12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кайкова Светлана Борисовна131

Конспект открытого урока по дисциплине

«История мировой культуры»

Тема: Импрессионизм

Дата проведения: 6.04.2019 г.

Группы: 1СКД, 1 НХТ

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: групповой традиционный урок

Методы проведения: беседа, рассказ, показ

Средства проведения: экран, проектор, мультимедийная презентация.

Цель урока:

- познакомить обучающихся с важным этапом европейской живописи на примере конкретных художественных памятников;

- дать представление об импрессионизме как о кратком художественном периоде и дать представление о нем как о творческом новаторском методе.

Задачи урока:

- обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории мировой культуры второй половины XIX в. закрепить полученные знания;

- развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, закреплять навыки сопоставительного анализа и умение делать обобщения, содействовать обогащению искусствоведческого словаря;

- воспитательные: Дата проведения: 19.04.2018 г.

Группы: 2СКД, 2 НХТ

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: групповой традиционный урок

Методы проведения: беседа, рассказ, показ

Средства проведения: экран, проектор, мультимедийная презентация презентация «Искусство импрессионистов». Звуковое сопровождение: произведения К.Дебюсси «Лунный свет» и «Отражения».

Цель урока: познакомиться с таким ярким явлением отечественной культуры, как «русский стиль» на примере конкретных художественных памятников.

Задачи урока:

- обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории русской культуры второй половины XIX в. закрепить полученные знания;

- развивающие: формировать у обучающихся навыки оценки художественных произведений и умение выделять произведения импрессионистов в ряду произведений других стилей и направлений способствовать развитию внимания и памяти; содействовать обогащению искусствоведческого словаря;

- воспитательные: способствовать развитию художественного вкуса и кругозора обучающихся и умению видеть взаимосвязь между различными видами искусства.


План урока: 

1. Вступительное слово преподавателя. Импрессионизм как период во французской живописи и как творческий метод.               

2. Краткая история импрессионизма

3. Характерные черты импрессионистического метода

4. Анализ характерных особенностей импрессионизма на примерах произведений наиболее известных мастеров

5. Выводы и обобщение материала

6. Домашнее задание.

             

Продолжительность урока – 90 минут

Преподаватель: Темой нашего сегодняшнего урока будет «Импрессионизм во французском искусстве». В проведении урока мне помогут студенты, которые приготовили краткие сообщения о наиболее известных мастерах-импрессионистах.

Импрессионизм оказал значительное влияние на всю последующую европейскую живопись. Что же это за явление? Понятие «импрессионизм» имеет два значения:

1. направление (течение) во французской живописи последней трети 19 в. (1874-1886 гг.);

2. новаторский творческий метод, основанный на законах зрительного восприятия.

Сначала рассмотрим импрессионизм как период в истории французского искусства (1874-1886 гг.). В 1874 г. группа молодых художников объединенных борьбой с академизмом (К. Моне, О.Ренуар, К.Писсарро, А.Сислей, Э.Дега, П.Сезанн, Б.Моризо) устроила неофициальную выставку в противовес Салону. Парижский Салон был ежегодной официальной художественной выставкой, которая проводилась на средства правительства. Участие в Салоне считалось престижным и означало известность и заказы. Для того, чтобы понять, против чего протестовали молодые художники, рассмотрим одно из характерных произведений, выставлявшихся на официальных выставках. Художник Александр Кабанель был признанным мастером салонной живописи – он писал картины красивые, слащавые, в основном на мифологические сюжеты. На эти официальные выставки не допускались картины с «низкими» сюжетами из повседневной жизни, а молодые художники хотели писать жизнь с ее радостями и горестями, во всем многообразии и неповторимости ее красок и впечатлений. У каждого из них был свой круг тем и сюжетов. Жюри художественного Салона постоянно отвергало их произведения, и первая групповая выставка должна была стать вызовом официальному искусству.   С 1874 по 1886 г. прошло общих 8 выставок импрессионистов, после этого каждый из них пошел своим путем в живописи. Импрессионизм начался в живописи, позже проявился в скульптуре и музыке. Название происходит от фр. Impression – впечатление. «Впечатление. Восход солнца»- так называлась картина Клода Моне, выставленная им на выставке 1874 г. Один из критиков в насмешку назвал всю группу экспонировавшихся художников импрессионистами. Название прижилось, так как понравилось самим членам группы. Стараясь максимально точно выразить свои непосредственные впечатления от окружающего мира, импрессионисты создали новый метод живописи.

И теперь мы запишем основные характерные особенности импрессионистического метода, который был чисто зрительным, аналитическим подходом к живописи, основанным на субъективном восприятии мира:


1. передача внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, не смешанных на палитре; краски смешивались при восприятии в глазу зрителя; на их картинах в зависимости от рефлексов (отблесков света, солнца) небо может быть зеленым, а трава синей; тени предметов писались того же цвета, что и сам предмет;


2. принцип контрастного восприятия дополнительных цветов, при котором лиловый цвет получался из сочетания красных и синих мазков, зеленый цвет – из сочетания желтого и синего и т.д.;


3. стремление запечатлеть переменчивые состояния природы, атмосферы, водной глади или большого города; без четкого рисунка и перспективы, а только колебанием и контрастом цветов и изменением освещенности художники передавали формы и пространство;


4. формы предметов «тают», растворяются в световоздушной среде;


5. обращение к одному и тому мотиву в разное время года и суток для передачи изменчивости и мимолетности существования материи во времени.


6. сюжеты брались из повседневной жизни, и самое обыденное событие превращалось в прекрасное, полное нюансов цвета и света явление; импрессионисты ценили неповторимость и красоту каждого момента жизни, они считали, что любой момент жизни достоин кисти художника, и рисовали балерин за кулисами, прачек и посетителей кафе;


7. использование некоторых приемов изобретенной в 1839 г. фотографии, которая фиксировала планы, массы, оптические эффекты, в частности, использовался прием кадрирования, т.е. выхватывания из окружающей жизни фрагмента, при котором края картины срезают части предметов, фигур, лиц;


8. влияние японского искусства с характерными для него композиционными особенностями, при которых все предметы изображались сверху или из дальнего угла;

9. в основе живописи лежала работа на пленэре. Пленэр (от фр. plein air- вольный воздух) – живопись на открытом воздухе, которая передает естественное освещение и воздушную среду. При этом этюд (подготовительный набросок для будущего произведения, выполняемый с натуры) мог стать самостоятельным произведением.


10. импрессионизм развивался в рамках реалистического искусства.


Все эти приемы стали новым словом в искусстве живописи. В борьбе с общепринятыми нормами в музыкальной культуре второй половины 19 в. сложилось и новаторское творчество композитора Клода дебюсси, которого считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Наш последующий рассказ о французской живописи пройдет под сопровождение его известного произведения «Лунный свет».

Хотя французские импрессионисты принадлежали к одному направлению, они не были похожи друг на друга. Каждый обладал яркой творческой индивидуальностью и тяготел к своей теме. представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Сейчас мы познакомимся с пятью мастерами этого направления

и посмотрим, как в их индивидуальной манере отразились те или иные черты новаторского метода. Выслушаем выступления наших студентов.


Эдуард Мане (1832-188 гг.)

Мане – выдающийся французский живописец второй половины 19 в. Он стал предтечей, а затем и соратником и другом художников-импрессионистов. Хотя когда в 1874 г. импрессионисты пригласили его участвовать в их первой совместной выставке, он отклонил предложение, считая себя традиционалистом. Мане обогатил живопись свободной, широкой техникой письма и современными темами. Его творчество испытало особое влияние произведений великих мастеров прошлого и 19 в., особенно он любил полотна Тициана и Гойи. Мане постоянно наблюдал краски в природе. Его новаторская для того времени беглая манера была такова, что возникало ощущение эскизности, множества мазков, сразу и быстро положенных на холст.

«Завтрак на траве». В 1863 г. на послал на Салон картину на которую его вдохновил «Сельский концерт» Джорджоне. Жюри Салона сочло картину кощунственной, но ее поместили все-таки в отдельный зал, названный «Салоном отверженных». Главное в этом произведении – не столько противопоставление женской фигуры одетым мужским фигурам,(неприлично) сколько его работа с цветом –контраст белого и черного с зеленым, уплощение пространства, отсутствие общепринятой лепки формы цветом. Именно с этой картины началось противостояние официального искусства и художников, искавших новые пути. Мане не примкнул к группе импрессионистов, он предпочитал идти собственным путем, но его творческие поиски в области цвета были сродни импрессионистам.

«Лола»

«Балкон» написан под впечатлением поездки в Испанию Мане написал картину «Балкон», в которой одна из дам – художница Берта Моризо.

«Бал-маскарад»

«В лодке»

«Бар в Фоли-Бержер» 1881-1882). Мане не любил сложные философские раздумья, аллегории, повествовательность и психологизм в живописи. Он брал сюжеты из повседневной жизни. Однако сложные и изысканные сочетания красок его палитры, умение подвижными и легкими мазками передать не только мерцание световых бликов на поверхности предметов, но и свет внутренней жизни персонажей делают его полотна притягательными и загадочными


Клод Моне (1840-1926 гг.)

Лидер импрессионизма, проживший долгую жизнь и переживший всех своих соратников. Как и Эдуард Мане, он изучал работы своих прославленных предшественников, и его полотна отвергало жюри Салона. В работах Моне отразились все наиболее яркие стороны импрессионистического метода живописи. Моне стремился запечатлеть окружающую действительность в её подвижной изменчивости и мимолетных красочных ощущениях. Его влекли переменчивые солнечные блики, многообразие оттенков неба, облаков, деревьев, света. Свои лучшие полотна художник написал на пленэре (вольный воздух), под Парижем.

«Впечатление. Восход солнца». В 1873 картина вызвала возмущение публики. Гавань, окутанная легким туманом. Сквозь розовую пелену проступает утреннее солнце. Над водной гладью в тумане просматриваются размытые силуэты судов и кранов. Моне только слегка обозначил их цвета. Все подернуто сероватой дымкой. Солнце только что взошло, зависнув красным шаром над кранами. Они отражаются мерцающими бликами в воде. В легкой ряби моря подрагивают серый берег и темные лодки. Моне предлагал увидеть красоту и поэзию природы. Он запечатлел ускользающую красоту мгновения. Публика же не имела ни малейшего желания рассматривать эту «мазню», чтобы понять, — она не привыкла к лицезрению подобных картин. «Жалкие слепцы, которые хотят четко разглядеть все сквозь дымку!», — сказал художник в ответ на критику.


Бульвар капуцинок. «Моне –это только глаз, но зато какой глаз!»- сказал как-то Сезанн. Способность художника запечатлевать переменчивое состояние окружения позволяла Моне замечательно передавать состояние воздуха, изменчивость погоды.

«Дикие маки близ Аржантея». Живопись Моне свободна, наполнена светом и воздухом. Беглая манера создает впечатление незаконченности, эскизности, но в его работах все продумано и полно глубокого содержания.

«Руанский собор». В зрелых работах форма и контуры предметов все более размываются. При отсутствии формы и пространства картины становятся более декоративными. В своих сериях -«Стога», «Руанский собор» и других- он пишет один и тот же мотив до двадцати раз в разное время суток, стараясь уловить изменения в освещении. .Иногда работа над циклами продолжалась долгие годы. Многие работы из циклов Моне являются подлинными шедеврами.


«Руанский собор в полдень»

«Камилла в японском кимоно»

«Кувшинки» Купив участок земли в Живерни под Парижем, Моне устроил там «японский сад» с прудом и изогнутым мостиком. Здесь Моне провел последние 25 лет жизни. Передвигаясь на маленькой лодке по пруду, он наблюдал за открывающимися видами с ивами, глициниями, лилиями и кувшинками. Он писал этюд 20-25 минут и возвращался к нему на следующий день при том же освещении. Цвет приобретал плоскостный характер, картина превращались в изысканное по цвету декоративное панно.

«Японский мостик»

Последовательно осваивая новый импрессионистический метод, Моне создал новый живописно-декоративный стиль, который использовался и развивался художниками последующего поколения.


Огюст Ренуар (1841-1919 гг.)


Огюст Ренуар (1841-1919) –живописец, график, скульптор. Художник запечатлел картины беззаботной и праздничной стороны современной ему жизни. Он был самым жизнерадостным из всех импрессионистов и говорил: «картина должна быть приятной, радостной и красивой. В жизни достаточно досадных вещей, не будем создавать еще и новые». Ренуар всегда имел успех у публики. Персонажи многих его полотен – женщины и дети. Он работал до глубокой старости и даже в последние годы, когда был уже очень болен, писал кистью, привязанной к руке.

Бал в Мулен де ла Галет (1876). Эта картина наполнена общим движением, чему способствует игра световых пятен. Необычен примем, используемый здесь мастером: первый план показан с высокой точки зрения, дальнейшее пространство - с более низкой. Благодаря этому фигуры на первом плане, представленные крупно, не заслоняют панораму.

Качели (1876) – Мане пишет радостное, беззаботное состояние людей, наслаждающихся теплым летним днем. Солнечные блики, проникающие сквозь трепет листвы и падающие на белое платье молодой женщины и на землю, приводят изображение в движение и оживляют его.

Завтрак гребцов (1880-1881). Ренуар говорил: «Картина должна быть приятной, радостной и красивой. В жизни достаточно досадных вещей, не будем фабриковать еще и новые». На его полотнах жизнь современников оживает в беззаботности и праздничности.

Портрет актрисы Жанны Самари (1877, ГМИИ). Теплая гамма оранжево-розовых тонов подчеркивает жизнерадостный характер рыжеволосой красавицы.


Эдгар Дега (1834-1917 гг.)


Эдгар Дега (1834-1917) -живописец, рисовальщик, скульптор. Участвовал в выставке 1874 г., но его творческие интересы выходили за рамки импрессионистической, преимущественно пейзажной живописи. У него сильный рисунок, который художник постоянно оттачивал. Но Дега присущи и типично импрессионистические черты, фрагментарность. Плоскостное наложение планов, неожиданные «срезы» фигур, заимствованные у фотографии и японской графики. Художник использовал смешанную технику, сочетавшую пастель, уголь, мел и цветную бумагу (нечто среднее между живописью и рисунком). Писал в основном балерин, танцовщиц, работниц. Эдгар Дега свое дарование посвятил любимому им театру, он не работал на пленэре, почти не писал с натуры и был, по его словам, «колористом посредством линий». Его увлекала задача передать разнообразие движений со всей точностью. отсюда в его работах – сложные ракурсы и необычные повороты.


«Абсент» (1876). Как и все импрессионисты, он писал «низкие» сюжеты, изображая неприкрашенную жизнь городского люда.

«Балерина, завязывающая туфлю». Герои его картин не позируют, они заняты своими делами и заботами. Художник словно выхватывает мгновение из их жизни.

«Голубые тановщицы» (ГМИИ, ок.1897) Возможно, это единственная из картина Дега в серии, посвященной балету, где художник показывает собственно танец, а не профессиональные ухищрения танцовщиц.

«Розовые танцовщицы»

«Гладильщицы» 1884-1886 Удивительно острое восприятие жизни позволило Дега видеть красоту в самых скромных ее проявлениях. Годы создания этой работы были годами разочарования художника в своем творчестве. Взгляд художника здесь беспристрастен, в картине нет социального подтекста. «Это мои женщины,- писал Дега, - простой честный народ, им неведомы иные интересы, помимо тех, что связаны с их физическим состоянием».

«Прачки».


Камиль Писсарро (1830-1903 гг.)


Камиль Писсарро (1830-1903) –живописец и график, участник всех выставок импрессионистов. Один из наиболее тонких французских пейзажистов.

Красные крыши (1877). Писсарро умел придавать скромным провинциальным видам значительность и очарование.

Особое место в его творчестве занимают виды Парижа, которые он также писал сериями, передавая один и тот же вид в разное время дня, при разном освещении.

Оперный проезд в Париже (1898, ГМИИ). Художник написал 6 видов этого проезда из окна «Луврского отеля», находящегося напротив.

Серия «Большие бульвары». Художник пишет бульвары с различных точек обзора и подчеркивает время дня. В его манере последовательно используются основные приемы импрессионистов: мы видим крупные мазки разных оттенков, которыми художник «лепит» дома, фигуры людей, заполняющих улицу, деревья, передает ощущение тумана или прозрачного воздуха.


Красные крыши (1877, д Орсе) Один из наиболее тонких пейзажистов. Умел придавать повседневным провинциальным видам значительность и очарование.

Итальянский бульвар. 1877 (ВашингтонЮ национальная галерея искусств) Особое место в его творчестве занимают виды Парижа. В 1890-е гг. написал серии картин, среди которых особое место занимают виды парижааааа. В том числе серия Больших бульваров. В отличие от серий Моне, Писсарро меняет точки зрения и подчеркивает время дня. Его палитра не только богата, но и разнообразна

Оперный проезд в Париже (1898, ГМИИ) –всего написал 6 видов этого проезда из окна «Луврского отеля» напротив.

Огюст Роден (1840-1917 гг.)


Роден - выдающийся французский скульптор, первый импрессионист с скульптуре. Как и художники-импрессионисты, он первостепенное значение придавал игре света и тени на поверхности материала. Благодаря этому многие его скульптуры живописны.

Мыслитель и Граждане Кале, самые известные его работы, были отвергнуты и зрителями, и художественными критиками, но впоследствии вошли в классику французского искусства. Роден сумел внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции, и по праву считается одним из основоположников современной скульптуры.


Заключение
Импрессионизм, не признанный в начале художественной критикой и публикой, завоевал все-таки признание как новый творческий метод в искусстве. Полотна импрессионистов сейчас ценятся очень высоко, большинство из них заняли свои места в крупнейших музеях и художественных галереях мира. Замечательная коллекция картин этого направления хранится в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ).

Художники следующего поколения уже не могли работать по-прежнему и каждый в собственной индивидуальной манере продолжал творческие поиски в работе с цветом и формой. Это мы в дальнейшем увидим на примере работ художников таких направлений, как пуантилизм, постимпрессионизм, фовизм и кубизм.


Домашнее задание:

Выучить определения импрессионизма как периода во французской живописи и как художественного метода.

Знать имена наиболее известных мастеров-импрессионистов и их работы.

Сравните репродукции двух картин («Девушки у моря» К.Курбе и «Качели» О.Ренуара) и объясните, по каким художественным признакам можно выделить работу художника-импрессиониста.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.