Научно-исследовательская работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 16 November 2018

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе.

 

Содержание:

  1. Введение …1

  2. Методическая проблема …1

  3. Программа формирования УУД …1

    1. Характеристику универсальных учебных действий; …4

    2. Характеристику результатов формирования УУД на конечном

    3. этапе обучения в начальной школе по физической культуре; …8

    4. Задачи формирования универсальных учебных действий

    5. на уроках физической культуры с использованием игр …9

  4. Формирование УУД на уроке физической культуры по средствам подвижных игр.

  5. Заключение. … 13

  6. Литература. ..14

 

 

  1. Актуальной задачей в соответствии с требованиями ФГОС становится обеспечение формирования УУД как главной составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают - обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.


 

  1. Методическая проблема - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры через игры.

Объект - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы.

Предмет  - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей.

 

 

  1. Программа формирования УУД включает:

3.1.Характеристику универсальных учебных действий ;

3.2Характеристику результатов формирования универсальных учебных действий на конечном этапе обучения в начальной школе по физической культуре;

3.3. Задачи формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.


 

3. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результатом использования УУД на уроках физической культуры является повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые дают толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по предмету.

 

 

    1. Характеристика универсальных учебных действий 

 

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре позволяют :

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 

 

3.2. Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на конечном этапе обучения в начальной школе по физической культуре.

 

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

4 класс

У учащихся будут сформированы
1. Уважительное отношение и понимание позитивного влияния физкультуры на развитие и здоровье человека;

2. Уважение к достижениям российских спортсменов и истории физической культуры и спорта;

3. Понимание личной ответственности за свое поведение в командных соревнованиях, подвижных играх на основе представлений о нравственных нормах;

4. Способность проявлять волю и самооценку во время выполнения физических упражнений, трудолюбие, упорство в развитии физических качеств.

Учащиеся научатся
1. Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, планировать свои действия во время игр;

2. Следовать инструкциям учителя и последовательности стандартных действий при выполнении физических упражнений
3.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4. Находить ошибки при выполнении учебных заданий и уметь их исправлять.

Учащиеся научатся
1. Находить нужную информацию, используя словарь учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

2. Различать и сравнивать, группировать, классифицировать виды спорта;

3. Устанавливать и объяснять связь между физкультурой и здоровьем , развитием человека.

4.Сопостовлять физическую культуру и спорт;

5. Понимать символику Олимпийских игр

 

 

Учащиеся научатся
1. Высказывать собственные мнения о значении физкультуры для здоровья человека

2. Координировать взаимодействие с партнерами в игре

 

3. Рассказывать об истории развития физкультуры в России, о достижениях российских спортсменов на Олимпийских играх;

4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила игры;

5. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого

6. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

 

3.3 Задачи формирования универсальных учебных действий

на уроках физической культуры с использованием игр

  На уроках физической культуры в начальных классах в основном применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД [2].

 

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

- сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;

- развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам

Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовывать с учетом разделов программного материала

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

 

  1. Формирование УУД на уроке физической культуры по средствам подвижных игр.

 

Личностные УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование.

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

 

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Я в лучах солнца»,, «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла», «Круг друзей», «Мяч в кругу», «Вызов номеров», «Третий лишний», «Море волнуется», «Слушай сигнал».

Игра «Какой я буду кошкой»

Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.

В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

 

 

 

Регулятивные УУД:

- соотнесение известного и неизвестного

- планирование

- оценка

- способность к волевому усилию

 

 

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два мороза», «Статуя, замри», «Салки с выручкой», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Точный расчет», «Ритм по кругу», «Запрещенное движение», «Найди ошибки» , «Море волнуется», «Удочка», «Пятнашки», «Гуси – лебеди», «Волки во рву».

Упражнение «Поймай мышку»

Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.

 

Познавательные УУД:

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

3. Структурирование

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5. Рефлексия

6. Анализ и синтез

7. Сравнение

8. Классификаци

9. Действия постановки и решения проблемы

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.


 

Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Спортивное - неспортивное», «Класс! Смирно!», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «День и ночь» и другие.

Игра «Отгадай задуманное».

Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

 

Коммуникативные УУД:

1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2. Постановка вопросов

3. Разрешение конфликтов

 

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Круг друзей», «Отгадай, о ком говорим», «День и ночь»,»Иголочка и ниточка»,»Мышеловка»,»Курочка и лисичка», «Тили - рам», « К своим флажкам», «Охотники и утки», командные игры и эстафеты.

Игра «Клубок».

Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.

Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

 

  1. В своей практике многие трудности, с которыми я сталкиваюсь во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Игры помогают решению поставленных задач урока, которые применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного использования общеразвивающих и специальных упражнений.

Во время игр младшие школьники ведут себя естественно и непринужденно, с удовольствием учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях.

Таким образом, планомерно подобранные игры обеспечивают в непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД .

 

 

6.Список используемой литературы:

 

1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших

школьников» журнал «Начальная школа» N. 2/ 2012г.

2.Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» журнал

«Народное образование» N 4/2012 г.

3. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» журнал «Начальная школа»

No1/2012 г.

4. Логвинова И.М. «Конструирование технологической карты урока в

соответствии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» No 12 / 2011год, с.12.

5.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД»

журнал «Начальная школа» No 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября».

  1. Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по

новому стандарту» журнал «Начальная школа» N. 4/2012г.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации