12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Степаненко Алла Геннадьевна725 Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
ИНастольное пособие
Описание опыта работы по формированию пространственного мышления младших школьников с помощью пособий, изготовленных автором (совместно с родителями класса).
Актуальность опыта по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления школьников обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.
Уровень развития пространственного мышления является основным качественным показателем умственного развития субъекта.
К сожалению, ЕГЭ И ОГЭ последних лет показывает, что при решении стереометрических задач только 28% поступавших дают правильный ответ, а выпускники школ по математики либо решают только планиметрические задачи, либо не выполняют геометрические задания вообще. Для решения этой проблемы необходимо уделять большое внимание развитию пространственных представлений и моделированию реальных геометрических объектов еще в начальной школе.
Знания о пространстве развиваются в условиях разнообразных видов деятельности младших школьников: в игре, лепке, в рисовании наблюдениях, трудовых процессах, в конструировании.
Особая роль в формировании пространственного мышления принадлежит математике.
Работа с пособием
Разработанное пособие многофункционально. Оно затрагивает сразу несколько областей: коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую и конструирование плоских изображений. Данное пособие можно использовать для развития мелкой моторики, логики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей. Игру можно использовать ,как в индивидуальной , так и парной работе.
Приемы (упражнения) работы с пособиями
1.Приём умственного действия : задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру»
Учитель выкладывает на пособии геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
Сколько треугольников сверху? Какая фигура находится справа от треугольника? Какие фигуры и какого цвета расположены слева ?
Задание можно разнообразить, давая детям задания:
расположи слева квадрат и треугольник, а справа – трапецию;
расположи снизу большой синий треугольник, а сверху два маленьких:
Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: цвет, форма, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию
2. Игровой приём (сказка). По аналогии.
• Однажды первоклассник ГЕО, филин МЕТР и Я отправились в сказочное путешествие по стране Геометрии. Вдруг на нашем пути появился заплаканный паучок. Он рассказал, что сильный ветер порвал его паутинку и ему негде жить. Мы предложили «построить» ему другую паутину, но паучок отказался, он показал фото своей «квартиры» и сказал, что хочет именно такую. Давайте, ребята, поможем паучку. (Дети выкладывают паутину по образцу учителя)
Малыш ГЕО решил навестить свою бабушку, но он ни разу не был у неё в гостях.Он знал по фото, что домик выглядел вот так:
Из каких геометрических фигур состоит домик бабушки? Бабушка очень любила цветы. Гео решил порадовать бабушку (выложите цветок по координатам: О, з4; з4, с4, с3, з4; з4, ж3, о4, з4; с1, о1, к3, к2, б3, ф3, ф4, с1)
3. Прием «пристроения»
Возьмите 5 резиночек. Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник (для одной стороны используем одну резиночку). Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)
Моделирование - это особый метод исследования, основанный на том, что конкретный объект, который нельзя исследовать непосредственно, заменяется моделью.
Например, «Геометрические фигуры»
Цель: формирование умение моделировать фигуры.
Я предлагаю детям создать различные геометрические фигуры. Выложите квадрат, а сверху "нарисуйте" треугольник. Что получилось?
4.Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результат своих действий
Предлагаю детям рассмотреть рисунок.
«Изобрази вид объемной фигуры сверху, сбоку» - это занятие, в котором ребенок должен найти проекцию (плоское изображение) той фигуры, которая изображена на картинке.(под буквой б сбоку)
Симметрия : «нарисуй» симметричный треугольник относительно желтой резинки-линии .
Вывод: Работая с пособием, у учащихся формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции, развиваются коммуникативные УУД, Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей, развивается воображение, это будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
Комментарии (2)
Отредактировано 31-03-2020 16:40