12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мишечкина Алла Олеговна18 |
География Брянского края
Пояснительная записка к рабочей программе по географии Брянского края в
6 классе
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой. Программа реализована в учебнике географии, выпущенном Издательским центром « Курсив»: Ахромеев Л. М., Шарапаев И. В., Демихов В.Т., Данилов Ю.Г. Учебник данной линии прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивают освоение образовательной программы основного общего образования.
Главные цели состоят:
систематизация знаний о природе родного края;
актуализация знаний и умений школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
научить применять знаний о природе Земли при изучении природы своей местности;
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры);
развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Изучение географии Брянского края в основной школе призвано обеспечить:
создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Планируемые результаты освоения курса географии Брянского края:
Изучение географии Брянского края даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства Брянского края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям Брянской области
Метапредметными результатами являются:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цельучебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
В области предметных результатов реализуются следующие задачи:
Научить составлять описание физико-географического положения Брянской области;
Изучить особенности геологического строения и рельефа Брянской области;
Описать особенности погоды и климата Брянской области;
Наносить на контурную карту реки, озёра, искусственные водоёмы;
Уметь описывать особенности растительного и животного мира области;
Рассмотреть ландшафты и охраняемые территории Брянской области;
Изучить экологическую обстановку на территории Брянской области.
Содержание учебного предмета
Введение -1ч.
Физико-географическое положение.
Геологическое строение и рельеф -3 ч.
Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф.
Пр.р.№1 «Составление профиля местности по топографической карте».
Погода и климат – 4 ч.
Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.
Пр.р. №2 «Анализ климата своей местности».
К.р.№1 « Физико- географические особенности Брянской области».
4. Воды- 2ч.
Реки. Озёра и искусственные водоёмы. Болота и подземные воды.
Пр.р. №3 «Воды Брянской области».
5.Почвы, растительный и животный мир.
Почвы. Растительный мир. Животный мир.
Пр.р. №4 « Особенности растительного и животного мира Брянской области».
Ландшафты и охраняемые территории.
Естественные и антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты.
Пр.р. № 5 «Ландшафты Брянской области».
Экология и население.
Современная экологическая обстановка. Население и города.
К.р. №2 «География родного края».
Рабочая программа на изучение географии Брянского края в 6 классе отводит 0,5 часа в неделю. Всего 17 часов, из них уроков контроля – 2.
Тематическое планирование
№ | Тема, раздел программы | Кол-во часов | Из них часов на | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение. | 1 | | |
2. | Геологическое строение и рельеф | 3 | 1 | |
3. | Погода и климат | 4 | 1 | 1 |
4. | Воды | 2 | 1 | |
5. | Почвы, растительный и животный мир. | 3 | 1 | |
6. | Ландшафты и охраняемые территории. | 1 | 1 | |
7. | Экология и население. | 3 | | 1 |
Календарно – тематическое планирование
Тема, раздел программы и количество отводимых часов на изучение | |||||||||||||||
№ | Тема, практическая работа | Тип урока | Кол-во часов | Элементы обязательного минимума содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
1.Введение – 1. | |||||||||||||||
1. | Физико-географическое положение. | Урок «открытия нового знания» | 1 | План описания ФГП. ФГП Брянской области. | Знать историю образования области, ее крайние точки. Уметь определять геогр. координаты, рассчитывать расстояния на карте. | П.1 | | ||||||||
2.Геологическое строение и рельеф – 3ч. | |||||||||||||||
2. | Особенности геологического строения. | Урок «открытия нового знания». | 1 | Земна кора. Платформа. Минералы и горные породы. | Знать основные тектонические структуры. Уметь анализировать тектоническую и геологическую карты. | П.2 | | ||||||||
3. | Полезные ископаемые. | Урок рефлексии. | 1 | Полезные ископаемые. Использование полезных ископаемых. | Знать закономерности размещения полезных ископаемых. Уметь показывать на карте основные месторождения РФ, объяснять их размещения. | П.3 | | ||||||||
4. | Рельеф. Пр.р.№1 «Составление профиля местности по топографической карте».
| Урок методологической направленности. | 1 | Процессы формирующие рельеф области. Формы рельефа Брянской области. | Знать особенности рельефа, размещение основных форм; объяснять связь рельефа со строением литосферы. | П.4 | | ||||||||
3.Погода и климат - 4 ч. | |||||||||||||||
5. | Особенности климата. | Урок «открытия нового знания». | 1 | Климатические пояса. Типы климата. Климатические условия. | | П.5 | | ||||||||
6. | Сезоны года. | Урок «открытия нового знания». | 1 | Сезоны года на территории Брянской области. | Знать показатели, характеризующие сезоны года. | П.6 | | ||||||||
7. | Особенности погоды. Пр.р. №2 «Анализ климата своей местности». | Урок рефлексии. | 1 | Погода. Погода в Брянской области. Показатели погоды. | Уметь приводить примеры типов погод. Определять направление ветра. Строить графики хода температур, разу ветров. | П.7 | | ||||||||
8. | К.р.№1 « Физико - географические особенности Брянской области». | Урок развивающего контроля. | 1 | | | | | ||||||||
4.Воды – 2 ч. | |||||||||||||||
9. | Реки. Озёра и искусственные водоёмы. | Урок «открытия нового знания». | 1 | Крупнейшие реки. Река, речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки. Озеро (сточное и бессточное). | Знать важнейшие особенности рек, их характеристики. Знать типы озёр, их распространение. | П.8,9 | | ||||||||
10. | Болота и подземные воды. Пр.р. №3 «Воды Брянской области». | Урок методологической направленности. | 1 | Болота (низинные, переходные, верховые), грунтовые и межпластовые воды. | Знать типы болот. Знать, какие типы болот преобладают на территории Брянской области. Уметь приводить примеры болот. | П.10 | | ||||||||
5.Почва, растительный и животный мир – 3 ч. | |||||||||||||||
11. | Почвы. | Урок «открытия нового знания». | 1 | Почва. Факторы формирования почв. Типы почв Брянской области. | Знать типы почв, их особенности. Уметь называть и показывать объекты. | П.11 | | ||||||||
12. | Растительный мир. | Урок рефлексии. | 1 | Природные зоны Брянской области. Лесообразующие породы. Растения «Красной книги». | Знать факторы определяющие облик и видовое разнообразие растительного мира Брянской области. | П.12 | | ||||||||
13. | Животный мир. Пр.р. №4 « Особенности растительного и животного мира Брянской области». | Урок методологической направленности. | 1 | Виды животных Брянской области. Животные занесённые в «Красную книгу». | Знать о видовом разнообразии животного мира Брянской области. Уметь показывать по карте ареалы распространения определённых видов животных. | П.13 | | ||||||||
6.Ландшафты и охраняемые территории – 1 ч. | |||||||||||||||
14. | Естественные и антропогенные ландшафты. Охраняемые природные территории и объекты. Пр.р. № 5 «Ландшафты Брянской области». | Урок методологической направленности. | 1 | ПК, естественные ландшафты ,антропогенные ландшафты,государственный заповедник «Брянский лес». | Знать о разнообразии ПК, взаимовлиянии всех компонентов природы. Уметь приводить примеры антропогенного воздействия на природу. | П.14 | | ||||||||
7.Экология и население – 3 ч. | |||||||||||||||
15. | Современная экологическая обстановка. | | 1 | Экология. Возобнавляемые и невозобнавляемые природные ресурсы. | Знать экологические проблемы Брянской области. Знать о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. | П.15 | | ||||||||
16. | Население и города. | | 1 | Древние города Брянской области. Крупнейшие города. | Знать народы, проживающие в области, известных людей области. Уметь показывать на карте крупнейшие населённые пункты. | П.16 | | ||||||||
17. | К.р. №2 «География родного края». | | 1 | | | П.17 | |