12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуня Рина Владимировна147

Игра-путешествие «Скоро, скоро 5 класс»


Цель игры: игра позволяет детям впервые серьезно задуматься и обсудить вопрос о том, что ждет их в средней школе. Ребята собираются в 5 класс и решают, какой багаж умений и навыков, приобретенных в начальной школе, им необходимо взять с собой в среднее звено. Проходя через испытания, дети обсуждают личные качества, которые пригодятся им в следующем году. Важно, что игру проводят под руководством психолога и педагога учащиеся 11 класса, которые рассказывают о себе, делятся своим опытом и как бы передают эстафету следующим за ними ученикам.

Задачи игры:

- диагностика социальной зрелости, умения выстраивать отношения со сверстниками;

- диагностика мотивационной сферы, отношения к школе как к среде жизнедеятельности и системы значимых отношений, умения занять ответственную позицию школьника;

- создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки;

- прояснение ожиданий и тревог, связанных с переходом в среднюю школу

Материалы и требования к организации игры:

-  запись музыки и песни «Голубой вагон»;

- листы бумаги А4, наборы карандашей;

- чемодан;

- надписи- ярлыки на чемодан;

- ватман, клей, фломастеры, фотографии, вырезки их журналов;

- вырезанные буквы, составляющие слова;

- карты путешествия;

- покрывало, стулья.

Участники: учащиеся 4 класса и 11 класса, классные руководители 4 и 11 классов, психолог, педагоги, преподающие в этих классах, родители.


Сценарий игры


1 часть (проводится психологом).

Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы окончите начальную школу. Вы станете старше, перейдете в среднее звено. Сегодня мы с вами начнем путешествие в 5 класс. (Психолог с ребятами совершает экскурсию по школе, где обучаются классы среднего и старшего звена. Кратко рассказывается о новых предметах, которые ребята будут изучать в 5 классе, учителях.)

После возвращения в свой класс ученики отвечают на вопросы: что нового узнали? Чем отличается обучение в 5 классе от 4 класса?

Ребята по желанию рассказывают классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене.

Эмоциональное отношение к начальной школе.

Четыре года вы обучались в начальной школе. Скажите, что интересного произошло за эти годы? Изменились ли вы? Чему научились? Каждый из вас является частью школьного коллектива. Как вы считаете: вас вместе можно назвать коллективом? Какой он на ваш взгляд?

Упражнение «Ладошка».

У каждого на парте есть шаблон ладошки, на нём необходимо написать каким вы считаете свой класс, какие положительные черты ему характерны.

Коллектив складывается из его членов. Посмотрите внимательно друг на друга. Из набора карандашей необходимо выбрать цвет, который отображает ваше эмоциональное отношение к классу. Этим цветом необходимо разукрасить бабочку. (Анализ отношения к коллективу).

Рисование «Я в настоящем».

Каждый день вы приходите в школу, соблюдаете школьные правила, школьный режим. Расскажите, как у вас проходит школьный день. (Рассказы учащихся).

Сейчас я вам предлагаю на листах изобразить один эпизод из вашей школьной жизни. (Он может быть о том, как вы отвечаете у доски, готовитесь к уроку, участвуете в конкурсах и т. д.).

- Расскажите, что вы изобразили и почему?

Психологическая готовность к обучению в 5-ом классе.

А теперь давайте пофантазируем. Представьте, что сейчас 1 сентября 2021 года, и вы пошли в 5 класс. Попытайтесь увидеть себя (как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь, какие эмоции вы при этом испытываете, что вы ожидаете или что вас тревожит).

Эмоциональное отношение.

На шаблоне «сапожок» нарисован круг, используя таблицу эмоций, изобразите своё отношение к обучению в 5-ом классе, как ты себя чувствуешь?

Упражнение «Я пятиклассник».

На «сапожке» напиши, что я ты ждёшь от обучения в 5-ом классе. (Анализ написанного).

Рисование «Я в будущем».

Продолжаем фантазировать. Представьте, что вы сидите на уроке в 5-ом классе, приглядитесь, кто из учителей ведёт уроки, о чём вас спрашивают, что требуют.

Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. Изобразите на листах себя в будущими пятиклассниками.

Рефлексия.

Наша беседа на этом не заканчивается. К вам в гости придут 11-классники, которые расскажут вам о старшей школе, как они учились, как дружили. Они поделятся с вами своими успехами, секретами и многим другим, что может вам пригодиться в дальнейшем.


2 часть (проводится учащимися 11 классов)

Вторая часть игры является логическим продолжение первой, поэтому цели остаются прежними. Психолог заводит ребят в специально подготовленный класс. На доске карта путешествия со станциями, названия прикрыты. Стулья расставлены полукругом.

1–й ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит путешествие. Как вы думаете, куда? Что обычно люди берут с собой в дорогу? Посмотрите на карту нашей дороги в 5 класс. У нас есть станция «Мы сегодня», у нас есть конечная станция «Мы в будущем». Но достичь конечной станции мы сможем, только преодолев препятствия-остановки, которые нам встретятся на пути.

2-й ведущий. А еще мы хотим вам подарить вот такой чемодан, в который вы можете собрать все необходимое для 5 класса. В первую очередь мы должны положить в чемодан те качества, которые вам помогут в дальней дороге. (Ребятам выдаются листы и ручки.) Напишите 1-2 качества, которые, по вашему мнению, очень нужны ученикам 5 класса. (Листики кладутся в чемодан. Ребята называют эти качества и объясняют, для чего они им нужны.)

3-й ведущий. Вы назвали много различных качеств, которые вам понадобятся в 5 классе, но среди них есть самые важные, и сейчас нам предстоит выяснить, какие. Впереди вас ждут испытания, которые необходимо будет преодолеть и суметь понять, благодаря каким качествам вы преодолели препятствия.

1-й ведущий. Ну что, начинаем наше путешествие. Первая станция «Мы сегодня». Расскажите нам, какие вы? (Учащиеся 4 класса рассказывают о себе, своем классе.)

Спасибо за рассказ, нам было очень интересно узнать о вас. Мы можем отметить, что вы ТАЛАНТЛИВЫЕ (на чемодан крепится ярлычок «талантливые»).

2-й ведущий. А о себе мы можем вот что рассказать (рассказ учащихся 11 классе о классе и интересах ребят).

3-й ведущий. А теперь первое испытание. Чтобы добраться до следующей станции, вам необходимо выбрать водителя поезда – самого ответственного человека в вашем классе, такого, на которого вы могли бы положиться в самой трудной ситуации (выбирают самостоятельно). Итак, становимся друг за другом, держимся за талию впереди идущего одноклассника. Во время движения паровоза глаза у всех вагончиков закрыты, видеть дорогу и препятствия будет только водитель, он и будет предупреждать об опасности гудком «ту-ту». Чем громче гудок, тем сложнее препятствие. Добраться вы сможете на станцию только в том случае, если «вагончики» не будут открывать глаза и не будут терять друг друга. Условия всем понятны? Итак, вперед.

(Звучит музыка. Паровоз трогается. На пути движения старшеклассники выстраивают различные препятствии и следят за соблюдением правил игры.)

1-й ведущий. Молодцы, вы справились с заданием. Благодаря чему вам удалось преодолеть все препятствия? Справился ли со своей ролью водитель поезда? Поаплодируйте ему. Как вы думаете, как называется первая остановка на нашем пути? Конечно, «Дружная». (На чемодан крепится ярлык «ДРУЖНЫЕ».)

2-й ведущий. Наш класс тоже очень дружный, и это очень нам помогает. Так, например. (Рассказ учащейся 11 класса о совместной подготовке к конкурсу.)

3-й ведущий. Теперь следующее испытание. Вам необходимо набрать не меньше 10 баллов, чтобы добраться до следующей станции. Полный и правильный ответ оценивается в 1 балл, если ответ недостаточный, количество баллов будет меньше. Вопросов 10. Итак, начинаем:

Вопросы викторины:

1) Сколько букв в русском алфавите?

2) Назовите часть слова, которая располагается между корнем и окончанием.

3) Чем оканчивается лето и начинается осень?

4) Продолжите ряд цифр: 756… 759…801.

5) Назовите-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка.

Если на голову встанет,

Сразу на три меньше станет?

6) Назовите детёныша курицы, овцы, коровы.

7) В воде родилась, но воды боится.

8) Без ног, но бегут, без крыльев, но летят, без паруса, но летят.

9) Что находится между рекой и берегом?

10) Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают.

1-й ведущий. Молодцы, вы справились и с этим заданием. Благодаря чему и каким вашим качествам вы справились с этим заданием? Как вы думаете, как называется эта станция? Конечно же «любознательная». (На чемодан крепится ярлык «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ».)

2-й ведущий. В нашем классе тоже очень много любознательных ребят. (Рассказ ученика 11 класса об участии в олимпиадах, исследовательском обществе учащихся.)

3-й ведущий. Итак, следующее испытание. Пока будет звучать песня в исполнении ваших одноклассников, группе художников нужно будет оформить коллаж «Мой класс», используя фотографии, картинки. Вторая группа из предложенных букв должна сложить слова. Итак, приступаем.

(Пока звучит песня, ребята выполняют задания. Возле каждой группы должен быть 1 старшеклассник, который может подсказать, помочь ребятам выполнить задание. На группы необходимо разделить ребят заранее, исходя из способностей.)

1-й ведущий. Молодцы, вы и с этим заданием справились. Как вы думаете, как называется эта станция? Конечно же «творческая». (На чемодан крепится ярлык «ТВОРЧЕСКИЕ».)

2-й ведущий. В нашем классе тоже много творческих ребят. (Рассказ старшеклассников об их увлечениях, посещении художественной школы, кружков вышивки и вязания.)

3-й ведущий. Следующая станция «Учительская» (открывается табличка). Нам необходимо составить портрет учителя, который вас будет учить в средней школе. Ваша задача, называя качества, особенности учителя, создать портрет педагога, о котором вы мечтаете. (Ребята называют профессиональные и личностные качества педагога. В конце должен получиться образ идеального педагога.)

1-й ведущий. Молодцы, вы справились с этим заданием. Педагогов в 5 классе будут много. Все они разные, у них у всех разные характеры, разный возраст, они по-разному преподают. Но и вас много, у каждого свои особенности. Какими качествами вы должны обладать, чтобы найти общий язык со всеми новыми учителями, которые будут в 5 классе? А у вас есть эти качества? (На чемодан крепятся ярлыки «ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ», «ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ», «ТРУДОЛЮБИЕ» «УВАЖЕНИЕ»)

2-й ведущий. Мы хотим вас познакомить с некоторыми учителями, которые преподают в нашем классе…… (Старшеклассники рассказывают о некоторых педагогах и предметах, которые они преподают).

3-й ведущий. И вновь на нашем пути следующая остановка «Станция Школьная». Задача такая, назвать 1 слово, которое характеризует нашу школу.

Молодцы, получился прекрасный портрет нашей школы. А сможете ли вы ответить на следующие вопросы: как зовут нашего директора? Сколько этажей в нашей школе? Сколько кабинетов в начальной школе? Как зовут завуча в начальной школе? В какой цвет выкрашены стены в коридорах школы?

1-й ведущий. А теперь представьте, что вы рекламный агент, представляющий нашу школу. Вам необходимо рассказать о нашей школе так, чтобы все самые лучшие учителя и ученики захотели бы в нашей школе работать или учиться. Что вы смогли бы им рассказать? (Рассказ 4-классника.)

2-й ведущий. Мы тоже очень любим нашу школу, мы в ней учимся 11 год. Пройдёт всего 2 месяца, и мы уйдем из нашего второго дома. И нам очень бы хотелось сказать вам такие слова (выходят все участники- старшеклассники):

- берегите нашу школу

- любите школу,

- уважайте учителей,

- хорошо учитесь,

- участвуйте в мероприятиях и т.д.

3-й ведущий. На ваш чемоданчик нам хотелось бы прикрепить ярлычок–пожелание быть «ОТВЕТСТВЕННЫМИ». Ответственными за будущее нашей школы, ведь оно переходит в ваши руки. Только от вас зависит, будет ли учеба в 5 классе интересным, увлекательным путешествием, полным приключений, открытий и радостных событий. Или же это путешествие будет скучным, грустным, наполненным разочарований и огорчений. Мы желаем вам удачи, надеемся, что этот чемоданчик поможет вам в вашем долгом пути вплоть до станции «11 класс». И этот чемоданчик вы вручите следующим за вами 4-классникам.

1-й ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Вы с достоинством выдержали все испытания и, конечно же, достойны стать учениками 5 класса. Что вы хотели бы сказать, пожелать нам всем в конце пути? Понравилось ли вам наше путешествие? Что запомнилось? (Говорят 4-классники.)

2-й ведущий. Удачи вам, дорогие ребята. Мы с вами прощаемся, но еще 2 месяца мы будем в школе. И если нужна будет наша помощь, обращайтесь, мы постараемся вам помочь. Счастливого пути в 5 класс. 









Опубликовано


Комментарии (2)

Волкова Светлана Ивановна, 12.05.20 в 05:52 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал, спасибо!
Антропова Мария Александровна, 12.05.20 в 07:06 0Ответить Пожаловаться
Полезный материал! В избранное! Спасибо, Рина Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.