12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маценко М. Б.34
Учитель изобразительного искусства. Работаю по программе Б. М. Неменского в 2-8 классах
Россия, Калининградская обл., Калинград
3

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства. Урок-игра для 7 класса «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

Методическая разработка к уроку по теме

«Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства»

Теоретический материал

7 класс

Урок-игра

"Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре"

В этом теоретическом материале мы познакомимся с крупнейшими музеями мира и узнаем о роли музеев в приобщении человека к искусству. Музей – (от греч. museion – храм муз) это научно-просветительское учреждение, осуществляющее сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, духовной культуры и произведений художественного искусства.

Задумывались ли вы, как хранятся произведения искусства: картины, скульптура, графика в художественных музеях? Как попадают в музей произведения искусства? Произведения искусства могут подарить или завещать. Музеи также покупают экспонаты у частных лиц или на аукционах. Бывали времена, когда музеи передавали произведения друг другу или обменивались ими. Много произведений ученые привозят из экспедиций. Когда вещь поступает в музей, на нее заводят карточку. Она так и называется "музейная карточка". Там обязательн6о указывается его автор, наличие подписи, дата создания, размеры, техника, год и источник поступления, содержится его краткое описание, включая степень сохранности. На музейную карточку наклеивается фотография произведения искусства.

В любой музейной коллекции экспонаты – предметы, выставленные для обозрения, систематизированы по времени создания и по художественным школам. Такая тематическая подборка и систематизация экспонатов называется экспозицией. Произведению присваивают инвентарный номер, чтобы можно было вести учет экспонатов, и делают запись в специальном журнале. Потом произведение искусства помещают либо в экспозицию – выставочную часть музея, доступную для посетителей, либо в фонды, куда допускаются только музейные работники. В таких фондах-запасниках хранится большая часть всей коллекции музея. Но не стоит думать, что эти произведения никто никогда не увидит. Их показывают на временных выставках или заменяют ими экспозиционное произведение, которое находится на реставрации.

В музеях устраивают вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений. Коллекции художественных музеев тоже различны. В одних музеях собрано искусство своего народа, или национальное искусство прошлого и настоящего. Например, таковыми являются коллекции Третьяковской галереи в Москве. Другие музеи хранят искусство разных стран мира, зарубежное искусство. Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина в Москве. Каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и история человеческого общества. Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного. Попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

В древности произведения искусства находились в храмах, общественных зданиях и дворцах правителей. В средние века – в церквях и монастырях. Возникновение настоящих музеев связано с эпохой Возрождения, когда при дворах европейских правителей появились прекрасные собрания античных памятников, найденных в раскопках греческих городов.

Лувр

Один из самых старинных музеев – Лувр, расположенный в Париже, на правом берегу Сены, ул. Риволи. В основе коллекции Лувра лежит собрание произведений искусств короля Франциска I, пригласившего из Италии Леонардо да Винчи. Леонардо перевез во Францию свои знаменитые работы, включая «Мону Лизу» - наиболее значимый экспонат музея. Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Лувр собрал коллекции Древнего Востока, Древнего Египта, Древней Греции, Рима, Искусства ислама, скульптуры и изобразительного искусства.

Лувр

Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи

В Лувре находится известная картина «Мо́на Ли́за», она же "Джоко́нда" — картина Леонардо да Винчи, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую, положив сверху, повернувшись почти лицом к зрителю. Разделённые пробором, гладко причесанные волосы, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль, падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Одета она в зелёное платье с жёлтыми рукавами. Голова слегка повёрнута. Портрет Джоконды является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Фигура Джоконды превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, сложенные руки придают её образу завершенность. В мягко тающей дымке, окутывающей её лицо и фигуру, Леонардо удалось передать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Леонардо трудился над картиной несколько лет, добиваясь того, чтобы не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура. И хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусвету.

Британский музей

Первым государственным музеем стал Британский музей. Этот музей является одним из крупнейших в мире. Британский музей расположен в Лондоне, ул. Грейт Рассл. Британский музей — центральный историко-археологический музей Великобритании и один из крупнейших музеев мира. Он был основан в 1753 году с разрешения британского парламента. Его экспозиция занимает 94 галереи, общая протяжённость которых составляет 4 км. Началась история музея с того, что известный врач, натуралист, президент английской академии наук Хенс Слоун завещал государству свою коллекцию монет, старинных манускриптов, скульптуры, чучел животных и птиц. В основу музея вошли также коллекции графа Оксфордского Роберта Харли, а также антиквара Роберта Коттона. От последнего музей получил огромную коллекцию книг, которая положила начало созданию Британской библиотеки.

Коллекции музея пополняются рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами разных эпох.

Британский музей

Картина Джона Констебла "Собор в Солсбери"

Джон Констебл один из самых талантливых английских художников-пейзажистов, который несравненно передавал красоту английских ландшафтов, свежего воздуха и безграничной энергии природы. Констебл не писал свои картины по академическим правилам, он старался создать пейзаж максимально приближенный к реальности. Специфическую манеру написания английского художника, можно увидеть в его замечательной картине «Собор в Солсбери», написанную в 1825 году. Невинность природы, величественность собора и реалистичность изображения, в комплексе создают неповторимый пейзаж. Сам собор изображен в просвете между деревьями, здание на фоне неба еще больше притягивает восторженные взгляды.

Джон Констебл в 20-30 гг. XIX в. часто бывал в соборе Солсбери и давно планировал его написать, делая эскизы и подбирая подходящий ракурс. Но однажды в 1822 году ему поступил заказ от епископа Фишера изобразить собор на полотне, за что художник охотно взялся. Но задача оказалась не из легких, так как первой картиной заказчик был не очень удовлетворен, причиной этому было темное небо над собором. Констебл написал новую картину, которая понравилась.

В картине есть довольно интересная особенность, в левом нижнем углу изображено два человека: это господин Фишер и его супруга наблюдают за красотой собора Солсбери. Глядя на картину, зрителю сразу же хочется очутиться на этой английской лужайке и услышать сказочные звуки природы.

Еще одной важной линией картины, является сопоставление творений природы и творений человека, сравнивается собор и деревья, художник всегда считал, что высохшее старое дерево прекрасней любого нового строения.

Джон Констебл всегда оставался «художественным патриотом», потому что, он всегда изображал в своих работах «свою старую Англию».

Государственный Эрмитаж

Одним из самых знаменитых и крупных музеев в России является Эрмитаж. История Эрмитажа начинается в 1764 году, когда берлинский купец Гоцковский передал в собственность Екатерины II, в счет погашения долга русской казне, 225 картин западноевропейских мастеров — работы голландских и фламандских художественных школ. Коллекция была размещена в Зимнем дворце. Через несколько лет к восточному фасаду Зимнего дворца было пристроено здание Малого Эрмитажа. Чуть позже вдоль Малого Эрмитажа пристроили Восточную и Западную галереи для размещения увеличивающейся коллекции живописи. К концу правления Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось более 2000 картин. Поначалу музей представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади. Он являлся резиденцией русских царей, был построен в 1754-62 гг. по проекту Ф.Б.Растрелли. Этот дворец — подлинная жемчужина русского барокко. Здание Зимнего дворца было передано музею в 1922 г.

В Эрмитаже собрано 15 тысяч картин, 12 тысяч скульптур, 600 тысяч произведений графики, 224 тысячи предметов прикладного искусства, свыше 600 тысяч археологических памятников, свыше 1 миллиона монет и медалей.

Государственный Эрмитаж

Картина Б. Мурильо "Мальчик с собакой"

Бартоломе Мурильо, видный мастер испанской школы XVII века, пользовался большим успехом у современников и даже был провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города. Художник писал религиозные и небольшие бытовые сценки, но особенно любил изображать детей.

Одним из примеров такого творчества может служить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей. Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии, что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное. Такие сотнями бегали по улицам Севильи, но изображение этой собаки привлекает зрителей.

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс. Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы в несколько приглушенных тонах, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Присмотритесь к тому, как голубой цвет неба на картине переходит в серый и сливается с линией горизонта, как потрясающе невыразительна стена с блеклым зеленым деревом. Поражает четкость изображения рукавов курточки, шерсти собаки и структуры корзинки. Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько был вдохновлен этой дружбой, что не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

31 мая 1912 года произошло событие, которого ждала вся общественность Москвы и Петербурга. В самом центре Москвы на улице Волхонка открыл свои двери для широкой публики Музей изящных искусств при Московском университете. Это стало возможным благодаря труду ученого-филолога, заведующего кафедрой изящных искусств Московского университета Ивана Владимировича Цветаева. Создатели музея сумели построить образ мира и времени, когда залы становятся странами, а зритель, переходя из страны в страну, поднимается по ступеням времени. Не покидая музея, мы знакомимся с важнейшими стилями в мировой архитектуре, а скульптурное убранство залов помогает понять не только изящное искусство, но и дух времени. Благодаря стараниям И. В. Цветаева была приобретена коллекция подлинных древнеегипетских памятников, а также заказаны отливки с величайших произведений скульптуры всех времен и народов. В 1924 году в состав музея вошли частные коллекции Китаева, Щукина, Морозова, а также коллекции западноевропейского искусства из Румянцевского музея. Много картин приходило их Государственного музейного фонда, куда были переданы собрания Юсуповых, Шереметевых, Строгановых. Гордостью музейной коллекции являются произведения импрессионистов и постимпрессионистов. И сегодня коллекция пополняется за счет покупок из частных коллекций, даров коллекционеров и художников.

Государственный музей

изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Картина Б. Кустодиева "После грозы"

Кустодиев – художник разностороннего таланта. Великолепный живописец, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Кустодиев выступает сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта, в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются.

Картина "После грозы" написана похожей на лубочные картинки с их яркими оттенками и простым сюжетом. На картине мы видим деревню на зеленом пригорке.

Вся работа словно насыщена синим, так любимым Кустодиевым цветом очень яркого оттенка. Синее небо пересекает цветная двойная радуга. На этом синем фоне видны черные тучи, уже ставшие почти прозрачными, и редкие легкие белые облака. Деревня стоит на холме, а под ним протекает синяя речка. Синие тени скопились в низинах, у деревьев с пышными кронами. Крыши дальних домиков тоже имеют синий оттенок. Зелень листвы и травы, и желтизну полей разбавляет синий цвет. Над деревней вьется черный дым пожара после грозы, мы видим фигурки людей, бегущих в деревню на помощь погорельцам.

Вся картина насыщена сюжетами: группа купальщиц наслаждается послегрозовой свежестью реки. И тут же - пожар в деревне, на помощь погорельцам спешат односельчане, а также пара мужиков заметивших пожар с другого берега реки.

Кустодиев пренебрегает законами перспективы, искажает пространство. Это любимый прием художников модернизма. Используя спектрально чистые краски, автор делает свою работу близкой по духу народному русскому изобразительному искусству - лубку. Стоит повнимательней вглядеться в картину, чтобы понять, что перед нами совсем не пейзаж, а картина деревенской жизни, полный драматизма момент на фоне сказочно красивой послегрозовой природы.

Государственная Третьяковская галерея

В Замоскворечье, в Лаврушинском переулке находится здание Третьяковской галереи. Художественная галерея носит имя своего основателя – просвещенного московского купца Павла Михайловича Третьякова. Датой основания галереи считается 1856 год, когда П. Третьяков приобрел две первые картины, положившие начало его коллекции русского искусства. П. Третьяков стал убежденным сторонником образовавшегося в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие произведения русских художников: И. М. Прянишникова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина. Третьяков собрал галерею портретов выдающихся русских людей, лучших сынов России. По его заказам работали Перов, Крамской, Репин. Стремясь "собрать русскую школу", Павел Третьяков стал коллекционировать работы старых русских мастеров. Собирая иконы, он первым оценил их высокую художественную значимость. Позже коллекционер включает в собрание графику и скульптуру русских художников. Сначала коллекция размещалась в жилых комнатах дома Павла Михайловича. Когда картин стало слишком много, к жилому дому пристроили здание галереи. В 1892 году Третьяков передал галерею в дар Москве. Ее коллекция насчитывала тогда 1287 картин, 518 рисунков, 9 скульптур русских мастеров. В настоящее время около ста тысяч произведений составляют коллекцию этой галереи.

Государственная

Третьяковская галерея

Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри"

Виктор Васнецов – знаменитый русский художник-живописец, написавший множество картин. На полотнах художника изображение подлинной русской души, красоты русской природы и безграничность русской культуры. Определенный период творчества В. Васнецова – обращение к былинам. Картина "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П. Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" – продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный «меч-кладенец». Добрыня изображён таким, как и в былинах величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски: зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что, несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Методический материал

Урок игра "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" проводится в 7 классе в IV четверти с целью создания атмосферы увлеченности в изучении богатейших коллекций изобразительного искусства, развития интереса к истории родной культуры и культуры других стран, к самостоятельному собиранию и изучению произведений изобразительного искусства, привития уважения к труду работников культуры. Проведение игры по данной теме помогает активизировать учебную деятельность. В процессе игры используются коллективные и групповые формы работы, когда каждый участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Эта игра, организованная в целях обучения и является учебной игрой.

Создание у участников игрового состояния.

Урок проводится в кабинете, оснащенном интерактивной доской, компьютером, видеопроектором. Перед началом урока звучит классическая музыка разных стран, демонстрируются видеофрагменты о художественных музеях. Каждый ученик выбирает эмблему одного из музеев в качестве отличительного знака, определяющего принадлежность к одной из команд. Символика эмблемы музея настраивает ребят на творческий лад. Они представляют себя работниками музея искусств и готовятся к творческой деятельности. На партах раздаточный материал с иллюстрациями экстерьеров и интерьеров музеев. В классе висят плакаты с названиями музеев, шкалой успеха и иллюстрациями произведений искусства, хранящимися в них. Ребята давно настроены на игру-соревнование, у каждого запасены карточки с вопросами и жетоны "Знайка" для оценки других команд.

2. Организация игрового общения.

Ребята в классе разделились: по своему желанию выбирают название одного из музеев: "Лувр", "Британский музей", "Эрмитаж", "Музей изобразительных искусств", "Третьяковская галерея".

Ребята подготовили карточки с 5 вопросами о своем музее для других команд. Команды обмениваются карточками. На доске появляется слайд с интерьером одного из музеев. Команда, которая носит название этого музея, читает на слайде:

1.

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества создание

В картинах, письменах, стихах.

2.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

3.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

4.

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

5.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Услышать только вы его должны.

6.

Великие и Лувр, и Петергоф,

Всем очень рады, только приходите,

По благородным залам побродите,

И чудом насладитесь вновь и вновь.

(С. Михалков)

Организация игрового действия.

Участников знакомят с правилами игры.

Игра состоит из 4-х этапов. В ходе игры происходит деление ролей внутри каждой команды: "зрители", "экскурсоводы", "работники музея", "художники".

1 Игра "История музея"

На доске слайд с рассказом об истории одного из музеев. Первая команда, , выполняющая роль "работник музея" рассказывает о своем музее, а затем задает вопросы другой команде, получившей карточку с вопросами об этом музее. Остальные команды делают зарисовки экстерьера или интерьера одного из музеев по раздаточному материалу. Если ответы понравились, все ученики могут выставить отвечающей на вопросы команде "слушатели" по одному жетону "Знайка" желтого цвета на шкале успеха на доске, где каждая команда идет под своим номером.

После того, как все команды были "работниками музея", эта часть игры завершается.

2 Игра "Зал живописи"

На доске слайд с картиной одного из музеев. Команда выбирает одного экскурсовода и помогает ему составить рассказ по этой картине. На партах находится список вопросов для подготовки выступления.

Леонардо да Винчи

"Мона Лиза "

Джон Констебл

"Собор в Солсбери"

Барталомео Мурильо

"Мальчик с собакой"

Б. Кустодиев "После грозы"

Виктор Васнецов

"Богатыри"

После того, как "экскурсовод" одного из музеев расскажет о картине, ему задают вопросы "зрители" – представители других команд. Если ответы понравились, "зрители" могут выставить отвечающему на вопросы "экскурсоводу" по жетону "Знайка" зеленого цвета на шкале успеха на доске.

После того, как все команды выставили своего "экскурсовода", эта часть игры завершается.

3 Игра "Жил-был художник"

На доске вывешены имена художников, о которых на этом уроке рассказывали экскурсоводы. На столах каждой команды находится раздаточный материал с частями здания.

Задание дается всем командам одновременно: Собрать рисунок павильона искусства, из отдельных элементов (пазлы).

Виктор Васнецов

"Проект русского павильона на Парижской выставке"

Необходимо ответить на следующий вопрос:

Художник нарисовал Павильон искусства. Этот павильон был предназначен для представления работ художников на международной выставке. Предположите, какому из просмотренных нами сегодня художников принадлежит этот замысел и почему?

От каждой команды выбирается по одному "работнику музея", а затем они все вместе оценивают выполнение эскиза Павильона искусств и правильность ответа каждой из команд.

Команды предлагают свои варианты ответов. Правильный ответ: Виктор Васнецов создал проект для Русского павильона на Всемирной выставке в Париже. По проекту мастера, павильон был выполнен в стиле княжеского терема или дворца. Найденные живописцем древнерусские архитектурные мотивы впоследствии были повторены им при создании фасада для Третьяковской галереи. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри символизма и модерна. Он умело соединил мотивы средневековья с атмосферой сказки.

Если композиция была выполнена правильно и дан правильный ответ на вопрос, то команде начисляется два жетона "Знайка" синего цвета на шкале успеха на доске.

После того, как все команды были оценены, эта часть игры завершается.

4 Игра "Украшаем музей"

Ребята "художники" дорисовывают свои экстерьеры или интерьеры музеев, добавляют в них декоративные элементы, вывески, афиши. "Зрители", выбранные по одному от каждой команды, присуждают командам, чьи рисунки понравились, приз – жетон оранжевого цвета.

4. Подведение итогов игры.

По окончании игры выявились команды, участники которых проявили больше знаний, находчивости и при подведении итогов они получили больше жетонов "Знайка" на шкале успеха. Им были вручены грамоты "Умные эмоции" 1, 2, 3 степени. Остальные ученики были награждены сертификатами участников игры "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре".

Личный практический опыт

Игровое обучение – одна из форм учебного процесса, обеспечивающая принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры». Я провожу небольшие игры на каждом уроке, поскольку они активизирует познавательную деятельность учащихся. Для меня, как учителя Изобразительного искусства, выбор дидактической игровой цели урока направлен на эстетическое восприятие учениками произведений искусства и освоение ими процесса художественного творчества. Поэтому в конце каждой четверти я провожу ролевую игру - урок, когда ученики могут представить себя в роли художников, искусствоведов, конструкторов-дизайнеров, работников культуры, людей, имеющих данную эстетическую и этическую компетенцию. Преимущество урока-игры в том, что в ходе урока ученики ожидают получение запланированного учителем результата и приучаются быть ответственными за результат. Ролевая игра является способом развития мышления, умных человеческих эмоций, культурных человеческих отношений. Игра помогает развить способность учеников к самоанализу, вырабатывает самостоятельность, вариативность игрового поведения. Игра приучает сравнивать свои результаты, а также стремиться к высоким результатам своей команды.

Воспитательная цель урока-игры связана с вовлечением всех учеников в творческое общение. Форма игры должна основываться на личном опыте школьников, развивать их самоорганизацию и выстраивать траекторию индивидуальности каждого школьника в коллективном творческом процессе. Воспитательное значение ролевой игры – в развитии важных человеческих качеств: внимательности, уважении, положительной учебной мотивации.

Развивающую цель урока - игры я выстраиваю на проблемном изложении материала. Игра, с помощью создания необычных для школьников ситуаций, развивает воображение, речь, формирует новые понятия, необходимые для развития детей. Урок - игра требует привлечения в сферу деятельности учеников конкретных вещей (репродукций с произведений известных художников, предметов старины, иллюстраций с изображением архитектурных памятников, предметов дизайна), а также обращения к литературным произведениям, событиям в истории человеческой культуры, биографиям.

На примере урока "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" можно проследить разнообразные типы заданий-проблем, объединенных темой «Музей»: 1 игра – командная, ответить на вопросы другой команды; 2 игра – индивидуальная, составить рассказ по предложенной картине; 3 игра – групповая, составить композицию здания и предположить имя автора эскиза (провести атрибуцию); 4 игра – командная, представить рисунок здания музея. Все конкурсы оцениваются самими учениками.

Рисунки учеников 7 класса, гимназия 22

Вопросы для обсуждения с учащимися

Что вы узнали о музеях?

Какие картины вам понравились?

Каким вы видите музей искусства?

Какие картины вам запомнились больше всего?

С какими картинами вы бы хотели встретиться в Калининградской художественной галерее?

Хотели бы вы еще поиграть в игру "Музеи мира"?

Какие книги бы вы принесли в музей?

Что еще мы не успели сделать сегодня?

Какая команда была самой активной?

Чье выступление вам понравилось больше всего?

Чей рисунок музея был самым интересным?

Список использованной литературы

Амфилохиева Е. В. Изобразительное искусство. Полная энциклопедия, М., ЭКСМО, 2012 г.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

Иванова Е. Игровые методы в работе художественного музея с детско-юношеской аудиторией. // Музей подрастающего поколения. Вып. 2. – С.-Пб., 1992 г.

Искусство. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, ИЗО. № 17/07, №19/07, №20/07, №21/07, №24/07;

01/08, №02/08, №03/08, №07/08, №08/08, №09/08.

Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2004.

Калинина Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000г.

Лепская Н. Опыт диагностики художественного восприятия. // Искусство в школе, 2004, № 1.

Наследова В.Н. Пресс-конференция на тему “Музеи мира”. Методические рекомендации (путь к педагогическому мастерству). – Челябинск, 1991.

Прозорова А.В. Развитие ассоциативного восприятия. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.

Рева Н.Д. Роль дидактических игр в художественном воспитании детей младшего возраста. // Музей подрастающего поколения (из опыта музейно-педагогической работы научного отдела художественного воспитания детей и юношества). Вып. 1. – Л., 1991.

Савенкова Л. Интеграция в художественной педагогике ИЗО. // Искусство в школе, 2001, № 4.

Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007.

Интернет-ресурсы

Лувр https://ru.wikipedia.org/wiki/Лувр

Британский музей https://ru.wikipedia.org/wiki/Британский_музей

Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/collections/index.php

Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/categories/_id/42

Домашнее задание Составить рассказ по одной из картин http://nsportal.ru/sites/2014/12/07/iskusstvo

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.