12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алатырева О. Г. 128
Россия, Удмуртская респ., Воткинский район, село Светлое

МБОУ Светлянская СОШ

Воткинский район, Удмуртская Республика

Конспект

урока русского языка

                                                             в 6 классе

Тема: "Имя прилагательное"

Разработала: О.Г. Алатырева,

учитель русского языка и литературы

первой категории 

МБОУ Светлянской СОШ

с. Светлое 2015г.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004 г., М. Разумовская

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Имя прилагательное»

Цели урока:

образовательная: повторить изученное об имени прилагательном как части речи;

развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;

воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий, введение в проект

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация

 

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

Литература:

«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

«Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005

Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова.

Учебник «Русский язык. 6 класс», Москва, «Просвещение», 2004, автор: М. Разумовская.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)

 

 

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по группам   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на дом

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

 

постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов с целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция,

самоконтроль

 

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные: оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера, инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

 

 

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

 

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Включение детей в деятельность.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

 

 

 

 

Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего людям краски?

-Какие бывают краски?

- Можно ли украсить слово? Текст?

Сравните, пожалуйста, два текста. Какой текст вам понравился больше. Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Оформление тетради. Запись четверостишия:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Найти в 1 предложении грамматическую основу.

- Чем выражено сказуемое?

2. Самостоятельная работа «Дополни слово»

-Давайте проверим, что вы знаете об имени прилагательном

 

 

 

 

 

 

- Молодцы. Вы уже очень много знаете об имени прилагательном. Хотите знать еще больше? Тогда я предлагаю вам включиться в проект «Раскрасим мир»

Цель проекта:

ответить на вопрос «Как с помощью имени

прилагательного можно раскрасить мир, что это означает»

Для того, чтобы работать в проекте, нужно разделиться на группы. У вас на партах лежат цветные листочки. Найдите по их цвету свою группу.

1гр. - «Литераторы» будут исследовать роль имени прилагательного в художественных текстах

2 гр. - Роль имени прилагательного в предложении

3 гр. - Происхождение имени прилагательного

4 гр. - Словообразование имени прилагательного

После каждого урока вы будете заполнять таблицу, которая напечатана на вашем листочке (приложение3).

По завершении проекта каждая группа представит творческий отчет соответственно своей теме. Отчет может быть в виде презентации, газеты, вики - статьи.


 

- А теперь, вперед, за знаниями.

Я читаю текст, будьте внимательны

-Что в этом тексте неправильно?

(приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь вы будете работать по группам.

(приложение5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой главный вопрос урока стоял сегодня перед вами?

-Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Я узнал на уроке

Я узнал из других источников

 

-Выписать из романа А. С. Пушкина «Дубровский» первые пять предложений

1 группа – определяет роль имен прилагательных в этих предложениях.

2 группа – определяет роль имен прилагательных в предложениях

3 группа – определяет происхождение имен прилагательных их этих предложений.

4 группа – делает словообразовательный анализ имен прилагательных.

Спасибо всем, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен.

Удачи!

Включение в работу, самоопределение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают какие бывают краски и для чего они предназначены.

Сравнивают тексты: 1 - без прилагательных, 2 - с прилагательными

(приложение 1)

Обучающиеся делают вывод о том, что украсить слово, текст можно именем прилагательным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают в тетрадях

Обучающиеся работают по карточкам, дописывают фразы, затем сверяют с оригиналом

(приложение 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делятся на 4 группы по цвету листочков соответственно

(1 гр.- розовые, 2гр.- желтые, 3 гр.-голубые, 4 гр. - зеленые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают текст.

Делают вывод, что неправильно подобранные прилагательные делают текст смешным и искажают его.

Записывают текст в тетрадь в исправленном виде.

 

 

 

Обучающиеся работаю т по группам, соответственно своей теме

Графическая работа со словами

Выполняется словообразовательный разбор прилагательных

Выявление роли имени прилагательных в тексте. Лексическая работа, происхождение слов

 

 

 

 

 

Дети   отвечают на поставленный вопрос урока:-для чего людям краски и как можно украсить слово, текст.

Заполняют таблицу, делают вывод

 

Приложение 1

Мы подъехали к лугу. Он у реки пронзительно зеленел от травы. Местами луг прорастал кружочками мать-и-мачехи. Кое-где кудрявились комочки подснежников. В середине серебрилось зеркальце. Оно ослепительно сверкало водой. Из нее пили птицы. Над ней в танце кружились бабочки. Это зеркальце все старались оставить лугу. Все хотели привлечь сюда солнце.


 

Мы подъехали к заливному лугу. Он у реки пронзительно зеленел от молодой травы. Местами луг прорастал солнечными кружочками мать-и-мачехи. Кое-где кудрявились сиреневые комочки подснежников. В середине серебрилось зеркальце. Оно ослепительно сверкало талой водой. Из нее пили птицы. Над ней в танце кружились бабочки. Это зеркальце все старались оставить зеленому лугу. Все хотели привлечь сюда лучистое солнце

 
 

Приложение 2

Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы …

Обозначает …

В предложении чаще всего бывает …

Изменяется по …

Может иметь …

Делится на …


 

Приложение 3

Что я знала(а)

Что я узнал(а) на уроке

Что я узнал(а) из других источников

     
     
     
     


 

Приложение 4

Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У зеленого Мишки была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошел вчерашний дождь. Мальчики спрятались под жизнерадостным деревом.

(Слова для справок: зеленый, вкусные, маленькая, средний , старший, большие, съедобные, громкие, синее, сильный, высокое)

 


 

Приложение 5

1 группа. Литераторы.

Задание 1.

Продолжите пословицы.

И волки сыты, и …

Корень учения горек, а …

Голь на выдумки …

Задание 2.

Вместо пропуска запишите прилагательное, являющееся постоянным эпитетом. Приведите примеры с данным словосочетанием из произведения устного поэтического творчества.

…………………. солнышко;

…………………. леса;

…………………. сокол;

Задание 3.

Роль прилагательных в художественной речи.

Прочитайте выразительно стихотворение В. Бакалдина. Назовите прилагательные. Вспомните прямое и переносное значение слов.

У народа есть слова

«Хлеб – всей жизни голова».

Хлеб не только

Белый,

Серый,

Сдобный,

«Докторский»,

Ржаной.

Он еще, сказать к примеру,

Трудовой

И дармовой,

Легкий – тяжкий,

Горький – сладкий,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки.

У него характер свой.

2 группа. Исследователи.

Задание 1.

Продолжите пословицы.

Не красна изба углами, а …

Глупа та птица, которой …

Мал золотник, да …

Задание 2.

Вместо пропуска запишите прилагательное, являющееся постоянным эпитетом. Приведите примеры с данным словосочетанием из произведения устного поэтического творчества.

………………….море;

………………….слезы;

………………….поле.

Задание 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В первом – втором предложениях подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Как хорош(?) и привлекателен весенний лес! По прозрачному голубому небу плывут сероватые облака ярк… солнечн… лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж(?) и пахуч(?). Сквозь прошлогодн… листву пробиваются первые зелен… росточки.

3 группа. Историки.

Задание 1.

Продолжите пословицы.

На чужой стороне и весна …

Бывают родители заботливы, а детки …

Старый друг …

Задание 2.

Здесь зашифрованы слова – прилагательные. Прочитайте и запишите без ошибок. Совпадает ли количество букв и звуков в словах?

[харош], [руский]

Задание3. Указать эпитеты к существительному Мороз. Объясните значение

1.В ночь завернул крутой мороз. 2.На дворе мороз ядреный. 3.Жгуч мороз трескучий, на дворе темно. 4.Трещит по улицам сердитый тридцатиградусный мороз. 5.Северяне вам наврали о свирепости февралей: про метели, про заносы, про мороз розовоносый.

4 группа. Филологи.

Задание 1.

Продолжите пословицы.

Не дорог подарок, …

Долг платежом …

Не красна изба углами, а …

Задание 2.

Укажите лишнее слово (по морфологическому признаку)

А. Простой, простенький, упрощать, проста.

Б. Красота, красивый, красив, прекрасный.

Задание3.

Выберите слово, строение которого соответствует схеме

Группа 1

Пресветлый, очаровательный, заботливый, призывный, честен, молчаливый


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.