Игровая программа для учащихся 1–4 классов «Родные улицы, знакомые районы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема:
Театрализованная игровая программа для учащихся 1- 4 классов
«Родные улицы, знакомые районы»
Исполнитель: педагог-организатор МБУДО ЦВР
Морозова Мирта Павловна
г. Инта, 2020
Театрализованная игровая программа
«Родные улицы, знакомые районы»
Цель: создать условия для формирования интереса к истории родного города через познавательно-игровую деятельность
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей своего города;
- показать учащимся, какими были достопримечательности в прошлом, какими стали в настоящем;
- рассказать учащимся о выдающихся людях, родившихся в городе;
- овладеть сведениями об исторических, культурных особенностях развития города;
- находить различия между объектами;
- рассуждать об особенностях объектов, их строении, свойствах и связях.
Развивающие:
- расширить кругозор учащихся;
- контролировать эмоциональное состояние при решении различных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
Воспитательные:
- воспитать умение общаться со сверстниками;
- воспитать чувство уважения к выдающимся людям, родившимся в городе, к родному краю;
- заинтересовать детей к прошлому и настоящему родного края.
Форма проведения: тематическая игровая программа
Используемое оборудование: музыкальный центр, фотографии с изображением достопримечательностей, пазлы с изображением герба города и республики, кегли, лыжи, костюмы, клюшки, шарики от пинг-понга.
Продолжительность: 45 мин.
Действующие лица:
Д - Домовуха
С - Сыщик
Ход мероприятия:
Звучит музыка. Дети заходят в зал, рассаживаются.
Выходит Домовуха.
Д: Здравствуйте, ребята! Я – Домовуха, хозяйка каждого дома нашего города, хранительница его истории. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по интересным местам Инты (показывает на ленты с фотографиями). В этих кадрах собрана вся история нашего города. Ой! Ребята! Караул!!! (начинает бегать, паниковать) История пропала! Что же делать?! Как быть?! Не углядела! Какая же я теперь Домовуха?! (начинает реветь)
Музыкальный момент
Появляется Сыщик с большой лупой, обходит зал.
Д: Здравствуйте! А вы кто?
С: Добрый день! Вы разве не слышали? Я – знаменитый сыщик! Услышал, что-то пропало?! Это как раз по моей части! Раскрою любое дело, найду все, что потеряно!
Д: (всхлипывает) Как хорошо, что вы пришли. У нас история города пропала! (ревёт)
С: Без паники! Показывайте место преступления.
Д: (показывает на ленты с фотографиями) Вот здесь не хватает кадров.
С: Так-так-так… (размышляет) По неизвестным причинам пропали части исторической хроники города Инта. Так?
Д: (всхлипывает) Так…
С: Требуется – восстановить кадры истории. Для этого нам необходимо…
Д: (перебивает) … что необходимо?
С: Действовать! (подходит к первой ленте) Здесь зашифровано пропавшее место (показывает на фото, где написана загадка).
«Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты»- вокзал
Вот и раскрыто первое место. Мы отправляемся на вокзал, чтобы восстановить его историю.
Д: А ребята нам помогут! Правда, ребята? (дети отвечают)
С: Для начала разделимся на команды и выберем капитанов. И так, приготовились! Мы отправляемся на вокзал.
Д: Сейчас мы с вами станем настоящими поездами, а капитаны будут машинистами.
Игра «Поезда»
(Две команды. Участники выстраиваются друг за другом. Капитаны становятся первыми. По сигналу капитан бежит до метки, огибая препятствия, возвращается к команде. К нему цепляется второй участник, держа двумя руками за пояс. Таким образом, они бегут вдвоем, возвращаются к команде за третьим участником, затем втроем за четвертым и т.д., пока все «вагоны» по очереди не соединятся. Побеждает тот «поезд», который вернулся со всеми «вагонами» на место старта быстрее)
С: Вот мы и прибыли. Что нам известно о вокзале? (ответы детей)
Д: (беседа с детьми) Считается, что город начинается с вокзала, железнодорожной станции. Так бывает не всегда: у нас в Инте все получилось иначе. Сначала строился поселок, потом город, в который привозили товары по рекам и по зимней дороге из Воркуты. Следовательно, станция, вокзал, железная дорога строились значительно позднее.
Интересно, что при постройке железной дороги было два варианта ее местоположения. Наш вокзал мог бы ближе находиться к городу, но по ошибке проектировщиков, он находится в десяти километрах от города.
С: Вот мы и узнали историю вокзала, даже побывали поездами.
Д: Теперь отправимся к следующей пропавшей истории?
С: (читает загадку на следующем кадре)
«Что за дом, что за дом –
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех» - дом культуры
Д: Правильно, ребята, это наш Дворец культуры и техники.
С: Что же мы о нем знаем? (ответы детей, если знают)
Д: (беседа с детьми) В 40-х годах среди заключенных, которые жили тогда еще в поселке Инта, был создан творческий коллектив. Это были артисты, танцоры, вокалисты. Их даже отдельно селили в барак, отдельный лагерный пункт, который располагался на территории теперешней ТЭЦ. Он так и назывался «артистическим», потому что там жили только артисты.
Само здание Дворца культуры и техники несколько раз перестраивалось. Вспомните, как красиво украшены стены и потолки зрительного зала. Над его оформлением немало потрудился заключенный художник Артур Густав Тамвелиус. Слышали когда-нибудь о нем? Он также был архитектором символа города. Какого? (Водонапорной Башни)
С: Молодцы, ребята, историю Дворца культуры мы узнали. Но чтобы она сохранилась, мы с вами станем настоящими артистами.
ИГРА «Наряди артиста»
(Из каждой команды выбирается по одному участнику (можно по два: мальчик и девочкам). По сигналу команды должны как можно быстрее одеть своих «артистов». Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится)
ИГРА «Я - артист»
(Выбираются по два участника из каждой команды. Им предлагается изобразить определенных персонажей (Например: ворона и лисица, Принц и Золушка). Остальные участники должны угадать этих персонажей и назвать из какого они произведения)
Д: Спасибо нашим актерам за отличное выступление. Теперь можно отправиться к следующей пропавшей истории.
С: И так, загадка (читает загадку на следующем кадре)
«Там присутствующим надо
Поддержать свою команду,
И когда забьется гол,
Воцарится гул кругом.» - стадион
Д: (беседа с детьми) Ребята, мы с вами попали на стадион. Вспомните, где он находится. Какие спортивные здания стоят у стадиона? (Плавательный бассейн, Дворец спорта «Юность»)
Этот первый спортивный комплекс города состоял только из футбольного поля и деревянного спортивного зала с плавательным бассейном. Это был первый бассейн в республике Коми.
Сейчас мы с вами станем знаменитыми интинскими спортсменами, как, например Иван Пронин. Знаете, кто это? (ответ детей) Нет? Тогда угадайте загадку.
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?(Лыжник)
Игра «Лыжник»
(Две команды. В каждой команде дети встают парами друг за другом. Первой паре одевается одна общая резинка на ноги: одному из пары на левую, другому - на правую ногу. Таким образом, они связаны между собой резинкой. На свободные ноги одеваются лыжи. Первые участники проходят дистанцию до метки, возвращаются, передают эстафету следующим участникам)
Д: Как в те времена, так и сейчас особой популярностью пользуется еще один зимний вид спорта. Известный интинский спортсмен, который им занимался – это Виктор Жлуктов. Отгадайте, кем же он был.
Он играет на коньках.
Клюшку держит он в руках.
Шайбу этой клюшкой бьет.
Кто спортсмена назовет?(Хоккеист)
Игра «Хоккеист»
(Две команды. Первым участникам из команды выдается клюшка и шарик пинг-понга. Задача игроков: пройти до метки и обратно, преодолев препятствия, передать эстафету следующему участнику)
С: Молодцы, ребята! Мы восстановили еще один кадр истории.
Д: Куда же мы дальше отправимся?
С: Вот и последняя потерянная история. О каком же месте здесь говорится? (читает загадку на следующем кадре)
«Стоит на улице Полярной.
Высокая, красивая она.
Оглавлена звездою лучезарной,
Водою чистою полна» - водонапорная башня
Д: Конечно, главный символ нашего города – это водонапорная башня. Ребята, что вы знаете о ней? (ответ детей)
(беседа с детьми) Водонапорная башня является памятником истории, культуры и архитектуры. Она была построена заключенными в 1954 году. Давайте вспомним, кто участвовал в ее проектировании? Так же этот архитектор и художник немало потрудился над оформлением Дворца культуры и техники (Артур Густав Тамвелиус).
Раньше башня обеспечивала водой горожан, а сейчас там находится музей политических репрессий. Кто-нибудь из вас бывал там? В музее хранится вся история заключенных, которые строили Инту и водонапорную башню.
Ребята, башня является символом нашего города, с помощью которой он отличается от остальных. А чем еще города отличаются друг от друга? (ответ детей) Какой отличительный знак нашего города? На нем ещё изображен символ города (Герб)
Для того чтобы история нашего города окончательно восстановилась, необходимо выполнить последнее задание. На исторической стене не хватает герба нашего города и герба республики Коми. Давайте мы соберем их и повесим на место.
Игра «Пазлы»
(Одной команде выдаются пазл с изображением герба Инты,
другой – герба республики Коми)
Д: Вот, ребята, мы и справились со всеми заданиями, восстановили историю города. Спасибо вам! И тебе, Сыщик, спасибо, что помог.
С: Рад служить! Если что-то пропадет, зовите.
Д: Впредь, я буду внимательнее. А если ребята пообещают всегда помнить свою историю, историю своего города, то она никогда больше не пропадет.
С: Ну что, друзья, до новых встреч!
Д: До свидания!
Планируемые результаты
При реализации данной игровой программы планируется достигнуть следующих результатов у учащихся:
Предметные:
- познакомятся с историей своего города;
- узнают, какими были достопримечательности в прошлом, какими стали в настоящем;
- узнают о выдающихся людях, родившихся в городе.
- овладеют сведениями об исторических, культурных особенностях развития города;
- научаться находить различия между объектами;
- научаться рассуждать об особенностях объектов, их строении, свойствах и связях.
Метапредметные:
- расширят свой кругозор;
- смогут научиться контролировать эмоциональное состояние при решении различных задач;
- научатся ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- определят цели, функции участников, способы взаимодействия;
- научатся предлагать помощь и сотрудничество;
- смогут договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- сформулируют собственное мнение и позицию.
Личностные:
- научаться общаться со сверстниками;
- воспитают чувство уважения к выдающимся людям, родившимся в городе, к родному краю;
- заинтересуются прошлым и настоящим родного края.
Литература
Электронный ресурс:
1. http://inta-rk.narod.ru/library/bursian/bursian.html
3. https://www.komi.kp.ru/daily/26810.7/3845758/
1