Научно-исследовательская работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе»
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе.
Содержание:
-
Введение …1
-
Методическая проблема …1
-
Программа формирования УУД …1
-
Характеристику универсальных учебных действий; …4
-
Характеристику результатов формирования УУД на конечном
-
этапе обучения в начальной школе по физической культуре; …8
-
Задачи формирования универсальных учебных действий
-
на уроках физической культуры с использованием игр …9
-
-
Формирование УУД на уроке физической культуры по средствам подвижных игр.
-
Заключение. … 13
-
Литература. ..14
-
Актуальной задачей в соответствии с требованиями ФГОС становится обеспечение формирования УУД как главной составляющей фундамента образования.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают - обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.
-
Методическая проблема - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры через игры.
Объект - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы.
Предмет - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей.
-
Программа формирования УУД включает:
3.1.Характеристику универсальных учебных действий ;
3.2Характеристику результатов формирования универсальных учебных действий на конечном этапе обучения в начальной школе по физической культуре;
3.3. Задачи формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.
3. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Результатом использования УУД на уроках физической культуры является повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые дают толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по предмету.
-
-
Характеристика универсальных учебных действий
-
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре позволяют :
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
3.2. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на конечном этапе обучения в начальной школе по физической культуре.
Класс |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
|
4 класс |
У учащихся будут сформированы 2. Уважение к достижениям российских спортсменов и истории физической культуры и спорта; 3. Понимание личной ответственности за свое поведение в командных соревнованиях, подвижных играх на основе представлений о нравственных нормах; |
Учащиеся научатся 2. Следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий при выполнении физических упражнений |
Учащиеся научатся 3. Устанавливать и объяснять связь между физкультурой и здоровьем , развитием человека. 4.Сопостовлять физическую культуру и спорт;
|
Учащиеся научатся 2. Координировать взаимодействие с партнерами в игре 3. Рассказывать об истории развития физкультуры в России, о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх; 4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила игры; 5. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого 6. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
3.3 Задачи формирования универсальных учебных действий
на уроках физической культуры с использованием игр
На уроках физической культуры в начальных классах в основном применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД [2].
Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;
- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.
Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам
Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения
Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовывать с учетом разделов программного материала
Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
-
Формирование УУД на уроке физической культуры по средствам подвижных игр.
Личностные УУД:
- самоопределение;
- смыслообразование.
Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Виды заданий и игр для формирования УУД |
Пример игры |
Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Я в лучах солнца»,, «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла», «Круг друзей», «Мяч в кругу», «Вызов номеров», «Третий лишний», «Море волнуется», «Слушай сигнал». |
Игра «Какой я буду кошкой» Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение? |
Регулятивные УУД:
- соотнесение известного и неизвестного
- планирование
- оценка
- способность к волевому усилию
Виды заданий и игр для формирования УУД |
Пример игры |
Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два мороза», «Статуя, замри», «Салки с выручкой», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Точный расчет», «Ритм по кругу», «Запрещенное движение», «Найди ошибки» , «Море волнуется», «Удочка», «Пятнашки», «Гуси – лебеди», «Волки во рву». |
Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. |
Познавательные УУД:
1. Формулирование цели
2. Выделение необходимой информации
3. Структурирование
4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5. Рефлексия
6. Анализ и синтез
7. Сравнение
8. Классификаци
9. Действия постановки и решения проблемы
Виды заданий и игр для формирования УУД |
Пример игры |
Игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.
Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Спортивное - неспортивное», «Класс! Смирно!», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «День и ночь» и другие. |
Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям. |
Коммуникативные УУД:
1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2. Постановка вопросов
3. Разрешение конфликтов
Виды заданий и игр для формирования УУД |
Пример игры |
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Круг друзей», «Отгадай, о ком говорим», «День и ночь»,»Иголочка и ниточка»,»Мышеловка»,»Курочка и лисичка», «Тили - рам», « К своим флажкам», «Охотники и утки», командные игры и эстафеты. |
Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить. |
-
В своей практике многие трудности, с которыми я сталкиваюсь во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Игры помогают решению поставленных задач урока, которые применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного использования общеразвивающих и специальных упражнений.
Во время игр младшие школьники ведут себя естественно и непринужденно, с удовольствием учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях.
Таким образом, планомерно подобранные игры обеспечивают в непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД .
6.Список используемой литературы:
1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших
школьников» журнал «Начальная школа» N. 2/ 2012г.
2.Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» журнал
«Народное образование» N 4/2012 г.
3. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» журнал «Начальная школа»
No1/2012 г.
4. Логвинова И.М. «Конструирование технологической карты урока в
соответствии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» No 12 / 2011год, с.12.
5.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД»
журнал «Начальная школа» No 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября».
-
Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по
новому стандарту» журнал «Начальная школа» N. 4/2012г.