12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Арканова Елена Ивановна84

Тема: Глобальные проблемы человечества - сырьевая, энергетическая, экологическая. Роль химии в их решении.

Цель занятия:

Обобщить сведения о глобальных проблемах человечества и способах их решения. Продолжить формирование умения соотносить свое реальное поведение в мире природы к существующим нуждам и экологическим проблемам планеты

Задачи:

Образовательные: создать условия для изучения основных характеристик глобальных проблем: суть, классификации факторов влияния, свойства и способности к саморегуляции, практическое решение

Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, развивать интерес к экологии, опираясь на интерес к другим учебным предметам (метапредметные связи).

Воспитательные: развитие чувства ответственности за порученное дело, прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, классная доска

Форма проведения работы

Групповая работа

Индивидуальная работа

Тип занятия: комплексного применения знаний

Методы:

Словесные (элементы беседы, рассказ).

Наглядные (показ, работа с опорным конспектом, таблицей).

Практические (разработка примеров решения глобальных проблем).

Реализуемые педагогические технологии: технология с использованием активных методов обучения, педагогика сотрудничества и товарищеской взаимопомощи

Ход занятия

1. Организационный момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния и готовности работать.

Нельзя допустить, чтобы люди направляли

на своё собственное уничтожение те силы природы,

которые они сумели открыть и покорить.

Фредерик Жолио-Кюри.

2. Сообщение целей занятия. Мотивация.

Вводное слово: Сегодня я сначала зачитаю вам историческую справку, а вы попробуйте сформулировать ее суть и тему нашего занятия, поставите перед собой задачи, как именно вам пригодятся те знания, которые вы сегодня получите!

Это может вас заинтересовать

1968 г. По инициативе итальянского экономиста, Арурелио Печчеи ( 1908-1984) возник Римский клуб. Это международная неправительственная организация, выдвинувшая программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основы человеческого существования.
1972 г. – Первая Всемирная конференция по окружающей среде, Стокгольм. Принятие декларации на основе сохранения природных богатств для будущих поколений. Была образована Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и установлен Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня).
1982 г. – принятие Всемирной хартии природы (37 сессия Генеральной Ассамблеи ООН) –основные принципы взаимоотношений человечества с окружающей природной средой.
1983 г. – создание Международной комиссии по окружающей среде и развитию.
1987 г. –доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», в котором поднимается вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации.
^ 1992 г. – Всемирная Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро. Задача – разработка основных принципов согласованных действий с целью предотвращения экологического, социального и экономического кризиса. Всем странам дано разработать национальные программы перехода к устойчивому развитию

^ 2002 г. – Всемирный саммит по проблемам устойчивого развития, Йоханнесбург. Принимаются «План действий и «Политическая декларация».
2005 г.ЮНЕСКО объявило 2005 – 2014 гг. десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
2008 г. – Объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом планеты Земля

Преподаватель: По существу, речь идёт о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех живых организмов на Земле. Какова сегодняшняя тема? Сформулируйте ее.
 

3. Изучение новой темы. По ходу объяснений преподаватель на доске, а обучающиеся у себя в тетрадях делают опорный конспект:

Вводное слово преподавателя, актуализация темы.

Все организмы стремятся к увеличению численности своего вида. В природе их количество регулируется достаточностью пищевого ресурса, пищевыми цепями. Человек в результате овладения огнём, организации социума, развития науки и техники, осуществления сельскохозяйственной и промышленной революций, казалось бы, преодолел это ограничение. Именно это и породило опасность мировой катастрофы

- В чем заключается мировая глобальная катастрофа, о каких основных проблемах шла речь в документах?

(Экологические, энергетические и сырьевые проблемы)

- Конечно круг этих проблем намного шире, вот сегодня мы и постараемся их изучить и найти им решения.

Обучающиеся записывают тему, формулируют задачи занятия и выделяют проблемы

Стадия вызова.

Определение термина

- Для начала необходимо дать определения термину: экологическая проблема

это реально, а не умозрительно существующий перечень основных экологических бедствий, все сильнее давящий на биосферу ( по Вернадскому)

-В чем же противоречие между планетой и человечеством?

К сожалению, неконтролируемый рост потребления, за которым часто не поспевает совершенствование технологий производства, во многих странах породил немало проблем. Природа испытывает непосильные для нее "нагрузки" на среду обитания, которые создает человек. Если потребление все новых и новых материалов будет возрастать теми же темпами, а технологии изготовления этих веществ будут оставлять на Земле горы отходов, то природа отплатит за это изменением климата, прекращением плодоношения земли, непредсказуемыми генетическими изменениями самого человека, исчезновением многих видов зверей, птиц, рыб, растений.

- Как видим это как раз отражает все три вида проблем – сырьевую (недостаток сырья для производства), энергетическую (недостаточное количество энергоносителей) и экологическую ( отработанный материал и отходы)

Обучающиеся предлагают варианты и записывают правильные в тетрадь

Задача этапа: актуализация ранее полученных знаний, подготовка к восприятию нового учебного материала

- Чтобы избежать в будущем серьезных неприятностей, люди должны постоянно искать способы так производить нужные им вещества, чтобы при этом не разрушалась окружающая среда. И еще нужно постоянно изобретать все более и более эффективные материалы взамен старых, создававших проблемы. Надо придумывать способы их безотходного производства, разумно использовать невосполняемые источники сырья, научиться перерабатывать отходы промышленности и жизнедеятельности. Причем это нужно делать так, чтобы человечество не теряло достигнутых возможностей наслаждаться полноценной жизнью.

-Как этого достичь?

-И здесь опять решающее слово за химией.

Нашу планету можно сравнить с могучей химической “машиной”. На поверхности Земли и в ее недрах постоянно происходят сложнейшие химические превращения. Как работает эта “машина”? Каким образом поддерживаются условия для ее бесперебойной работы? Как на протяжении миллиардов лет Земле удается сохранить примерно постоянную (и наилучшую!) температуру для протекания сложных химических реакций? Почему содержание газа кислорода в атмосфере Земли сохраняется неизменным (причем с точностью до процента!) последние полмиллиарда лет?

Принято считать, что на Земле кислород продуцируют зеленые растения, но ведь в разные эпохи существования планеты растительный мир Земли менялся разительно! Кстати, ученым удалось выяснить, что при повышении доли кислорода в атмосфере всего на 3% лесные пожары опустошили бы сушу (в этом случае горит даже мокрая трава и лес под дождем!). Таких катастроф на Земле пока не происходило. Но где он - этот таинственный регулятор состава атмосферы? Будет ли повышаться содержание в атмосфере углекислого газа или тот же регулятор справится с ним? Не может ли человек своими неосторожными действиями поломать этот регулятор? Это лишь малая часть вопросов, на которые современная химия в содружестве с биологией упорно ищет ответы.

 

Стадия осмысления

Эвристическая беседа

- Сейчас у концепции устойчивого развития нет разумной альтернативы. В настоящее время всё заметнее, что развитие экономики с нарушением экологических законов меняет условия существования жизни любых организмов. Это очень сложный процесс. Он может быть охарактеризован многочисленными индикаторами:

В области окружающей среды это:
степень использования продукции фотосинтеза, включая её потери как неизбежные, так и предотвращаемые, альтернативные, сокращение потерь энергии;

прирост или сокращение площадей земного пространства, не нарушенных хозяйственной деятельностью;
— отслеживание прироста или истощения природных ресурсов: обрабатываемых земель, пресной воды, минерального сырья, растений и животных;
— оценка риска загрязнения природных сред;
— динамика биоразнообразия;
— изменения в составе атмосферы и состояние озонового слоя.

^ В области экономики это:
уменьшением материало- и энергоёмкости изделий и процессов;
— перестройка экономики в целях соблюдения законов природы;
— совершенствование технологии, уменьшение отходов, их переработка и захоронение;
— увеличение доли вечных и возобновляемых источников энергии в общем энергетическом потреблении.

^ В области социальной сферы:
численность народонаселения;
— рождаемость и смертность, продолжительность жизни, здоровый образ жизни;
— доступ к реальной информации о состоянии экологии планеты;

показатели влияния окружающей среды на здоровье людей;
— уровень социальной активности граждан в решении эко проблем.

Отвечают на вопрос

(Способствует формированию мировоззрения )

Записывают примеры

Работа в группах

Сейчас предлагаю сообща, всем вместе, исполнить роль депутатов заксобрания или президентов стран

(выбирайте любую роль), заполнить табличку с позиции человека, чье решение имеет в решение данных проблем существенную роль:

Проблема

Характеристика

Решение

Социальные и сырьевые аспекты в решении проблем экологии

Международное
сотрудничество

Между всеми странами мира должны существовать отношения партнёрства и сотрудничества по вопросу охраны окружающей среды.

Внедрение правовых норм по охране биосферы в законодательную единую систему всех стран планеты и безукоснительное их соблюдение

Население
и устойчивость

Растущее население мира и расширяющееся производство в сочетании со структурами потребления, которые не обеспечивают устойчивости, ведут к росту нагрузки на воздух, почву, воду и другие необходимые ресурсы.

Страны должны иметь представление о своих национальных возможностях по жизнеобеспечению населения. Условия – это способность имеющейся базы природных ресурсов удовлетворять потребности людей

Защита и улучшение
здоровья людей

Изучение и контроль состояние здоровья населения страны

Состояние здоровья зависит от здоровой окружающей среды, включая безопасную пищу, воду и воздух.

Борьба
с бедностью

Политика экономического развития бедных стран

Каждой стране нужна программа для ликвидации причин бедности: неграмотности, недостаточного медобслуживания и нехватки рабочих мест

Изменение структур
потребления

Чрезмерное потребление и расточительный образ жизни наиболее богатой части человечества. В то же время беднейшая часть населения не в состоянии удовлетворять свои потребности

При этом необходимо найти пути, позволяющие обеспечить правильное перераспределение потребления с богатой части населения на бедную часть

Урбанизация

В городах проявляются экологический и экономический кризис. Следует обеспечить питьевой водой, санитарию и уборку мусора. Опираться на использование местных материалов, энергетически эффективные проекты

Для уменьшения миграции населения в большие города правительства должны улучшить условия жизни в сельских районах, поощрять развитие городов среднего размера, предоставить рабочие места и жильё

Экологический аспект в решении проблем экологии

Рациональное использование земельных ресурсов и почв

Плодородие почвы снижается вследствие водной и ветровой эрозии, а также биологической, химической и физической деградации.

Снизить чрезмерное пастбищное животноводство, исчезновение лесных массивов, сельскохозяйственную деятельность

Защита
атмосферы

Наша атмосфера во всё большей степени испытывает воздействие газов, вызывающих парниковый эффект и грозящих изменению климата, уменьшению озонового слоя. Эти вещества вызывают кислотные дожди, наносят вред почве и воде.
Главный источник выбросов в атмосферу – это предприятия энергетики

Борьба с выбросами в атмосферу будет зависеть от повышения эффективности производства, создания экологически безопасных энергетических систем.
В промышленности должны эффективно использоваться материалы и ресурсы, устанавливаться оборудование, контролирующее загрязнение окружающей среды, снижающее количество отходов

Борьба с уничтожением лесов

Леса источник древесины, топлива. Роль в сохранении почвы и воды, атмосферы и биологического разнообразия растительного и животного мира.
Ныне леса оказались под угрозой неконтролируемого исчезновения Леса страдают от пожаров.

Для сохранения лесов правительствам стран следует разработать программы национальных действий для устойчивого развития лесов, создать или расширить системы охраняемых территорий

Борьба с опустыниванием и засухой

Опустынивание – это процесс ухудшения почвы, вызванный изменениями климата и деятельностью человека. Деградация пастбищ, падение производства продуктов питания.

Одним из главных способов борьбы с опустыниванием является посадка деревьев, кустарников и трав, способных задерживать воду и поддерживать качество почвы

Сохранение биологического разнообразия

Биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильём, лекарствами. Сокращение биоразнообразия происходит из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды

Для сохранения биоразнообразия нужны действия, направленные на сохранение и поддержку генетического фонда растений, животных и микроорганизмов для сельского хозяйства и здравоохранения, благополучия людей и охраны окружающей среды.

Защита и рациональное использование океанов

На состояние океанов оказывают всё большее влияние загрязнения, чрезмерный вылов рыбы. Города, промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, туризм, сточные воды, химические вещества, мусор и пластмассы, металлические отходы, радиоактивные и ядовитые вещества, нефть и нефтепродукты.

Глобальный план борьбы с загрязнением морей и океанов

Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды

Во многих частях света наблюдается нехватка питьевой воды. Причины- загрязнением сточными водами и промышленными отходами, исчезновением лесных массивов

 

Энергетический аспект в решении проблем экологии

Повышение безопасности использования токсичных химических веществ

В настоящее время в экономической сфере используется 100 000 химических веществ. Нет данных, для оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды.

Не достигнуто также всеобщее соглашение о торговле токсичными и опасными продуктами

Сокращение и удаление твёрдых отходов, очистка сточных вод (Замкнутый цикл произ-тва)

Быстрое увеличение объёмов бытовых отходов и сточных вод создает угрозу здоровью человека и окружающей среде.

Предотвращение образования отходов путём изменения образа жизни, характера производства и структуры потребления.

Захоронение радиоактивных отходов (безотходное производство)

Переработка и хранение радиоктивных отходов производства

Учитывая потенциальную опасность нужно обеспечить их захоронение, транспортировку, а также сведение к минимуму объёмов их выработки

Альтернативные источники энергии

Ветряки используют передвижение воздушных масс, гидроустановки – течение воды, солнечные батареи – энергию солнца, отходы жизнедеятельности животных - энергию распада органических веществ

Разработка и внедрение в жизнь альтернативных источников энергии по всем странам

Роль молодежи в развитии концепции охраны биосферы планеты

Молодёжь составляет почти треть населения планеты. Для успешного достижения целей крайне важно, чтобы молодёжь играла активную роль в защите окружающей среды и развития общества.

Программа развития должна гарантировать молодёжи безопасное будущее и благоприятную для здоровья окружающую среду, более высокий жизненный уровень, образование и работу.

Консультации преподавателя

Работа с источниками информации

Творческие задачи:

Знаете ли вы, что…

1.Бензин обладает отравляющим действием на организм человека, в 1кг его содержится 0.82г тетраэтилсвинца. Он является мутагеном.

Нельзя мыть бензином руки и отсасывать бензин из бака автомобиля ртом через шланг!!!!

2.В выхлопных газах более 200 опасных веществ

3.Автомобиль потребляет в 45 раз больше воздуха чем человек.

4.При сжигании топлива образуется сажа, в которой образуется бензопирен - канцерогенной вещество, вызывающая образование злокачественных опухолей.

5.Бензол и его производные -это вещества токсичные и канцерогенные.

6.Угарный газ вызывает отравления, образуя стойкие соединения с гемоглобином крови.

7.Метан может быть причиной взрывов в шахтах и жилых домах, на газопроводах и железных дорогах.

8.Рассматривается вопрос замены бензина на более экологическое топливо.

9.В Бразилии есть автомобили, работающие на этиловом спирте, который получают из отходов переработки древесины и сахарного тростника.

I0. Каменный уголь, нефть, природный газ:

-Сгорая выделяют углекислый газ, оксиды азота и серы и т.д.

-Кислотные дожди

-Парниковый эффект

-Выбросы нефтепродуктов – загрязнители

-Синтетические и искусственные органические вещества не уничтожаются природой.

11. Н2СО3 страшно ядовита, хотя имеет очень приятный вкус и входит в состав шипящих напитков.

Решают вместе

Домашнее задание

Предлагаю дома выработать свою концепцию по решению этих 3 глобальных проблем с помощью химии:

Экологическая проблема

Энергетическая

проблема

Сырьевая

проблема

С помощью закона

   

С помощью химии

   

Сделайте шарж на нашу планету, как ей с нами нелегко

Оформить в виде схемы или таблицы

Вывод:

Заключительное слово

- Среди окружающих вас предметов многие состоят из веществ, не существующих в природе в готовом виде и полученных на химических производствах. Назовите хотя бы пять из них.

В 1944г. В.И. Вернадский в работе «Несколько слов о ноосфере» писал:

«В истории планеты наступил критический момент огромного значения,

подготовлявшийся миллиарды лет, глубоко проникший в миллионы поколений»; «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли»

 

Проверка знаний

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

« ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Часть 1.

Какие процессы в биосфере приводят к усилению парникового эффекта?

1). Усиление дыхания животных и растений

2). Распыление на полях удобрений

3). Накопление в атмосфере углекислого газа

4). Массовый вылов продуктов моря

Истощение многих природных ресурсов считают свидетельством глобального экологического кризиса. Так как:

1). Нарушается плодородие почвы

2). Они не возобновляемы

3). Разрушаются естественные экосистемы

4). Горнодобывающая промышленность загрязняет окружающую среду

Усилению парникового эффекта в биосфере способствует:

1). Появление озоновых дыр в атмосфере

2). Опустынивание земель

3). Массовая вырубка лесов

4). Развитие промышленности и транспорта

Уменьшение биоразнообразия планеты считают свидетельством глобального экологического кризиса, так как живые организмы:

1). Способны изменять структуру почвы

2). Важное звено круговорота веществ в биосфере

3). Являются носителями наследственной информации

4). Способны к воспроизводству

Глобальной экологической проблемой для современного человечества можно считать:

1). Строительство электростанций на реках

2). Нарастание парникового эффекта

3). Активное расселение людей по планете

4). Накопление в почве органических веществ

Наиболее важной причиной сокращения численности большинства видов животных, растений и грибов в современную эпоху является:

1). Изменение погодных условий

2). Нарушение их местообитаний

3). Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере

4). Пониженное содержание азота в атмосфере

Об угрозе глобального экологического кризиса в настоящую эпоху свидетельствует:

1). Перевыпас скота на пастбищах

2). Усиление вулканической деятельности

3). Сокращение биоразнообразия планеты

4). Повышение влажности атмосферы планеты

Свидетельством угрозы глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать:

1). Усиление вулканической деятельности

2). Разлив рек при строительстве электростанций

3). Перевыпас скота на пастбищах

4). Загрянение среды отходами производства

О глобальных нарушениях в биосфере в настоящее время свидетельствует:

1). Усиление вулканической деятельности

2). Увеличение числа землетрясений

3). Общее ухудшение здоровья людей

4). Изменение возрастной структуры населения

В целях сохранения биоразнообразия дикорастущих растений человек:

1). Использует ресурсы Мирового океана

2). Создаёт национальные парки

3). Проводит селекционную работу

4). Увеличивает площади агроценозов

Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху-

1). Небольшая продолжительность их жизни

2). Сезонные изменения в жизни растений

3). Их гибель от насекомых-вредителей

4). Изменение человеком их среды обитания

Для предотвращения нарушения человеком равновесия в биосфере необходимо:

1). Повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2). Увеличить продуктивность биомассы экосистем

3). Учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4). Изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

«Парниковый эффект» связан с накоплением в атомосфере Земли:

1). Углекислого газа 2). Кислорода 3). Азота 4). Инертных газов

Повышение температуры нижнего слоя атмосферы, наблюдаемое в настоящее время, получило название:

1). Энергетического кризиса 3). Парникового эффекта

2). Кислотных дождей 4). Экологического кризиса

Причиной кислотных дождей служит увеличение концентрации в атмосфере:

1). Паров воды 2). Инертных газов 3). Сернистого газа 4). Аммиака

К невосполнимым энергетическим ресурсам на Земле относится:

1). Нефть 2). Торф 3). Древесина 4). Ветер

К последствиям накопления в атмосфере оксидов серы относят:

расширение озоновых дыр

парниковый эффект

3). Увеличение содержания кислорода в атмосфере

4). Выпадение кислотных дождей

Сохранению целостности биосферы способствует:

1). Создание системы агроценозов

2). Замена экосистем на агроэкосистемы

3). Поддержание в ней биоразнообразия

4). Развитие промышленного производства

Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует:

1). Сокращение численности ряда видов

2). Вселение новых видов в сообщества

3). Уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

4). Устранение загрязнения окружающей среды

Для сохранения многообразия видов животных создают:

1). Агроценозы 3). Животноводческие хозяйства

2). Зоопарки 4). Зверофермы

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

3

3

2

2

2

3

4

2

2

4

3

1

3

3

1

4

3

4

4

     

Приложение 1

1. Международное сотрудничество

Между всеми странами мира должны существовать отношения партнёрства и сотрудничества. Система торговли должна поощрять оптимальное распределение производства мировой продукции. Развивающимся странам должны быть предоставлены оптимальные возможности успешной торговли своей продукцией. Для этого необходимо установление справедливых цен на различную продукцию, поскольку экспортные поступления развивающихся стран существенно снизились из-за резкого падения цен на их товары.

^ 2. Борьба с бедностью

Каждой стране нужна своя программа для ликвидации причин бедности: голода, неграмотности, недостаточного медицинского обслуживания и ухода за детьми, нехватки рабочих мест, демографического роста. Цель программ по борьбе с бедностью – обеспечение возможности для людей больше зарабатывать себе на жизнь, причём на устойчивой основе. Экономическое развитие бедных стран должно обеспечивать рабочие места для увеличивающегося трудоспособного населения.
^ 3. Население и устойчивость

Растущее население мира и расширяющееся производство в сочетании со структурами потребления, которые не обеспечивают устойчивости, ведут к росту нагрузки на воздух, почву, воду и другие необходимые ресурсы. Страны должны иметь представление о своих национальных возможностях по жизнеобеспечению населения. Условия жизнеобеспечения – это способность имеющейся базы природных ресурсов удовлетворять потребности людей.

^ 4. Защита и улучшение здоровья людей

Хорошее состояние здоровья населения зависит от социального, экономического и духовного развития, а также здоровой окружающей среды, включая безопасную пищу, воду и воздух. Мир нуждается в широкой кампании против болезней, начиная от подготовки кадров до овладения населением элементарными медицинскими знаниями, необходимыми в домашних условиях. Люди нуждаются в медицинском образовании, прививках, необходимых лекарствах.

^ 5. Изменение структур потребления

Чрезмерное потребление и расточительный образ жизни наиболее богатой части человечества огромным грузом ложатся на окружающую среду. В то же время беднейшая часть населения не в состоянии удовлетворять свои потребности в области здравоохранения и образования, а также в жилище и питании. Достижение устойчивого развития требует эффективного производства в сочетании с изменением структур потребления. При этом необходимо найти пути, позволяющие обеспечить экономический рост и процветание при одновременном уменьшении расходов сырья, энергии и производства отходов.

^ 6. Устойчивые поселения

Урбанизация является частью процесса экономического развития общества. Однако во все большем числе городов проявляются симптомы экологического и экономического кризисов. В программах строительства следует делать упор на использование местных материалов, не наносящих ущерба окружающей среде и здоровью, энергетически эффективные проекты и трудоёмкие технологии, которые могут обеспечить занятость большего числа людей.

^ 7. Защита атмосферы

^ 8. Рациональное использование земельных ресурсов

Плодородие почвы снижается вследствие водной и ветровой эрозии, а также биологической, химической и физической деградации. Среди причин деградации почвы отмечают чрезмерное пастбищное животноводство, оскудение и исчезновение лесных массивов, сельскохозяйственную деятельность, чрезмерную эксплуатацию земель.

^ 9. Борьба с уничтожением лесов

Леса являются источником промышленной древесины, топлива. Им принадлежит важная роль в сохранении почвы и воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического разнообразия растительного и животного мира.
Ныне леса оказались под угрозой неконтролируемого исчезновения. За счёт лесов расширяются сельскохозяйственные угодья и пастбища, продолжается хищнический лесоповал. Леса страдают от пожаров. Наносит им вред и загрязнение атмосферы.
Для сохранения лесов правительствам стран следует разработать программы национальных действий для устойчивого развития лесов, создать или расширить системы охраняемых территорий.
^ 10. Борьба с опустыниванием и засухой
Опустынивание – это процесс ухудшения почвы, вызванный изменениями климата и деятельностью человека. Последствиями опустынивания являются деградация пастбищ, падение производства продуктов питания. Засуха и опустынивание являются также причиной голода. Одним из главных способов борьбы с опустыниванием является посадка деревьев, кустарников и трав, способных задерживать воду и поддерживать качество почвы.
^ 11. Сохранение биологического разнообразия
Биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильём, лекарствами. Сокращение биоразнообразия происходит из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Для сохранения биологического разнообразия необходимы решительные действия, направленные на сохранение и поддержку генетического фонда растений, животных и микроорганизмов для сельского хозяйства и здравоохранения, благополучия людей и охраны окружающей среды.

^ 12. Защита и рациональное использование океанов
На состояние океанов оказывают всё большее влияние загрязнения, чрезмерный вылов рыбы. Около 70% загрязнения морей и океанов связано с наземными источниками, включая большие и малые города, промышленность, строительство, сельское и лесное хозяйство, туризм. Загрязнениями являются сточные воды, химические вещества, мусор и пластмассы, металлические отходы, радиоактивные и ядовитые вещества, нефть и нефтепродукты. Некоторые из них медленно разлагаются и накапливаются в живых организмах. В настоящее время отсутствует глобальный план борьбы с загрязнением морей и океанов.
^ 13. Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды
Во многих частях света наблюдается нехватка питьевой воды. Причины недостатка обусловлены загрязнением сточными водами и промышленными отходами, утратой естественных водосборных площадей, исчезновением лесных массивов, неправильными методами ведения сельского хозяйства. Наиболее ощутима нехватка питьевой воды в развивающихся странах. В этих странах примерно 80 % всех болезней и одна треть смертных случаев вызвана потреблением загрязнённой воды.
^ 14. Повышение безопасности использования токсичных химических веществ
Химические вещества используются во всем мире, они необходимы в экономике, быту и других сферах. Однако следует поработать над тем, чтобы уменьшить их воздействие на состояние здоровья людей. В настоящее время в экономической сфере используется 100 000 химических веществ. Однако при этом отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки их опасности для здоровья человека и окружающей среды. Не достигнуто также всеобщее соглашение о торговле токсичными и опасными продуктами.
^ 15. Сокращение и удаление твёрдых отходов, очистка сточных вод
Быстрое увеличение объёмов бытовых отходов и сточных вод создает угрозу здоровью человека и окружающей среде. Чрезмерное потребление, особенно в промышленно развитых странах, увеличивает количество и разнообразие отходов. Их объём к 2025 г. может возрасти в 4–5 раз. Наиболее эффективный способ решения проблем состоит в предотвращении образования отходов путём изменения образа жизни, характера производства и структуры потребления.
^ 16. Захоронение радиоактивных отходов
Учитывая потенциальную опасность различных радиоактивных отходов, необходимо обеспечить экологически безопасное их захоронение, транспортировку, а также сведение к минимуму объёмов их выработки.
^ 17. Роль детей и молодёжи в обеспечении устойчивого развития
Молодёжь составляет почти треть населения планеты. Для успешного достижения целей «Повестки дня на XXI век» крайне важно, чтобы молодёжь играла активную роль в защите окружающей среды и развития общества. Программа развития должна гарантировать молодёжи безопасное будущее и благоприятную для здоровья окружающую среду, более высокий жизненный уровень, образование и работу.
 

Экологические правонарушения

1. Поступки 2. Преступления

Предмет правонарушения: Природная среда и ее компоненты (вода, воздух, животные)

Например: Охота в запрещенное время, в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными способами (ст. 85 КАП РСФСР; ст. 256 УК).Рубка деревьев и кустарников (ст. 63 КАП), засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72 КАП), уничтожение или поврежде-ние леса в результате небрежного обращения с огнем (ст. 76 ч. 2 КАП, ст. 261 УК).Загрязнение природной среды (ст. 77 КАП, ст. 250, 251, 252 УК), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 55 КАП)

Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 15-летнего возраста.

Загрязнение – любые изменения воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или деятельность человека.

Формы загрязнений:

Химические (вещества)

Физические (тепло, шум, радиация)

Биологические (микроорганизмы или их токсины)

 

Последствия загрязнения.

Загрязнение может иметь ряд нежелательных последствий:

- неприятное и эстетически неприемлемое воздействие: неприятный запах и вкус, уменьшение видимости в атмосфере, загрязнение поверхности зданий и памятников;

- нанесение ущерба имуществу: коррозия металлов, химическое и физическое разрушение материалов,

- нанесение ущерба растительности и животному миру: снижение продуктивности лесов и продовольственных культур, вредное воздействие на здоровье животных, что приводит к их вымиранию;

- вред для здоровья человека: распространение инфекционных заболеваний, раздражение и болезни дыхательных путей, изменения на генетическом уровне, изменение репродуктивной функции, раковые заболевания;

- нарушения систем жизнеобеспечения на локальном, региональном и глобальном уровнях: изменения климата и снижение естественной скорости круговорота веществ и поступления энергии, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека и других живых существ.

Приложение 2

Приложение 3

Воздействие человека на биосферу сводится к четырём главным формам:

1) Изменение структуры земной поверхности (строительство водохранилищ)

2) Изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагаемых её веществ

3) Изменение энергетического баланса регионов земного шара и биосферы в целом.

4) Изменения, вносимые в совокупность живых организмов (уничтожение одних видов и создание новых видов).

Классификация ресурсов

- по происхождению:

Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира)

Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно- промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

- по видам хозяйственного использования

Ресурсы промышленного производства

Энергетические ресурсы и неэргетические ресурсы

Ресурсы сельскохозяйственного производства

-по виду исчерпаемости

Исчерпаемые

Невозобновимые (минеральные, земельные ресурсы)

Возобновимые (ресурсы растительного и животного мира)

Неполностью возобновимые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы)

Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

Заповедник - это охраняемая территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность, в том числе и посещения людьми

Заказники служат для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных видов животных и растений

Национальные природные парки предназначены для организованного отдыха населения в природных условиях.

Приложение 4

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

« ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Часть 1.

1 Какие процессы в биосфере приводят к усилению парникового эффекта?

1). Усиление дыхания животных и растений

2). Распыление на полях удобрений

3). Накопление в атмосфере углекислого газа

4). Массовый вылов продуктов моря

2 Истощение многих природных ресурсов считают свидетельством глобального экологического кризиса. Так как:

1). Нарушается плодородие почвы

2). Они не возобновляемы

3). Разрушаются естественные экосистемы

4). Горнодобывающая промышленность загрязняет окружающую среду

3 Усилению парникового эффекта в биосфере способствует:

1). Появление озоновых дыр в атмосфере

2). Опустынивание земель

3). Массовая вырубка лесов

4). Развитие промышленности и транспорта

4 Уменьшение биоразнообразия планеты считают свидетельством глобального экологического кризиса, так как живые организмы:

1). Способны изменять структуру почвы

2). Важное звено круговорота веществ в биосфере

3). Являются носителями наследственной информации

4). Способны к воспроизводству

5 Глобальной экологической проблемой для современного человечества можно считать:

1). Строительство электростанций на реках

2). Нарастание парникового эффекта

3). Активное расселение людей по планете

4). Накопление в почве органических веществ

6 Наиболее важной причиной сокращения численности большинства видов животных, растений и грибов в современную эпоху является:

1). Изменение погодных условий

2). Нарушение их местообитаний

3). Повышение концентрации углекислого газа в атмосфере

4). Пониженное содержание азота в атмосфере

7 Об угрозе глобального экологического кризиса в настоящую эпоху свидетельствует:

1). Перевыпас скота на пастбищах

2). Усиление вулканической деятельности

3). Сокращение биоразнообразия планеты

4). Повышение влажности атмосферы планеты

8 Свидетельством угрозы глобального экологического кризиса в настоящую эпоху можно считать:

1). Усиление вулканической деятельности

2). Разлив рек при строительстве электростанций

3). Перевыпас скота на пастбищах

4). Загрянение среды отходами производства

9 О глобальных нарушениях в биосфере в настоящее время свидетельствует:

1). Усиление вулканической деятельности

2). Увеличение числа землетрясений

3). Общее ухудшение здоровья людей

4). Изменение возрастной структуры населения

10 В целях сохранения биоразнообразия дикорастущих растений человек:

1). Использует ресурсы Мирового океана

2). Создаёт национальные парки

3). Проводит селекционную работу

4). Увеличивает площади агроценозов

11 Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху-

1). Небольшая продолжительность их жизни

2). Сезонные изменения в жизни растений

3). Их гибель от насекомых-вредителей

4). Изменение человеком их среды обитания

12 Для предотвращения нарушения человеком равновесия в биосфере необходимо:

1). Повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2). Увеличить продуктивность биомассы экосистем

3). Учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4). Изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

13 «Парниковый эффект» связан с накоплением в атомосфере Земли:

1). Углекислого газа 2). Кислорода 3). Азота 4). Инертных газов

14 Повышение температуры нижнего слоя атмосферы, наблюдаемое в настоящее время, получило название:

1). Энергетического кризиса 3). Парникового эффекта

2). Кислотных дождей 4). Экологического кризиса

15 Причиной кислотных дождей служит увеличение концентрации в атмосфере:

1). Паров воды 2). Инертных газов 3). Сернистого газа 4). Аммиака

16 К невосполнимым энергетическим ресурсам на Земле относится:

1). Нефть 2). Торф 3). Древесина 4). Ветер

17 К последствиям накопления в атмосфере оксидов серы относят:

1)расширение озоновых дыр

2)парниковый эффект

3). Увеличение содержания кислорода в атмосфере

4). Выпадение кислотных дождей

18 Сохранению целостности биосферы способствует:

1). Создание системы агроценозов

2). Замена экосистем на агроэкосистемы

3). Поддержание в ней биоразнообразия

4). Развитие промышленного производства

19 Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует:

1). Сокращение численности ряда видов

2). Вселение новых видов в сообщества

3). Уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

4). Устранение загрязнения окружающей среды

20 Для сохранения многообразия видов животных создают:

1). Агроценозы 3). Животноводческие хозяйства

2). Зоопарки 4). Зверофермы

В рабочей тетради ответы запишите в строку, через запятую:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                                       
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.