Статья «Игра как средство социализации и коммуникации малышей в период адаптации к ДОУ»
Игра как средство социализации и коммуникации малышей в период адаптации к ДОУ.
Педагог-психолог МБДОУ
«ВЦРР – д/с №1»
Болтова Е.И.
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста».
В.А.Сухомлинский
Не секрет, что в период дошкольного детства ребёнок находится в процессе формирования личности. А проблема приобщения малыша к социальному миру всегда была и остаётся одной из наиболее острых. Социализация дошкольника предполагает развитие игровой деятельности детей, умение выполнять правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, навыки выражать свои чувства и отношения к миру.
Из опыта работы, мы все знаем, что при первоначальном поступлении в детский сад все малыши, конечно, в разной степени, переживают адаптационный стресс. Им приходится впервые и надолго разлучаться с такими родными и близкими людьми, попадать в неизвестную ранее атмосферу с чужими людьми, незнакомыми запахами, предметами. Дети сталкиваются с непривычным режимом дня, большим количеством неизвестных сверстников и странной непривычной едой. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены. Поэтому появление ребёнка в новой социальной среде и длительное пребывание в стрессовой ситуации, вызванной расставанием с родителями, могут привести к определённым эмоциональным нарушениям. Чтобы помочь малышам преодолеть стресс, снизить риски дезадаптации и успешно приспособиться к условиям детского сада? можно использовать данные игры. Как правило, малышей приводят впервые в детский сад летом. Это благодатное время для игр с песком, водичкой и мыльными пузырями на свежем воздухе.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С МАЛЫШАМИ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Правило 1
Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.
Правило 4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Игры с песком.
№1 "Домик для мышки"
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие речи малышей.
Инструкция:
Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки – домики руками или совочком. Затем воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк.
- Мышка, мышка!
- Пи – пи – пи!
- Где твой домик? Покажи!
- Раз, два, три –
Вот, смотри!
Затем, "мышка-норушка" пробирается в каждый домик и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательный домик.
№2 "Я пеку, пеку"
Цель: развитие чувства эмпатии, спокойствия, умения играть рядом.
Задачи:
- снижение эмоционального напряжения;
- развитие общей и мелкой моторики детей;
- развитие внимания, речи, воображения.
Оборудование: ведёрко, совочек, разнообразные формочки.
Инструкция:
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. При этом педагог читает стихи:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка!
Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.
№3 "А, ну-ка, угадай!"
Цель: развитие чувства эмпатии, спокойствия, умения играть рядом.
Задачи:
- снижение эмоционального напряжения;
- способствование сплочению группы;
- развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развитие общей и мелкой моторики детей;
- развитие внимания, речи, воображения.
Инструкция:
Воспитатель предлагает малышу отвернуться, а другой малыш в это время прячет в песок маленькую твёрдую игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем малыши меняются ролями.
№4 "Забор"
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие воображения.
Инструкция:
Малыш руками лепит заборчики по кругу после показа воспитателя.
- Раз, два, три,
Ты только посмотри!
Какой обзор –
Появился здесь забор!
В процессе игры за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
№5 "Волшебные отпечатки "
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие воображения.
Инструкция:
Малыши оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
Воспитатель в процессе рисования читает стихи:
Мы рисуем на песке
Разные рисунки:
Птички, солнышко, цветы,
Рыбки, осьминожки.
Вот какие молодцы
Детские ладошки!
Использовать данные игры можно и с родителями. Если детки будут так же играть не только в детском саду, но и дома или на детской площадке, то социализируются намного быстрее.
В результате, диагностика успешности прохождения периода адаптации к ДОУ показала, что игра с песком помогла малышам на много быстрее и легче адаптироваться и социализироваться в детском саду. Кроме того, игра с песком помогает развивать детям мелкую моторику, движения становятся более скоординированными. Такие игры легко и непринуждённо помогают воспитателю установить контакт с малышом, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, да и просто отвлекают маленького человечка от разлуки с любимой мамой. Яркие положительные эмоции раскрывают простор для активной социализации и коммуникации.
Из опыта работы можно сделать вывод о том, как данные игры в лёгкой и свободной форме помогают самым маленьким деткам не только проходить один из сложных периодов своей жизни – адаптацию к детскому саду, но и социализироваться в обществе.
Литература:
«Игровой сеанс «Мыльные пузыри» с детьми в период адаптации к детскому саду» В.А. Титаренко, «Справочник педагога-психолога . Детский сад» №4, 2014г.
«Занятия с малышами в детском саду» К. Белая, Москва, ЛИНКА-ПРЕСС 2004г.
Татьяна