12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1046
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
9

Фрагмент урока по рассказу В. Осеевой «Печенье» с целью усвоения его нравственного содержания.

                                       Рассказ В. Осеевой «Печенье»                     (Приложение 1)

Тема рассказа: рассыпчатое, сладкое … печенье.

Идея рассказа: нужно думать всегда о близких людях, о тех, кто нас окружает, заботиться о них, учитывать их интересы.


Фрагмент урока по рассказу В. Осеевой «Печенье»

с целью усвоения его нравственного содержания.

1. Тема и цель урока.

Тема «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);


2. Место представленного фрагмента в структуре урока.

Работа с текстом по учебнику. (Этап «Анализ содержания прочитанного произведения») 

3. Задачи представленного этапа урока.

Задачи:

- способствовать более полному усвоению детьми содержания, деталей текста;

- добиваться осознания понимания прочитанного, его нравственной составляющей;

- учить приемам освоения информации, заложенной в тексте;

- помочь детям дать эстетическую оценку прочитанного;

- работать над развитием у учащихся над развитием универсальных учебных действий;

- знакомить с народными жанрами через пословицы, раскрывать их смысловую наполненность.


4. Оборудование (дается полное библиографическое описание используемых книг, прилагаются фотографии обложек, страниц книг).

1. Учебник: Ефросинина Л.А.. - Литературное чтение: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.- 2019.- ( «Начальная школа XXI век»; репродукция изображения «Вечернее чаепитие»

t1658038820aa.jpg t1658038820ab.jpg

t1658038820ac.jpgt1658038820ad.jpgt1658038820ae.jpg
2. Толковый словарик школьника Д.Н. Ушакова – СПБ.; Издательский дом « Литера»– 2008г- 96 л.

t1658038820af.jpg Стр. 92

ЭГОИСТ, -а, м. Человек, ставящий личные интересы выше общественных. 11 nрШl. эгоиети­ .. ' .. ческии, -ая, -ое эroиетичныи, -ая, -ое.

3. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка./ В.И. Даль под ред. Н. Г. Зайцева /ООО « Издательство Астрель» 2004г.

t1658038820ag.jpgt1658038820ah.jpg

4. Русские пословицы и поговорки для детей. Пор ред. В. А. Зацепина, Изд. «Белый город». -1998г.- 48 л.

t1658038820ai.jpg


5. Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Работа с текстом по учебнику.

- Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем о поступках героев.

Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их. Учитель читает слово

2) Анализ содержания прочитанного произведения.                

  1-я часть (первый абзац)

Учитель задаёт вопросы.

- Где происходит действие?

- Зачем собралась семья?   

- Для кого мама принесла печенье?

- Какое настроение было в семье сначала рассказа? Найдите в тексте и прочитайте



- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к тексту. Какому эпизоду она соответствует? Найдите и прочитайте его.


2-я часть (до слов «рассыпчатое, сладкое»)

- С какими словами обратился Миша к Вове?


-С какими словами обратился Миша к бабушке? (Найдите в тексте и прочитайте.


- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?




-Изменилось настроение у мамы и бабушки? (Найдите в тексте и прочитайте

- Как вели себя мама и бабушка? (Найдите в тексте и прочитайте


       3-я часть (до конца рассказа)

- Как вы думаете правильно ли разделили мальчики печенье?  


-А вы поступаете также?




-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?















Учитель обобщает ответы детей

- Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо.

- Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.



- Дополните своими словами характеристику мальчиков.



- Кто такой эгоист?

 (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д. Ушакова

Учитель просит открыть

«Толковый словарик» на стр. 92 и прочитать значение слова.

- А хотели бы вы иметь таких друзей?


- Можно ли назвать эту историю поучительной?

Чему она учит?



- Прочитайте пословицы на странице 27 учебника. Какая из этих пословиц подходит к рассказу «Печенье». Обсудите свой выбор с соседом по парте.

Есть совесть – есть и стыд.

Ему дали попробовать, а он всё съел.

- Ребята, давайте вспомним тему нашего урока

«Семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

-Это тоже пословица о семье.

- А как вы думаете в семье мальчиков помогают друг другу?

- По -вашему мнению у них дружная семья?

- Что могли сделать мальчики чтобы помочь маме и бабушке и стать дружной семьёй?




- Молодцы ребята, вы были внимательны при работе с текстом рассказа. Можете похвалить себя – погладьте себя по голове!


- Давайте вспомним ещё несколько пословиц о хорошей, дружной семье:

Согласную семью и горе не берёт.

Семья крепка ладом (дружно, мирно, по-хорошему, ладком)

(Толковый словарь В.И. Даля)

В хорошей семье хорошие дети растут.


Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными?

Учитель направляет рассуждения детей - что всем надо дать возможность исправить свой поступок, поведение и т.д.

- А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? 

Подумайте и сочините к этой истории хороший конец.

Это и будет ваше творческое задание. На следующем уроке мы послушаем ваши варианты окончания рассказа «Печенье».






Работа с классом по тексту.

Дети находят произнесенное учителем слово в тексте, прочитывают самостоятельно методом «жужжание».



Дети отвечают:

в квартире, на кухне, за столом и др.

ужинать, пить чай с печеньем

для всех

Дети находят нужный текст. Читают: Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол.


Дети рассматривают иллюстрацию в учебники и соотносят изображение с текстом в рассказе. Находят нужный отрывок и читают.



Ответы детей:

Дели по одному, сказал строго

(стараются прочитать эмоционально, выражая своё отношение к поступку)

Дети находят в тексте нужное предложение, читают: Бабушка, налей нам чаю!

Ответы детей: Слова Миши нельзя считать просьбой – он не сказал волшебное слово «пожалуйста», бабушка налей нам чаю! Он приказал бабушке налить чай! и др.

Дети находят в тексте нужное предложение, читают: За столом было тихо.

Мама и бабушка молчали.




Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи.

Ответы детей: Нет, я обязательно делюсь с мамой, папой. Я никогда не беру первым. Я спрашиваю разрешение можно ли взять. И др.

Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, маме и бабушке очень обидно и неприятно, что мальчики так себя повели.

Отвечая на поставленные вопросы дети испытывают положительный эмоциональный настрой- они так плохо никогда не поступят! У них ярче проявляется их отношение к героям рассказа, появляется осознание плохого поступка мальчиков, осознание скрытого смысла рассказа – плохие поступки огорчают близких.



Слова написаны на доске.

Вежливый   Жадный     Эгоист      Добрый  Бессовестный Невнимательный 

Ребята выбирают слова, которые, по их мнению, описывают героев и их поступок.

Ответы детей:

невежливые, невоспитанные, грубияны, жмотины (жарг.), плохие внуки, плохие сыновья и др.

Ответы детей: Не знаю.








Ребята открывают словарик на нужной странице и читают значение слова.


Ответы детей: нет, с такими дружить нельзя; они ничем не делятся; думают только о себе и др.


Да. конечно.

Надо обязательно делиться с близкими, не быть эгоистом, уважению к родителям.

Дети внимательно читают пословицы, рассуждают с соседом по парте и выбирают пословицу:

Ему дали попробовать, а он всё съел-

эта пословица подходит к рассказу – именно так и поступили мальчики, всё съели сами.



Дети читают тему, написанную на доске.



Мама и бабушка помогают. Мальчики – нет.

Нет. В дружной семье все помогают друг другу.

Ребята предлагают разные ситуации поступков мальчиков – могли помочь бабушке накрыть на стол, помочь испечь печенье маме, чтобы его было больше и хватило на всех и др.


Ребята с большим удовольствием выполняют просьбу учителя, получая удовлетворение от проделанной ими умственной работы.



Обсуждение пословиц с классом:

Дети рассуждают, высказывают своё мнение по каждой пословице, сравнивают и «примеряют» пословицы к своей семье, делятся своим жизненным опытом и др.



Ответы детей: мнения разделились – одни говорят могут, некоторые сомневаются.


Но в процессе обсуждения все приходят к мнению – что шанс есть – исправиться могут.




Ответы детей: Да, хотим!

Как интересно! А я уже придумал(а)

Можно я сейчас расскажу!

Творческое сочинительство вызывает у ребят положительные эмоции, желание поделиться своими придуманными рассказами.


Самоанализ фрагмента урока.

Во время проведения фрагмента урока поставленная цель была раскрыта и понята детьми. Присутствовало осознание того, что независимо от возраста необходимо оставаться добрым и порядочным человеком, не быть эгоистом.

Были использованы приёмы:

- приём моделирования способа деятельности для решения поставленных задач на этапе анализа содержания прочитанного произведения;

- приём постановки вопросов и заданий к тексту с целью усвоения нравственного содержания рассказа;

- приём выполнения в группах задания на понимание пословиц и коллективное обсуждение полученных результатов мыслительной деятельности ребят;

- проведено обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи рассказа;

- раскрыто нравственное значение слов - добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость.

Ребята укрепили свои знания отличать плохие поступки от хороших; давать им оценочные суждения; работать в парах; расширили свой словарный запас, познакомились с новыми словами; активно включались в творческую деятельность, рассуждая над значением и скрытым смыслом пословиц.



6. Список использованной методической литературы.

1.Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2004, №3.

2. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучение грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д. Мали – Пенза, Из- во ПГУ 2014

3. Методика обучения русскому языку и литературе: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред. Т. И. Зиновьевой. М. / Издательство Юрайт, 2016

4. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов / Под  ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,  ВЛАДОС, 1994 288 с.

5. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: книга для  учителя / Н. Н. Светловская. – 2­е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1991.­  206 с.  

6. Светловская Н.Н. Как обучать чтению, или Как разорвать замкнутый круг // Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. 2010, №3.


7. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства/ С.В. Плотникова, А.А. Краева Урал. гос пед. ун –т. Электон. дан. Екатеринбург, 2017.


Приложение 1

В. Осеева

«Печенье»

            Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

            Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

            Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

            Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

            Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 17.08.22 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Отличный ресурс!
Благодарю за разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.