12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Обливанова С.В. учитель химии80
Россия, Костромская обл., п.Сусанино
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Рабочая программа по внеурочной деятельности:

Химические вещества в повседневной жизни

 

                                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                               учитель химии

                                                                                            Обливанова Светлана Викторовна

 

1.Пояснительная записка

Программа кружка «Химические вещества в повседневной жизни человека» предназначена для учащихся 8-9 классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, вещества, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный кружок не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает хими­ческую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.

Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения.

Темы 1-4 дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков ра­боты с веществами и оборудованием.

Проектные работы, тематика которых приводится в про­грамме, позволят сформировать у учащихся умение самостоятель­но приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Динамику интереса к темам кружка поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.

Посетив кружок, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружаю­щих их в повседневной жизни: поваренной соли, воде, посуде, спичках, бумаге, карандашах, об экологических проблемах чистоты воды; уметь проводить эксперимент по очистке поваренной соли, выращиванию ее кристаллов, дистилляции воды, определять химические свойства различных веществ, соблюдая правила техники безопасности.

Данный кружок рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю.

Цель курса:

Помочь осознать ценность и значимость новых дополнительных знаний о веществах, используемых в повседневной жизни, их практическом применении.

Задачи курса:

Предоставить ребятам возможность реализовать интерес к химии.

Предоставить ребятам возможность применить знания о веществах в повседневной жизни.

Совершенствовать у ребят экспериментальные умения.

Содействовать развитию у ребят познавательных интересов, мыслительных процессов, умения самостоятельно добывать знания.

Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности.

Развивать учебно-коммуникативные умения.

Содействовать развитию у ребят умений и навыков: использования научных методов познания (наблюдения, эксперимента) формулирования проблемы.

Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

2.Основное содержание

Тема 1. «Вода»

Вода – самое распространенное вещество в природе. Парадоксы воды. Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Круговорот воды Пре­сная вода и её запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Тема 2. «Поваренная соль»

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Использование хлорида натрия в химической промышленности

Тема 3. «Спички»

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России

Тема 4. «Бумага»

От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бума­ги и их практическое использование

Тема 5. «Карандаши и акварельные краски»

Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок

Тема 6. «Стекло»

Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

Тема 7. «Керамика»

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов.

3.Календарно-тематический план

\п.

Тема

Количество часов

1.

«Вода»

3

2.

«Поваренная соль

3

3.

«Спички»

2

4.

«Бумага»

2

5.

Карандаши и акварельные краски»

2

6.

«Стекло»

2

7.

«Керамика»

3

4. Тематическое планирование

\п.

Поурочное содержание

Форма деятельности

на занятии

С Дата проведения

Корректировка

план

факт

1.

Вода самое распространенное вещество на Земле.

Лекция, собеседование. Эвристическая беседа.

     

2.

Экологические проблемы чистой воды.

Презентация, Сообщения учащихся,

Практическая работа

     

3.

Практическая работа: «Изучение свойств питьевой воды, способы её очистки»

Практическая работа.

     

4.

Поваренная соль и живые организмы планеты.

Лекция,

Групповая работа.

     

5.

Использование поваренной соли в практике человека.

Сообщения учащихся,

демонстрационный эксперимент.

     

6.

Практическая работа: «Выращивание кристаллов поваренной соли»

Практическая работа.

     

7.

История происхождения спички.

Работа с гипертекстом.

     

8.

Спичечное производство в России.

Проектирование.

     

9.

От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Семинар

     

10.

Виды бумаги и их практическое использование.

Выступления, ролевое моделирование

     

11.

Прошлое, настоящее, будущее графита. Цветные карандаши.

Лекция.

     

12.

Акварельные краски.

Сообщения учащихся,

Собеседова­ние

     

13.

История стеклоделия.

Работа с гипертекстом.

     

14.

Стекло и современность.

Конференция.

     

15.

Глина.

Лекция, групповая работа

     

16.

Разновидности керамических материалов

Защита проектов

     

17.

Химические вещества и реальная действительность!

Ролевая игра, защита проектов, рефератов

     

5.Контрольно-измерителные материалы

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся:

После изучения учащиеся должны знать:

Роль воды в жизни живого организма.

Строение, свойства воды.

Способы очистки природной и питьевой воды.

Источники загрязнения воды на Земле.

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

Использова­ние хлорида натрия в химической про­мышленности.

Окисли­тельно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

Спичечное производство в России.

Виды бумаги и их практическое использование.

Состав цветных карандашей.

Пигменты.

Химический состав и виды акварельных красок.

Получение оконного стекла.

Виды декоративной обработки изделий из стекла.

Виды и химический состав глин.

Разновидности керамических материалов.

После изучения учащиеся должны уметь:

Проводить эксперимент,

Работать в группе,

Определять цель (эксперимента, исследования, темы занятия),

Работать с дополнительной литературой,

Выделять главное, структурировать информацию,

Работать во времени,

Писать рефераты, придерживаясь определенной структуры,

Определять реактивы для проведения эксперимента,

Составлять отчет о проведении эксперимента, исследования,

Очищать воду в домашних условиях,

Готовить растворы, где в роли растворителя – вода.

Применять теоретические знания на практике.

6.Форма аттестации учащихся:

Выполнение и защита презентаций.

Рефераты.

Защита проектов.

Отчеты по практическим работам.

Выполнение буклетов.

Предлагаемые темы рефератов:

Чудесный мир бумаги.

Много ли соли в солонках страны?

«Соляные бунты» в России.

Физиологический раствор в медицинской практике.

Имеет ли вода память?

Влажность воздуха и самочувствие человека.

«Скользкая» и «мокрая» вода.

Выводим пятна со страниц книги.

Синтетическая бумага-альтернатива целлюлозной бумаге.

Предлагаемые темы проектов:

Как сделать воду чище?

Вода родного посёлка – жизнь или смерть?

Анализ проб воды в различных районах города.

История спички.

Слайд-презентация «Вода в родном поселке».

Экологические проблемы акватории страны.

Бумага - материальный носитель различных видов искусства.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.