12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малиновская Валентина Олеговна2149
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
16

Фрагменты истории музыкальной культуры: музыка древнейших цивилизаций и народов мира

Фрагменты истории музыкальной культуры: музыка древнейших цивилизаций и народов мира.

История музыки не содержит точных сведений о первобытной музыкальной культуре, так как единственный надежный способ сохранения образцов музыкального творчества, - музыкальная нотация, - появился сравнительно поздно. Поэтому судить о том, что было создано в древности можно лишь по косвенным источникам, как-то: живопись, исторические документы, мифология, материалы археологических раскопок и т. п.

Феномен музыки, её происхождение у всех народов древности было связано с легендами, . которые свидетельствовали о её божественном первоисточнике. Во множестве древних культур сложились мифы, связанные с музыкой и фигурами музыкантов. Так, в древнееврейской традиции, зафиксированной в Книге Бытия, упоминается сын Каина Иувал - «отец всех, играющих на гуслях и свирели» [Быт. IV: 20-23], его сестра Ноема (Прекрасная) - изобретательница стихов и песен. В древнем Египте богиню Исиду изображали с. музыкальным инструментом — систром. Она, а также богиня Хатхор считались покровительницами музыки, песен, плясок. В древней Греции сложилось множество мифов, связанных с музыкой, включая мифы об Аполлоне и музах, об Орфее, о Пане и т. д.

Музыкальные инструменты в культурном пространстве Древнего мира нередко олицетворяли собой атрибут божества, воплощение стихийных сил природы, «магические орудия». Графические и числовые символы во многом определяли особенности музыкального звука как теофании или боговосхождения, воплощаясь во внешнем виде инструментов, влияя на количество струн или отверстий, ладовые и пространственно-временные особенности звучания музыки.

Собственно же музыкально-историческое исследование музыки древности не дало сколь-нибудь существенных результатов в силу упомянутых выше причин. Мы располагаем довольно скудными сведениями об архаических музыкальных инструментах, и на основании дошедших до нас литературных трактатов и разрозненных фрагментов записей музыкальных текстов можем составить лишь некоторое весьма общее представление о древнейших музыкальных системах. В этой связи анализ культурно-исторических аспектов музыки до эпохи Средних веков, представленный в рамках настоящего пособия, носит обзорный характер.

К странам Древнего Востока принято относить государства, возникшие в период IV - II тыс. до н.э.: Египет, государства Междуречья, Сирию, Палестину, Индию и Китай. Они формировались около больших рек и постепенно становились носителями высокой культуры. Рабовладельческий строй, деспотическая власть правителя (фараона / царя / императора) и служителей культа освободили некоторую часть людей от физического труда. Это сделало возможным развитие науки и письменности, строительство величественных дворцов и сооружений культового назначения. Власть верховного правителя наделялась божественным статусом, и, как следствие, искусство должно было восславлять беспредельность этой власти, приближая владык к миру богов. Музыка служила двору и храмовому культу, придавая великолепие и пышность ритуалам и дворцовым церемониям. Это способствовало постепенной профессионализации искусства музыканта, труд которого был весьма почитаем. В то же время музыка имела бытовое назначение, сопровождая повседневную жизнь общества, воплощая эмоциональные состояния человека. Песни и танцы передавались из поколения и поколение, составляя часть обычной жизни. Так впервые обозначилось разделение искусства на народное и профессиональное.

Источник: http://studopedia.su/7_12472_I-muzikalnoe-iskusstvo-drevnevostochnih-tsivilizatsiy.html

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.