12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья390
высшее образование, педагогический стаж 27 лет.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Разработка открытого занятия на тему:

«Игра – средство коллективного музицирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Занятие проводится с детьми младшей вокальной группы студии «Век»

Место занятия: в программе планирования дополнительного образования детей в школе, данное занятие имеет непосредственную взаимосвязь с предыдущими занятиями, как работа над образами, звукоизвлечением, свобода исполнения и обучение метро-ритмической грамоте., что указано в программе студии «Век» дополнительного образования.

Цель занятия: познакомить детей с чувством ритма в импровизационно-игровой деятельности, через наглядность, образность, слуховой и вокальный анализ, а также активное участие самого педагога в процессе занятия.

Задачи: в игровой форме познакомить детей с музыкально-шумовыми инструментами, вовлечь в процесс импровизации, получить знания по метро-ритмическому движению в коллективном взаимодействии.

Актуальность: На своих занятиях я применяла приемы и методы работы с ребятами, предложенными К. Орфом и его последователями. Безусловно, что это направление помогает в практической реализации общей концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, а так как основное направление в технологии К. Орфа – игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы в дополнительном образовании.. На протяжении нескольких лет работы в школе я пришла к выводу, что лозунг «За деятельностное обучение», выдвинутый К. Орфом, приносит положительные результаты. Овладевая языком музыки, познавая из занятия в занятие средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки.

Подготовка к данному занятию: слушание записей оркестра русских народных инструментов с програмными произведениями. «Калинка, Светит месяц», а так же в исполнении симфонического оркестра «Полет шмеля» композитора Римского-Корсакова на предыдущих занятиях.

Подготовительный момент самого занятия: звучит незнакомая музыкеа детям (Гассек «Мышки» дети занимают свои места. Прослушав произведение педагог дает детям возможность описать образность и необычность исполнения, произносит название произведения и предлагает с помощью инструментов шумовога оркестра сочинить самим сказку, изображая звуками большого кота, Маму-мышь, самих маленьких мышат и их суету, пищание и. т. д.

Ход урока:

I. Вводная часть занятия: на мультимедийном проекторе педагог знакомит детей с музыкальными инструментами (бубен, трещотки, колокольчики, бубенцы, деревянные бочонки), поясняет, что эти музыкальные инструменты не только выдают шумовой звук, но и могут помочь в познании ритма, движения, импровизации музыкального исполнения. Также рассматриваются снимки артистов в костюмах, но и их жесты в коллективном участии. Педагогом поясняется, что не только инструменты могут «говорить», но и наше собственное тело имеет свой звук, жест.

Эту игру можно назвать «звуки дома». На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки – шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков.

Развиваем воображение

«В доме моем тишина» сл. и муз. Т. Боровик

1. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)

2. В доме моем тишина.

В доме моем я одна,

Только слышно – стукунчики стучат (2 раза)

3. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – звучунчуки звучат (2 раза)

4. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)

5. В доме моем тишина,

В доме моем я одна,

Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)

Мною используется метод слухового анализа и ассоциативного мышления.

II. Основная часть занятия: На предыдущем занятии мы прослушивали с вами музыкальные записи в исполнении инструментов, а вот сегодня, мне хочется вас более ближе познакомить с ними и их звучанием, их организованностью при исполнении.

Для большей активизации деятельности предлагаю детям поиграть в ролевые игры ,озвучивая их, дети по усмотрению педагога делятся на подгруппы, где каждая будет выполнять свою функцию.

Ритмично декламируемые прибаутки, стихи:

Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки,

Танцуют чашки, блюдца,

А лошади смеются!

Под горою у реки живут гномы-старики.

У них колокол висит, позолоченный звонит:

Диг-диги, диги-дон –

Посмотри, откуда звон!

Черти в озере купались,

Черти рожками бодались,

Черт чертенка как толкнул,

И чертенок утонул!

Мой игрушечный петух

Развивает утром слух!

Песню слышно далеко

- Кукареку! Ко-ко-ко!

Стихи произносим ритмично, ритм четверостиший поддерживаем шумовыми инструментами. Дети подбирают инструменты, звучание которых соответствует содержанию стихотворения.

Мною используется принцип «Домино» (по мнению педагога идет правильный анализ избранного шумового инструмента, его соответствие данному персонажу, театролизованность, определенная звуковысотность и импровизационность исполненная ребенком. Далее даю распевку детям на првильное звукоизвлечеие по методике Емельянова, чтобы незаметно переключить детей на другой вид деятельности, тот ,который является непосредственно важным для усвоения новой темы.

Речевая диалогическая игра по песенке «Таря-Маря»

Педагог: – Таря-Маря в лес ходила…

Дети: – В лес ходила?

Педагог: – Таря-Маря шишки ела…

Дети: – Шишки ела?

Педагог: – Шишки ела, вам велела.

Дети:

– Шишки ела, нам велела

А мы шишек не хотим,

Таре-Маре отдадим.

Речевая диалогическая игра для развития ритмического и интонационного слуха. Когда эту игру использую на занятии, стараюсь, чтобы ребята исполняли ее сопровождая выразительной мимикой и жестами, Это помогает рождению выразительной интонации.

Придумываем, как может выглядеть эта Таря-Маря, какой у нее характер, какое настроение. Все это передаем через яркое исполнение, а может и в рисунке.

Активизирует творческую активность детей на уроке прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать музыкальную картинку своим рисунками и получаются интересные выставки детского творчества.

Мною используется метод слухового анализа и выразительного интонационного исполнения.

Далее педагог объясняет детям на основе проработанного материала, что и стихи и песни и даже игра на инструментах имеет свой ритм и темп, а в коллективном творчестве такую точность в исполнении и всех поставленных задач еще труднее сделать . И если это получается, то надо обязательно отметить эти удачи детей. Педагогом предлагается под музыку исполнить песню-игру «Оркестр».

 

Начало всех куплетов:

Мы славные артисты: на всем играть умеем,

У нас есть кларнетисты, а также и флейтисты.

ПРИПЕВЫ:

Вот, например, вот вам скрипка,

Пи-пи-пи, вот, вот, вот, вот как мы играем.

Вот, например, вот вам флейта,

Тю – лю – лю, вот, вот, вот, вот как мы играем

Вот, например, вот вам медная труба

Тра-та-та, вот, вот, вот, вот как мы играем.

Вот, например, вот вам бубны,

Дзин-дзин, бум-бум, вот, вот, вот, вот как мы играем.

Вот, например, вот турецкий барабан,

Шлем, бом-бом, вот, вот, вот, вот как мы играем

Дети движением рук показывают музыкальные инструменты, у кого в руках шумовые инструменты, те дети должны их в правильном соотношении и озвучить. (Инструментами игроки могут и меняться).

Мною используется метод имитации игры и логического мышления одновременно.

Более подробнее я предложила детям просчитать метро-ритм при танцевальном исполнеии и отбивании ритма деревянными бочонками в музыкальной композиции «Ткачи». Дети вместе с педагогом берут в руки деревянные бочонки, располагаются по кругу и под музыку идут в движении. Правильность исполнения зависит от девиза :Делай как Я ! Я- это сам педагог. В коллективном исполнении это действительно получается, да еще и с каким желанием и увлеченностью самой игрой.

Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

пение и движение под музыку

речевая декламация и ритмические упражнения

освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств.

театрализация как совокупность интонационного, ритмического, двигательного.

музыкальном воспитании, импровизации.

слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения.

игра на элементарных детских музыкальных инструментах (методика К. Орфа)

 

Использование на занятии ТСО:

На мультимедийном проекторе педагог знакомит детей с музыкальными инструментами (бубен, трещотки, колокольчики, бубенцы, деревянные бочонки), поясняет, что эти музыкальные инструменты не только выдают шумовой звук, но и могут помочь в познании ритма, движения, импровизации музыкального исполнения. Также рассматриваются снимки артистов в костюмах, но и их жесты в коллективном участии. Педагогом поясняется, что не только инструменты могут «говорить», но и наше собственное тело имеет свой звук, жест. Использование музыкального центра м СД-дисков с музыкальными композициями.

Использование педагогом музыкального инструментария для показа и распевок с детьми.

Дополнительный материал: скороговорки, музыкальные попевки шумовые звуки инструментов ( на усмотрение педагога), СД –диски с записями музыкального материала.

Работоспособность на занятии: релакс-импровизации при коллективном прослушивании и обсуждении музыкальных фрагментов «Мыльные пузыри», «Лошадка». .Детям предлагалось самим дать название услышанной музыки и в общем обсуждении более точнее дать название, приближенное к предложенному. «Веселые минутки» - кто быстрее и качественнее произнесет скороговорку. Педагогу самому надо продуктивно подойти к занятию, изложить материал, доступно для понимания детей. Проявить творческую активность, владеть методами и приемами в организации деятельности на занятии, учитывать возрастную специфику детей и главное-самому прввильно и компетентно мыслить, а это является главным залогом успеха продуктивной совместной деятельности занятий.

III. Заключительная часть.

Обобщение: С какими трудностями всем пришлось встретиться на занятии (обсуждение). Какие композиции вам больше запомнились и понравились в собственном исполнении? (ответы). Назовите музыкальные инструменты какие вы использовали на занятии в творческой деятельности? (ответы).

Итог занятия: Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач (только с «нотой» добрых пожеланий!). Самое главное для детей, что с помощью игры они познали что-то новое и интересное, еще стали дружнее, и сплоченнее !

Домашнее задание: четкость и выразительность произношения в метро-ритме скороговорок, сделать зарисовки на альбомных листах по запомнившемся музыкальным фрагментам произведений занятия.

Обоснованность выбранных методов: методы применяемые мною на открытом занятии в достаточной степени описаны Э. Б. Абдулиным в сборнике «Теория музыкального образования», который рекомендуется учителям и педагогом дополнитьельного образования, как «Настольная книга», для более успешной реализации программ не только школьного, но дополнительно- школьного образования. Данная разработка может быть рекомендована для проведения занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования, в старших и подготовительных группах детских садов и выборочно для учреждений реабилитационного направления. Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно – специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса. Безусловно, необходимо обращаться к русскому, белорусскому фольклору, адаптируя идеи «Шульверка» к условиям конкретной школы, использовать возможности материально-технического оснащения в процессе обучения. Но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи новой школы.

Считаю, что подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать занятия музыки интересными и динамичными, ребенок – творец звуков окружающего мира и музыки. Музыка- становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.

Ребенок – соавтор и создатель собственного музыкального мира.

В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.