12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск

География 7  класс

Урок № 8

Тема урока:  Географическая оболочка

 

Дата проведения…………….

Цели и задачи урока:

1.Обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Мировой океан».

2.Дать понятие о биосфере

3.Сформировать представление о главных свойствах и закономерностях географической оболочки.

4.Учить учащихся общению, учить четко, выражать свои мысли и уважать мнение

 собеседника, развивать коллективистские качества  личности. Способствовать    

 развитию речи, воображения, фантазии, творчества школьников.

5.Развивать мышление, познавательную активность на уроке.

6. Способствовать экологическому воспитанию на уроке.

 

Оборудование: Физическая карта мира. Климатические пояса и области мира. Картины с изображением оболочек Земли.

Ход урока

I.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- И поговорим мы с вами сегодня о самой чудесной, замечательной планете Земля, на которой мы живем.

(слайд 1) Когда космонавты видят Землю с высоты нескольких десятки тысяч километров, она вызывает необыкновенные эмоции, восторги. Возникает ощущение, что она не так велика.

Но, красива! Неповторима!

(слайд 2,3,4,5,6) Не менее прекрасна Земля, когда видишь ее в привычной  обстановке, когда Вас окружают степные просторы, горы, зеленые холмы, леса и это небо с причудливыми облаками.

- Что же придает нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость?!

- Мы и поговорим на нашем уроке.

 

Тема урока: (слайд 7). «Закономерности географической оболочки»

 

Сегодня мы узнаем: (слайд 8)

·      Каковы  закономерности ГО, которые и придают нашей Земле такое разнообразие, уникальность и неповторимость.

·      Для раскрытия темы урока вам помогут необходимые материалы на вашем столе:  атлас, учебник, раздаточный материал в виде заданий.

·      А так как тема урока непростая, работать мы будем с географическим конструктором и маршрутной картой урока (лежат на столе учащихся), которые помогут вам легко запомнить новый и ранее изученный  материал урока.

·      В маршрутной карте урока есть необходимые схемы, подсказки, т.е. наши помощники в работе на уроке.

 

II.  Проверка знаний.

- Обращаемся к схеме №1 маршрутной карты урока.

- Прочитайте,  как называется эта схема?  («Взаимосвязь между оболочками»)

- А какие оболочки существуют на Земле? (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) (слайд 9)

- Между оболочками существует взаимосвязь, (это видно по стрелочкам), можно привести примеры взаимосвязей между оболочками. Сделать вывод, что благодаря взаимосвязям между оболочками   происходит развитие жизни на Земле.

- А как будет называться оболочка Земли, где происходит данная взаимосвязь? (географическая)  (слайд 9, левая кнопка мышки дополнит схему).

- Дополните вашу схему №1  в маршрутной карте кратким обозначением географической оболочки – ГО. Как у меня на доске  (слайд 9).

 

- Итак, давайте прочитаем эту схему. Что такое географическая оболочка? (это взаимосвязь между атмосферой, гидросферой, литосферой и биосферой)

- Географическая оболочка сплошная, но неоднородная. Это огромный ПК (природный комплекс) нашей планеты (слайд 10, но не весь показываем)

- Ребята, а что же  такое ПК? Обратимся к подсказке в схеме № 2 маршрутной карты урока.

-  Как называется эта схема? («Состав природного комплекса») Из каких компонентов природы состоит ПК? Назовите их? (слайд 10, левая кнопка мышки дополнит схему)

- Если ГО –  это ПК, а может ли муравейник являться ПК?

- А какие еще ПК вы можете назвать? (учащиеся приводят примеры: природная зона)

- Именно знание особенностей природной зоны поможет нам в раскрытии закономерностей ГО.

 

III.  Изучение нового материала.

·      Прежде чем изучить закономерности, обратимся к ГК (географический конструктор) (слайд 11), а также ГК лежит на столах. ГК состоит из условных символов, знаков данной темы (работа с ГК).

·      Рассмотрим первую закономерность – ЗОНАЛЬНОСТЬ.

·      Обращаемся к ГК, знак зональности.

·      Закон зональности был впервые предложен В.В. Докучаевым.

·      Рассмотрим один из факторов формирования зональности.  Для этого обратимся к атласу, карта «Природные зоны Евразии». Восточно-Европейская равнина.

 

Задание. Используя легенду карты необходимо назвать природные зоны равнины с севера на юг (учащиеся называют природные зоны). Изменяются ли ПК с широтой на равнинах? (да).           

Обращаемся к  маршрутной карте урока и ГК, чтобы построить логическую схему.

- Итак, что характерно для зональности? (изменение ПК) (слайд 12, левой кнопкой дополним схему). Учащиеся записывают в маршрутную карту «изменение ПК».

 -Как называется зональность, где происходит изменение природных зон на равнинах с изменением географической широты? (широтная зональность) (слайд 12, левой кнопкой еще раз дополним схему). Учащиеся записывают в маршрутную карту  «широтная зональность».

Вывод, что такое зональность, учащиеся зачитывают с маршрутной карты по схеме.

Зональность – изменение ПК – равнина (ГШ) – широтная зональность (слайд 12).

- Следующий фактор формирования проявления зональности, рассмотрим на примере горных систем: Гималаи, Альпы.  Физическая  карта мира.

-Какие горы самые высокие в мире? (Гималаи) в Европе? (Альпы) С помощью карты, какие горы расположены южнее (Гималаи), а какие севернее (Альпы)?

 -  (слайд 13) В каких горах будет  больше ПК? (Гималаи).  ПК рассматриваются снизу вверх, от подошвы  и  до вершины.

- Так отчего будет зависеть количество ПК в горах?

- Как называется зональность, когда изменяются ПК с высотой? (высотная поясность)

Обращаемся к маршрутной  карте урока и запишем этот фактор зональности в виде схемы.

Зональность – изменение ПК – горы (h) – высотная поясность (слайд 14, левая кнопка мышки дополнит схему).

Вывод. Зональность – это изменение ПК на равнинах – широтная зональность, в горах – высотная поясность.

- Рассмотрим вторую закономерность ГО – ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Задание. В тексте учебника, найдем определение, что такое целостность?

Целостность – это взаимосвязь и взаимозависимость компонентов ПК.

- С помощью ГК, запишем в маршрутной  карте урока схему, что характерно для целостности («взаимосвязь»).

Целостность – это взаимосвязь компонентов ПК (слайд 15, левая кнопка мышки дополнит схему).

- Что произойдет, если деятельность человека, не учитывает этот закон природы?

Задание.  С помощью текста в учебнике, найдем ответ на этот вопрос (уч-ся зачитывают ответ).

Схема «Природная зона» (слайд 15).

- У вас на столах лежит раздаточный материал с заданиями  №1 и №2.

Задание № 1. С помощью текста, определите взаимосвязь между компонентами ПК, в результате чего образуется ПК – как единое целое?

климат – почвы – растительность – животные  (слайд 15).

- Сделаем вывод, обращаясь к маршрутной карте урока. Что характерно для целостности? (взаимосвязь между компонентами ПК).

 

- Географический конструктор поможет нам назвать третью закономерность – РИТМИЧНОСТЬ.

- Периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени – называется ритмичностью.

- Из данного определения, что будет характерно для ритмичности?  (время)

 (слайд 16).

Обращаемся к ГК: знак ритмичности и времени записываем в маршрутной карте урока схему.

Ритмичность – время (слайд 16).

- С помощью данной схемы «Ритмы» (слайд 16) и в маршрутной карте урока, какие бывают ритмы? (суточные, годовые, многолетние)

Суточные – это вращение Земли вокруг своей оси, годовые – это вращение Земли вокруг  Солнца, многолетние обусловлены активностью Солнца и внутренними (эндогенными) процессами Земли.

- Для того, чтобы научиться правильно определять ритмы, выполним задание.

По рядам (группы): 1, 2, 3.

Задание № 2. Дается текст с ритмами Земли. 1-ая группа – суточные, 2-ая группа – годовые, 3-я группа – многолетние. Каждая группа выбирает примеры своих ритмов.

- Проверяем выполнение (каждая группа зачитывает).

- Ритмика – форма своеобразного «дыхания»  целостной  географической оболочки.

- Таким образом,  мы с вами выяснили закономерности ГО. Назовите их.

 

IV.  Закрепление изученного материала.

·      Чтобы научиться определять закономерности ГО, выполним следующие задания (слайд 17,18,19).

·      И еще одно задание на проверку усвоенного материала.

·      Тест «Проверь себя».  Внимательно читайте вопросы и отмечайте правильный ответ.

·      Проверяем выполнение теста. Ключ (слайд 20). Взаимопроверка. Оценка.

 

 

Подведем итог урока (слайд 21).

 

1. Благодаря каким трем закономерностям формируется ПК? (зональность, целостность, ритмичность).

2. Что характерно для зональности, целостности, ритмичности? (уч-ся используют маршрутную карту урока и зачитывают выстроенные логические схемы).

Выйти на взаимосвязь между закономерностями можно, если провести игру «Шкатулка».

- Ребята, у меня в руках шкатулка, в которой лежит полезное ископаемое, с помощью которого ученые сделали вывод о том, что на материке Антарктида существовала много лет назад пышная растительность и теплый климат. Что это за полезное ископаемое? (каменный уголь). Как взаимосвязь между закономерностями повлияла на изменения  ПК Антарктиды?

 

3.  А для этого сделаем самый  главный вывод  (слайд 22).

ГО= ПК

- Именно, благодаря этим закономерностям, в природе происходят изменения, изменения – это развитие географической оболочки (жизни), а развитие жизни делает нашу планету уникальной, разнообразной и неповторимой.

 

- И в заключении домашнее задание творческого характера (слайд 23).

 

Домашнее задание: читать параграфы 13-15

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.