12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Копылова Наталья Александровна33
Россия, Челябинская обл., р.п. Магнитка
2

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения как средство формирования социально ответственной личности обучающихся с ОВЗ

Доклад по теме:

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения

как средство формирования социально ответственной личности обучающихся с ОВЗ

(из опыта работы)

Подготовила: учитель МБОУ КОШИ р.п. Магнитка

Копылова Наталья Александровна

​​​​​​​ Состояние современного общества, как никогда раньше, требует осмысления феномена личной ответственности как одного из важнейших явлений бытия человека в мире.

В ряду таких понятий как целостность, духовность, свобода, творческая активность и инициативность, культура, самостоятельность, способность к успешной социальной адаптации ответственность занимает свое особое место. Это касается не только общего понятия ответственности личности, но и такой ее формы, как социальная ответственность субъектов деятельности. Сегодня стало уже очевидным, что ответственность неразрывно взаимосвязана с такой важнейшей характеристикой человеческого существования как его свобода, что взятая в рамках ответственности сама свобода достаточно быстро утрачивает свойства общественной полезности и эффективности. С другой стороны, ответственность оказывается во взаимосвязи с духовностью. Следует признать, что одним из важных духовно-нравственных оснований, превращающих деятельность человека в созидательную и общественно полезную, выступает именно социальная ответственность личности как базисная форма ответственности человека в целом.

Обретение человеком самого себя, своего подлинного смысла в жизни представляется неким процессом раскрытия и реализации социальной и духовной сущности человека

Социальная ответственность – это забота человека о человеке.

Она представляет собой особое состояние человеческого духа, определяющее иерархию ценностных ориентаций. Процесс развития социальной ответственной личности есть ни что иное, как процесс совершенствования ее духовной и социальной культуры, раскрываемой в виде системы принципов социального взаимодействия: взаимопомощи, солидарности, доброжелательности, сопричастности.

Граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности – процесс сложный, многоаспектный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения ребенком общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.

Уровень развития социально значимых качеств во многом зависит от стремления и возможности человека вступать в различные формы взаимодействия с другими людьми.

Необходимо, чтобы прошел процесс переживания или проживания ситуации, только тогда опыт будет присвоен человеком. Условия для такого переживания и проживания создаются в процессе гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у обучающихся любовь к своей Родине, готовности к ее защите, осознания своего места в обществе.

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание актуально во все времена, особенно в наши дни, когда поиск детьми нравственных ориентиров чрезвычайно затруднен. Этому способствует ряд причин, затрагивающих все сферы нашей жизни. Это и повсеместная компьютеризация, особым образом влияющая на умы детей, и недостаточное количество родительского внимания, и порой излишне политизированное поведение окружающих.

Таким образом, у современного ребёнка возникает много нравственных соблазнов, облегчающих и одновременно опустошающих внутреннюю жизнь. Сейчас происходит формирование нового российского патриотизма, в котором должно гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить. Нужно воспитывать.

И здесь должен прийти на помощь учитель, и на уроках русского языка и чтения осветить проблемы, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, социальной ответственностью – наиболее логично и целесообразно.

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность:

- привитие чувства любви к родному языку Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма.

- осмысление общечеловеческих ценностей,

- воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался– это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов, например, работая над темой «Слитное и раздельное написание не с существительными», узнаём, что слово негодяй первоначально связано с рекрутским набором на Руси: так называли человека, не годного к службе, а в теме «Общие сведения о языке» говорим о языке, как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали.

Воспитание гражданственности  и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.

Хорошим подспорьем  в достижении этой цели является правильный подбор дидактического материала (упражнения, диктанты, изложения, сочинения.).

Я подбираю тексты для диктантов и списывания, для разбора предложений из художественных произведений, материалов периодической печати с информацией о жителях нашего поселка и района.

В процессе работы с текстом предлагаю детям определить основную мысль текста, акцентируя внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Например: «Как проявилась храбрость людей, их верность Отчизне? Что помогло одержать победу? Смогли бы вы поступить так же?»

Хорошо срабатывает такое задание: «Границы предложений»

Я – гражданин России столица нашей Родины – город Москва я живу в городе Куса это моя малая родина Куса – город Челябинской области у нас есть река Ай наши леса богаты животными и растениями будем бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Большое значение в патриотическом воспитании имеют пословицы, которые я использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку, при знакомстве со словарными словами, на минутках чистописания.

«Своя земля и в горести мила», «На чужой сторонушке рад своей воронушке» (правописание безударных гласных и парных согласных)

«Кто за Родину горой, тот истинный герой» (словарное слово)

«С родной земли умри, но не сходи» (знаки препинания перед союзами а, но, и).

«Русский солдат не знает преград» (правописание НЕ с глаголами).

Большое воспитательное значение имеет работа со словарными словами. Детям даю задания, например: найти и прочитать в словарях словарные статьи, посвященные словам: родина, отвага, доблесть, мужество и т.д. что объединяет эти слова?

расшифровать слова – ребусы, составить, используя их, предложение: свобода, независимость характер государство отечество совесть

Очень любят наши ученики Игры со словами:

«В каждой группе слов исключи лишнее»:

Родина, Россия, Отчизна, Русь

Флаг, герб, марш, гимн

Родители, род, семья, Родина

Патриот, Родина, природа, любовь

Москва, Челябинск, Куса, Зима

Тургояк, Ай, Куса, Волга

«Объедини слова, назови одним словом»:

Флаг, герб, гимн – это …..

Москва, Златоуст, Куса – это ……..

Отчизна, Россия, Российская Федерация - ….

Преданность, честность, храбрость, трудолюбие - ….

« Анаграммы»: лагф берг мигн ритопат алошк равдап счеть больвю голд

(флаг, герб, гимн, патриот, школа, правда, честь, любовь долг)

«Спрятанные» слова:

Акдлросовестьпитогфдолгьющцвачестьдйчсиеопролдружбаэрыитнответ

ственностьмцрденгшщвзаимовыручкачьгшвлорпмитььлшшпорядочнос

тьцлраптмьдщгрртоварищцщшральтырнадругдыоратбсгнпредательствоцщинпажючрввзаимоуважениеузджыьмековерностьцдбажэкисшгворпреданностьыбелийдлатьшгеолдпомощьцдмивгеорптьлдшсоветцщрьюятсоваподсказкаорлытчмаеушбедаавыеугцшлдщпобедаюидлшпщщкоимьладаодврстимаыцйлдждоброжелательностьылпжтиекорапв.

Много времени отвожу развитию речевой культуры личности: соблюдению этических и коммуникационных норм. Для этого использую упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка; при изучении темы «Обращение» учимся составлять предложения с разными обращениями. При изучении темы «Предложение» предлагаю составить предложение со словами «Будьте добры», «Будьте любезны». При изучении падежей имен существительных предлагаю задания найти ошибки в употреблении предлогов и падежей и т.д.

В упражнениях учебника много текстов-описаний природы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных текстов-сочинений «Любимый уголок природы», «Моя маленькая Родина», «Моя улица».

Да и сама программа по предмету предусматривает широкий спектр тем, касающихся творческой деятельности детей. Знакомство с картинами М.А. Врубеля, И.Шишкина, В.Д.Поленова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи (с помощью самостоятельно добытой информации, статей и репродукций в учебнике, презентаций учителя) не только вводит школьников (чаще всего этого не желающих) в особый художественный мир, но и помогает осваивать определенную лексику, развивать письменную речь. При этом воспитывать в детях гражданскую позицию, соприкасаясь с миром искусства, – беспроигрышный вариант. Созерцая картины, связанные со славным историческим прошлым России, картины, посвящённые красоте русской природы, ученики понимают истинное значение таких понятий, как : любовь к Родине, патриотизм.

Большими потенциальными возможностями в формировании социальной ответственности обладают и уроки чтения.

На уроках чтения в каждом классе с первых учебных дней начинается работа над устным народным творчеством.

Устное народное творчество содержит богатый материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Именно этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Например, былины, где героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумывались, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее

Работа с пословицами и поговорками (как одним из жанров устного народного творчества) проводится практически на каждом уроке. В анализ пословиц включаю сравнения, сопоставления мыслей о дружбе, любви к Родине, смелости, трусости, правде и лжи. С целью формирования своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний приобщаю детей к общечеловеческим духовным, культурным ценностям через собственные эмоциональные переживания, свой личный жизненный опыт:

- Как понимаете пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»?

- Знаете ли поговорку «Остаться у разбитого корыта»?

С особой теплотой относятся ученики к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим  не только на страницах произведений Некрасова, Бунина, Астафьева, Пришвина, но и С.Есенина, Н.Рубцова, Фета, Тютчева. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение стихотворений о Родине, о Родной природе дают возможность  обучающимся прочувствовать душевное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу. Чтение произведений классиков формируют у обучающихся чувство справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Например, читая и анализируя стихотворение И.Никитина «Русь», отвечаем на вопросы:

-Какими образными словами и выражениями передает поэт величие своей родины?

- Какие чувства владели поэтом, когда он создавал свои стихи?

и выполняем задания:

- Найдите сравнения, которыми пользуется автор, чтобы передать красоту родной земли.

- Прочитайте строки, в которых говорится о любви к Родине, о защите ее от врагов.

Огромный материал для гражданско-патриотического воспитания представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», дети раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших Родину от врага, мысли и чувства М.Ю. Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава Родины и многое другое. На этих уроках происходит беседа о воине 1812 года и значении бородинской битвы, рассказ о М.Ю. Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет ученикам осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляется в возвышенно-патетическом и разговорных стилях. Главное при анализе стихотворения является ответ на вопросы: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжает нас волновать и сейчас? Почему во время великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»

Формирование патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках чтения творческих заданий: так очень часто даю детям задания нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалоги, дать характеристику историческому герою, нарисовать устно. Использую музыкальные фрагменты. Все это позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех. Иногда чтение и анализ рассказа завершаем просмотром фильма. Так после изучения рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (9класс) смотрим фильм, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста дети получают задание найти факты проявления мужества и героизма русских людей.

В этом рассказе судьба Родины и судьба человека слиты воедино. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражения в поэтических произведениях о войне, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний (М.Дудин «Наши песни спеты на войне» 6 класс, К.Симонов «Сын артиллериста» 7 класс, А.Твардовский «Василий Теркин» 8 класс, Н.Рубцов «Русский огонек» 9 класс).

Чтение и анализ произведений писателей русской литературы заставляют обучающихся задумываться не только о судьбах героев произведений, но и поразмышлять над собственным поведением.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.

И какую бы басню И.А. Крылова мы не изучали, ее мораль дает материал для воспитания потребности в заботе о человеке, т.е. социальной ответственности личности,

При работе над произведением М. Горького «Песня о Соколе» предлагаю детям поразмышлять о судьбе героев, о себе, своей жизни, а также понять, в чем смысл жизни.

В конце урока детям предлагаю задание:

- Сделаем вывод: в чем же смысл жизни?

Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами:

- живем, чтобы….. …быть успешными в делах, … нести ответственность за себя, за других,

найти себя, … жить, … действовать, … работать, … быть счастливым

-Какое высказывание ближе вам? Может, что-то хотите добавить свое?

Чувство любви к Родине начинается с любви к малой родине. Для этого обучающиеся должны владеть информацией о своей малой родине, знать ее особенности и достопримечательности, я использую Материалы из местной газеты, которые вызывают чувство гордости за свой край, за своих земляков помогают в разговорах о судьбах людей.

История родного края, его прошлое, земляки и их судьбы, помогает детям понять свою малую родину, вырастить умение до пристрастия любить Родину.

У нас есть возможность проводить нестандартные уроки.

 Это и уроки в поселковой и школьной библиотеках

Это и уроки в музее ДК «Горняк», где нас встречает Н.И. Козлова, много интересного о родном крае, об участниках ВОВ, о значимых людях поселка и района, которых нужно знать и которыми нужно гордиться, рассказывает она.

Это и различные встречи с воинами интернационалистами, интересными людьми: хорошим подспорьем являются наши Д.Б. Останин, который работает в нашей же школе, имеет печатные издания, да и сочиняет «на ходу»: с ним легко устроить литературную гостиную, конкурс чтецов,

и Л.В.Алямкина, Учитель, филолог, занималась краеведческой работой в школе п. Магнитка Челябинской области. Автор нескольких проектов по истории Урала. 

Один из проектов посвящён послевоенной истории посёлка, где находился лагерь немецких военнопленных. Рассказы Любови Алямкиной публиковались в различных журналах и газетах: "Уральский следопыт" (Екатеринбург), "Аргументы недели" (Челябинск), "Жизнь района" (Куса), "Русская Германия" (Берлин), "Российские немцы" (Москва) и др., сейчас она находится на пенсии, живет в поселке и легко приходит по зову.

Это и экскурсии по поселку, после которых следует написание творческих работ: сочинения по темам «Золотая осень», «Уральская зима» (сезонные изменения в природе родного края по личным наблюдениям); «В походе», «На спортивном празднике», где дети пишут о традиционном проведении в школе Дня здоровья на природе в родной местности;

В таких творческих работах реализуются не только учебные задачи, но и обеспечивается патриотическое и нравственное воспитание.

И все выливается в различные конкурсы краеведческого характера: рисунков, сочинений, стихов.

ВЫВОД:

Таким образом, на плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих, открытых развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающих важнейшими личностными качествами. И гражданско-патриотическое воспитание на уроках является средством формирования социально ответственной личности обучающихся.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.