12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полухина Ирина Николаевна17
0

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

45


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)


Центр повышения квалификации и переподготовки



Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в начальной школе

Выпускная квалификационная работа


Допустить к защите

______________________

Руководитель центра повышения квалификации и переподготовки

канд. пед. наук, доцент

Шевченко Н.Б.

«____»___________ 2016 г.

Выполнила:

Слушатель переподготовки по дополнительной образовательной программе «Педагогика, психология и методика преподавания дисциплин: русский язык, литература, иностранный язык»

Полухина Ирина Николаевна


Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Павлюченко Светлана Эдуардовна



Оценка___________________

«___»________________2016 г.

Председатель ИАК:

канд. пед. наук
Андреева Елена Викторовна




Бийск 2016

Содержание



Введение…………..…………………………………………………………......3

Глава I. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе ………..……………………………………………………………………………7

1.1.Сущность формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе в процессе обучения иностранному языку …………………………………………………………………….…………….....7

1.2.Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе……………………………..………………………………….15

Выводы по Главе I……………………………………………………………..24


Глава II. Организация экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе ………………………………………………………………………………….....25

2.1.Система упражнений формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе ……………………………………………………..27

2.2.Анализ результатов экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе …….................................................................................................................34

Выводы по Главе II……………………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………..39

Список используемой литературы…………………………………………..42

Приложения..…………………………………………………………………...46





Введение


Актуальность исследования. На сегодняшний день развитие науки, техники, информационных технологий происходит стремительно быстро. В связи с этим жизнь современного человека изменяется коренным образом. Сегодня современному человеку становится необходимо многократно переучиваться, получать новые профессии. Это все возможно благодаря непрерывному образованию. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

«Умение учиться» - ключевая компетенция начального образования, становление которой обеспечивается формированием совокупности «универсальных учебных действий».

Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это новый подход к интерпретации требований к результатам начального общего образования конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных  действий разработана на основе системно-деятельностного  подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В методических материалах, разработанных данной группой авторов, акцентируется вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной деятельности. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Среди метапредметных универсальных  учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.

Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.

Однако на современном  этапе развития начального общего образования  часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие – испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.

Все вышеназванное определило тему выпускной квалификационной работы «Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку в начальной школе»

Цель исследования: изучение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе.

Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия у учащихся начальной школы.

Предмет: формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе.

Гипотеза заключается в том, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на уроках иностранного языка у учащихся начальной школы возможны с использованием системы комплексных упражнений.

Задачи исследования:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе.

3.Разработать и реализовать методические рекомендации по применению системы комплексных упражнений на уроках и во внеурочной деятельности иностранного языка в начальной школе, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.

4. Провести оценку эффективности проведенной работы.


Методы исследования:

Теоретические методы: анализ литературы, обобщение.

Эмпирические методы: эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.


Практическая значимость. В результате исследования были разработаны методические рекомендации по применению системы упражнений, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий, которые были заслушаны на педагогическом совете учреждения, предзащите выпускной квалификационной работы. Методические рекомендации могут быть использованы учителями иностранного языка для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы.

База экспериментального исследования: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» Быстроистокского района, Алтайского края, села Усть-Ануй. В эксперименте принимало участие 10 учащихся, в возрасте 9-10 лет. Экспериментальное исследование проводилось с марта по сентябрь 2016 г.

Структура ВКР. ВКР состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.







ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1. Сущность формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе в процессе обучения иностранному языку.


Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык (ИЯ)», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).

Формирование умения учиться, или способности к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) мотивы (игровые, познавательные и учебные мотивы); 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Таким образом, формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью[5, с. 18].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться [13, с. 27].

В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [36, с. 7].

В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [13, с. 90–91].

Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.

В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [16, с. 426]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [21, с. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [21, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [16, с. 423]. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [20, с. 337]. Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти [16, с. 428].

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [5, с. 80]. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [17, с. 100].

Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [29, с. 44]. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Более подробно возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника представлены в таблице 1.



Таблица 1

Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника (по материалам Матюхиной М. В.)[20; 211].

Познавательные процессы

внимание

Память

мышление

воображение

Класс 1

Преобладает непроизвольное внимание, однако появляются элементы произвольности.

Начинает развиваться произвольная память, но это умение несовершенно. Преобладает механическое непроизвольное запоминание, которое срабатывает только в случае сильного воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Ведущая роль принадлежит механическому запоминанию. Воспроизведение учебного материала дается нелегко, так как учащиеся не владеют приемами рационального запоминания. Распространено явление забывания. Необходима опора на наглядность.

Наглядно-образное мышление, переход к словесному мышлению

Незначительная переработка имеющихся представлений. Опора на конкретные предметы.

Класс 2

Учащиеся сосредотачиваются в первую очередь на несущественных признаках объекта. Для учащихся важна внешняя привлекательность объекта. Внимание распределяется слабо. Привлекает только то, что понятно. Нет предварительной готовности к работе на уроке

Конкретно-образный характер памяти. Учащиеся способны воспроизводить учебный материал без опоры на наглядность. Однако наличие наглядности на уроке создает ситуацию успеха. Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания.

Словесно-логическое мышление с опорой на наглядность.

Изображение людей и предметов отличается бедностью, нерасчлененностью. Образы непроизвольны и расплывчаты, носят схематичный характер.

Класс 3-4

Продолжается нарастание элементов произвольности внимания. Однако познавательная цель по-прежнему ставится взрослыми. Для полноценной работы на уроке необходима разминка.

Преобладают элементы произвольности в связи с появлением у учащихся ответственности за усвоение знаний. Внимание более устойчиво. Учащиеся обращают внимание в первую очередь на существенные признаки объекта. Учащиеся сами ставят цель. Учащиеся способны распределять внимание, умственно активны и готовы к деятельности с самого начала урока.


Произвольное запоминание становится более продуктивным и осмысленным. Начинается развитие логической памяти. Активно используются приемы осмысленного запоминания. Начинается активное применение рациональных приемов заучивания наизусть. Увеличиваются объем памяти и её долгосрочность.


Развитие абстрактного мышления. Начало развития формально-логического мышления.

Развитие творческой переработки представлений на основе словесной наглядности. Образы полнее, включают на 1–2 признака больше, чем образы первоклассника. Отсутствие вымышленных дополнительных деталей. Образ более точный и определенный. Усиление дифференциации воображения.

Творческая переработка представлений. Увеличение количества деталей. Воссоздание целостного правильного образа. Воображение дифференцировано и управляемо.






1.2.Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе

Для того, чтобы строить процесс обучения учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий представляется целесообразным дать характеристику познавательным универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык»:

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.), чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке (французском, немецком и др.)».

2. Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;

3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

4. Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

5. Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

6. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста[33;373].

Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования,

а) когда объект освоения преобразовывается из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделяются существенные характеристики объекта усвоения (например, когда структура речевого образца РО 1, воспринимаемого детьми устно, преобразуется в наглядную модель);

б) когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка (например, пространственно-графическая модель речевого образца – утверждение преобразуется в модель речевого образца – общий вопрос);

в) когда наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения;

г) когда декодируется (считывается) информация из принятой в УМК символики, несущей различную смысловую нагрузку и обеспечивающих лучшее понимание задания/задачи и лучшей ориентировки в них: символы для обозначения вида развиваемого речевого умения (слушаем, читаем, говорим, пишем), формы работы (индивидуально, в парах, в группе). .)[20; 211].

Ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения и усвоение правил построения предложений, а при овладении техникой чтения усвоение транскрипции и графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, структуры предложения путем составления схемы-модели) и преобразования модели (из утвердительной формы в отрицательную).

В учебниках по немецкому языку широко используется графическая символика, схемы для освоения грамматической структуры речевых образцов, проведения различного вида анализа слов (выделения гласных и согласных, различных типов слога и т.д.).

Согласно концепции универсальных учебных действий, овладение моделированием в период начального образования является основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

Логические универсальные действия при овладении младшими школьниками ИЯ могут быть связаны:

с анализом объектов усвоения (языковых и речевых) разного уровня, например, грамматических структур с целью выделения признаков, существенных для понимания условий их употребления в иноязычной речи;

с синтезом, то есть составлением целого из частей – самостоятельным достраиванием предложения или текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);

с выбором оснований и критериев для сравнения и классификации объектов (например, когда ученик выписывает в разные столбики: существительное – глагол; глагол – наречие и т.д.);

с самостоятельным выведением правил построения иноязычной речи;

с установлением причинно-следственных связей при аудировании и чтении текста;

с доказательством своей точки зрения;

с выдвижением гипотез и их обоснованием, когда, например, ориентируясь на заголовок текста, ученики выдвигают предположения, о чём пойдет речь в тексте ) [25 с.18].

Постановка и решение проблемы предполагает действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера и ее самостоятельному решению.

Для формирования такого рода действий необходимо использовать проектную деятельность при овладении ИЯ как средством общения.

Умение решать познавательные проблемы и задачи (речевые задачи и задачи общения) является важнейшим познавательным универсальным действием. Решение речевых и коммуникативных задач является и целью и средством овладения младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью как новым способом общения.


Специфика познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке заключается в том, что знакомство со многими языковыми (грамматическими) явлениями немецкого языка происходит раньше, чем при изучении аналогичного материала на уроках русского языка. Поэтому учителю не сложно сформулировать проблему и обсудить разные способы решения проблемы [23, с.19].

Приведем некоторые варианты заданий и форм работы по формированию познавательных УУД.

1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики могут:

найти изображения в справочнике;

поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;

найти информацию в словаре;

найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

подобрать к описаниям картинки;

найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.

Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.

2) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском  информации посредством  Интернет-ресурсов.

3) Преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов.

4) Составление таблиц, схем-моделей.

5) Замещение буквы звуком.

6) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.

7) Самостоятельное достраивание выражений/ предложения/ диалога/текста с выполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).

8) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.

9) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

Например, школьники уже в начальной школе могут привести примеры на русском языке, какой город красивее, какой город самый красивый. Но они не знают, что речь идет о 3-х степенях сравнения прилагательных. При изучении данного материала по УМК И.Л.Бим по немецкому языку (4 класс “Großes Reinemachen in der Stadt. Eine tolle Idee! Aber…“) учитель после приведения примеров может организовать информативный поиск в справочнике по грамматике, выведению самими школьниками правила образования степеней сравнения прилагательных. При сравнении двух систем образования степеней сравнения прилагательных в русском и немецком языкам целесообразно предложить ученикам смоделировать схему образования степеней сравнения прилагательных на русском и немецком языках, проанализировать различия в образовании.

Большую роль на уроках и во внеурочной деятельности иностранного языка отводится игре, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка. Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения [5, с. 38].

Игровая деятельность на уроке и во внеурочной деятельности на иностранном языке не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Задача учителя, согласно высказыванию Анатоля Франса, «пробудить любопытство учеников, чтобы в дальнейшем его удовлетворить». Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, 
развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях [4, c. 69]. Целями игрового обучения школьников являются:

- развитие мышления средствами иностранного языка;

- повышение мотивации изучения предмета;

- обеспечение личностного роста каждого участника игры;

-способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [1, с. 7].

Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и других. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у детей, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Таким образом, игры активизируют стремление учащихся к общению, создают условия равенства в речевом партнёрстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником, способствуют формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся, закреплению языковых явлений в их памяти, дают возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке и во внеурочной деятельности иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников. Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса;

- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;

- развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, конкретных умений;

- саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности. Игры обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, способствуют решению определённых учебно-воспитательных задач по обучению иностранному языку. Использование на уроках и во внеурочной деятельности игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. 



Выводы по Главе I

Эффективность формирования познавательных УУД в начальной школе во многом зависит от того, какие приемы, формы и методы используются в обучении иностранному языку.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИЯ метода проекта позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и более эффективным. В период выполнения проектов развивается учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ. В обучении ИЯ метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, развитию их творческих способностей.

Игра и игровые приемы способствуют формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся, закреплению языковых явлений в их памяти, дают возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Использование на уроках и во внеурочной деятельности игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. (Приложение 1,3)


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1.Система упражнений формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе

Целью экспериментального исследования стало выявление эффективности применения комплекса упражнений форм, методов, приемов, а также игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности немецкого языка в начальной школе, которые способствуют развитию познавательных универсальных учебных действий . Кроме того, выяснить роль использования игровых технологий, метода проектов для мотивации детей к изучению предмета «Немецкий язык».

Задачи экспериментального исследования:

1.Изучить уровень иноязычной познавательной компетенции у учащихся 3 -го класса начальной школы.

2.Разработать и реализовать методические рекомендации по применению комплекса упражнений, игровых технологий, метода проектов с целью развития иноязычной познавательных УУД у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности ИЯ.

3.Провести оценку эффективности проведенной работы.

Экспериментальная база нашего исследования муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Усть-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» Быстроистокского района, Алтайского края. В эксперименте принимало участие 10 учащихся 3-го класса, 9-10 лет.

Обучение проводилось по рабочей программе «УМК «Deutsch. 3 Klasse» И.Л.Бим, Л,И.Рыжова , по которому осуществляется обучение немецкому языку учащихся 3 класса.

Были задействованы 2 периода:1) класс не имел дополнительных занятий по внеурочной деятельности ИЯ; 2) класс посещал дополнительные занятия по внеурочной деятельности ИЯ.

Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей 9-10 лет на основе диагностических материалов.

Для определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей были использованы следующие диагностические методики.

Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

Лампа, фонарь, солнце, свеча и т.д.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).

Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя,

а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым

понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Результаты диагностики по выявлению познавательного интереса представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень сформированности познавательного интереса на уроках и во внеурочной деятельности иностранного языка


период

Высокий,%

Средний ,%

Низкий,%

Март-май

30,0

20,0

50,0

сентябрь

30,0

40,0

30,0


Для определения эмоционального отношения учащихся к изучению ИЯ провели диагностику по методике «Предмет - чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, И.Н. Агафоновой.

Процедура диагностики: учащимся раздаются бланки методики со следующей инструкцией: «Обычно на уроках мы испытываем какие-либо чувства (для учащихся младших классов коротко охарактеризовать и проде­монстрировать чувства). Напишите название предмета и отметьте кре­стиком 1—3 чувства, которые вы испытываете на этом предмете».


Предмет


Учитель


страх

радость

интерес

удивление

беспокойство

скука

грусть

спокойствие

уверенность

злость

счастье

неуверенность




























Далее определяется индекс эмоциональной положительности отношения к предмету по формуле:

К = А / С,

где К — индекс эмоциональной положительности,

А — количество положительных эмоций,

С — общее количество выраженных эмоций.


Для вычисления индекса эмоциональной положительности учи­тываются эмоции: страх, радость, беспокойство, грусть, спокой­ствие, уверенность, неуверенность, злость, счастье. Эмоции: инте­рес, удивление, скука более связаны с уровнем профессиональной деятельности педагога, поэтому они не учитываются.

К > 0,75 - высокий индекс эмоциональной положи­тельности.


0,55 < К < 0,75 средний индекс эмоциональной положи­тельности.


0,45 < К < 0,55 необходима дополнительная информация,


К < 0, 45 низкий индекс эмоциональной положительности.


Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты диагностики эмоционального отношения к предмету иностранного языка.


период

Высокий,%

Средний ,%

Низкий,%

Март-май

30,0

20,0

50,0

сентябрь

30,0

40,0

30,0


Вывод: эмоциональное отношение учащихся к изучению иностранного языка на уроке и во внеурочной деятельности на первом этапе имеет низкий

Результаты контрольного среза показали, что у учащихся на втором этапе средний уровень эмоциональное отношение учащихся к изучению иностранного языка на уроке и во внеурочной деятельности эксперимента вырос на 20 % .

Сравнение зависимости между эмоционально-положительным отношением школьников к учебному предмету и уровнем их успешности на контрольном этапе эксперимента по таблице4.


Таблица 4

Сравнительный анализ эмоционально-положительного отношения к предмету немецкого языка и успешности школьников


период

Любопытство, любознательность, %

Эпизодически осознанное стремление познавать новое, %

Устойчивое стремление постоянной умственной деятельности, %

Март-май

33,3

25

41,7

сентябрь

30,0

20,0

50,0


Вывод: за данные периоды наблюдается стабильность к устойчивому стремлению постоянной умственной деятельности.

Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся по предмету на начало эксперемента и на период введения внеурочной деятельности представлены в таблице 5.

Таблица 5

Качественная успеваемость учащихся начальной школы к предмету немецкого языка

период

Качество успеваемости ,%

Март-май

60

сентябрь

80


* Качественная успеваемость – число обучающихся, аттестованных по итогам первого и второго периодов эксперемента на «хорошо» или «отлично», % от общего числа обучающихся.

Вывод: наблюдается рост качества успеваемости на 20 %


В таблица 6 представлена степень обученности учащихся (СОУ*)

по предмету.

Таблица 6

Степень обученности учащихся начальной школы к предмету немецкого языка


период

СОУ, %

Март-май

60

сентябрь

72,8


Формула для определения степени обученности учащихся СОУ = (кол-во «5» х100 + количество «4» х64 + кол-во «3»х36 + кол-во «2»х16 + количество «н/а»х7) / общее количество учащихся. 

Где x – общее количество оценок «5» в классе

y – общее количество оценок «4» в классе

z – общее количество оценок «3» в классе

r – общее количество оценок «2» в классе

N – количество учащихся


** 45% - 25% - низкая СОУ

45% - 75% - средняя СОУ

75% - 100% - высокая СОУ


Вывод: по завершению эксперимента у учащихся наблюдается рост СОУ на 12,8%

На формирующем этапе эксперимента проводилась работа по формированию познавательных УУД не только на уроках ,но и во время проведения внеурочной деятельности немецкого языка.


Упражнения на формирование познавательных универсальных учебных действий .

Упражнение №1: «Печатная машинка»

Цель: выработка навыка речевого внимания в процессе выполнения задания, развитие навыков составления и чтения английских слов, усвоение контроль усвоения порядка слов в предложении.

Возраст: от 9 лет

Форма выполнения задания: весь класс

Описание задания: Каждый ученик получает написанную на карточке букву немецкого алфавита. Выделяются ученики, ответственные за буквы с которых начинаются слова. Учитель произносит слово/фразу, которые соответствуют пройденной теме . Ученики должны поднять свои карточки с буквами и «напечатать» сначала каждое слово в отдельности, затем всю фразу. Можно просто называть все слова по буквам вслух в соответствии с порядком построения фразы. В конце упражнения каждый ученик повторяет всю фразу.

Упражнение №2: Проект «Путешествие»

Цель: приобретение навыков самостоятельной работы и работы в команде;

- развитие умения пользоваться современными информационными технологиями;

- развитие умений и навыков работы с информацией;

- развитие навыков самоанализа;

- развитие критического мышления;

- развитие творческой активности.

- развитие навыков различных видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения, письма;

- увеличение активного словарного запаса учащихся.

Возраст: от 10 лет

Форма выполнения задания: групповая

Описание задания: Учащимся предлагается «посетить» на выбор одну из немецкоязычных стран. Соблюдая заданные условия: Куда (Wocher)? С какой целью (wozu?)?, в какое время года (wann)? Каким транспортом удобнее туда добраться (womit)?; а также выяснить население страны (volk), основные города (Stadte), традиции (Traditionen). Можно также ограничить детей определенной суммой денег, которой они могут воспользоваться. В результате дети представляют совместно выполненную презентацию и сообщение.

Таким образом, обобщив полученные результаты исследования на контрольном этапе нашей опытно-практической работы, приходим к выводу, что после проведения формирующего этапа видна положительная динамика уровня сформированности познавательных УУД у учащихся 3 класса. Количество учащихся, показавших высокий уровень, увеличилось, в то время как, учащихся с низким уровнем стало гораздо меньше. Исходя из этого, проделанная опытно – практическая работа подтвердила возможность и необходимость регулярной, целенаправленной работы по развитию познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности немецкого у младших школьников. В результате реализации комплекса упражнений ,направленных на развитие познавательных УУД на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности отмечено, что учащиеся первого периода эксперимента по сравнению со вторым этапом старались слушать и вступать в диалог, участвовали в коллективном обсуждении проблем, интегрировались в группу сверстников и строили продуктивное взаимодействие с ними, повысилась грамотность построения фраз.


2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе

Цель контрольного этапа эксперимента - провести оценку эффективности проведенной работы, направленной на формирование познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности ИЯ младших школьников на практике.

Задачами контрольного этапа эксперимента стали:

Повторно провести диагностику на выявление уровня сформированности познавательных УУД.

Сравнить данные первичной и вторичной диагностики.

Реализовать методические рекомендации по применению комплекса упражнений ,направленных на развитие познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности немецкого языка.

Провести анализ эффективности проведенной работы.

Для проверки эффективности работы были проведены повторная диагностику эмоционального отношения к предмету ИЯ, уровень сформированности познавательных УУД.

Результаты сравнительной характеристики по повторной диагностике приведены на гистограмме 1 и гистограмме 2.

t1579710135aa.gif

Гистограмма 1. Результаты диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на иностранном языке в начальной школе

t1579710135aa.gif

Гистограмма 2. Результаты диагностики эмоционального отношения к предмету иностранного языка на контрольном этапе эксперимента.

Вывод: После применения разработанного комплекса упражнений с использованием игровых технологий, метода проектов ,на уроках и во внеурочной деятельности немецкого языка на втором этапе у учащихся повысились познавательные УУД, возросла степень эмоционально-положительного отношения учащихся к ИЯ.









Выводы по Главе II


Целью нашего экспериментального исследования было выявление эффективности применения комплекса упражнений и применение игровых технологий , метода проектов на формирование познавательных УУД на уроках и во внеурочной деятельности немецкого языка в начальной школе.

Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для выявления их эффективности применения ,были изучены уровни сформированности познавательных УУД учащихся начальной школы, их эмоциональное отношение к предмету на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Первое диагностическое исследование показало, что у учащихся в начале первого этапа эксперимента был низкий уровень сформированности познавательных УУД, качество знаний составляло 60%, степень обученности по предмету- средняя, эмоционального отношения учащихся к предмету немецкий язык -среднее.

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс упражнений на формирование познавательных УУД. В ходе применения разработанного комплекса упражнений с использованием игровых технологий, метода проектов.

На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности проведенной работы. После применения разработанного комплекса упражнений с использованием игровых технологий, метода проектов ,на уроках и во внеурочной деятельности немецкого языка на втором этапе у учащихся повысились познавательные УУД, возросла степень эмоционально-положительного отношения учащихся к ИЯ.

Таким образом, эксперимент подтвердил справедливость выдвинутой гипотезы об эффективности применения системы комплексных упражнений.




















Заключение

Подведя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

В начальной школе складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность, под влиянием которой начинается перестройка всех познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Исходя из этого, мы отмечаем, что выявленные психолого-педагогические особенности познавательных процессов — важный фактор, поскольку уровень сформированности универсальных учебных действий, напрямую зависит от уровня развития познавательных процессов младших школьников; поэтому формирование УУД должно проходить с учетом возрастных возможностей учащихся. Система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Выделяя из этой системы познавательные универсальные действия, мы определили их особенности и структуру. Специфика формирования познавательных УУД у младших школьников состоит в том, что именно умение решать познавательные проблемы и задачи (речевые задачи и задачи общения) является важнейшим познавательным универсальным действием. Решение речевых и коммуникативных задач является и целью и средством овладения младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью как новым способом общения.

Разработанная система задания на основе УМК была положена в основу практической деятельности учащихся и позволила наглядно убедиться в возможности и эффективности формирования познавательных УУД у учащихся 3 класса.

Таким образом, результаты опытно-практической работы подтверждают необходимость поиска методических приемов и способов для целенаправленной работы по развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка у младших школьников.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности иностранного языка в начальной школе.

Экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Эффективность формирования познавательных УУД в начальной школе во многом зависит от того, какие приемы, формы и методы используются в обучении иностранному языку.

Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИЯ метода проекта позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и более эффективным. Использование на уроках и во внеурочной деятельности игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. Полученные в ходе исследования результаты подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности на уроках иностранного языка у учащихся начальной школы возможны с использованием системы комплексных упражнений.

Результаты проведенного нами экспериментального исследования и методические рекомендации могут быть использованы учителями для формирования познавательных УУД учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности ИЯ (Приложение 2.)

Следовательно, поставленная в начале исследования цель достигнута, основные задачи решены, гипотеза подтвердилась.




















Список использованной литературы

1.Алавидзе Т.А.Социальная психология в современном мире.- М.: Аспект Пресс, 2011.-458 с.

2.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой(коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку.Русский язык.- М.: Эльбрус, 2006.-344 с.

3.Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я. и др.Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения.-М.:Просвещение, 1993.- 405 с.

4.Арсланов, Ф.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] // ИПКиППРО ОГПУ: [сайт]. – Оренбург, 2009. – URL: http://www.orenipk.ru/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/ped-psih/3-2ped.html (14.12.10

5.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. -151 с.

6. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5, 2009.- 69-73 с.

7. Бершадский М.Е.Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. М.Е.Бершадский. Педагогические технологии.№1, 2006.-501с.

8.Виноградова, Н.В. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н.В. Виноградова // Иностранные языки в школе. № 4, 2008. -11 с.

9.Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / учебное пособие для студентов высших и средних учеб. заведений / В.В. Давыдов. -Томск: Пеленг, 1992. -с.114., 45 с.

10. Деменева, Н.Н., Сорокина, Т.М. Психодидактика : Учебное пособие по курсу «Педагогические теории и системы». Часть 1. - Н.Новгород: НГПУ, 2002.- 127 с.

11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

12.Игнатова, О.Н., Шевченко, А.Е. Система формирования общеучебных умений у учащихся [Электронный ресурс]: [сайт]. - [Б.м.], 2005. - URL: http://festival. lseptember.ru/articles/211887 /

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. -151 с.

14.Карабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. № 12, 2009.- 9-11. 43 с.

15.Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2, 2010. - 11-12 с.

16. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

17.Кузовлев, В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий / В.П, Кузовлев // Иностранные языки в школе. № 7, 2010.-с. 13.

18.Максимов Л.А. Формирование у школьников обобщенных способов вычислений в условиях деятельностного подхода к обучению. -Екатеринбург: Мегион, 2004г.

19.Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение.-1993. Митина Л.М.Учителя как личность и пофессионал. - М.: Просвещение, 1994-515 с. 63 20.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп./ В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

21.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 2: Психология образования. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.

22.Никитенко З.Н. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: Дисс. на соиск. уч. степ. док. пед. наук: (13.00.02) / З.Н. Никитенко; Московский гос. пед. ун-т. , 2011. - 428 с.

23.Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования / З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе. № 6, 2010. – с. 2.

24.Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. Т.2. №5, 2011. -. 151-155 с.

25.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.педвузов: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

26.Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвящение, 2008. – 232 с.

27.Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования (ОС “Школа 2100”) / А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова – [Электронный ресурс]. – URL: www.school2100.ru/uroki/osn_programma/Programma_UUD_pravlennay.doc

28.Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К филосовским основам современной педагогики/ С.Л.Рубинштейн//Вопросы философии. №4, 1989. - 90 с.

29.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Издательство «Школа-Пресс», 1997.-512 с.

30.Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] // Занков.ru: система развивающего обучения: [сайт]. - [Б.м.], 2010. - URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article =1866/

31.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

32.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж. НПО «МОДЭК», 2001. - 416с.

33.Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 37320.

34.Федотова, А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] // Занков.ru: система развивающего обучения: [сайт]. - [Б.м.], 2010. - URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article =1866/

35.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: Учеб. для студ. высш. учеб








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.