ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Мария Николаевна Панкова336
Нижегородская обл., Нижний Новгород

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок дальше. Первый класс – серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе – значит научить его читать, писать, считать. Но это далеко не так. В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной сферы, сферы произвольности и интеллектуальной сферы.

Один из главных аспектов подготовки к школе - мотивация. Большинство детей, на вопрос "Хочешь ли ты в школу?", с готовностью отвечают: "Хочу". При этом, на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются такие ответы: «Надоело ходить в садик», «В школе не надо спать днем», «Я уже все знаю». Как мы видим, такой ответ еще не означает, что у него сформирована учебная мотивация. Чаще всего детей привлекает внешняя сторона школьной жизни: новый красивый рюкзак, разноцветный пенал, ручки, новая форменная одежда, изменение статуса: он теперь - школьник. У ребенка возникает потребность в новой обстановке, новых друзьях, новых эмоциях. И лишь потом появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать только хорошие оценки, наклейки, которые они впоследствии будут считать и рассказывать об их количестве всем.

Ребенок должен осознавать, пусть и не полностью, что учеба - это труд, не всегда легкий и приятный, ради выполнения заданий, нужно жертвовать игрой, компьютером, он должен принимать тот факт, что нужно выполнять определенные школьные задания, а книги читать ежедневно. Ребенка необходимо к этому готовить, при этом не нужно его пугать трудностями и неудачами в школе. Важно рассказать ребенку, что значит быть школьником. Все это будет способствовать формированию у вашего ребенка "внутренней позиции школьника". Рассказывая детям о своем школьном детстве, старайтесь больше внимания уделить положительным эпизодам, расскажите, что интересного было в вашем 1 классе, как вы готовились к этому дню. Помните, дети волнуются, ведь это совершенно новая часть их жизни.

В любом вопросе главное – не переусердствовать. Так и здесь, расскажите ребенку не только о том, что давалось легко, но и о трудностях, с которыми вы сталкивались в первом классе, кто помогал их преодолевать. Дети часто ориентируются на оценочные суждения взрослых. Если мама говорит, что написать цифру «2» было очень сложно, она долго тренировалось, прежде чем научиться ее писать, то и ребенок в подобной ситуации сможет преодолеть трудности. Часто от родителей можно услышать слова: «Я сам (а) плохо учился (ась)». Ребенок не должен слышать такие фразы, ведь тогда все неудачи можно списать на школьный неудачный опыт родителей. Ребенок должен видеть, что родители уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Учеба требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Качества, которыми должен ребенок обладать – это ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность. Ребенку надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное, действовать по инструкции (алгоритму).

Сложности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснить то или иное явление, спросить о чем-либо. Трудно в школе тем детям, кто привык все делать по желанию, чьи интересы ставились превыше всего. Они нетерпеливы, поэтому часто выкрикивают ответы с места, не дожидаясь, когда их спросит педагог, обижаются, если не спросили на уроке.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе. Очень часто дети, придя в первый класс, умеют лишь соревноваться друг с другом, соперничать. Они не умеют договариваться, сотрудничать. Решение всех поведенческих трудностей они пытаются переложить на взрослых, часто жалуются, в конфликтах обвиняют всех окружающих. Понаблюдайте за ребенком во время игры с другими детьми. Расскажите ему о правилах общения.

Ребенку важно дать понять, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, интерес только к переменам, где можно играть и бегать вволю, негативное отношение к товарищам, школе, педагогу. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Особо хочется отметить специфику сферы произвольности. Ведь если у ребенка сформирована учебная мотивация, он будет стремиться к выполнению школьных правил и требований, учебных заданий, будет контролировать свое поведение. Следует выделить особое место произвольности внимания, которое является одним из главных в учебной деятельности, без достаточной сформированности этого психического процесса обучение вызывает огромное количество трудностей.

Успехи в обучение напрямую зависят от состояния здоровья. Поэтому не нужно пренебрегать советами специалистов при прохождении школьной комиссии. Особое внимание следует обратить на речь ребенка. Дефекты речи затрудняют освоение грамоты, тормозят формирование навыков письма. Поэтому перед школой нужно обязательно получить консультацию у логопеда, особенно, если вы чувствуете в этом необходимость.

Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. Особое внимание следует обратить на умение правильно держать ручку.

У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет и списывать то, что в данный момент он рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

Не забывайте о хороших манерах. Это зеркало семейных отношений. Часто дети, переступив порог школы, не умеют здороваться, прощаться. Слова "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания", "Извините" должны прочно войти в речь ребенка. Помните, ребенок во многом копирует взрослых, а значит и вы сами должны не забывать об этих словах.

Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. В школе нет мамы, которая поможет переодеться на урок физкультуры и завяжет шнурки, достанет нужные учебники и тетради. Все это ребенок должен выполнять сам. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым себя ощущает.

Данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, любознательность, активность, позитивность, способность к сочувствию и сопереживанию, оказываются теми факторами, которые помогут ему легко адаптироваться к школе, справиться со всеми трудностями, быть принятым в коллективе.

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающими родителями. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Он – ВАШ ребенок, поэтому сравнивайте его только с самим собой. Для ребенка нет ничего важнее, чем ощущение, что близкие его любят не за определенные достижения, а за то, что он у них есть. Берегите своих детей!

Библиографический список:

  1. Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А.Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.
Опубликовано


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.