12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Арнгольд Галина Анатольевна57 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Россия, Рязанская обл., Рязань Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Фрагмент урока математики в 1 классе по развитию и оценке умения работать в парах.
Предмет: математика
Класс: 1
Учитель: Арнгольд Г.А.
Фрагмент урока математики в 1 классе
по развитию и оценке умения работать в парах.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому необходимо создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, самостоятельности учащегося.
Парная работа - это возможность и необходимость сочетать на уроке обучение и воспитание, строить взаимоотношения детей.
При организации работы в парах каждый ученик, не просто сидит на уроке, он мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и не всегда верное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога.
Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполненное задание и т. д. И мы пока находимся на первом этапе обучения работы в парах.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит и поможет.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, т.е. на любом этапе урока, и на любом виде урока.
Уроку предшествовали занятия по внеурочному курсу «Мир деятельности», на которых учащиеся познакомились с правилами работы в парах и потренировались с целью отработки первичных умений.
Цель педагогической работы по этой теме на уроке математики заключается в организации деятельности учащихся, направленной на закрепление и развитие умения работать в парах.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Как проверяется УУД |
Организационный этап. - Мы начинаем урок. Предлагаю вам выполнить упражнение "Попугай" - один говорит второй как можно быстрее повторяет, затем ученики меняются ролями (1 - дни недели, 2-осенние и зимние месяцы) Еще одно упражнение для разминки пальчиков. (Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). - Как вы думаете, а почему мы сейчас провели эти упражнения? - А что значит работать в парах? | Выполняют упражнения Будем работать в парах. Вместе выполнять одно задание, сообща, дружно. | Наблюдение, учебный диалог |
2. Актуализация знаний. Вступительная беседа. СЛАЙД - Посмотрите на доску. Витя и Дима выполнили задание в паре. - Какое задание они выполняли? - Они справились с этим заданием? - Почему вы так считаете? - Что бы вы им посоветовали? - Давайте вспомним правила работы в паре. СЛАЙД - После ваших советов мальчики снова выполнили задание. СЛАЙД Теперь они смогли договориться и правильно выполнить задание? - Они вам очень благодарны, что вы им напомнили правила работы в парах и помогли справиться с заданием. - Теперь ребята и вам предлагают поработать в парах. - Вы готовы? - Помните, что работать надо на общий результат. | Одинаково раскрасить бабочек. Нет Высказывают пожелания. Называют правила. Да Высказывают своё мнение, делают предположения Находят закономерность, объясняют, делают вывод. | |
3. Основной этап. Работа в парах на общем листе № 1 (Приложение 1) СЛАЙД Вам надо посчитать морских жителей и записать получившийся результат в квадратики. - Вам понятно задание? - Как вы его будете выполнять? - Кто справится, покажите свою готовность. - Кто уверен в правильности своего решения, хлопните 3 раза в ладоши. СЛАЙД - Проверьте свою работу (+), (?) - Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы! - Поблагодарите товарища. - Кто объяснит, как вы выполняли это задание! - Кто по-другому? - Кто-нибудь один выполнял задание без помощи товарища? - Вместе работали на общий результат. - Как мы обычно начинаем урок математики? СЛАЙД - А теперь я вам предлагаю выполнить такую математическую разминку тоже в паре. Нужно заселить домик недостающими числами. - Состав какого числа необходимо вспомнить? - Сначала договоритесь, как вы будете выполнять это задание. - Кто готов? СЛАЙД Предлагаю проверить задание по цепочке. Ставьте (+), (?) - Читайте примеры по-разному. - Какая пара выполнила задание без ошибок? Молодцы! Поблагодарите друг друга за работу и помощь. - Ребята, как вы думаете, для чего надо выполнять задания в паре, ведь можно было выполнить их самостоятельно? - А такую работу нужно проводить на уроках или не стоит? - Работу в парах можно проводить только на уроках математики? - А в жизни вам пригодится навык такого сотрудничества? | Вместе в паре Вместе поднимают руки «домиком» Проверяют свою работу по образцу (+), (?) -По очереди читали, считали, писали; -1 читал, 2 писал С повторения, с устного счета Состав числа 10 Благодарят друг друга. Высказывают своё мнение, делают предположения. | Самоконтроль и самооценка учащихся. Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог. |
4. Физкультминутка. СЛАЙД Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнение «Зеркало». А теперь посмотрите на меня. (Улыбнулись, тишина-жест, сели на место) | Один ученик делает движения, второй старается точно их повторить, затем меняются ролями. | Наблюдение |
5. Работа в парах на индивидуальных листах № 2. (Приложение 2) СЛАЙД - Витя и Дима попросили вас помочь им выполнить еще одно задание в паре. Согласны? - Это задание надо выполнить на отдельных листах. Задание 1: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке. Затем девочки взялись за руки и образовали круг. 1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки. - Подумайте, как правильно выполнить это задание. Советую вам отметить точкой имена Катя и Соня. - Еще раз внимательно прочитайте задание. - Сколько девочек должно оказаться между Катей и Соней? - Кто готов? - У кого другой вариант ответа? - Давайте проверим. Задание 2: Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами платья у девочек. -Кто справился? Покажите свои работы. | Высказывают своё мнение, делают предположения. Выходят девочки, строятся, потом встают в круг. | Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог. Самоконтроль и самооценка учащихся |
6. Итог урока. Рефлексия. -Я наблюдала, как вы выполняете работу. У всех получился результат. Поднимите руку. (На листе в правом нижнем углу поставьте 1, 2, 3, 4, 5) 1 -Кто сам раскрашивал, не слушая мнения товарища и не обращая внимания друг на друга. 2 -Кто в паре первым говорил, каким карандашом надо раскрашивать? 3 -Кто смотрел, как делает сосед и раскашивал точно так же? 4 -У кого возникли споры и разногласия при выполнении работы? 5 –Кто вместе принимал решение, договаривались при выполнении задания? Молодцы! -Я посмотрю ваши работы, проанализирую, а потом результаты вашей работы внесу в таблицу, где получится результат по классу и по каждому ученику. И, конечно же, сообщу вам результат вашей совместной работы и вашим родителям на родительском собрании. Мы еще только начинаем совместную работу и у нас еще все впереди. В дальнейшем нам предстоит более сложная работа в группах по несколько человек. - Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вам продолжить фразу… СЛАЙД СЛАЙД - А это задание давайте выполним все вместе. Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит. - Расшифруйте слово, которое я загадала. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя. СЛАЙД А теперь оцените работу своего соседа. На листе № 1 для парной работы нарисуйте смайлик. | Записывают № выбранного варианта. Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы. МОЛОДЦЫ! Благодарят друг друга за помощь и работу в паре. Оценивают работу своего соседа. | Самооценка учащихся и оценка своего партнера |
Комментарии.
Нельзя сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также меняется: становится более или менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда замечаешь трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой, урочной или внеурочной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
Вывод: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Коммуникативные УУД
Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на выяснение причин, надо разрешить ему работать отдельно, но вернуться к этой проблеме на следующих уроках.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства выполнения задания, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования или выполнения задания;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Литература
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник 1 класс.
– М.: Просвещение, 2016
Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Учебное пособие 1 класс.
– М.: Национальное образование, 2016
Ф.И. _____________________________ Ф.И.______________________________
Приложение 2.
Ф.И.______________________________________________
Задание: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке.
Затем девочки взялись за руки и образовали круг.
1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки.
2. Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами изображённых девочек.
PPTX / 4.66 Мб
Комментарии (12)
сменить сортировкуХорошего Вам вечера!