12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Рудакова30
Педагог дополнительного образования первая квалификационная категория,педагог-хореограф образцовой студии танца
Россия, Свердловская обл., Новоуральск
3

Статья «Индивидуальная траектория развития. Импровизация, как способ творческого самовыражения»

Индивидуальная траектория развития. Импровизация, как способ творческого самовыражения.

Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество его жизни. Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Именно художественно-эстетическое освоение природы и искусства развивает у ребенка чувственно-образное мышление, способность жить и преобразовывать мир по законам красоты. В педагогическом плане главное в творчестве - создание ребёнком своего «Я, себя», как нового открытия, как активного начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность.

Все формы художественно-эстетического воспитания достигают цели, лишь при создании условий особого творческого пространства для самореализации личности, развития его творческих возможностей с учетом предыдущего личного опыта и новых достижений, обеспечивая свободу творчеству, раскрывая фантазию и воображение.

Один из способов развития творческих способностей является занятие по импровизации.

Танцевальная импровизация – это, прежде всего, спонтанность творческого самовыражения. Импровизация движений – это прорыв к свободе движений, это выход за рамки надуманных заранее движений.

В импровизации основную роль играют душевное настроение и вдохновение. Именно в импровизации танца этот мышечный заслон лучше проходит через душевную импровизацию, т.е. сначала надо начинать искать импровизацию в душе эмоционально, а потом – в движениях танца. Таким образом, есть уже две «составляющих» у танцующего – это музыка и его личное эмоциональное отношение (восприятие) к ней. Эти составляющие рождают каждый раз эмоциональность танца, которая способствует импровизации движений.

Импровизации помогает раскрепощать и раскрыть творческий потенциал, творческую натуру ребёнка. Развивает образное мышление и фантазию, музыкальность, ритмичность, актёрские данные, помогает выводить на эмоциональную работу через пластику и пантомиму. Развивает ассоциативное мышление к музыкальному произведению и помогает воплощать ассоциацию в движение и в постановку сюжетной линии танцевальной композиции и образа героя танцевальной сюжетной композиции. Музыка помогает воплощать характер, передавать его через пластику. Поэтому и существует такое понятие как, музыка + пластика. Импровизация – это радость движения и игры. Она более индивидуалистична, а знания и умения хореографии помогают эстетичному, культурному исполнению движений. Возможно также и импровизация из хаотичных движений. Школа импровизации работает на другом структурном уровне – это в первую очередь, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движений, чувствование партнёра, пространства времени как элементов, рождающих композицию. Импровизации, это творческая лаборатория для учащихся, где они раскрывают свои творческие способности. Это урок самостоятельности и свободы действия, на котором они могут воплотить свои творческие, хореографические фантазии в реальность. А задача педагога, раскрыть и развить творческую личность, способом импровизационного урока, помочь ребёнку научиться логически, думать и свободно фантазировать. Техника импровизации – это скорее техника раскрытия, раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства. Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов и опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело. Хореография предполагает изначальную серьёзность – мир, созданный по некоторому идеальному образцу; в импровизации мир ещё не создан, он может стать любым и чаще рефлексируется материал, из которого создаётся художественная реальность. Импровизация и хореография – равноправные партнёры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация всё больше становится частью обучения танцоров и находит место среди других видов искусств, доказывает это.


 

Импровизация – это реальная возможность выразить себя в танцевальном движении очень честно, откровенно и точно. Это возможность заглянуть в себя, открыть в себе новые, доселе неизвестные резервы, открыть свой творческий потенциал. Осознание этого открывает шанс к самопознанию, к обретению еще большей личностной целостности.

Импровизация – это высшая форма танца, которая совместила в себе прекрасное владение телом, раскрепощенность, развитое чувство музыки и ритма, артистизм, богатое воображение и яркую фантазию. Именно владение искусством импровизации делает из танцора настоящего артиста. Для овладения навыками импровизации, следует изучать танец, учиться понимать и слышать музыку, чтобы достичь ощущения себя в свободном и бесконечном пространстве.

Не важно даже, как человек танцует, в данный момент важны его ощущения, чувства и мысли, которые он выражает в это мгновенье своим танцем. Импровизация – это развитое умение действовать в незнакомых и сложных ситуациях.

Импровизация, - состояние, в котором бывает каждый. Это мироощущение, когда чувства и разум не противоречат друг другу. Это моменты полета и полного доверия к самому себе, к своим желаниям, чувствам и действиям.

Главным фактором успеха в танцевальной импровизации, несомненно, является импровизация эмоциональная, душевная. Лишь атмосфера полной открытости, вдохновения, отсутствие морального давления и правильный настрой помогут танцору преодолеть трудности любой сложности. Самое главное в импровизации – соединить восприятие музыки с телесным ее воспроизведением. Ключ к успеху в танцевальной импровизации – это вдохновение души.

Постигнуть искусство танцевальной импровизации - это значит научить высвобождать свое сознание, научиться раскрепощаться, перестать бояться зрителя и сцену. Это необходимые навыки не только для выступлений на публике, но и для выступлений в баттлах, в джемах, для участия в кастингах, да и просто для выступления на обычном клубном танцполе. Владение импровизацией – это гарантированный прогресс и высокий успешный рост в танцевальном искусстве. Это огромная ступень для достижения вершин в танцах и карьере.

Неважно, каким видом танцев Вы занимаетесь и занимаетесь ли вообще. Обучение танцевальной импровизации не требует специальных танцевальных навыков.

Занятия танцевальной импровизацией дают возможность каждому человеку обрести:

- свободу от психологических зажимов эмоций, чувств и самого тела;

- усовершенствование собственного репертуара движений, пластичности и грации;

- гармоничное восприятие себя, своего собственного Я;

- источник позитивной энергии внутри себя.

Танцевальная импровизация — это особенное отношение к собственной личности, к своему телу, особенный способ мыслить. Импровизация требует постоянного совершенствования, глубокой душевной и физической работы над собой и своим Я.

Танцевальная импровизация - это жизнь в постоянном движении, яркое проживание каждого мгновения своего движения, умение читать послания, которые передает нам наше собственное тело. Это шанс и возможность достичь более полной, более насыщенной, здоровой и прекрасной жизни.


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.