требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной  деятельности школы.

Основными путями решения профессиональной проблем стали:

1. Создание учебно-методического комплекса:  разработка образовательной программы для организации внеклассной деятельности по предмету «История» (Приложение).

2. Создание условий для формирования у обучающихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в

а) формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

б) изучении истории страны через историю своей семьи;

в) применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через уроки истории в школьном музее

г) наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

д) индивидуализации работы с одаренными детьми – организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

Характеристика образовательной программы

Программа, которую я  использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта первого и второго поколения базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные  связи.

В качестве учебно-методического комплекса, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует:

*стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения;

* современному уровню базовой науки;

* возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

Выбранный мною учебно-методический комплект

* обеспечивает преемственность содержания  образования;

* раскрывает  межпредметные связи;

* позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию;

*активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования;

*готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней.

Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Так как я работаю в условиях реализации стандартов первого поколения несколько лет, мною разработана программа внеурочной деятельности, которая может реализоваться за счет часов школьного компонента, и   предусматривают индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

У меня есть разработанная программа внеурочной деятельности, которая должна обеспечить  поддержку  преподавание предмета «История России», она базируется на знаниях и умениях учащихся, получаемых при изучении базового предмета. Внеурочная деятельность может обеспечить развитие навыков и действий, позволяющих обучающимся решать практические задачи, принимать осознанное участие в социальных акциях, создавать и публично представлять ученические проекты. Цель программы:   расширить, обобщить и систематизировать полученные в первом концентре знания, раскрыть новые содержательные аспекты предмета путем постановки проблем.

Программа внеурочной деятельности « Россия – Родина наша», обеспечивает компетентностный подход к содержанию образования и решает проблемы гражданственно-патриотического образования и воспитания. Программа адресована учащимся 5-х классов, рассчитана на 35 часов. (Приложение).

Акцент на занятиях по внеурочной деятельности - это  формирование умений применять полученные навыки, формулировать проблему, действовать в предложенных учебных ситуациях, решать практические задачи, создавать образовательные продукты.

Работая над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи», ученики расширяют свои знания об истории Великой войны на краеведческом материале, архивных данных, а также использованы материалы семейных архивов.  На стенде школьного музея, хранится множество фотографий, на которых изображены родственники учеников, воевавших в годы войны; а также материалы и документы тех лет. Такие документы требуют расшифровки. А именно: фамилия, имя, отчество, место службы, звание, награды, дальнейшая судьба после окончания войны и пр. Канун Дня Победы является наиболее удачным временем для проведения исследовательских работ, так как в этот период активизируется внимание к этой животрепещущей теме со стороны учащихся.  В данном проекте я себе определила  функции консультанта, тьютора, направляющего деятельность учащихся на созидание – создание проектов.

Проектную деятельность организую на трех уровнях:

объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Ресурсное обеспечение проектной деятельности.

Материально – технические

Кабинет истории и обществознания

Школьный музей, посвященный Великой Отечественной войне

Мультимедиа проекторы и интерактивная доска


 

Информационные

Доступ к ресурсам Интернет

Наличие мультимедиатеки

Школьная библиотека


 

Дидактические

Наличие банка дидактических и контролирующих материалов в печатной и цифровой версиях ко всем линиям предметного содержания

Наличие и систематическое применение на уроках авторских электронных образовательных ресурсов: таблиц, иллюстраций, презентаций


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стратегическая цель и задачи

Стратегической целью работы является развитие осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах лучших сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримости к  недоброжелателям России посредством организацию проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, а именно через активизацию:

формирования понимания Родины на различных этапах развития России;

формирования ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания: чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны;

формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации;

формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

формирование специальных и исследовательских умений и навыков;

использование полученных знаний, умений и навыков при участии в гражданских акциях и инициативах, в ученическом самоуправлении;

воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;

приобретение опыта проектной деятельности.

Задачи работы заключаются в следующем:

1. Усилить практико-ориентированную содержательную линию курса истории приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект, что продиктовано современными тенденциями и требованиями к подготовке выпускников основной школы – умение действовать, применять полученные знания в практических ситуациях, создавать авторские творческие продукты.

2. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности.

3. Вовлечь максимальное количество обучающихся в различные активные формы изучения предмета, поддерживающие развитие патриотической компетенции, в том числе и в проектную деятельность.

Основой формирования  патриотической   компетенции является урок. В соответствии с результатами входящей диагностики определяю основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

  Мыслительные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.

 Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса и консенсуса, взаимодействие внутри группы.

 Поисковые: нахождение информации в справочниках, энциклопедиях, поиск и формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, предоставление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Благодатным материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы.

1. На уроке «Куликовская битва» подчеркиваю, что с самого начала сражение имело справедливый, освободительный характер. Начать урок можно показав видеофрагмент фильма о Куликовской битве: степь, на ветру колышется ковыль, за кадром – голос сказителя:

«Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню. Песню памяти нашей. Слышишь, как стон разносится по земле русской. Слышишь топот копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист стрелы. Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего народа. Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…»

Акцентировать внимание учащихся, что много раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Много горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Что это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Показать роль Дмитрия Донского, в чем историческое значение битвы на Куликовом поле, какую роль сыграл засадный полк. Также использую иллюстративный материал, например, репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

Домашнее задание для учеников- соответствующий параграф, а также попытаться нарисовать свою иллюстрацию событий, связанную с борьбой русского народа против монголо-татарского ига.

2. На уроке «Бородинское сражение», создаю образную картину кануна битвы, привожу слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистотою безупречною, совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне.

Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».

*Затем обучающиеся представляют групповые проекты: «Бородинское сражение: победа или поражение?», «Ролевые игры – память о войне 1812 года или активный досуг?»

Знакомлю обучающихся с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и  создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».

Подвожу обучающихся к  выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сегюр писал: «… потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг … оплакивали смерть кого – либо из близких: друга, родственника, брата … Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»

На этом уроке сообщаю обучающимся о героях Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет – осенью грозного  1941 года  стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

3. Уроки по теме «Крымская война». Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П.С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, предлагаю учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении. Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин – будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.

*Предлагаю прочитать исторические документы, ответить на поставленные вопросы.

Привожу исторические слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь …»

*Проект: «Героическая оборона Севастополя».

По желанию обучающиеся готовят проекты: «Патриотизм народа в обороне Севастополя», «Памятник затонувшим кораблям», «Полководцы и флотоводцы России», «Крымская война - война старой и новой экономики».

Из материала параграфа прошу привести примеры массового героизма защитников города.

Так, рядовой Днепропетровского пехотного полка Клим Ефимов, получивший ранение осколком гранаты в лицо, сразу же после  перевязки отправился на поле боя. Тяжело раненный в ногу рядовой 4 – ой карабинерской роты Цветковский, лежа на земле, вел огонь по отступающей вражеской кавалерии. Унтер – офицер Быстрыкин, истратив все заряды и окруженный вражескими солдатами, продолжал бороться, действуя прикладом.

Ставлю вопрос перед обучающимися:

Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты?

Особо обращаю внимание на то, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10 – летний Николай Пищенко.

Рассказывая об обороне Севастополя,  подчеркиваю, что защитники  проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это – знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля.

В завершение урока делаем  вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей силой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества.

Здесь я читаю слова Н.А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.

Народ – герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца.

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!

Провожу линию с 20 веком, когда жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854 – 1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской  твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры – медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова – лучшее тому подтверждение.

В заключение урока звучит песня Бориса Мокроусова «Заветный камень». Предлагаю создать мини проект: «История войны в песне», который нацелен на развитие умений применять различные виды источников.

4. На уроке, посвященном «Русско-турецкой войне 1877-1878гг.», рассказываю о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, привожу примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы.  Использую фрагмент романа Б.Васильева «Были и небыли» и привожу слова героя боев генерала М.Д. Соболева, появляющегося  в самых опасных местах сражений. Обращаясь к солдатам, лежащим в цепи, он говорит: «Товарищи мои боевые, братья мои! Велика ваша  отвага, тяжелы ваши жертвы, беспримерно  мужество ваше. Низко кланяюсь и от всего сердца благодарю вас за это».

*Проект: «Блестящие победы русского оружия», «Исторический реванш», «Последняя балканская битва 19 века».

5. Повторительно – обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» провожу в форме урока -  игры «Дорогами войны».

Проект: «Поклонимся великим тем годам».

Эти уроки строю так, чтобы они были не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Вызываю у обучающихся   резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю,  историю своей семьи, своих предков.

Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки  аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, могут многое рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков.

Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Знакомство с истоками позволяет обучающимся осознать свою причастность к истории,  а мне достичь ряда задач:

Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.

Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.

Использовать невостребованные возможности семьи.

С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана – вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т.д.) (Приложение ).

Освоить методику написания  исследования  по родословной.

Помогать обучающимся успешно осваивать большие объемы учебного материала.

Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке.

Метод проектов в изучении генеалогии

7 класс. В 7 классе на уроках истории  рассматриваю такие темы, по которым обучающиеся готовят следующие проекты:

1. «История моего имени» (экскурс в историю имени обучающегося, знакомство со святцами).

2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие).

3. «История моих предков».

4. «История моей улицы, моего дома».

5. «История моих бабушек и дедушек».

6. «История моих родителей».

7. «Родословное древо».

Использую разные методы и приемы: словесный, наглядный исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов обучающихся, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.

Возникающие проблемы решаю путем изучения материала учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника  для каждого обучающегося начинает звучать по-новому, становится лично – значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. Я разработала алгоритм деятельности обучающихся при изучении вопросов генеалогии в курсе истории России.

Таким образом, в результате моей работы над родословной с целью формирования у обучающихся национального самосознания

* возрастет  мотивация к изучению истории Отечества,

* успешно осваиваются приемы поисково- исследовательской работы,

* укрепляется взаимопонимание в семье.

Работа над родословной превращает каждый мой  урок в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает моим ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.

Проектную деятельность организую с соблюдением определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности. На разных этапах отслеживаю выполнение соответствующего элемента проектной деятельности. В процессе работы над ученическим проектом погружаю учащихся в технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата (Таблица№1). Основные этапы работы над программным проектом организую следующим образом:

Выбор темы проекта

Разработка проектного задания

Планирование работы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Разработка проекта

Оформление результатов исследования, проектной документации

Презентация и защита проекта, рефлексия

На первом этапе обучающиеся определяют тему проекта, отбирают необходимые источники информации, составляют маршрутные карты реализации проекта. На этом этапе формируются творческие группы, определяемые по принципу интереса к проблеме. На первом этапе включаю к определению содержания и структуру проекта самих обучающихся. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определений общих путей реализации целей делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию  мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраиваю образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, обучающиеся проявляют коммуникативные навыки, учатся координировать свои планы с планами других членов группы, обсуждают первые результаты ,отбирают и анализируют полученный материал в группе.

На третьем этапе обучающиеся осуществляют предварительную защиту проекта. Особое внимание уделяю составлению школьниками итогового отчета, который выполняется в виде брошюры. Это значимый «продукт», полученный в результате проектной работы.

На четвертом этапе обучающиеся защищают проект на уроке.

В итоге обучающиеся знают как выполнять структуру проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах :

сотрудничают,

помогают,

договариваются друг с другом ,

ведут дискуссии ,

публично выступают,

слушают,

организуют совместную деятельность,

оформляют результаты работы,

анализируют полученные результаты,

делают правильные и обоснованные выводы,

защищают исследовательские работы перед аудиторией.


 

Таблица №1  Этапы подготовки учебного проекта

п/п

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

5

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2

Планирование

Определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа предоставления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей0 между членами команды – в случае коллективной работы

Устанавливают план действий, формируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

3

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Результаты и (или) выводу

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют 

информацию

Наблюдает, советует

5

Представление или отчет

Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, демонстрация материалов, письменный отчет

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника

6

Оценка результатов и процесса

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Каждый проект подлежит оцениванию, исходя из следующих критериев:

1.Соответствие целевой установки проекта требованиям стандарта по предмету «История».

2.Оригинальный аспект содержания проекта, аксиологический  акцент и формулировка темы, усиливающие личностную и социально – практическую значимость проекта.

3.Использование разнообразных средств реализации проекта и видов деятельности.

4.Открытый и диалоговый характер защиты проекта.

Градацию критериев оценки варьирую с учетом возраста обучающихся, формы проекта, степени участия педагога.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и  исследования, широкого использования местных источников.

Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности,  выработать собственную гражданскую позицию.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения  событий Великой Отечественной войны  и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы  очевидцев событий Отечественной войны – людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешними, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемый ребятами от таких встреч поистине исторических личностей велик.  При изучении материала по истории родного края создаю такие условия, при которых возникает активная познавательная (оценочная ,эмоциональная) деятельность учащихся. А это возможно при соблюдении следующих требований:

1. Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.

2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях).

3. Применение освоенных знаний как в рамках учебного курса истории Отечества, так и во внеклассной деятельности.

4. Сочетание  аудиторных  и внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы  ученик умел смотреть и видеть: извлекать из объекта информацию, оценивать его (Приложение).

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В процессе обучения используется промежуточный и итоговый контроль по пятибальной системе. Промежуточный контроль – наблюдение активности на занятиях, и дискуссиях круглых столов, мини конференций, семинаров, обсуждение и анализ творческих работ – проектов. Итоговый контроль заключается в защите проекта.

5 класс- проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Народы Поволжья», «Символы РФ», и др.

6 класс – проекты по тематике курса: «Иван III. Формирование единого русского государства», «Происхождение понятия «Русь», и др.

7-8 класс – тематические уроки по Великой Отечественной войне, участие в олимпиадах по истории, проектная деятельность по тематике курса: «Отечественная война 1812г.», «Александр II – освободитель» и др.

Пырочкин Илья 7Г – участник конкурса эссе «Царь Федор Иоаннович», совместного проекта «Воспитание театром» Ульяновского Драмтеатра и Симбирской Епархии, участник Всероссийской Олимпиады «Символы России»

Старостина Мария 8Б - призер  VIII "Всероссийской олимпиады "Летописец" по истории России

9 класс –исследовательская работа по тематике ВОВ, ХХ веку, и т.д. Участие в региональных играх «Умники и умницы», олимпиаде по истории.

Тагашова Светлана 8Б  -1 место в городской викторине «Сыны и дочери Отечества»

Шальнев Павел 9В – 2 место в городской викторине «Сыны и дочери Отечества»

10 - 11 класс – подготовка к ЕГЭ по истории, участие в региональных играх «Умники и умницы», исследовательские проекты по ВОВ, выступление на «Карамзинских чтениях», и др.

11 класс – элективный курс «Война Германии против Советского Союза.

Так же ученики активно участвуют в викторинах, олимпиадах, организатором которых является образовательный центр Мега-талант.

Считаю, что качество любого объекта исследования, например деятельности, будет оценено правильно только в том случае, если сами измерения отвечают требованиям качества.  Важнейшими критериями качества для меня, как учителя истории, являются объективность, надежность, валидность. Именно поэтому в системе для оценки уровня учебных достижений использую тесты, которые являются составной частью УМК. Совершенствование системы оценивания образовательных результатов в процессе изучения предмета «История» на базовом уровне предполагает параллельное и одновременное развитие двух линий оценивания:

Степени освоения государственного образовательного стандарта (выраженные в оценке).

Личностных достижений обучающихся (успехи, представленные в портфолио  обучающегося).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Макаренко А. С. "Воспитание гражданина". М. Просвещение. 1988.

2. Сухомлинский В. А. "Родина в сердце". М. 1980.

3. Сухомлинский В. А. "Воспитание гражданина". Публикация в разделе «Актуальные проблемы образования». / Воспитание школьников. №7 2011./

4. Лихачев Д. С. «Родная земля». М. 1983.

5. Вырщиков А. В. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М. Планета. 2010.

6. Любан Т. Н. "Книга о российском патриотизме". Рецензия. / Воспитание школьников. №1 2011./

7.«Развитие содержания понятия гражданственность и гражданское воспитание в педагогике 20 века» /Преподавание истории в школе. №9. 2006 г./

8. «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.

10. В. В. Козлов, А. М. Кондаков. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2011.

11. Вырщиков А. В., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. Научное издание. М. НП ИПД Авторское перо. 2005.

12. Сафроновой Е. М., Поповой Е. Н. "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" /Воспитание школьников" №3. 2011/.

13. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово. 2005.

14. Метлик И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников. /Воспитание школьников. №8 2011./

15. Рыманова Е. Детское движение как фактор гражданско-патриотического воспитания школьников. /Воспитание школьников. №6 2007/.

16. Микшин В. В. «История России. Толерантность и патриотизм». Вологда. 2006 г.

17. Гражданско-правовое воспитание школьников. Материалы ежегодной областной акции «Я-гражданин Российской Федерации».

18. Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./

19. Электронные ресурсы. «Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования»


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Проект «Дни воинской славы».

Примечание: Дни воинской славы (победные дни) России – дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.

К сожалению, в современных учебниках не указываются  эти дни  и обучающиеся  не владеют информацией. Группой  обучающихся 7 класса был собран материал по дням воинской славы, оформлен  в тематическую папку. В кабинете имеется сменный тематический  стенд, на котором  информация постоянно обновляется. Материал, собранный обучающимися использую на уроках истории России.

5 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).

21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).

4 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г).

10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).

9 августа – День первой в истории Русской морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут (1714 г.).

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.).

11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой  эскадрой у мыса Тендер (1790 г.).

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1918 г.).

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).

23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками  Германии (1918 г.).

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских  войск в битве под Москвой (1941 г.).

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

23 августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

27 января – День снятия блокады города Ленинграда  (1944 г.).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 г.).

Примерная тематика проектов при развитии патриотической компетенции на основе праздничных дней России

Праздничные дни России – дни, отражающие наиболее важные вехи российской истории и мировой цивилизации.

Праздничные дни России

Примерная тематика мини проектов

1 и 2 января

Новый год

1. Новый год – новый праздник Российской империи.

7 января

Рождество Христово

1. Как  отмечают Рождество в католических странах.

23февраля

День защитника Отечества

8 марта

Международный женский день

1. Как образовалась Красная Армия?

1 мая

Праздник весны и труда

1. Как праздновали этот день в начале 20 века.

9 мая

День Победы

1. Поклонимся великим тем годам!

12 июня

День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

1.Почему распался Советский Союз?

4 ноября

День согласия и примирения

1. К. Минин и Д. Пожарский – герои России.


 


 

Приложение 2

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Россия – Родина наша »

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа факультативного курса «Россия – наша Родина» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

Данная программа направлена на воспитание чувства патриотизма, толерантности, любви к большой и малой родине, бережного отношения к окружающей среде.

В настоящее время ощущается необходимость изучения историй и культур народов, проживающих на территории страны, Ульяновской области, восстановления духовности для воспитания нравственной личности, гражданской ответственности.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной и всей страной. Становление юного патриота России.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.


 

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (Ульяновскую область), город, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего народа;

ознакомление с историей и современной жизнью своего насе­ленного пункта;

- формирование личностно-ценностного отно­шения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в ус­ловиях поликультурно­сти региона;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реали­зацию культуротворческой инициативы.

Программа «Россия – наша Родина» в контексте духовно – нравственного направления внеурочной деятельности учащихся 5 классов.

Целесообразность названного направления заключается в  обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Основные задачи:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

укрепление нравственности — основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

В основу работы по данному направлению положена программа «Россия – наша Родина».

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

Отличительные особенности программы.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, области, страны; актуальность, воспитательная ценность.

Широко используются местные ресурсы: краеведческий и другие музеи родного края, культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Активное привлечение родителей учащихся к участию в проведении практических занятий во внеурочной деятельности способствует возрождению семейных традиций.

На занятиях будут рассматриваться задачи в области изучения культуры и этнокультурных процессов народов России.

В преддверии главного праздника страны – Победы в Великой Отечественной войне, планируется особое изучение истории родного края, биографии знаменитых личностей Симбирска-Ульяновска и т.д., а также, большое внимание уделяется изучению фактов и событий Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты

Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:

расширить знания об истории своего города, области, страны;

иметь представления о традициях и обычаях других народов, населяющих территорию страны, края, города;

уметь правильно вести себя в школе, уважительно относиться к товарищам, невзирая на национальную принадлежность в коллективе;

изучать растительный и животный мир родных мест,

знать исторические памятники, охраняемые государством;

уметь экологически грамотно вести себя в природе;

развивать гражданские позиции в социуме.

Межпредметные связи

История

Обществознание

Историческое и географическое краеведение

Музееведение

Археология

Культурология

Литературоведение

Этика

Эстетика

Вспомогательные исторические дисциплины


 

Рассчитан данный образовательный курс на 1 год обучения: 35 часов (1 час в неделю).


 

Курс состоит из четырёх блоков:

1 Блок. Моя страна (8 часов)

2 Блок. Мой родной край (8 часов)

3 Блок. Мой город (11 часов)

4 Блок. Наша Победа (8 часов)

Тематический план

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

 

1.Моя страна

1.1. Введение. Я живу в России.

1.2. Государственные символы РФ.

1.3. Дружба народов России.

1.4. Россия в стихах. Поэты о России.

1.5. Конкурс чтецов «Гражданская поэзия»

1.6. Викторина «Русские народные и авторские сказки»

1.7. Традиции и обычаи русского народа.

1.8. Памятные даты России. Герои российской истории.

Итого

1

1

1

1

1

1

6

1

1

2

8

 

2. Мой родной край.

2.1. История Симбирского - Ульяновского края.

2.2. География родных мест.

2.3. Заповедные места. Красная книга Ульяновской области.

2.4. Символы края – герб, флаг, гимн.

2.5. «Симбирский край - многонациональный»

2.6. Легенды и предания Ульяновской области.

2.7. Археологические раскопки Ульяновской области.

2.8. Храмы Ульяновской области.

Итого

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

8

 

3. Мой город.

3.1. Из истории Симбирска – Ульяновска.

3.2. Известные люди города.

3.3. Известные люди города.

3.4. Моя родословная.

3.5. Достопримечательности столицы Ульяновской области.

3.6. Музеи города Ульяновска.

3.7. Традиции народов Симбирска – Ульяновска.

3.8. Традиции народов Симбирска – Ульяновска.

3.9. Жизнь и творчество Н.М.Карамзина.

3.10. И.А.Гончаров – выдающийся симбирский писатель.

3.11. Творчество А.А.Пластова.

 

 

Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

3

11

 

4. Наша Победа.

4.1. Предыстория. Начало ВОВ.

4.2. Сражения ВОВ.

4.3. Ульяновцы в боях за родину.

4.4. Герои ВОВ.

4.5. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы»

4.6. Награды ВОВ.

4.7. Цена победы. Итоги войны.

4.8. Итоговое занятие.

 

Итого

1

1

1

1

1

1

6

1

1

2

8

 

35 часов

Литература по истории России.

1. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Учебник, 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (2009, 256с.)

2. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (2009, 287с.)

3. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. Левандовский А.А. (2006, 303с.)

4. История России. XX век. Учебник для 9 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (1995, 366с.)

5. История России. XX — начало XXI века. Учебник для 9 кл. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. (2003, 400с.)

6. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.)

7. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. Загладин Н.В., Симония Н.А. (2008, 400с.)

8. История России. XVII - XIX века. Ч.2. Учебник для 10 кл. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. (2006, 480с.)

9. История России, 1945—2008 гг.: кн. для учителя. Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. (2008, 2-е изд., 528с.)

10. Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн. для учителя. Филиппов А.В. (2007, 494с.)

11. История России, 1945-2008. 11класс. Методическое пособие. Данилов А.А. (2008 -176с.)

12. История России. XX - начало XXI в. Учебник для 11 кл. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. (2007, 480с.)

13. История России, XX - начало XXI в. 11 класс. Левандовский А.А. и др. (2010, 416с.)

14. История России с древнейших времен до конца XX века. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. (2003, 496с.)

15. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. Данилов А.А. (2008, 320с.)

16. История России. Советская эпоха (1917-1993). Хуторской В.Я. (1995, 196с.)

17. Очерки новейшей истории России. Кн. 1-я (1985–1999) Травин Д.Я. (2010, 368с.)

18. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. (2010, 216с.)

19. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. Уткина Э.В. (2007, 192с.)

20. Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории. Волкова К.В. (2007, 192с.)

21. История. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 90с.)

22. История Отечества. Справочник школьника. (1996, 544с.)

23. История России. Энциклопедический словарик школьника. Шинкарчук С.А., Синова И.В. (2006, 160с.)

24. Краткий справочник дат по истории. Алексеев Д.Ю. (2008, 2-е изд., 320с.)

25. Энциклопедический словарь юного историка. Отечественная история. Сост. Перхавко В.Б. (1997, 584с.)

26. Атлас. История России XVII-XVIII века. 7 класс (2008, 32с.)

27. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств. Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. (2009, 389с.)

28. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. Анисимов Е.В. (2007, 588с.)

29. Императорская Россия. Анисимов Е.В. (2008, 672с.)

Краеведческая литература

1. Мартынов П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898 г.

2.А.Н. Зерцалов. Краткий историко-географический очерк Симбирска, Сызрани и Кашпира. Симбирск 1896 г.

3.Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. С.-Петербург Изд. А.Ф. Девриена. 1901 г.

4.А.Н. Зерцалов Материалы для истории Синбирска и его уезда (Приходно-расходная книга Синбирской приказной избы) Симбирск 1896 г.

5.Розанов А.И. Материалы для истории Симбирского кадетского корпуса за первые 25 лет его существования 1873-1898 гг. Симбирская типография А.Т. Токарева 1900 год.

6.Край Симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов: 1989. 256 с.

7.Симбирск и его прошлое. Хрестоматия краеведческих текстов, Ульяновск: "Лаборатория культурологии", 1993 г. 120 с.

8.Из этнической истории Ульяновской области. Ульяновск: обл. газетное издательство, 1993 г. 64 с.

9.Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска. Ульяновск "Симбирская книга" 1994, 208 с.

10.Крадин Н.П. Русское оборонное зодчество, М, Искусство, 1988 г.192 с.

11.Города России: Энциклопедия/ Гл. ред Г.М. Лаппо.- М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия" ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 559 с.: ил., карты.

12.Русские художники. Энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука, 1998 . - 864 с:. ил.

13.Альманах "Памятники Отечества" NN 41,42 (5-6,7-8/1998)

14.Протодиакон Алексий Скала. Симбирский Покровский некрополь. - Ульяновск, 1997 г., 216 с.

15.А.А. Корнилов. Курс по истории России XIX века. Москва. Высшая школа. 1993 г.

16.Русская армия 1812 года. Изобразительное искусство. Москва. 1989 г.

17.Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Ульяновск. "Симбирская книга". Том 1, 2000 г. Том 2, 2004 г.

18.Червонная С.М. Художники Ульяновска. Ленинград, "Художник РСФСР" 1985 г.

19.Симбирск-350 (Первое издание уникальных исторических фотографий) Ульяновск, 1998 г. -288 с.

20.Симбирский вестник. Историко-краеведческий сборник.- Ульяновск "Симбирская книга" Вып. 1,2,3,4

21.Гуркин В.А. Симбирская черта: (Материалы XVII-XVIII вв. по истории Симбирского Поволжья).-/Российский ин-т культурологии; Седневолжский науч. центр - М.; Ульяновск, 2000. - 180 с.

22.Историческая застройка Симбирска-Ульяновска. Составитель О.А. Свешникова Ульяновск , "Корпорация технологий продвижения" 2001 г.

23.В. Сукайло, Е. Беспалова. Симбиряне в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Хроника. Ульяновск, издательство "Корпорация технологий продвижения", 2001 г.

24.Аржанцев Б.В. Архитектурно-исторические образы Симбирска: Архитектурное эссе. - Ульяновск: ГУП "Облтипография "Печатный двор", 2003 г. -168с.

25.Носов К.С. Русские крепости и осадная техника VIII-XVII вв.СПб.:"Издательство "Полигон", 2003.-176с.

26.Симбирск в истории и культуре России 1648-1998. Ульяновск Издательство Средневолжского научного центра 2003 г.

27.Ульяновцы - великой победе. Краеведческие записки. Выпуск 11. - Ульяновск. Издательство "Корпорация технологий продвижения". 2005. - 96 с.

28.Трофимов Ж.А. Симбирский памятник Н.М. Карамзину. Известное и неизвестное. - "Ульяновский Дом печати", 2006 г.- 128 с.: илл.

29.История Симибрского-Ульяновского края в уникальных документах Государственного архива Ульяновской обалсти: альбом -Ульяновск: издательство "Корпорация технологий продвижения", 2006 г. -217 с.:илл.-фото.

30.С.С.Касаткина, О.А.Свешникова. Фёдор Ливчак - Ульяновск: Типография Облучинского, 2006. - 200 с. : ил., фот. - (Мастера архитектуры Симбирска). ISBN 5-9900761-1-8

31.Касаткина С. С., Свешникова О. А. Август Шодэ. Мастера архитектуры Симбирска. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2009. - 152 с. - ISBN 978-5-94655-140-3

Интернет-ресурсы

 

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)

http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия)

http://www.virtan.ru (Природа России).

http://gani73.ru / (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области).

http://archives.ru / (Федеральное архивное агентство).

http://ataman.do.am / (Общественный Совет по Вопросам Казачества при Главе Администрации города Казачий Войсковой Совет города Ульяновска (Симбирска)).

http://www.rg.ru/region/pfo/ulyanovskaya/index . (Российская газета. Ульяновская область).

http://www.mycicerone.ru (сайт по краеведению России).

http://www.gorod73.ru (информационный портал История уголков Ульяновской области).

http://mmorpgbb.ru /

http://ulyanovskrf.ru / (Ульяновский портал).

http://culttourism.ru / (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).

http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятники и памятные места Ульяновска).

http://kaig73.ru (Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска).

http://www.ru-regions.ru / (Информационный портал «Знакомство с Россией»).

http://russia- karta.ru (Электронная карта России).

http://azbukivedi- istoria.ru /

http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия).

Интернет-ресурсы, посвященные Великой Отечественной войне

http://world- war2.chat.ru /

Аннотированные ссылки под общим названием «Вторая мировая война в русском Интернете» организованы по следующим разделам: бронетехника и авиация, флот и сухопутные войска, сражения и военные действия, история и современность, общие вопросы войны.

http://avacha.virtualave.net/link.shtml

Обзор Интернет-ресурсов, посвященных теме Великой Отечественной войны.

http://polk.ru/war.htm

Этот сайт посвящен войнам XX века и солдатам России, пропавшим без вести.

http://pages.marsu.ru/bigwar /

На сайте содержится информация об истории возникновения, основных периодах Великой Отечественной войны, ее последствиях и итогах. А также информация о военной технике времен Второй мировой войны.

http://www.docentr.ru/work/web/kolesov/index.htm

История Второй мировой войны с точки зрения советской историографии. На сайте размещены статьи о некоторых интересных и малоизвестных событиях военного периода, военной технике и несколько видеороликов.

http://militera.lib/about.htm

Сайт представляет собой собрание текстов, имеющих отношение к военной истории и истории войн. Первоисточники, архивные документы, мемуары, исследования, военная проза и поэзия, биографические работы, пропагандистские материалы и многое другое. Большинство текстов, собранных на сайте, касаются периода Второй мировой войны и ее предыстории.

http://www.ipclub.ru/arcenal /

Сайт для любителей военной истории: боевая техника XX века, войны XX века, компьютерные игры на военную тему, разнообразные публикации по военной истории и многое другое.

http://www.geocities.com/Ptntagon/2148

Сайт посвящен малоизвестным фактам о Великой Отечественной войне, а также военной технике Второй мировой войны.

http://rkka.ru/iabout.htm

На этом сайте вы найдете материалы по истории армии с 1918 года до окончания Второй мировой войны. История была насыщена войнами и военными конфликтами: Гражданская война, Советско-польская война, Финская война, Освобождение Западной Белоруссии и Западной Украины, Великая Отечественная война, Советско-Японская война — самые известные. Особый приоритет на сайте имеет 1941 год — до сих пор вызывающий огромный интерес и скрывающий много загадок. Некоторые материалы относятся к Флоту и истории СССР.

http://www.cofe.ru/Avia /

Энциклопедия мировой авиации от А до Z. Поиск, алфавитный указатель самолетов и вертолетов.

http://ww2planes.com.ua /

На сайте представлены боевые самолеты Второй мировой войны.

http://www.volgadmin.ru/panorama /

Музей-панорама «Сталинградская битва»: общее описание музея-панорамы, экспонаты музея, выставки и мероприятия, архитектурные проекты военного времени, а также раритетная библиотека исторических фактов.

http://kfinkelshteyn.narod.ru/Literat/fink_literature.htm

Новый сайт «Великая Отечественная война глазами очевидцев». Литературное творчество братьев Финкельштейн. Здесь приводятся их воспоминания о Ленинградской блокаде, буднях войны, дне Победы. А также военные рассказы и мемуары.

http://mina.ru/posters/ww2 /

На сайте представлена выставка плакатов на тему Второй Мировой войны.

http://www.knet.ru/alex/otech/poisk.htm

Поисковый сайт о Великой Отечественной войне — поиск, перезахоронение останков солдат, павших в годы второй мировой войны. Установление судьбы пропавших без вести, уточнение места гибели и погребения погибших. Увековечение их памяти. А также ссылки на российские ресурсы о поисковой работе.

http://www.therunet.com/articles/911-my-pomnim-my-gordimsya

10 лучших веб-проектов о Великой Отечественной войне


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

Приложение 4

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.