Статья «Игра как средство социализации и коммуникации малышей в период адаптации к ДОУ»

12
1
Материал опубликован 20 September 2022 в группе

Игра как средство социализации и коммуникации малышей в период адаптации к ДОУ.



Педагог-психолог МБДОУ

«ВЦРР – д/с №1»

Болтова Е.И.




«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста».

В.А.Сухомлинский


Не секрет, что в период дошкольного детства ребёнок находится в процессе формирования личности. А проблема приобщения малыша к социальному миру всегда была и остаётся одной из наиболее острых. Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, умение выполнять правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, навыки выражать свои чувства и отношения к миру.

Из опыта работы, мы все знаем, что при первоначальном поступлении в детский сад все малыши, конечно, в разной степени, переживают адаптационный стресс. Им приходится впервые и надолго разлучаться с такими родными и близкими людьми, попадать в неизвестную ранее атмосферу с чужими людьми, незнакомыми запахами, предметами. Дети сталкиваются с непривычным режимом дня, большим количеством неизвестных сверстников и странной непривычной едой. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены. Поэтому появление ребёнка в новой социальной среде и длительное пребывание в стрессовой ситуации, вызванной расставанием с родителями, могут привести к определённым эмоциональным нарушениям. Чтобы помочь малышам преодолеть стресс, снизить риски дезадаптации и успешно приспособиться к условиям детского сада? можно использовать данные игры. Как правило, малышей приводят впервые в детский сад летом. Это благодатное время для игр с песком, водичкой и мыльными пузырями на свежем воздухе.


ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С МАЛЫШАМИ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД


Правило 1

Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.




Игры с песком.


1 "Домик для мышки"

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

- создание положительного эмоционального климата в группе;

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие речи малышей.

Инструкция:

Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки – домики руками или совочком. Затем  воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например,  берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк.

- Мышка, мышка!

- Пи – пи – пи!

- Где твой домик? Покажи!

- Раз, два, три –

Вот, смотри!

Затем, "мышка-норушка" пробирается в каждый домик и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательный домик.

t1663672883aa.jpg


2 "Я пеку, пеку"

Цель: развитие чувства эмпатии, спокойствия, умения играть рядом.


Задачи:

- снижение эмоционального напряжения;

- развитие общей и мелкой моторики детей;

- развитие внимания, речи, воображения.


Оборудование: ведёрко, совочек, разнообразные формочки.

Инструкция:

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. При этом педагог читает стихи:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка!

Затем ребенок "угощает" пирожками  кукол.



3 "А, ну-ка, угадай!"

Цель: развитие чувства эмпатии, спокойствия, умения играть рядом.


Задачи:

- снижение эмоционального напряжения;

- способствование сплочению группы;

- развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей;

- развитие общей и мелкой моторики детей;

- развитие внимания, речи, воображения.

Инструкция:

Воспитатель предлагает малышу отвернуться, а другой малыш в это время прячет в песок маленькую твёрдую игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем малыши меняются  ролями.

t1663672883ab.jpg

4 "Забор"

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

- создание положительного эмоционального климата в группе;

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие воображения.

Инструкция:

Малыш руками лепит заборчики по кругу после показа воспитателя.

- Раз, два, три,

Ты только посмотри!

Какой обзор –

Появился здесь забор!

В процессе игры за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

t1663672883ac.jpg

5 "Волшебные отпечатки "

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

- создание положительного эмоционального климата в группе;

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие воображения.

Инструкция:

Малыши оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д. 

Воспитатель в процессе рисования читает стихи:

Мы рисуем на песке

Разные рисунки:

Птички, солнышко, цветы,

Рыбки, осьминожки.

Вот какие молодцы

Детские ладошки!

t1663672883ad.jpg



Использовать данные игры можно и с родителями. Если детки будут так же играть не только в детском саду, но и дома или на детской площадке, то социализируются намного быстрее.

В результате, диагностика успешности прохождения периода адаптации к ДОУ показала, что игра с песком помогла малышам на много быстрее и легче адаптироваться и социализироваться в детском саду. Кроме того, игра с песком помогает развивать детям мелкую моторику, движения становятся более скоординированными. Такие игры легко и непринуждённо помогают воспитателю установить контакт с малышом, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, да и просто отвлекают маленького человечка от разлуки с любимой мамой. Яркие положительные эмоции раскрывают простор для активной социализации и коммуникации.

Из опыта работы можно сделать вывод о том, как данные игры в лёгкой и свободной форме помогают самым маленьким деткам не только проходить один из сложных периодов своей жизни – адаптацию к детскому саду, но и социализироваться в обществе.



Литература:


«Игровой сеанс «Мыльные пузыри» с детьми в период адаптации к детскому саду» В.А. Титаренко, «Справочник педагога-психолога . Детский сад» №4, 2014г.

«Занятия с малышами в детском саду» К. Белая, Москва, ЛИНКА-ПРЕСС 2004г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с победой ))) удачи с малышами ))) знаю как это трудно ))) сама долгое время работала в яслях )))

26 September 2022

Похожие публикации