12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шокурова Елена Николаевна2460
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим. Жан Жак Руссо
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
Материал размещён в группе «Педагог-психолог»

Формула профессииPPTX / 637.7 Кб

/data/files/f1682473839.pptx (Формула профессии)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»













Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект классного часа по профориентации

Тема классного часа: Формула профессии

Класс: 9-11

















Автор: Шокурова Елена Николаевна

Педагог-психолог











2023 г.

Цели:

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

Активизация умственной активности.

Комментарий и рекомендации

Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический материал значителен по объёму. Он, важен, так как ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности.

Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказ о системе Ч-П, можно пошутить: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только чрезвычайная ситуации» и т.д.

Дети заранее предупреждены, что в ходе занятия необходимо при себе иметь шариковую ручку и блокнот/тетрадь для записей

Оборудование: мяч, карточки с профессиями, проектор или телевизор для просмотра презентации

Сценарий классного часа



Организационный момент

- Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы будем говорить, про факторы которые очень важны и влияют на наш выбор профессиональной деятельности.

Упражнение – активатор «Апельсин» (Упражнение активирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Педагог-психолог. Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Мы будем перекидывать друг другу мячик, при этом необходимо каждому участнику дать любое возможное определение апельсину. Стараемся не повторяться. (Вкусный, оранжевый, сладкий и т.д.)

Основная часть

Педагог-психолог. Отлично ребята! Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существует десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамкой одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, математики и т.д., профессия – водитель, а специальность? … правильно – водитель троллейбуса, автобуса и т.д.

Классификация профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 2)

По предмету труда (типы) – на что направлен труд.

По целям труда (классы) – какова конечная цель труда.

По орудиям труда (отделы) – что использует, какой инструмент.

По условиям труда (группы) – где работает.

Начнём с характеристики типов профессий.

t1682473722aa.jpg

Типы профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 3)

Предмет труда – техника, а система «человек-техника» (Ч-Т)

Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

Предмет труда – человек, а система «человек-человек2 (Ч-Ч)

Это профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой.

Пример: экскурсовод, учитель, продавец, врач и др.

Предмет труда – животный и растительный мир, а система «человек – природа»

(Ч-П).

Это профессии связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.

Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.)

Это виды деятельности относятся к умственному труду.

Пример: бухгалтер, оператор ПК. Физик, кассир, верстальщик и т.д.

Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Х)

Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

- Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч – Т и Ч – Зн. Я не случайно задала такой вопрос, а в качестве примера взяла профессию инженера. На этом примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Классы профессий: (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 4)

Внутри типа профессия делится на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

Гностические («гнозис» - знание) (гн). Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

Преобразующие (пр). Цель – изготовить по образцу.

Изыскательские (из). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

Вернемся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трём. Надо учитывать специализацию.

Инженер-конструктор продумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Правильно, это изыскательская профессия.

Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.

Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдём к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 5)

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.;

с использованием машин с ручным и ножным управлением (м); пример: машинист, водитель;

с использованием автоматизированного оборудования (а); пример: оператор персонального компьютера;

с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актёры, дикторы и т.д.

- Попробуйте привести свои примеры.

- Молодцы, усвоили!

Группы профессий (ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 6)

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

труд в обычных бытовых условиях(об); пример бухгалтер, учитель и т.д.;

труд на открытом воздухе (о) пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

труд в необычных условиях (н); например: водолазы, шахтеры и т.д.:

труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи.

Продолжайте. Молодцы!

Педагог-психолог. Подведём итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Весь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу в малых группах. Попытайтесь составить формулу профессий.

Игра «Молекулы»

Педагог-психолог. Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведём игру «молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий. (Приложение 1)

- Для примера составим формулу профессии «профессиональный-боксёр»

Ч-Ч, пр, ф, мо.

- Теперь работайте сами. Время работы 10 минут.

- Ну что же, перейдём к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.

Упражнение «Формула профессии»

Педагог-психолог. Выполним следующее упражнение. Каждый из вас получит карточку Формула профессии. (Приложение 2)

- Внимательно прочитайте характеристики профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).

Педагог-психолог. Ребята к следующей нашей встрече вам нужно выполнить домашнее задание.

Домашнее задание

- Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их. (Приложение 3)

- Следующую нашу встречу мы начнём с обсуждения этого задания. Постараемся понять какая из профессий подходит вам.

Всем спасибо!

Ритуал прощания

Игра «Прощание»

Педагог-психолог. Ребята, встаньте в круг и положим руки на плечи друг друга. Приветливо посмотрите на друг друга и скажите «Спасибо, до свидания».






Приложение 1


Карточка № 1

Бухгалтер, токарь, актёр, учитель



Карточка № 2

Водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал)



Карточка №3

Пожарный, строитель, машинист, пианист




Карточка № 4

Военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог










Приложение 2

Формула профессии

Цели труда

Оценивать, проверять

Исследовать что-либо, делать открытия

Перевозить, перемещать людей грузы

Изготавливать какие-нибудь предметы

Учить, воспитывать, консультировать

Создавать произведения искусства

Руководить людьми

Обслуживать кого-либо или что-либо

Предмет труда

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Средства труда

Ручные

Механические

Автоматические

Компьютерные

Мышление

Голос, мимика, выразительные движения

Физические возможности организма

Органы чувств (обоняние, осязание, вкус, цветоразличие).

Условия труда

Бытовой микроклимат (класс, кабинет)

Помещения с большим числом людей (торговый, концертный, выставочный залы, вокзал, рынок)

Разъезды и командировки

Открытый воздух

Экстремальные условия (под водой, под землёй, в космосе, на высоте, в горячем цеху)

Работа на дому

Особые условия (лаборатория, пульт диспетчера, арена цирка, съемочная площадка)

Повышенная моральная ответственность

(Приложение 3)

Домашнее задание

Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их

Цели: __________________________________________________________

Предмет:_______________________________________________________

Средства:_______________________________________________________

Условия:________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали – подберите профессию, которая соответствует этим признакам.

Запишите её название: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________


Домашнее задание

Из подчеркнутых вами в предыдущем задании признаков профессий выберите самые привлекательные для вас (по одному из каждой группы) и запишите их

Цели: __________________________________________________________

Предмет:_______________________________________________________

Средства:_______________________________________________________

Условия:________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали – подберите профессию, которая соответствует этим признакам.

Запишите её название: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________















Список литературы

М.Ю. Савченко Профориентация. Личностное развитие.

Тренинг готовности к экзаменам

Г.В. Резапкина Психология и выбор профессии

М.А. Павлова Психогимнастические упражнения для школьников

Л.В. Свешникова Рефлексивные техники эмоционального состояния детей

Опубликовано в группе «Педагог-психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.