12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арнгольд Галина Анатольевна57
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Предмет: математика

Класс: 1

Учитель: Арнгольд Г.А.

Фрагмент урока математики в 1 классе

по развитию и оценке умения работать в парах.


Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. 

На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому необходимо создать оптимальные условия для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, самостоятельности учащегося.

Парная работа - это возможность и необходимость сочетать на уроке обучение и воспитание, строить взаимоотношения детей. 

При организации работы в парах каждый ученик, не просто сидит на уроке, он мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и не всегда верное, в парах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполненное задание и т. д. И мы пока находимся на первом этапе обучения работы в парах.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит и поможет.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, т.е. на любом этапе урока, и на любом виде урока.

Уроку предшествовали занятия по внеурочному курсу «Мир деятельности», на которых учащиеся познакомились с правилами работы в парах и потренировались с целью отработки первичных умений.

Цель педагогической работы по этой теме на уроке математики заключается в организации деятельности учащихся, направленной на закрепление и развитие умения работать в парах.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Как проверяется УУД

Организационный этап.


- Мы начинаем урок.

Предлагаю вам выполнить упражнение "Попугай" - один говорит второй как можно быстрее повторяет, затем ученики меняются ролями (1 - дни недели, 2-осенние и зимние месяцы)


Еще одно упражнение для разминки пальчиков.



(Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).


- Как вы думаете, а почему мы сейчас провели эти упражнения?

- А что значит работать в парах?




Выполняют упражнения





Будем работать

в парах.

Вместе выполнять одно задание, сообща, дружно.





Наблюдение, учебный диалог

2. Актуализация знаний. Вступительная беседа.

СЛАЙД

t1641845836aa.png

- Посмотрите на доску. Витя и Дима выполнили задание в паре. - Какое задание они выполняли?

- Они справились с этим заданием?

- Почему вы так считаете?

- Что бы вы им посоветовали?

- Давайте вспомним правила работы в паре.


СЛАЙД

t1641845836ab.png

- После ваших советов мальчики снова выполнили задание.


СЛАЙД

t1641845836ac.png

Теперь они смогли договориться и правильно выполнить задание?

- Они вам очень благодарны, что вы им напомнили правила работы в парах и помогли справиться с заданием.

- Теперь ребята и вам предлагают поработать в парах.

- Вы готовы?

- Помните, что работать надо на общий результат.



















Одинаково раскрасить бабочек.


Нет


Высказывают пожелания.


Называют правила.


















Да


Высказывают своё мнение, делают предположения


Находят закономерность, объясняют, делают вывод.


3. Основной этап.

Работа в парах на общем листе № 1 (Приложение 1)

СЛАЙД

t1641845836ad.png

Вам надо посчитать морских жителей и записать получившийся результат в квадратики.

- Вам понятно задание?

- Как вы его будете выполнять?


- Кто справится, покажите свою готовность.

- Кто уверен в правильности своего решения, хлопните 3 раза в ладоши.


СЛАЙД

t1641845836ae.png

- Проверьте свою работу (+), (?)


- Поднимите руки, у кого получилось верно. Молодцы!

- Поблагодарите товарища.

- Кто объяснит, как вы выполняли это задание!

- Кто по-другому?

- Кто-нибудь один выполнял задание без помощи товарища?

- Вместе работали на общий результат.

- Как мы обычно начинаем урок математики?


СЛАЙД t1641845836af.png

- А теперь я вам предлагаю выполнить такую математическую разминку тоже в паре.

Нужно заселить домик недостающими числами.

- Состав какого числа необходимо вспомнить?

- Сначала договоритесь, как вы будете выполнять это задание.

- Кто готов?


СЛАЙД

t1641845836ag.png

Предлагаю проверить задание по цепочке. Ставьте (+), (?)

- Читайте примеры по-разному.

- Какая пара выполнила задание без ошибок? Молодцы!

Поблагодарите друг друга за работу и помощь.


- Ребята, как вы думаете, для чего надо выполнять задания в паре, ведь можно было выполнить их самостоятельно?

- А такую работу нужно проводить на уроках или не стоит?

- Работу в парах можно проводить только на уроках математики?

- А в жизни вам пригодится навык такого сотрудничества?
























Вместе в паре


Вместе

поднимают руки «домиком»













Проверяют свою работу по образцу (+), (?)


-По очереди читали, считали, писали;

-1 читал, 2 писал


С повторения,

с устного счета






















Состав числа 10







Благодарят друг друга.



Высказывают своё мнение, делают предположения.



Самоконтроль и самооценка учащихся.



Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог.

4. Физкультминутка.

СЛАЙД

t1641845836ah.png

Предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнение «Зеркало».

А теперь посмотрите на меня.

(Улыбнулись, тишина-жест, сели на место)


Один ученик делает движения, второй старается точно

их повторить, затем меняются ролями.



Наблюдение

5. Работа в парах на индивидуальных листах № 2.

(Приложение 2)

СЛАЙД

t1641845836ai.png

- Витя и Дима попросили вас помочь им выполнить еще одно задание в паре. Согласны?

- Это задание надо выполнить на отдельных листах.


Задание 1: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке. Затем девочки взялись за руки и образовали круг.

1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки.


- Подумайте, как правильно выполнить это задание.

Советую вам отметить точкой имена Катя и Соня.

- Еще раз внимательно прочитайте задание.

- Сколько девочек должно оказаться между Катей и Соней?

- Кто готов?

- У кого другой вариант ответа?

- Давайте проверим.


Задание 2: Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами платья у девочек.

-Кто справился? Покажите свои работы.























Высказывают своё мнение, делают предположения.



Выходят девочки, строятся, потом встают в круг.



Наблюдение за взаимодействием и анализ результата, учебный диалог.



Самоконтроль и самооценка учащихся


6. Итог урока. Рефлексия.


-Я наблюдала, как вы выполняете работу. У всех получился результат.

Поднимите руку.

(На листе в правом нижнем углу поставьте 1, 2, 3, 4, 5)

1 -Кто сам раскрашивал, не слушая мнения товарища и не обращая внимания друг на друга.

2 -Кто в паре первым говорил, каким карандашом надо раскрашивать?

3 -Кто смотрел, как делает сосед и раскашивал точно так же?

4 -У кого возникли споры и разногласия при выполнении работы?

5 –Кто вместе принимал решение, договаривались при выполнении задания?

Молодцы!


-Я посмотрю ваши работы, проанализирую, а потом результаты вашей работы внесу в таблицу, где получится результат по классу и по каждому ученику.

И, конечно же, сообщу вам результат вашей совместной работы и вашим родителям на родительском собрании.

Мы еще только начинаем совместную работу и у нас еще все впереди. В дальнейшем нам предстоит более сложная работа в группах по несколько человек.


- Ребята, наш урок подходит к концу.

Предлагаю вам продолжить фразу…


СЛАЙД

t1641845836aj.png

СЛАЙД

t1641845836ak.png

- А это задание давайте выполним все вместе.

Под каждой буквой алфавита стоит число, которому эта буква принадлежит.

- Расшифруйте слово, которое я загадала.


Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Поднимите обе руки вверх, опустите себе на голову и погладьте себя.


СЛАЙД

t1641845836al.png

А теперь оцените работу своего соседа.

На листе № 1 для парной работы нарисуйте смайлик.

t1641845836am.png






Записывают № выбранного варианта.
























Высказывают своё мнение, анализируют, формулируют конечный результат своей работы.




































МОЛОДЦЫ!




Благодарят друг друга за помощь и работу в паре.


Оценивают работу своего соседа.







Самооценка учащихся и оценка своего партнера



Комментарии.

Нельзя сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также меняется: становится более или менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.

К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда замечаешь трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой, урочной или внеурочной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.


Вывод: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.


Коммуникативные УУД

Умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на выяснение причин, надо разрешить ему работать отдельно, но вернуться к этой проблеме на следующих уроках.


Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства выполнения задания, умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования или выполнения задания;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).


Литература

Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник 1 класс.

М.: Просвещение, 2016

Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Учебное пособие 1 класс.

М.: Национальное образование, 2016



Работа в паре. Приложение 1.

t1641845836an.gifФ.И. _____________________________ Ф.И.______________________________



Приложение 2.

Ф.И.______________________________________________


Задание: Первоклассницы Соня, Маша, Арина, Полина, Катя и Вика встали так, как показано на рисунке.


t1641845836ao.gif

Затем девочки взялись за руки и образовали круг.

1. Какая из девочек окажется между Катей и Соней? Подчеркни имя девочки.

2. Раскрась одинаково с соседом по парте цветными карандашами изображённых девочек.


Фрагмент урока математики в 1 классе (работа в парах)
PPTX / 4.66 Мб
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.01.22 в 16:08 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, благодарю за публикацию! Ваш материал будет полезен для коллег!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:14 1Ответить Пожаловаться
Дорогая Раиса Поликарповна, спасибо Вам большое за оказанную помощь и комментарии! :)
Фокина Лидия Петровна, 11.01.22 в 16:18 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:17 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, спасибо за комментарий! Рада, что работа оказалась полезной. И Вам удачи и творческих успехов!
Артеменко Елена Николаевна, 11.01.22 в 16:21 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, спасибо за интересный методический материал!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:22 1Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, добрый вечер! Рада, что работа понравилась!
Елена Ивановна Носкова, 11.01.22 в 17:07 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Галина Анатольевна, за интересную и познавательную разработку. Обязательно возьму для работы!!!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:32 1Ответить Пожаловаться
Добрый вечер, Елена Ивановна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда!
Журавлева Татьяна Анатольевна, 11.01.22 в 19:53 2Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Всё продумано, связано! Благодарю за качественную помощь коллегам, Галина Анатольевна!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 20:24 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Анатольевна, спасибо за комментарий и оценку моего труда!
Хорошего Вам вечера!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.