12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москвина Светлана Валерьевна16

Тема: «Индустриализация в СССР»

Подготовила: Москвина Светлана Валерьевна

учитель истории, обществознания МКОУ «Чухломская средняя

общеобразовательная школа им. А. А. Яковлева»

Технологическая карта урока

Предмет – история.

Класс – 9.

Продолжительность урока – 45 минут.

Базовый учебник – История России. XX-начало XXI века. 9 класс. Загладин Н. В., Минаков С. Т.и др.

Дополнительная литература:

«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II. М., 1954.

Цель урока: формирование потребности в формировании представлений учащихся об индустриализации в СССР.

Задачи урока:

сформулировать учебные задачи;

научиться систематизировать знания о предпосылках и причинах перехода к индустриализации;

на основе исторического источника, обеспечить самостоятельный поиск цели, содержания, источников индустриализации в СССР;

организовать самостоятельную работу с историческими источниками.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты урока:

А) предметные: научатся определять термины – НЭП, «Сталинская модернизация», «коллективизация», «культурная революция» «индустриализация»; получат возможность научиться работать с документами по данной тематике, составлять таблицу на основе данных исторических источников.

Б) метапредметные УУД:

- регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют знаково-символические средства (таблица) для решения познавательных задач;

- коммуникативные: аргументируют свою позицию, участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

В) личностные УУД – проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Методы обучения:

- активные методы обучения – метод case-study.

- словесные – диалог между учителем и учащимися, слово учителя;

- наглядные – просмотр плаката, конструирование таблицы через ИКТ-презентацию;

- метод письменного контроля.

Средства обучения:

- вербальные – устное слово, беседа, опрос;

- визуальные – иллюстрация, таблица, ИКТ-презентация;

- технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.

Формы работы: индивидуальная и коллективная.

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа, экран, плакат «Даешь индустриализацию», пакет документов, разработанный на основе сборника документов «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II. М., 1954.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

(1 минута)

Приветствие учеников. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся.

После приветствия учителя учащиеся садятся на места. Дежурный отчитывается о посещаемости урока.

Коммуникативные

2

Актуализация знаний УУД

(5 минут)

- Ребята, давайте вспомним, какие процессы проходили в области экономики в 1920-е гг. в СССР?

- Верно. Какие процессы разразились в к. 1920-х гг. в Европе?

- Назовите пути выхода из кризиса.

- В 1921 г. в государстве переходят к НЭП, дававшей свободу в социально-экономической сфере, но уже в 1923 году разразился «кризис сбыта», в 1935, 1927-1928 гг. – кризисы хлебозаготовок. Также в 1925 году был взят курс на индустриализацию.

- В 1929-1930-е гг. в странах западной Европы и СССР разразился экономический кризис, приведший к перенасыщению рынка.

- Существовало 2 пути выхода из кризиса:

1. В США, Англии и Франции, где сохранялось государственное регулирование социально-экономических отношений с сохранением демократических ценностей;

Предметные, личностные, метапредметные – регулятивные, коммуникативные

   

- Спасибо, ребята, вы правы. Давайте, непосредственно, еще раз обратимся к кризисной ситуации в СССР второй половины 1920-х гг. Каковы были антикризисные меры в СССР?

2. В Италии, Германии и Испании, где произошло полное свертывание демократических свобод, жесткий контроль государства над экономикой.

- В СССР четко оформились 2 позиции:

1. Бухарин и его сторонники: необходимо отладить рыночный механизм между городом и деревней, поддержать индивидуальные хозяйства бедняков и середняков, развивать легкую промышленность;

2. Сталин: ускоренная индустриализация, которая приведет к расширению ВПК и техническому перевооружению народного хозяйства. Необходимо заменить рыночный механизм командно-административным.

В этой борьбе победила точка зрения Сталина. Началась так называемый период «сталинской модернизации».

 

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

(3 минуты)

- Совершенно верно. Какие мероприятия включала в себя «сталинская модернизация»?

- Какое из мероприятий, на ваш взгляд, наиболее важное?

- Модернизация включала в себя три мероприятия - индустриализация, коллективизация, культурная революция.

- Конечно, это индустриализация.

Предметные, личностные, метапредметные – регулятивные, познавательные, коммуникативные

   

- Правильно.

(на слайд выводится плакат «Даешь индустриализацию»).

- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о индустриализации. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

- Совершенно верно. Запишите тему урока: «Индустриализация в СССР». Какую цель мы будем преследовать сегодня на уроке? Какие задачи мы будем преследовать для реализации поставленной цели?

(тема урока выводится на слайде)

- Тема нашего урока может звучать следующим образом: «Индустриализация в СССР».

Дети записывают тему урока в тетради.

- Цель: изучить индустриализацию в СССР.

- Задачи данного урока:

А) дать понятие индустриализации;

Б) узнать, каковы цели индустриализации;

В) осветить мероприятия, изучить итоги индустриализации.

 

4

Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

(20 минут)

- Дайте понятие «индустриализации».

- Правильно. Сейчас, на основе документов, самостоятельно, вам необходимо в течение 15 минут заполнить таблицу:

«Индустриализация в годы первых пятилеток»

(таблица выводится на слайде. Графы: 1. Цели; 2. Источники; 3. Результаты и последствия)

- Обратите внимание на документы, перед вами представлены отрывки из резолюций ВКП (б) и статья И. В. Сталина «Год великого перелома». После того как вы заполните таблицу, мы обсудим результаты вашей работы.

(ребятам выдаются «пакеты документов»)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Приступайте к заполнению таблицы. Если будут возникать какие-либо вопросы, поднимайте руку, я подойду и разъясню.

- Индустриализация - создание в кратчайшие сроки мощной тяжелой промышленности, на базе которой укрепилась обороноспособность страны, легкая промышленность и сельское хозяйство.

Школьники перечерчивают таблицу в тетрадь.

Учащиеся в течение 15 минут на основе документов заполняют таблицу:

Предметные, личностные, метапредметные – познавательные, коммуникативные

   

- Итак, заканчивайте, и мы начинаем обсуждение.

«Индустриализация в годы первых пятилеток»

цели

источники

результаты

создание мощной оборонной промышленности;

ликвидация технико-экономической отсталости;

достижение экономической независимости;

развитие базовых и новых отраслей отечественной промышленности.

Доходы легкой промышленности и сельского хозяйства, доходы от монополии внешней торговли, привлечение средств населения, труд заключенных, трудовой энтузиазм народа.

2 место в мире по развитию тяжелой промышленности;

Развитие новых отраслей промышленности (сложное станкостроение, автомобильная и тракторная промышленность, комбайностроение, самолето- и авиамоторо­строение, производство мощных турбин и

генераторов, производство качественных сталей, ферросплавов, алюминия, современная химическая промышленность, промышленность синтетического каучука, азота, искусственного волокна и др.);

Централизация управления промышленностью;

Полная занятость трудоспособного населения.

 

5


 


 


 


 


 


 

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД

(4 минуты)

Идет обсуждение таблицы, корректировка некоторых формулировок.

- Ребята, сформулируйте вывод по теме Индустриализация в СССР

и запишите себе в тетрадь.

Дети освещают результаты работы над учебной задачей, дополняют друг друга, дают оценку процессу индустриализации.

- В результате модернизации промышленности (развития базовых и новых отраслей), в 1920-1930-е гг.

СССР превратилась в мощную индустриальную державу, была ликвидирована техническая отсталость.

(учащиеся записывают вывод в тетради)

Предметные, личностные, метапредметные – познавательные, коммуникативные

6


 

Динамическая пауза

(1 минута)

- А сейчас у нас динамическая пауза. Закройте глаза, отпустите голову на парту. Представьте, что Вы – красивый цветок, жизнь которого только зарождается. Вам тепло от солнечных лучей. Лепестки обдувает теплый ветерок. Вы посмотрели в сторону, где растут такие же

Ребята выполняют динамическую паузу

 


 


 

красивые цветы, как и вы. Настало время проснуться.

   

7

Первичное закрепление

(6 минут)

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока. Вам необходимо решить

небольшой тест, а затем мы проверим его результаты. Время на выполнение теста – 3 минуты.

(учащимся выдаются бланки тестов)

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Дети, заканчивайте решение. Сейчас мы проведем взаимопроверку, для этого поменяйтесь тестами с соседом по парте.

Учащиеся выполняют тест в течение отведенных 5 минут.

Ученики проверяют друг у друга тестовые задания

Личностные, метапредметные – познавательные,

коммуникативные


 


 

(осуществляется взаимопроверка, учитель диктует правильные ответы, при наличии ошибок происходит разъяснение)

- Молодцы, ребята, вы

хорошо усвоили материал сегодняшнего урока.

   

8

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

(1 минута)


 


 

- Сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание: § 20, записи в тетради, отметить

на контурной карте стройки первых пятилеток.

(домашнее задание выводится на слайд)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

Личностные, коммуникативные

9

Рефлексия. Подведение итогов занятия

- Ребята, сейчас я предлагаю вам составить синквейн со словом «индустриализация»

Учащиеся составляют синквей, например:

«Индустриализация»;

Предметные, личностные, метапредметные -


 

(4 минуты)

(план выполнения синквейна выводится на слайд:

1-я строка – одно ключевое

слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – существительное – синоним ключевого слова).

- Молодцы, дети! Вы сегодня замечательно работали на уроке.

(поощрение положительными отметками активных, мотивация к активной деятельности всех учащихся)

Тяжелая, форсированная;

Развивала, поднимала, преобразовывала;

Уровень развития СССР;

Модернизация.

познавательные, коммуникативные

Из резолюции XIV съезда ВКП(б) «По отчету Централь­ного Комитета»

31 декабря 1925 г.

...В области экономического строительства съезд исходит из того, что наша страна, страна диктатуры пролетариата, имеет все необходимое для построения полного социалистического общества» (Ленин)… Истекший год был отмечен бурным ростом народного хозяй­ства в целом с приближением его к довоенному уровню и ростом его отдельных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, внешней торговли, внутренней торговли, кредитной системы и банков, государственных финансов и пр. Внутри на­родного хозяйства, со всем разнообразием его составных частей (натурально-крестьянское хозяйство, мелкое товарное произ­водство, частнохозяйственный капитализм, государственный ка­питализм и социализм), резко повышается удельный вес социа­листической промышленности, государственной и кооперативной торговли, национализированного кредита и других командных высот пролетарского государства.

Государственная соци­алистическая промышленность все более становится авангардом народного хозяйства, ведущим за собой народное хозяйство в целом…

Исходя из этого, съезд поручает ЦК руководствоваться в области экономической политики следующими директи­вами:

а) во главу угла поставить задачу всемерного обеспечения победы социалистических хозяйственных форм над частным ка­питалом, укрепление монополии внешней торговли, рост социа­листической госпромышленности и вовлечение под ее руководст­вом и при помощи кооперации все большей массы крестьянских хозяйств в русло социалистического строительства;

б) обеспечить за СССР экономическую самостоятельность, оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического мирового хозяйства, для чего держать курс на инду­стриализацию страны, развитие производства средств производ­ства и образование резервов для экономического маневриро­вания;

в) основываясь на решениях XIV партконференции, всемер­но способствовать росту производства и товарооборота в стране;

г) использовать все ресурсы, соблюдать строжайшую эконо­мию в расходовании государственных средств, увеличивать ско­рость оборота госпромышленности, торговли и кооперации для повышения темпа социалистического накопления;

д) развертывать нашу социалистическую промышленность на основе повышенного технического уровня, однако в строгом соответствии, как с емкостью рынка, так и с финансовыми воз­можностями государства;

е) всемерно содействовать развитию советской местной про­мышленности (район, округ, губерния, область, республика), всячески стимулируя местную инициативу в деле организации этой промышленности, рассчитанной на удовлетворение разно­образнейших потребностей населения вообще, крестьянства в особенности;

ж) поддерживать и толкать вперед развитие сельского хо­зяйства по линии повышения земледельческой культуры, разви­тия технических культур, повышения техники земледелия (трак­торизация), индустриализации сельского хозяйства, упорядоче­ния дела землеустройства и всемерной поддержки разнообразных форм коллективизации сельского хозяйства.

«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II. М., 1954.

Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства»

19 декабря 1927 г.

… Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства. Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в, части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности.

Промышленность, производящая предметы потребления, должна довести количество и качество своей продукции до такого предела, чтобы было обеспечено значительное повышение душе­вой нормы потребления трудящихся. Особое внимание должно быть обращено на развертывание текстильной, кожевенной и пи­щевой промышленности, которая, обеспечивая рост сельскохо­зяйственной сырьевой продукции, особенно способствует росту индустриализации сельского хозяйства и рассасыванию аграр­ного перенаселения.

В области новых производств должны быть развиты или по­ставлены заново: производство оборудования для металлургии, топливной и текстильной промышленности, авто-, авиа- и трак­торостроение, производство искусственного волокна, добыча ред­ких элементов, производство алюминия, ферро-марганца, цинка, связанного азота, калия, производство оборудования кинопро­мышленности и радиоустановок, добыча радия и т. д.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов IIK ч. II. М., 1954.

Из резолюции XVII съезда ВКП(б) «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933- 1937 гг.)»

26 января - 10 февраля 1934 г.

«Основной политической задачей Второй пятилетки является окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов вообще, полное уничтожение причин, порождающих классовое различие и эксплуатацию, и преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей, превращение всего трудящегося населения страны в сознательных,и активных строителей бесклассового социалистического общества (XVII партконференция)».

Осуществление этих задач возможно лишь на базе развернутой технической реконструкции всего народного хозяйства, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Поэтому основной и решающей хозяйственной задачей второй пятилетки является завершение реконструкции всего народного хозяйства. Решающим же условием завершения технической реконструкции народного хозяйства во второй пятилетке должно явиться освоение новой техники и новых производств.

Год великого перелома (3 ноября 1929 г.)

Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная особенность этого наступления состоит в том, что оно уже дало нам ряд решающих успехов в основных областях социалистической перестройки (реконструкции) нашего народного хозяйства.

Из этого следует, что партия сумела целесообразно использовать наше отступление на первых стадиях новой экономической политики для того, чтобы потом, на последующих ее стадиях, организовать перелом и повести успешное наступление на капиталистические элементы. Итоги истекшего года с несомненностью говорят о том, что партия с успехом выполняет в своей работе решающее указание Ленина. <...>

Если взять итоги истекшего года по линии хозяйственного строительства, имеющего для нас решающее значение, то успехи нашего наступления на этом фронте, наши достижения за истекший год можно было бы свести к трем основным моментам.

В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В неразрывной связи с этим первым достижением партии стоит второе ее достижение. Состоит оно, это второе достижение партии, в том, что мы добились за истекший год благоприятного разрешения в основном проблемы накопления для капитального строительства тяжелой промышленности, взяли ускоренный темп развития производства средств производства и создали предпосылки для превращения нашей страны в страну металлическую.

В этом наше второе и основное достижение за истекший год.

Проблема легкой индустрии не представляет особенных трудностей. Она уже разрешена нами несколько лет назад. Труднее и важнее проблема тяжелой индустрии.

Труднее, так как она требует колоссальных вложений, причем, как показывает история отсталых в промышленном отношении стран, тяжелая индустрия не обходится без колоссальных долгосрочных займов.

Важнее, так как без развития тяжелой промышленности мы не можем построить никакой промышленности, не можем провести никакой индустриализации…

Истекший год показал, что, несмотря на явную и тайную финансовую блокаду СССР, мы в кабалу к капиталистам не пошли и с успехом разрешили своими собственными силами проблему накопления, заложив основы тяжелой индустрии. Этого теперь не могут отрицать даже заядлые враги рабочего класса…

В самом деле, если, во-первых, капитальные вложения в крупную промышленность в прошлом году составляли свыше 1600 млн руб., причем из них около 1300 млн ушло на тяжелую промышленность, а капитальные вложения в крупную промышленность в этом году составляют свыше 3400 млн руб., причем из них свыше 2500 млн уйдет на тяжелую промышленность; если, во-вторых, валовая продукция крупной промышленности за прошлый год дала 23%, роста, причем тяжелая промышленность в том числе дала рост на 30%, а валовая продукция крупной промышленности на текущий год должна дать рост на 32%, причем тяжелая промышленность в том числе должна дать рост на 46%, – то разве не ясно, что проблема накопления для построения тяжелой промышленности не представляет уже для нас непреодолимых трудностей…

Истекший год показал, что партия с успехом справляется с этой задачей, решительно преодолевая все и всякие трудности на этом пути.

Это не значит, конечно, что промышленность не будет иметь больше серьезных трудностей. Задача построения тяжелой промышленности упирается не только в проблему накопления. Она упирается еще в проблему кадров, в проблему: 
а) приобщения десятков тысяч советски настроенных техников и специалистов к социалистическому строительству и 
б) выработки новых красных техников и красных специалистов из людей рабочего класса.

Если проблему накопления можно считать в основном разрешенной, то проблема кадров ищет еще своего разрешения. А проблема кадров является теперь, в обстановке технической реконструкции промышленности, решающей проблемой социалистического строительства…

Отсюда задача партии – взяться вплотную за проблему кадров и овладеть этой крепостью во что бы то ни стало.

Так обстоит дело со вторым достижением партии за истекший год.

ВЫВОДЫ:

Мы идем на всех парах по пути индустриализации – к социализму, оставляя позади нашу вековую «рассейскую» отсталость.

Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, – пусть попробуют догонять нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей «цивилизацией». Мы еще посмотрим, какие из стран можно будет тогда «определить» в отсталые и какие в передовые.


 

Из резолюции XV конференции ВКП(б) «О хозяйственном положении страны и задачах партии»

3 ноября 1926 г.

II. Источники накопления

Темп расширения основного капитала будет зависеть:

а) от размеров накопления обобществленной промышленно­сти;

б) использования через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства;

в) использования сбережений населения путем вовлечения их в кооперацию, в сберегательные кассы, внутренние государ­ственные займы, кредитную систему и т. п.

Процесс расширенного воспроизводства промышленности должен быть обеспечен, прежде всего, вложением в индустрию новых масс прибавочного продукта, создаваемого внутри самой промышленности. Главнейшими условиями в деле увеличения размеров внутрипромышленного накопления являются: реши­тельное сокращение накладных расходов, ускорение оборачива­емости капиталов, всемерная рационализация промышленности, применение в ней новейших достижений техники, увеличе­ние производительности труда и повышение трудовой дисцип­лины.

Однако, как бы ни возрастало внутрипромышленное накоп­ление, его, во всяком случае на протяжении ближайшего перио­да, не может быть достаточно для обеспечения необходимого темпа развития индустрии.

Поэтому дальнейшее развертывание промышленности будет в значительной степени зависеть от тех дополнительных средств, которые будут направлены в промышленное строительство.

Одним из главных орудий перераспределения народного до­хода является государственный бюджет. В государственном бюджете Союза интересы индустриализации страны должны найти полное выражение. В расходной части бюджета должны быть обеспечены соответствующие ассигнования на промышлен­ность, электрификацию и т. д.

Конференция находит, что до сих пор не было приложено сколько-нибудь серьезных усилий для сосредоточения средств, накопляющихся у населения, в кооперации, в сберегательных кассах, в займах и т. п. По мере роста общего благосостояния населения это использование через кооперативные и кредитные учреждения мелких сбережений населения должно приобретать все большее и большее значение как один из источников средств для развития хозяйства.

Конференция категорически осуждает взгляды оппозиции о необходимости проведения индустриализации путем такого об­ложения деревни и такой политики цен, которые неизбежно привели бы к приостановке развития сельского хозяйства, сокра­тили бы источники сырья для промышленности и рынок сбыта ее продукции, что с неизбежностью привело бы к резкому паде­нию темпа индустриализации страны.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов IIK ч. II. М., 1954.

Из резолюции XVII съезда ВКП(б) «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933- 1937 гг.)»

26 января - 10 февраля 1934 г.

В годы первой пятилетки в СССР построена крупная технически передовая промышленность, причем особенно значительные успехи достигнуты в деле создания современной тяжелой индустрии - материальной базы социализма, основы реконструкции всего народного хозяйства и условия для убыстренного развития легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства. Вновь организованы десятки новых отраслей производства: сложное станкостроение, автомобильная и тракторная промышленность, комбайностроение, самолето- и авиамоторо­строение, производство мощных турбин и генераторов, производство качественных сталей, ферросплавов, алюминия, современная химическая промышленность, промышленность синтетического каучука, азота, искусственного волокна и др. Реконструированы на основе современной техники трикотажная, швейная, обувная, мясная, консервная, бумажная промышленность и т.д. Построены тысячи передовых предприятий, переводящих все народное хозяйство на высокую ступень новой технической культуры и находящихся на уровне лучших образцов капиталистической техники.

Коренным образом реконструировано в первой пятилетке сельское хозяйство. Пролетариат, руководимый ленинской партией, убедил миллионы крестьянства в превосходстве коллективного производства и создал в деревне новый, колхозный строй. Победы в развитии промышленности обусловили гигантские успехи по переводу сельского хозяйства на рельсы машинной техники. СССР стал страной самого крупного в мире сельского хозяйства.

Крупные успехи в создании новой, социалистической дисциплины труда, рост квалификации рабочих, значительные достижения в организации производства позволили добиться в ходе технической реконструкции огромных побед в деле поднятия производительности труда. По темпам роста производительности труда СССР оставил позади все капиталистические страны, даже в сравнении с годами высшего подъема.

За годы первой пятилетки СССР превратился в страну передовой культуры. Ликвидирована неграмотность десятков миллионов рабочих и крестьян и осуществлен переход к всеобщему обязательному начальному обучению. Широко развернулось внешкольное образование, резко возрос тираж газет, журналов и других печатных изданий. Значительные успехи достигнуты в области развития научно-технической мысли, самостоятельно разрешившей ряд крупнейших технических проблем.

Особенно значительный хозяйственный и культурный рост имел место в национальных районах Союза, быстро идущих по пути окончательной ликвидации своей отсталости.

В итоге пятилетки перед лицом сотен миллионов трудящихся всего мира впервые в истории человечества на деле доказана возможность построения социализма в одной стране. Все эти успехи первой пятилетки подготовили предпосылку и мощную базу для построения и осуществления второй пятилетки.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов IIK ч. II. М., 1954.

Из резолюции XVIII съезда ВКП(б) «Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938 - 1942 гг)» 10-21 марта 1939 г.

 

I. Итоги второй пятилетки и основные задачи третьего пятилетнего плана

 

Главная и решающая хозяйственная задача второй пятилетки - завершение технической реконструкции народного хозяйства СССР - основном выполнена.

Коренным образом обновился производственно-технический аппарат страны. Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено в 1937 году с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области промышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля 1937 года, то есть в 4 года и 3 месяца, причем и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжелая промышленность. Вторая пятилетка по перевозкам железнодорожного транспорта с превышением выполнена в 4 года. Перевыполнены также важнейшие задания второй пятилетки по продукции сельского хозяйства: по зерну, по хлопку.

По сравнению с 1932 годом - с последним годом первой пятилетки - продукция промышленности в 1937 году выросла на 120,6 процента при задании по второму пятилетнему плану в 114 процентов прироста. Среднегодовые темпы прироста продукции промышленности во второй пятилетке составляли 17,1 процента против намеченных по плану 16,5 процента.

Во всех отраслях народного хозяйства СССР выросли производственные кадры, успешно овладевающие новой техникой. Крупнейшей победой второй пятилетки является создание значительных, нужных для всех отраслей социалистического строительства кадров советской интеллигенции и широкое выдвижение новых руководящих работников из партийных и непартийных большевиков во всех отраслях народного хозяйства.

Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развертывание социалистического соревнования и его высшей формы - стахановского движения - привело к мощному подъему производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства. Производительность труда в промышленности за вторую пятилетку увеличилась на 82 процента против 63 процентов по плану, а в области строительства производительность труда за этот период увеличилась на 83 процента против 75 процентов по плану второй пятилетки. Подъем стахановского движения и многочисленные замечательные примеры социалистически-сознательного труда стахановцев с их высокими показателями производительности труда создали предпосылки для коренного укрепления трудовой дисциплины во всех наших предприятиях и учреждениях, что является непременным условием высокой производительности труда всех трудящихся и залогом нового мощного роста коммунизма в СССР.

Теперь, когда СССР сложился как социалистическое государство, закончил в основном техническую реконструкцию народного хозяйства и по уровню техники производства в промышленности и сельском хозяйстве стоит впереди любой капиталистической страны Европы,- теперь мы можем и должны во весь рост практически поставить и осуществить решение основной экономической задачи СССР: догнать и перегнать также в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и Соединенные Штаты Америки, окончательно решить эту задачу в течение ближайшего периода времени.

 

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов IIK ч. II. М., 1954.


 


 


 

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции


 

Страны

1918–1929 г.

1930–1941 г.

СССР

Вся промышленность

Крупная промышленность

США

Англия

Франция

 

6,9

9,7

3,1

1,2

7,9

 

16,5

18,0

1,2

2,1

–2,2


 

Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий


 

Годы

Число предприятий

1918–1929

1-я пятилетка (1928–1932)

2-я пятилетка (1933–1937)

2200

1500

4500


 


 


 


 


 

Ввод в действие важнейших производственных мощностей

 

Фактическая мощность в 1913 г.

Введено мощностей в ходе индустриализции

Уголь, млн. т. в год

29

189

Железная руда, млн. т. в год

9

29

Чугун, млн. т. в год

4,2

14,6

Сталь, млн. т. в год

4,3

13,9

Автомобили тыс. шт. 0

0

200

Тракторы, тыс. шт.

0

100

Комбайны, тыс. шт.

0

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест

Целью индустриализации в СССР было:

А. Ускорить развитие сельского хозяйства;

Б. Достичь экономической независимости;

В. Выплатить все иностранные долги царской России;

Г. Укрепить основы рыночной экономики.

В сталинской индустриализации, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

А. Иностранный капитал;

Б. Труд заключенных;

В. Рост налогообложения;

Г. Приток капитала за счет экспорта хлеба.

3.  Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

А. Легкой и пищевой промышленности;

Б. Тяжелой промышленности;

В. Сферы услуг;

Г. Внешней торговли.

4. Что являлось итогом индустриализации?

А. Интегрирование страны в мировую экономику;

Б. Укрепление основ рыночной экономики;

В. Ускорения развития легкой промышленности;

Г. Развитие новых и базовых отраслей промышленности.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

1 – Б; 2 – Г; 3 – Б; 4 – Г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.