12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилина Наталия Тарасовна28
Россия, Томская обл., Томск
0

«Групповая работа как способ реализации задач образования в целях устойчивого развития»

Методическая разработка

«Групповая работа как способ реализации задач образования в целях устойчивого развития»

Гаврилина Н.Т.,

учитель английского языка МАОУ лицей №7, г. Томск

Разработка может быть использована учителями предметов гуманитарного цикла, молодыми специалистами, педагогами-наставниками, руководителями методических объединений учителей иностранного языка. Может применяться при планировании занятий с обучающимися младшего и среднего школьного возраста.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта происходит постоянное усовершенствование организации учебного процесса, направленное на развитие различных сторон личности ребенка, на его системное вовлечение в деятельность в качестве её субъекта. Методологической основой образовательного процесса становятся системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Такой подход подразумевает ориентацию на индивидуальность каждого обучающегося, рост творческого потенциала, познавательной активности, применение различных форм учебного взаимодействия.

Одним из обязательным требований ФГОС является формирование коммуникативной компетентности, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Важное условие активизации познавательной деятельности учащихся является способность работать как индивидуально, так и в парах, в группе, умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Кроме того, учащимся в процессе учебной деятельности учатся принимать решения, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Полагаю, что интерактивное обучение (парная и групповая работа) как один из путей реализации требований стандарта будет способствовать решению проблемы эффективного развития навыков познавательной деятельности. Такая форма работы позволяет включиться в активную познавательную деятельность каждому ученику, формирует умение анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей, способствует развитию коммуникативных способностей, умению формулировать и аргументировать свое мнение, выслушивать мнение других.

В парной и групповой проявляется субъектная активность школьника, его осознание свое роли в качестве творца собственной учебной деятельности. Интерактивный метод, основой которого является взаимодействие, предполагает обмен информацией не только между учителем и учениками, но и общение учащихся друг с другом. Наиболее востребованные формы интерактивного обучения на современном уроке – парная и групповая работы. Процесс групповой работы складывается из следующих этапов:

Подготовка к выполнению группового задания.

а) постановка познавательной задачи или проблемной ситуации

б) инструктаж о последовательности работы

в) раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе

б) распределение заданий внутри группы

г) индивидуальное выполнение задания

д) обсуждение общего задания группы

3. Заключительная часть

а) сообщение о результатах работы в группах

б) анализ познавательной задачи, рефлексия

в) общий вывод о работе и достижении познавательной задачи, дополнительная информация учителя к результатам групп.

На успех работы малых групп влияют такие факторы, как зависимость всех участников друг от друга в хорошем смысле слова: общая цель, общая награда, общий материал, разделенный на несколько частей, персональная ответственность за исполнение определенной роли.

Проведение уроков с использованием таких активных методов успешно реализует задачи образования в целях устойчивого развития. В XXI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое десятилетие нового века произошло более 4000 стихийных бедствий. Более миллиона людей погибло. Пострадало более трети населения планеты! Гармонизация отношений общества с природой не может быть достигнута только техническими решениями. Пришло время новому мировоззрению, новой психологии и системе ценностей. Сделать мир более устойчивым сможет только культура и образование. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте, а также обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех- вот 2 из 17-ти глобальных целей устойчивого развития.

В современный век информационных технологий, которые вытеснили личное общение людей друг с другом, крайне важно демонстрировать детям, что жизнь прекрасна без электронных устройств, что в мире есть много увлекательного и интересного. На своих уроках я стараюсь показать, что семья и время, проведенное в общении с близкими дает мощный положительный заряд и физические, эмоциональный силы на дальнейшую деятельность людей, особенно высокую трудовую активность.

Считаю, что описанный ниже урок в 3-ем классе по теме «Выходной день», действительно актуален в свете заявленных целей. Дети не только закрепляют важный грамматический материал, но работают в сотворческом режиме, что уже является путем к сохранению здоровья детей. Ведь только в благоприятной, захватывающей, интересной атмосфере процесс обучения становится эффективным. На данном уроке успешно применяется одна из сотворческих форм организации коллективной деятельности –«композиция поля задач и проблем». Дети совместно с учителем определяют зону своего «незнания», т.е. «зону ближайшего развития» на сегодняшний урок. Они найдут для себя ответ на вопрос: где и когда в своей жизни мы сможем использовать важное правило английского языка (настоящее продолженное время) или упрощенно: структуру Im riding a bike. Такая практика показывает, что учитель убедителен и может представить изучение лексики и грамматики как необходимое условие успешности ученика в будущем. Ребенок включается в учебный процесс с энтузиазмом, т.к. имеет представление о конечном результате- зачем это нужно.


Технологическая карта урока

Класс: 3 В

Учитель: Гаврилина Наталия Тарасовна

МАОУ лицей №7 г. Томск

УМК: «Английский в фокусе», авторы Н. И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс, «Просвещение» 2014г.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: «Выходной день»

Цель урока: описание своего выходного дня

Задачи:

- образовательные: научить использовать настоящее продолженное время в повседневной жизни; понимать фразы в продолженном времени на слух; согласовывать глагол"быть" с местоимением.
-развивающие: развивать память, внимание, языковую догадку, способствовать формированию рефлексивных навыков.
- воспитательные: формировать правильное представление о здоровом образе жизни, учить избегать всего лишнего и неполезного для себя, быть внимательным к окружающим.

Формируемые УУД:

-регулятивные: умение работать в сотрудничестве, распределять роли, обязанности. : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-познавательные: применять полученные знания в новой жизненной ситуации;
- коммуникативные: взаимодействовать друг с другом, адекватно реагировать на реплики учителя и товарищей.

Технологии и методы работы:

здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, наглядно-иллюстративные, ИКТ, проектные, формирующее обучение, композиция поля задач и проблем.

Характеристика этапов урока.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты (формируемые УУД)

1.Организационный момент

2 мин

Приветствует класс:

-Hello, children!

-Say hello to your friends, please!


Здороваются с учителем и друг с другом:

-Hello, teacher!

-Hello, Sasha!

Формируются коммуникативные навыки, умеют интонационно выражать дружелюбное отношение друг к другу.

2.Определение темы. Мотивация.

7 мин

Задает вопросы по картинкам на слайдах.

Do you like eating hot dog?
 What is he doing?












Подтверждает правильность догадки детей:

-Мы будем описывать наш выходной, увидим когда в жизни нам пригодится present cont., постараемся выбирать занятия, которые не принесут вред здоровью и всем, кто нас окружает.

а) отвечают на вопросы учителя

-He is drinking juice.

б) аналогичная работа в парах

в) перед последним слайдом делают предположения о содержании занятия и его темой

г) читают название темы урока, чтобы проверить свои предположения

Развивается память, внимание, языковая догадка

3.Актуализация знаний в ходе пробных учебных действий.

5 мин
























Организует деление детей на 3 группы.














Побуждает детей обобщить правило, используя схему и чебурашку: 
- какие элементы англ.языка нам нужны, чтобы описать действие? 
- глагол "быть" и окончание.....
- например:


Достают из шляпы фрагменты фразы по опр.теме

составляют ее , решают к какой теме она относится и идут к соответствующему столу.
А) в парке В) на празднике С) во дворе D) дома в семье
Описывают действия подвижной игрушки:

-He is running

-He is playing soccer











Формируются когнитивные функции учащихся: память и внимание.

Развиваются навыки говорения чтения.






















4. Решение практической задачи в группах.

10 мин

Объясняет задание каждой группе:


А) вы с братом не пришли вовремя домой с прогулки. Мама беспокоится, звонит вам. Расскажите ей чем вы занимаетесь, успокойте, скажите, что у вас все хорошо.
б) вы пришли на день рождения к другу. Мама хочет, чтобы вы вернулись, но там осень интересно. Вы не хотите уходить. Напишите ей сообщение в Whats App о том, что там происходит.
С) вы побывали в парке развлечений. Создайте фотоальбом, расскажите , что изображено на фотографиях.
D) родители ушли. Вы остались с бабушкой. Мама звонит, чтобы узнать как у вас дела.





А) готовят и разыгрывают телефонный разговор











Б) составляют письменное сообщение, используя раздаточный материал. Выбирают нужные фразы, приклеивают на лист. Представляют классу.




С) выбирают нужные картинки, вклеивают в альбом, готовят представление



Д) готовят и разыгрывают телефонный разговор

Умеют применять знакомые структуры в устной речи, планировать свою деятельность и взаимодействовать друг с другом в связи с поставленной задачей

5.Физкультминутка

7 мин

Диктует фразы, связанные с семейным отдыхом.

-drink tea

-drink juice

-watch TV

-play soccer и т.д.

Дети встают. Слушают фразы . Если действие полезное, то хлопают, прыгают, поворачиваются. Кто ошибся, кладет фант в шляпу. Чтобы вернуть, надо ответить или задать вопрос, выполнить действие.

Получают представление о здоровом образе жизни и стимул к дальнейшей работе на уроке

6. Подведение итогов. Рефлексия.

5 мин


Ставит оценки, соответствующие заданным критериям.

Еще раз обращает внимание детей на жизненные ситуации, в которых применяют настоящее продолженное время. Побуждает обдумать пройденный материал урока и сделать надпись в связи с его темой.

«Креативная футболка"
На импровизированной футболке делают надпись, используя настоящее продолженное время.
Например, Stop playing computer games! Или
I like running in races!


Имеют объективное представление о своей работе на уроке и могут применить знания.


7. Домашнее задание.

4 мин


Объясняет способ выполнения задания.

Записывают задание в дневник:

Гот. контр.раб.
На доп.оц.- составить свое задание с.119 номер 4.














































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.